Предложение назначать губернаторов вместо их избрания эксперты оценили как слишком верноподданническое
Народная примета: по весне, как почва оттает и подступит выборное половодье, »властная вертикаль» так и норовит прогнуться. Тем более что есть перед кем.
Инициативу региональных лидеров, предложивших отныне не выбирать губернаторов, а назначать их высочайшим указом и плюс к тому увеличить срок отсидки президента в Кремле до семи лет, большинство экспертов расценили однозначно: выслуживаются.
Однако надо признать: момент для начала какой бы то ни было дискуссии о проблемах российского федерализма выбран был как нельзя удачно. По сути это «проверка на вшивость» всех кандидатов в президенты и в особенности — Господина И.О. Если он заглотит наживку и поддержит идею возврата к административно-командной системе советского образца — тогда держись крепче, товарищ Путин, и лучше не стой на пути у высоких демократических чувств...
По мнению аналитиков, собравшихся на семинар «Совершенствование федеративных отношений» в Центре стратегических разработок под руководством Германа Грефа (неофициальное название — «мозговой центр Путина»), проблему пересмотра принципов построения Российской Федерации к разряду самых актуальных отнести сейчас нельзя.
Как считают доцент МГУ Леонид Смирнягин и экс-министр по делам национальностей, ныне эксперт ЦСР Евгения Сапиро, предложение губернаторов «настолько абсурдно, что кажется, будто выдвинуто оно сугубо из верноподданнических побуждений без всякой надежды быть принятым». Проблемы федерализма вовсе не «держат страну за горло». Часть из них — например, «асимметрия Федерации», связанная с делением субъектов РФ по национальному признаку, противоречия региональных и федеральных законов, ситуация с договорами между Центром и регионами и устаревшее административно-территориальное деление — все это скорее всего решится путем «саморазвития» РФ. Форсированного решения требуют другие вопросы — проблема расслоения Федерации (власть у нас как бы трехслойная, один и тот же гражданин «ходит» под муниципальными, региональными и федеральными «крышами»), гигантские диспропорции в уровнях развития регионов. Тревожит то, что губернаторы по части властных полномочий переплюнули даже всесильных секретарей обкомов советской поры, а местное самоуправление пробуксовывает. Термин «бюджетный федерализм» употребляется в плотной связке со словом «извращение», контроль за трансфертами — больная мозоль российских финансистов. Масса проблем у депрессивных регионов. Все эти гордиевы узлы надо распутывать. Но не рубить сплеча, не торопить события, не «раскачивать лодку», и без того изрядно хлебнувшую воды.
Заместитель председателя комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политики Владимир Лысенко назвал модель, разработанную Евгением Сапиро и Леонидом Смирнягиным, «застойной», а идею трех губернаторов — «авторитарной». Сам он выступает за «управляемую демократию, или мягкий авторитарный режим». По его мнению, реформирование федеративных отношений необходимо, и оно должно затронуть сферу Конституции и законодательства в целом, бюджетно-экономическую и социальную сферу и т. д. В то же время Лысенко категорически против отмены выборности губернаторов: «Возможно, в 1996 году Ельцину не нужно было соглашаться на выборы губернаторов. Но назад поворачивать поздно. Права невозможно отобрать обратно». Лысенко предлагает срочно принять закон «О конституционных гарантиях обеспечения целостности РФ», где предусмотрен институт федерального вмешательства, позволяющий президенту РФ отстранять региональных лидеров за грубые нарушения Конституции и законов.
Местное самоуправление
(Публикации)
Екатерина Добрынина
«Век» 06.03.2000
|