Федералы продолжают «чистку» региональных законов, т.е., говоря юридическим языком, ведут комплексную проверку нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов края, городов и районов на предмет их соответствия требованиям Конституции Российской федерации и Федеративного законодательства.
Процедура довольно-таки рутинная и, на первый взгляд, нетрудная. Но это только на первый взгляд. За годы, когда каждый субъект федерации «творил» свои законы порой без всякой оглядки на Москву, накопились целые завалы местечкового законотворчества, разгребать которые сейчас и приходится федеральным инспекторам совместно с органами юстиции и прокуратуры.
Так, с ноября 2000 г. органами юстиции ведется регистр правовых актов органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. По Краснодарскому краю, к чести нового губернатора, следует отметить, что с января 2001 г. в регистр не попало практически ни одного постановления, противоречащего федеральному законодательству. Более того, наметилась положительная тенденция к исправлению ранее имевших место нарушений в актах органов исполнительной власти.
Работа по приведению законодательных актов края в соответствие с действующим федеральным законодательством тоже не стоит на месте. Законодательное собрание края только в первом квартале этого года исправило добровольно и по предложению органов юстиции и прокуратуры 22 своих закона и постановления. Устранены противоречия федеральному законодательству в Уставе Краснодарского края и в законодательстве о выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Кстати, именно муниципальное законодательство вызвало наибольшую тревогу у Президента России В. Путина. В своем послании Федеральному собранию он отметил, что муниципальное законодательство, стоящее ближе всего к повседневной жизни граждан, «очень низкого качества, перегружено и часто нелогично». Думается, что процесс изменения муниципального законодательства должен проходить параллельно с ревизией актов органов местного самоуправления на предмет их соответствия федеральному законодательству.
В Краснодарском крае эта работа осуществляется по поручению главного федерального инспектора совместно с органами юстиции и прокуратуры. Об объемах уже проделанной за год с небольшим работы, к примеру, только по Краснодару лучше всего говорят такие цифры: в ходе проверки нормативно-правовых актов местного самоуправления, принятых с 1.01.95 г. по 2.02.01 г., было выявлено 19 актов, содержащих противоречия федеральному законодательству. Из них — 14 постановлений главы города Краснодара и пять решений городской Думы.
После того, как главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента России по Южному округу В. И. Темников обратился в адрес главы администрации города и председателя городской Думы с требованием об отмене незаконных актов, их начали отменять, правда, не все и не сразу. Так, десять актов были отменены главой города в добровольном порядке, два была вынуждена опротестовывать прокуратура города, еще по двум постановлениям после дополнительной проверки прокуратура пришла к выводу об отсутствии оснований для принесения протеста. Городская Дума действовала более решительно — 4 мая на своем заседании она одним махом признала недействительными четыре из указанных решений. Одно, правда, до сих пор находится в стадии рассмотрения.
Справедливости ради надо отметить, что посвоевольничали всласть по части законотворчества не только в Краснодаре. Не отставали в этом деле и другие города и районы края. За аналогичный временной промежуток в Анапе было выявлено 13 постановлений главы города, противоречащих федеральному законодательству, в Славянском районе — 10, в Динском — 8, в Горячем Ключе — 3. Наиболее характерным в этих районах является несоблюдение норм федерального законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, антимонопольного и налогового законодательства, а также законодательства о местном самоуправлении. Но заметим, что алкоголь в этой констатации фактов нарушений стоит на первом месте.
- Почему? — задали мы вопрос сотруднику аппарата главного федерального инспектора по Краснодарскому краю и Адыгее Елене Евгеньевне Поляковой.
- Все очень просто, — ответила она. — Торговля водкой и вином всегда была самым прибыльным делом. Так было в царской России, так есть и сейчас. Прибыльным не только для государства и нынешних виноторговцев, но и для нечистоплотных чиновников, которые разрешительной системой пользуются так же ловко, как некоторые гаишники своей «палочкой-выручалочкой». Ведь по закону как? Получил в крае лицензию на торговлю винно-водочными изделиями и больше не надо никаких и ничьих разрешений. Но не тут-то было! В городах и районах тут же начинают выдумывать массу ограничений: то нельзя торговать в центре, то устанавливают дополнительную маркировку алкогольной продукции специальными знаками или начинают выдавать свои «местные» лицензии. Почему? Да потому, чуть ли не хором отвечают руководители, что надо пополнять местный бюджет. Надо, конечно, кто же отрицает, но не противоправными же действиями. А что и как порой пополняется в действительности в результате такого самоуправства чиновников, мы тоже хорошо знаем...
А уж фантазии им тут не занимать! К примеру, в Динском районе то додумываются до учреждения комиссии по уничтожению конфискованной алкогольной продукции (хотя правительство Российской Федерации давно и четко установило, что этим занимаются федеральные органы исполнительной власти). То кидаются устанавливать розничные цены на природный газ, реализуемый населению (и тоже не имея никакого права, так как это не относится к их компетенции). А то издают совсем уж грозное постановление: «О внесении изменений и дополнений в постановление главы местного самоуправления района от 18.06.1999 г. № 281 «Об утверждении дислокации розничной торговой сети по реализации алкогольной продукции на территории Динского района», даже не подозревая, что тем самым они нарушают Закон Российской федерации от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии со статьей 7 этого закона органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов и создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных субъектов, если такие акты имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и ущемление хозяйствующих субъектов или граждан.
Ущемляют, и еще как ущемляют!.. Конечно, не везде налицо мздоимство. Местные финансы , действительно, зачастую поют романсы, и руководители всеми способами пытаются пополнить казну. И не только. Главы городов и районов свои противоправные действия порой мотивируют тем, что, мол, необходимо защитить потребителя от недоброкачественной продукции. Но все ли способы хороши, зададим себе снова этот вопрос. Ведь дорогого стоит и вера в справедливость принятых законов и в неотвратимость наказания за их нарушение. И вера, наконец, в справедливость самой власти, которая все видит, все знает и не допустит беззакония, под какими бы благовидными предлогами оно не совершалось. Вот почему аппарат главного федерального инспектора регулярно проводит совещания с участием органов исполнительной власти, прокуратуры, юстиции, судов Краснодарского края и Республики Адыгея по вопросу приведения регионального законодательства в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законодательством. По ходу этой работы апробируются различные формы ее проведения. Так, например, выработана новая форма взаимодействия с Законодательным собранием края, когда оно привлекает сотрудников аппарата главного федерального инспектора при обсуждении проектов законов на заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп.
В Республике Адыгея разработан иной механизм контроля за соответствием решений органов местного самоуправления действующему законодательству. Так, органы местного самоуправления после издания своего очередного акта сразу же направляют его в соответствующую прокуратуру для проверки в порядке надзора. В прокуратуре в свою очередь налажен пономерной учет актов органов местного самоуправления, что позволяет прокурору оперативно в течение 10 — 15 дней принимать меры прокурорского реагирования. В результате отпадает необходимость в плановых проверках органов местного самоуправления. Только в первом квартале этого года органами прокуратуры Республики Адыгея проверено свыше трех тысяч актов и выявлено 24 акта, противоречащих действующему федеральному законодательству. По краю эти цифры еще более внушительны. За этот же период было проверено 13412 актов органов местного самоуправления, 249 из них оказались, так сказать, с изъяном. А дальше включился обычный механизм прокурорского реагирования - протест, представление, заявление в суд...
И за всем этим процессом зорко следят сотрудники аппарата главного федерального инспектора Вячеслава Ивановича Темникова, для которых крылатая фраза «закон есть закон» не просто расхожая мысль, а формула для ежедневного использования в своей нелегкой деятельности по защите прав граждан России, наших с вами прав, дорогие читатели.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
(Публикации)
Виктор Илюшин
Кубанские новости (Краснодар) № 91, 05.06.2001
|