Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Нормативная база реформирования

В сфере образования реформы стартовали задолго до 1992 г. Начало им положил в декабре 1989 г. Всесоюзный съезд работников народного образования, где были определены основные принципы реформирования образования. Это демократизация, многовариантность и многоукладность образования, открытость инновациям, регионализация образовательных систем, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания, непрерывность обучения, развивающий его характер, деятельностный характер образования.

Эти принципы, сформулированные "изнутри" системы образования, нацеливали на изменения задач и методов обучения, но практически не касались организационно-экономического механизма средней и высшей школы. Для их реализации необходимо было расширить права, экономические возможности и хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений и соответственно сузить права и возможности всех уровней управленческой надстройки над ними.

Поэтому реформы в сфере образования последние 10 лет проходили в условиях непрерывной борьбы между передовой педагогической общественностью, ее союзниками в законодательной и исполнительной властях, с одной стороны, и чиновниками, не желающими уменьшать свои полномочия, с другой. В итоге оказалось, что организационно-экономическая сторона преобразований не только не соответствует содержательной стороне, но прямо мешает полноценной реализации принципов, которые помогли бы восстановить некогда лидирующие позиции отечественного образования в мире.

Нормативной базой преобразований в данной сфере на начальном этапе стали Указ Президента РФ "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР" от 11 июля 1991 г. № 1 и закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.). Они в основном соответствовали названным принципам реформирования.

Перечислим наиболее значимые с социальноэкономической точки зрения положения закона в редакции 1992 г. Образование было объявлено приоритетной сферой государственных интересов с соответствующим статусом ее работников. Декларировалось, что зарплата работников средней школы должна поддерживаться на уровне средней оплаты труда в промышленности, а профессорскопреподавательского состава вузов - вдвое превышать этот уровень.

Были утверждены демократический государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений, закреплены новые формы собственности в сфере образования. В законе обоснована правовая база создания негосударственного сектора, установлен порядок лицензирования и государственной аккредитации его учреждений. Аккредитованные учреждения получали право на бюджетное финансирование, размеры которого должны были устанавливаться на основе нормативов в расчете на одного учащегося.

Фактически средняя зарплата в сфере образования составляла в 1985 г. 77% средней зарплаты в народном хозяйстве, в 1990 г. - 68, в 1991 г. - 71, в 1992 г. - 62, в 1993 г. - 68, в 1994 г. - 73, в 1995 г. - 62, в 1996 г. - 67, в 1997 г. - 63%. В 1995 г. в 50 регионах зарплата учителей была на 50-70% ниже средней зарплаты по этим регионам, т.е. на уровне или ниже прожиточного минимума. Реальная зарплата профессоров и преподавателей вузов оказалась на уровне студенческих стипендий 80-х годов.

Чиновники опасались, что "слишком большая самостоятельность", которую предоставил образовательным учреждениям закон, обернется потерей государственного влияния на эту сферу. Поэтому с середины 1994 г. стали предлагаться поправки, которые усиливали позиции образовательного ведомства, предоставляли ему возможности вмешиваться в деятельность образовательных учреждений. Но педагогической и научной общественности удалось отстоять основные позиции закона и внести дополнения, развивающие идеологию образовательной реформы.

Редакция 1996 г. закона "Об образовании" подтвердила гарантии общедоступности и бесплатности получения образования всех ступеней; отменила конкурсную систему отбора в государственные и муниципальные учреждения для получения среднего полного общего и начального профессионального образования; установила права на внеконкурсный прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов первой и второй групп при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов.

После того как закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. разрешил создание негосударственных образовательных учреждений, установил порядок их лицензирования и государственной аккредитации, они стали достаточно активно развиваться. Важно подчеркнуть, что в отличие от промышленности, строительства или торговли негосударственный сектор в образовании возник не путем приватизации государственных школ и вузов, а благодаря созданию новых - дополнивших, а не заместивших государственные.

В 1998 г. негосударственные школы составляли 0,8% всех школ, в них обучалось 0,2% школьников. Доля негосударственных вузов достигла 36,5% всех высших учебных заведений, в них обучалось около 7% всех студентов.

На условиях полного возмещения затрат на обучение в государственные вузы были приняты 287,5 тыс. человек, или каждый третий.

По оценке Ассоциации негосударственных вузов, все такие вузы в 1996 г. можно было разделить на три группы. Первая группа - вузы, которые имели устойчивую связь с сильным государственным университетом или институтом, были созданы на его базе и по существу выступали как его филиалы. Они давали образование не хуже ведущих государственных вузов. Их было немного: 10-15 - в Москве, единицы - в Санкт-Петербурге, Новосибирске и некоторых других крупных городах. Во вторую группу входили 30-40 негосударственных вузов, которые не ориентировались на определенный государственный вуз, но сумели подобрать сильный преподавательский коллектив и были способны через некоторое время перейти в первую группу. Третья группа - остальные негосударственные вузы, которые представляли собой по сути обычные коммерческие фирмы, ориентированные на максимизацию прибыли и доходов учредителей, а не на то, чтобы давать знания. Для них были характерны назойливая реклама и обещания обучить всех всему и за короткое время.

Количество негосударственных школ и вузов

Учебные заведения 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г.
Школы 368 447 525 540 570 568
Вузы 78 157 193 244 302 334

Внесенные за последние годы изменения в законодательство ведут к свертыванию негосударственного сектора, особенно вузов. В частности, государственную аккредитацию законодатели и чиновники постепенно сделали необходимым условием получения гарантированной Конституцией поддержки различных форм образования. Никто не спорит, что аккредитация негосударственных учебных заведений важна, так как она подтверждает соответствие учебных программ государственным стандартам. От этого зависят качество обучения и уровень квалификации выпускников вуза. Причем на аккредитацию может претендовать только вуз и школа, имеющие лицензии на право вести образовательную деятельность. Считается, что серьезного отношения заслуживают только те негосударственные школы, которые имеют и государственную лицензию, и аккредитацию. Получившие лицензии школы могут учить детей, но только аккредитованные вправе выдавать аттестаты государственного образца, без которых нет дороги ни в отечественные, ни в зарубежные вузы.

Работники негосударственных вузов считают, что аккредитация превращена в камень преткновения для самой деятельности этих учебных заведений. Действительно, поначалу закон "Об образовании" провозгласил, что право на образовательную деятельность и льготы возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии, на обучающихся в негосударственных вузах распространялись право на отсрочку несения воинской службы и иные льготы. Но обновленная редакция закона (1996 г.) аннулировала все это. Согласно ей равными правами обладают выпускники образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых норм, имеющих государственную аккредитацию (а не просто лицензию). Если нет аккредитации (многие негосударственные вузы ее пока не имеют), то нет не только равных, но почти никаких прав и гарантий.

И это не все. Закон "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. предоставил отсрочку от воинского призыва на время обучения всем без исключения впервые обучающимся на дневном отделении в образовательном учреждении профессионального образования. В обновленной 28 марта 1998 г. редакции этот закон обусловил право студентов негосударственных вузов на отсрочку от призыва также наличием государственной аккредитации. Стали возбуждаться уголовные дела против студентов-очников, которые отказались надевать погоны прежде чем закончат обучение. Выходит, что выпускникам средних школ теперь бессмысленно поступать в такой вуз, если завтра их призовут в армию. А если чудом удастся дойти до окончания вуза, могут не дать пройти производственную практику.

Свой удар по студентам заочного и вечернего обучения нанесли изменения, внесенные в КЗоТ 6 мая 1998 г.: оплачиваемые отпуска в связи с обучением и другие льготы предоставляются теперь только работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях, опять же имеющих государственную аккредитацию. Студенты из неаккредитованных вузов эти льготы потеряли.

Согласно закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 сентября 1996 г. к компетенции Государственной аттестационной службы относится контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов во всех имеющих государственную аккредитацию вузах, независимо от их организационно-правовых форм. Но ведь аккредитацию вуз получает раз в пять лет, а контроль за его работой должен вестись постоянно. Как вести контроль - дело техники, причем простейшей. Главное, что контроль состоит не в мелочной опеке, а в том, чтобы следить за соответствием программ обучения госстандартам. Поэтому, по мнению работников негосударственных вузов, во главе угла должно быть соблюдение госстандартов, а не аккредитация.

Важно и то, что из закона "Об образовании" исключены положения о праве негосударственных вузов, даже прошедших государственную аккредитацию, на бюджетное финансирование. Короче говоря, принятые за последние годы поправки усилили их зависимость от властных структур, осложнили экономическое положение, вынудили увеличивать плату за обучение, сократили правовые и социальные гарантии учащимся, снизив тем самым привлекательность негосударственного образования.

Развитию негосударственных образовательных учреждений противостоят интересы консервативной части педагогических работников, которые видят угрозу своему положению со стороны новых учебных учреждений, как правило, апробирующих новейшие педагогические технологии, привлекающих наиболее способных педагогов и учащихся. Немаловажно и то, что скудные финансовые возможности территориальных органов управления образованием не позволяют финансировать негосударственные образовательные учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

В течение 1997-1998 гг. проекты концепций реформирования системы образования, которые готовили правительственные комиссии, сменяли один другой, не доходя до утверждения. В них были предусмотрены с разными вариациями следующие новшества:

  • замена постатейного финансирования образовательных учреждений на подушевое с перечислением всех средств непосредственно учреждениям как бюджетополучателям;
  • превращение многих образовательных учреждений (в том числе государственных) в самостоятельные хозяйствующие субъекты (юридические лица);
  • создание условий для эффективного управления переданной образовательным учреждениям собственностью и использования полученных доходов в качестве дополнительного источника финансирования образовательной деятельности;
  • адресная поддержка учащихся и студентов, позволяющая уйти от уравнительной системы распределения стипендий;
  • переход на 12-летнее общее образование.

Такие нововведения многие чиновники сферы образования и педагоги посчитали чрезмерными и чреватыми негативными социальными последствия. В критиках не было недостатка. Тогда Совет Федерации предложил выработать национальную доктрину образования, утвердить ее как закон и на ее основе развивать все образовательное законодательство в такой соподчиненности: национальная доктрина, федеральная программа развития образования, закон "Об образовании", конкретизирующие законы, законодательные акты.

Основными положениями доктрины, по замыслу, должны были стать доступность и бесплатность общего образования (и это не подлежит пересмотру), сохранение единого образовательного пространства России, классификация образования и распределение его по ступеням (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское). При этом предлагалось "затвердить", что высшее образование будет предоставляться бесплатно только исходя из норматива - 170 студентов на 10 тыс. населения, а труд учителя оплачиваться из федерального центра. Кроме того, доктрина должна была четко определить роль и место негосударственного образования.

Продекларированные в правовых актах положения за редким исключением не выполняются. Отрасль продолжает финансироваться и управляться на основе принципов, присущих командной системе, в то время как экономика становится все более рыночной. Противоречия между характером функционирования системы образования, с одной стороны, и потребностями рынка труда и возможностями госбюджета, с другой, становятся все более явными. Налицо и такие противоречия: развитие негосударственного сектора сочетается с его дискриминацией и категорическим запретом на приватизацию государственных учебных заведений, государственные гарантии финансирования образования не мешают массовым длительным задержкам зарплаты, новаторские учебные программы соседствуют с устаревшей материально-технической базой большинства школ и вузов.

Закономерным следствием стали следующие финансовые, экономические, организационные и управленческие проблемы образования, которые препятствуют его развитию:

  • первая - хроническое недофинансирование сферы образования и при этом крайне неэффективное использование бюджетных ресурсов затрудняют обновление основных фондов учебных учреждений, обусловливают низкую зарплату педагогов, ее хронические невыплаты, забастовки и голодовки. Наиболее квалифицированные специалисты уходят в негосударственные школы и вузы или вообще из отрасли;
  • вторая - отсутствие четкого разграничения функций, задач и полномочий различных уровней управления образованием приводит к тому, что продекларированные самостоятельность и автономность учебных заведений наталкиваются на массированное сопротивление многоуровневой управленческой надстройки;
  • третья - ослабление государственного регулирования сферы образования вылилось в замещение традиционно бесплатных образовательных услуг платными (коммерциализация образования) и использование материальных и нематериальных активов государственных образовательных учреждений для личного обогащения узкого круга лиц;
  • четвертая - коммерциализация образования (порой вынужденная) делает его фактически недоступным для отдельных групп населения, сочетается с низкой социальной защищенностью учащихся средних и высших учебных заведений (мизерные стипендии);
  • пятая - в условиях кризиса учебного книгоиздания существует постоянная угроза срыва издания федерального комплекта бесплатных учебников, введенного для обеспечения единства образовательного процесса в масштабах России.

Изменившаяся экономическая ситуация требует глубоких перемен в организации и экономических механизмах образовательной деятельности. Среди них специалисты называют такие группы мер:

  • многовариантность образования, создание и введение национальной системы образовательных стандартов и тестирования для обеспечения единства требований к качеству образования; приближение структуры предложения на рынке образовательных услуг к структуре платежеспособного спроса и др., которые способствовали бы повышению качества подготовки;
  • формирование регулируемого рынка образовательных услуг на основе подушевого (по числу учащихся) бюджетного финансирования организаций, оказывающих такие услуги, независимо от формы их собственности; устранение дискриминации школ и вузов в получении бюджетного финансирования и налогообложении; стимулирование меценатства; получение государственными школами статуса юридического лица; развитие практики многоучредительства и др., которые позволили бы активнее использовать дополнительные источники финансирования учебных заведений сверх скудных бюджетных средств;
  • стимулирование роста платежеспособного спроса населения на образовательные услуги с помощью образовательного страхования, целевого образовательного кредита, налоговых льгот. Благодаря этому удалось бы привлечь средства самих граждан для финансирования получения образования.

Такие-то из этих позиций частично реализованы, другие по-прежнему вызывают споры и мощное сопротивление.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки