Как известно, в субъектах Федерации, в том числе и в нашем округе, идет интенсивная работа по приведению законов и нормативно-правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Практически на каждом заседании окружной думы обсуждается вопрос о внесении изменений в тот или иной закон, положения которого входят в противоречие с федеральным. По некоторым данным, необходимую «шлифовку» прошли до 90 процентов окружных законов, принятых в разные годы.
Можно сказать, на уровне субъекта Федерации эта работа подходит к своему завершению. Наступает очередь «непаханого правового поля» муниципальных образований. Законы муниципалитеты не пишут, зато нормативно-правовых актов издают массу. Как показывает анализ, большинство из них не соответствует ни федеральному, ни окружному законодательству. Об этом говорилось на семинаре-совещании, посвященном проблемам нормотворческой деятельности органов местного самоуправления.
Инициатором совещания с такой повесткой дня выступило правительство округа, а участвовали в нем управляющие делами и руководители юридических служб муниципальных образований.
Какие нарушения чаще всего встречаются в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления? На этот вопрос достаточно подробно и с конкретными примерами ответил заместитель прокурора округа Николай Белан.
На сегодняшний день, как было отмечено, окружная прокуратура получила около 60 заключений на нормативно-правовые акты, принятые в Сургуте, Нефтеюганске и Ханты-Мансийске из управления юстиции. На подходе еще 100 заключений. Более 60 документов с начала года опротестовано прокурорами городов и районов.
Часто допускаются ошибки, связанные с применением бюджетного законодательства.
Очень любят местные администрации и депутаты «влезать» в вопросы регулирования трудовых отношений, в порядок работы учреждений (вплоть до установления режима работы магазинов).
В нефтедобывающих районах с помощью местных правовых актов пытаются регулировать вопросы, связанные с использованием вахтового метода, привлечением иностранной рабочей силы, хотя они регулируются федеральным и окружным законодательством.
Превышают собственные полномочия при установлении оплаты труда. В этой связи был приведен такой пример. Глава администрации Радужного самолично установил себе и своим заместителям повышенную заработную плату и премии (на что не имел права). В результате переплата за два с половиной года составила свыше 7,5 миллиона рублей.
Нередки случаи, когда местные власти пытаются «поруководить» федеральными структурами, действующими на территории городов-районов, вторгаясь в их компетенцию.
Участники совещания, представители городских администраций, не остались в долгу и, в свою очередь, высказали немало претензий в адрес местных прокуратур. Но, впрочем, дискуссия, на наш взгляд, была полезной для обеих сторон.
На совещании были обсуждены не только проблемы муниципального нормотворчества, но и рассмотрены нюансы окружного законодательства о местном самоуправлении, состоялся обмен мнениями об организации территориального общественного самоуправления.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
(Публикации)
Евгения Никитина
Новости Югры (Ханты-Мансийск) №65(16582), 09.06.2001
|