Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Местное самоуправление
Городское самоуправление как управляющая система: проблемы становления и перспективы развития

Качество жизни горожан и будущее нашего города в ХХI веке в большой степени будет зависеть от эффективности управления городом, которому уготована перспектива существенного повышения его роли как центра крупного региона России с постоянно усложняющимися характеристиками как управляемой системы (национально-этническими, демографическими, социально-культурными, хозяйственно-экономическими, экологическими и т.д.). Многовековой исторический опыт свидетельствует, что наилучший шанс на выживание в кризисных условиях и последующее ускоренное развитие имеют те крупные города, которые обладают достаточной самостоятельностью для формирования собственной, с учетом своих особенностей, системой управления, которая должна быть основана на самоуправленческих началах.

Определяя перспективы развития самоуправления в нашем городе, следует иметь в виду, что мы находимся в начале пути становления новой российской государственности, включая необходимость формирования нового федерализма, новой системы регионального и местного управления. Не только текущее законодательство, но и заложенные в Конституции и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" основы региональной и местной (муници-пальной) власти нуждаются в совершенствовании и уточнении.

Сохраняющиеся экономическая неустойчивость и политическая нестабильность позволяют предположить, что соответствующие изменения будут проходить, по крайней мере, в ближайшие годы, путем новых "проб и ошибок"; свидетельством этого является уже обозначившаяся во многих регионах, а от части и на федеральном уровне, крайне непоследова-тельная государственная политика в области местного самоуправления, в том числе по отношению к крупным городам - центрам субъектов Федерации. В этих условиях городское самоуправление как качественно но-вая для России форма осуществления публичной власти сможет сохранить себя и получить новые импульсы развития не на основе политических решений Центра (патерналистский период навязывания местного самоуправления "сверху", всеобщей "муниципализации города и села", по-ви-димому, заканчивается), а путем проявления законодательной и иных инициатив самих муниципальных образований на региональном и федеральном уровнях.

Решая соответствующие задачи и в перспективном, и в текущем планах, важно учитывать, что местное самоуправление, как и "участие" населения в управлении - не самоцель. Уровень городского самоуправления оправдан в той мере, в какой это позволяет выстроить эффективную систему управления городом, которая содействовала бы достижению высшей цели - созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека - жителя города. Поэтому перспективы развития городского самоуправления следует оценивать сквозь призму формирования эффективной управляющей системы городом на основе неуклонного сокращения дистанции между субъектами и объектами городского управления.

Вместе с тем, для нас городское самоуправление - не только административно-управленческая, организационно-техническая проблема оптимизации руководства городским хозяйством, но и важное направление политической реформы, в рамках которой решаются задачи децентрализации власти и формирования нового фундамента российской демократической государственности. На пути к достижению этих целей следует видеть как внутренние (внутримуниципальные) проблемы, решение которых в основном находится в ведении муниципального образования, так и внешние управленческие проблемы, касающиеся, прежде всего, взаимоотношений городского самоуправления с государственной властью.

Муниципалитет - это корпорация, сочетающая в себе характеристики субъекта публичного права (в качестве носителя муниципальной власти, которую нельзя противопоставлять государственной) и частного права (как участника хозяйственной деятельности, предпринимательства). Для эффективной реализации двуединой природы городского самоуправления важное значение имеет выработка комплексной модели правового обеспечения местного самоуправления, которая включала бы и связывала воедино все уровни его законодательной базы: федеральный, региональный, местный.

При всей важности государственного законодательного регулирования городского самоуправления, состояние которого и на федеральном, и на региональном уровнях является неудовлетворительным, следует признать, что на уровне крупных городов особое значение приобретает местное нормотворчество. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что наиболее эффективным вариантом является в этом плане предоставление крупным городам права на самостоятельное городское законотворчество. Ростов-на-Дону имеет все предпосылки для выхода с подобной законодательной инициативой. Это, в свою очередь, существенным образом актуализирует проблемы научного обоснования, организационно-технического и методического обеспечения будущего городского законотворчества.

Важное условие повышения эффективности городского самоуправления - совершенствование форм самоорганизации населения муниципального образования. Среди множества соответствующих проблем на первом месте - поиск оптимальной внутритерриториальной структуры городского самоуправления, что особенно актуально для будущего мегаполиса.

Характеристика Ростова-на-Дону как единого муниципального образования, предполагающая единство местной городской власти, должна в то же время исключать излишнюю внутригородскую административную централизацию управленческих структур. В этом плане перспективной представляется возможность создания (на основе использования имеющегося мирового опыта) в рамках крупной городской агломерации - единого муниципального образования внутригородских муниципалитетов (районов, микрорайонов и т.п.). С учетом этого необходимо оценивать и возможности совершенствования правового положения районов как внутригородских административно-территориальных единиц Ростова-на-Дону.

Повышение эффективности внутригородского управления (на основе усиления самоуправленческих начал) мог бы способствовать также переход от традиционной, административной в своей основе, системы управления отдельными сферами жизни к системе внутригородских самоуправляемых округов. Преобразования возможно начать, например, с формирования самоуправляемых образовательных (школьных) округов города (не более трех-четырех в городе), которые способны заменить громоздкую двухуровневую (город - восемь районов) систему управления данной сферой, Возможность таких подходов заложена и в Уставе города Ростова-на-Дону (п. 1. 7. 2. ст. 47).

Все это не исключает необходимость повышения эффективности также существующих форм территориального общественного самоуправления, хотя при сохранении их нынешнего статуса и действующей нормативно-правовой основы рассчитывать на перспективный характер данной формы самоорганизации городского населения не приходится.

Судьбы городского самоуправления и перспективы его развития во многом будут определяться характером взаимоотношений самоуправления с федеральной и региональной государственной властью. Сохраняя и укрепляя самостоятельность городского самоуправления, нельзя впадать в иллюзию, что местное самоуправление само по себе, без участия государственной власти в состоянии решить все возложенные на него задачи.

Важный фактор обеспечения согласованной деятельности государственных и муниципальных органов находится в сфере разграничения их компетенции. Нуждаются в уточнении сами принципы такого разграничения. В действующем законодательстве наблюдается смешение собственных (самостоятельных) полномочий местного самоуправления с теми вопросами, которые органы местного самоуправления могут и должны решать только совместно с органами государственной власти. В связи с этим вполне оправданным представляется разграничение на законодательном уровне двух сфер полномочий органов местного самоуправления: а) сфера исключительных полномочий; б) сфера совместных с органами государственной власти полномочий.

Важное значение в уточнении сферы деятельности органов городского самоуправления и выработке эффективных форм взаимодействия с органами государственной власти (причем не только областными) могли бы сыграть также Договоры между городским самоуправлением и органами государственной власти. Нуждается в выработке четких правовых механизмов процесс наделения органов городского самоуправления государственными полномочиями с компенсацией им дополнительных расходов и определением порядка осуществления государственного контроля за реализацией переданных полномочий, что особенно важно для города, являющегося государственно-политическим центром субъекта Федерации.

В связи с этим актуальной является разработка в порядке законодательной инициативы закона Ростовской области "О статусе города Ростова-на-Дону". С учетом накопленного опыта городского самоуправления и необходимостью его дальнейшего развития в условиях такого самобытного города, каким является Ростов-на-Дону, представляется целесообразным также обсудить вопрос о предоставлении нашему городу права на государственно-правовой эксперимент, имея в виду, что выход с такой законодательной инициативой предполагает детальную предва рительную проработку комплексной программы развития городского самоуправления в режиме государственно-правового эксперимента.

Бондарь Н.С.,
зав. кафедрой
муниципального права и управления,
доктор юридических наук,
профессор
Ростовский государственный университет



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки