Местные органы законодательной власти относятся к наименее известным и понятным населению органам власти. Подавляющее большинство граждан (до 70%) не сформировало своего отношения к данному институту. Поэтому, естественно, что оставшиеся в своем большинстве не доверяют местным законодательным собраниям и думам. Значительная часть населения (35-40%) равнодушно относится к предложениям по изменению порядка проведения выборов в местные законодательные собрания. Однако, активная часть населения (имеющая свою точку зрения на реформирование избирательного процесса) одобряет те меры, в результате которых в предвыборные кампании включается максимально широкий спектр общественных и политических сил. Действующие депутаты местных законодательных собраний, как правило, не вызывают симпатий у россиян. Среди активной части населения доминирует мнение, что часть депутатов местных ЗС заслуживает отзыва. Подавляющее большинство россиян готово подписать требование об отзыве не устраивающего их депутата ЗС.
1. Отношение населения РФ к местным законодательным органам власти Местные органы законодательной власти (областные, краевые, республиканские Думы или Законодательные собрания) относятся к числу наименее понятных населению органов власти.
До 70% россиян не имеют явно выраженного отношения к данным органам власти, не высказывая им ни доверия, ни недоверия. В сопоставлении с иными властными институтами тот же уровень неопределенности наблюдается по отношению, например к Совету Федерации ФС РФ или полномочным представителям Президента в федеральных округах (см. диаграмму). Лишь 5% россиян утверждают, что относятся к местным законодательным органам с доверием, тогда как 25% опрошенных склонны выражать недоверие. Таким образом, соотношение доверяющих и не доверяющих данному органу власти является одним из наиболее низких вообще: хуже соотношение только для Государственной Думы, которой доверяют 5% населения и не доверяют 38% (ФОМ, июнь 2001).
Между тем, отношению к иным региональным органам власти, с одной стороны, лучше сформировано, а с другой — более позитивно. Так, по данным ФОМ, администрации своего региона доверяют 14% опрошенных, и не доверяют — 26%, а городским администрациям выражают доверие 16% населения, и не доверяют — 30% (см. диаграмму, ФОМ, июнь 2001 года). Равнодушное отношение основной массы населения к местной законодательной власти проявилось и в ответах населения на большинство предложенных вопросов. Как правило, более трети населения (35-45%%) не могут высказать своего мнения по различным аспектам работы местных законодательных собраний. В частности, 36% опрошенных затруднились дать даже самую общую оценку работы Законодательного Собрания своего региона. Среди остальных респондентов положительно оценивают работу местной законодательной власти 27% и отрицательно — 37% (ФОМ, июнь 2001). Невысокий уровень интереса к местной законодательной власти подтверждается и тем фактом, что большая часть населения не считает необходимым участвовать в голосовании при выборах региональных представительных органов. Только 40% россиян заявляют, что они принимали участие в последних выборах местной Думы. Еще 47% опрошенных утверждают, что не принимали участия в голосовании, и остальные 13% не могут вспомнить, голосовали или нет (ФОМ, июнь 2001 г.). За последний год уровень доверия региональной представительной власти претерпел некоторые изменения. Если доля россиян, доверяющих законодательным собраниям, в долгосрочной перспективе остается практически неизменной и колеблется на уровне 4-6%, то доля граждан, не доверяющих местной представительной власти проявляет явную тенденцию к росту (с 15-17% в начале 2000 г. до 20-25% в 2001 г.).
2. Отношение населения РФ к принципам формирования региональных органов законодательной власти Обсуждение различных моделей проведения выборов в местные законодательные собрания (ЗС) оставляет равнодушными, как правило, более трети граждан. Вместе с тем, активная часть населения (т.е. имеющая свою точку зрения на реформирование избирательного процесса) одобряет те меры, в результате которых в предвыборные кампании включается максимально широкий спектр общественных и политических сил. Так, большинство россиян (61%) не поддержали идею о том, чтобы право выдвижения кандидатов в депутаты ЗС оставить только за политическими партиями. В поддержку такого предложения выступили всего 12% опрошенных. Остальные 27% затруднились с ответом (ФОМ, июнь 2001 г.). Предложение осуществлять голосование в ЗС по двум спискам (партийным спискам и списку независимых кандидатов) одобрили более трети опрошенных (36%). За сохранение существующего положения дел высказались 28% россиян. Еще 36% опрошенных не смогли определиться по данному вопросу (ФОМ, июнь 2001 г.). Положительно воспринимается гражданами страны гипотетическая возможность выдвижения кандидатов не только общероссийскими, но и региональными партиями. В поддержку такого предложения высказались 48% респондентов, то есть почти половина. Только 12% возражают против этой идеи, и оставшиеся 40% не имеют мнения по данному вопросу (ФОМ, июнь 2001 г.).
3. Отношение населения к депутатам местных Законодательных собраний Действующие депутаты местных ЗС в целом не вызывают симпатий у населения. Так, только 10% респондентов считают, что в составе местного депутатского корпуса нет (или почти нет) депутатов, которых следовало бы отозвать. В том, что таких депутатов «скорее мало» убеждены 17% опрошенных. Еще 26% уверены, что депутатов, заслуживающих лишения мандата много. Впрочем, почти половина опрошенных (47%), по всей видимости, не имеет представления о депутатах местного ЗС, поскольку затруднилась с ответом на данный вопрос. Столь негативно-равнодушная оценка депутатского корпуса активной частью населения неудивительна. Практика проведения выборов в местные ЗС, очевидно, дает достаточно поводов для раздражения. Так, 39% опрошенных считают, что на местных выборах в их регионе были случаи выдвижения криминальных и полукриминальных кандидатур, тогда как только 16% считают, что таких прецедентов не было. Опять же, значительная часть населения (45%), по всей видимости, не следит за местными выборами, и затрудняется ответить на данный вопрос. Следует отметить, что организаторы гипотетических кампаний по отзыву членов местных ЗС могут рассчитывать на определенную поддержку своих действий в отношении непопулярных среди населения депутатов. Подавляющее большинство (71%) россиян выражают готовность подписать требование об отзыве не устраивающего их депутата. Только 17% респондентов не готовы в данном случае поставить свою подпись. Остальные 22% опрошенных затруднились с ответом.
Местное самоуправление
(Публикации)
по данным опроса Фонда «Общественное мнение», июнь, 2001 г.
|