Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Гражданский кодекс и реформа в сфере гражданской юрисдикции

Новый Гражданский кодекс

Переход к рыночным отношениям, появление на рынке множества коммерческих организаций и иных юридических лиц, являющихся собственниками имущества, которые строят свои отношения на основе частноправовых принципов, обострили проблему обеспечения защиты прав и законных интересов участников имущественного оборота и иных субъектов гражданско-правовых отношений. Возникла необходимость принятия нового Гражданского кодекса (ГК). Важность его трудно переоценить, не случайно его стали называть экономической конституцией новой России. Ведь действовавший ГК РСФСР не предусматривал предпринимательскую деятельность, не определял такие организационно-правовые формы предприятий, как товарищества, акционерные общества, благотворительные фонды. Отдельные законы "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г., "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. положение не спасали.

Новый ГК разрабатывался и вводился по частям. Первая часть, охватывающая общие положения, право собственности и общую часть обязательного права, вступила в действие с 1 января 1995 г. (за исключением некоторых положений). Вторая часть, посвященная отдельным видам обязательств, действует с 1 марта 1996 г. Над третьей частью, включающей интеллектуальную собственность (авторское и патентное право, другие исключительные права), наследственное право и международное частное право (отношения с участием иностранных граждан и юридических лиц), работа продолжается.

ГК воспринял многие стандарты и правила, давно известные правовым системам других стран или закрепленные в международных документах, например в Венской конвенции о международной купле-продаже товаров. Кодекс ориентирован на создание в России конкурентного рынка, в нем особо подчеркивается обязанность субъектов правоотношений не допускать использования гражданских прав для ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Самой сложной оказалась правовая регламентация земельных отношений, которая имеет больше политический, чем правовой характер. Соответствующая глава стала камнем преткновения при обсуждении ГК в Госдуме. Был достигнут компромисс, в статье 129 указано, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и иных природных ресурсах. Это означает, что пределы включения земли в оборот должны определяться Земельным кодексом. А то, как и по каким правилам такой оборот осуществляется, относится к сфере гражданско-правового регулирования. ГК детально регламентирует отношения, связанные с землей. Но вступление в действие этой главы отложено до принятия Земельного кодекса.

Девять положений "Основных начал" гражданского законодательства:

  • первое - равенство участников регулируемых гражданским законодательством отношений;
  • второе - неприкосновенность собственности. Здесь проявляется закрепленный в Конституции принцип: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда";
  • третье - свобода договоров. Свобода договоров лежит в основе всего договорного права, которому посвящено более половины норм Гражданского Кодекса. Она заключается прежде всего в предоставлении гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельно решать этот вопрос. Обязанность заключения договора существует лишь в случаях, предусмотренных законом или иным правовым актом. Необходимость в этом возникает в основном в связи с защитой более слабых участников оборота. В частности, закон "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г. запретил естественным монополистам отказываться от заключения договоров с потребителями на производство (реализацию) товаров, если у них есть возможность произвести (реализовать) их. Аналогичный режим установлен в статье 426 ГК для публичных договоров, т.е. заключаемых коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги каждому, кто к ней обратится;
  • четвертое - недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Это положение основывается на статье 23 Конституции, предусматривающей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
  • пятое - необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (снятии преград для свободного осуществления своих прав гражданами и юридическими лицами);
  • шестое - восстановление нарушенных прав (восстановление положения, существовавшего до нарушения права, ГК включил в способы защиты гражданских прав);
  • седьмое - судебная защита нарушенного права. Это положение исходит из статьи 46 Конституции, которая провозгласила, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод;
  • восьмое - приобретение гражданами и юридическими лицами гражданских прав по своей воле и в своем интересе (в частности, участники оборота свободны в приобретении и осуществлении своих прав по своему усмотрению согласно статье 9 ГК). Гражданское законодательство предоставило физическим и юридическим лицам гарантии против незаконного воздействия на их волю государственных органов, органов местного самоуправления (должностных лиц). Потерпевшие могут в подобных случаях, в частности, требовать компенсации. В общем виде об этом праве идет речь в статье 16 ГК - о возмещении убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, в статье 1069 ГК - об ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, и в статье 1070 ГК - об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда;
  • девятое - свободное перемещение товаров, услуг и финансов на всей территории страны. Согласно Конституции в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Особая роль Гражданского кодекса в законодательстве состоит в том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. При коллизии гражданско-правовых норм любого нормативного акта (в том числе федерального закона) со статьями ГК суд и другие органы, применяющие право, обязаны руководствоваться Кодексом. Важно, что в данном случае не применяются общие принципы действия законов, которые признают, что последующий акт вытесняет ранее изданный, а специальный - общий акт.

Приоритет ГК по отношению к отдельным, прямо названным в нем законам закреплен в самом Кодексе. Соответственно в ряде случаев указывается, что такие законы действуют, если они не противоречат ГК. Другой вариант - ссылка на то, что определенный закон действует лишь применительно к отношениям, которые не урегулированы ГК. Такое указание включено в ГК по поводу закона "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. и иных принятых в соответствии с ними актов, закона "О подрядах для государственных нужд". Содержащаяся в ГК безусловная презумпция в пользу приоритета его норм позволяет сделать вывод, что она действует даже тогда, когда не была закреплена в специальной норме.

Однако существуют и исключения, которые выражаются в том, что сам ГК по поводу прямо названных им ситуаций допускает в других законах отступления от его норм. Так, правила главы 48 ГК "Страхование" применяются к отношениям по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морскому страхованию, медицинскому страхованию, страхованию банковских вкладов, страхованию пенсий лишь постольку, поскольку иное не установлено законами об этих видах страхования.

Гражданский кодекс по-новому установил соотношение различных отраслей права, регулирующих наряду с имущественными личные неимущественные отношения, связанные с ними. Имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и государственного, финансового, административного права. Поэтому ГК вынужден прибегнуть, помимо предмета, к методу регулирования, основанному прежде всего на равенстве участников отношений.

Наряду с равенством существуют еще два признака гражданско-правового метода - автономия воли участников гражданского правоотношения и их имущественная самостоятельность. Применяя метод в качестве одного из двух критериев для разграничения отношений, регулируемых гражданским законодательством, с одной стороны, и административным или финансовым, с другой, ГК допускает ситуации, при которых гражданско-правовые нормы распространяются на отношения, построенные по принципу "власть и подчинение" (возможно, если существует прямое указание на это в законодательстве), или отношения, не связанные с властными полномочиями, в которых участвуют органы власти.

Отсутствие в статье ГК, устанавливающей пределы действия гражданского законодательства, специального упоминания о земельном, водном и лесном законодательствах, законодательстве о недрах объясняется тем, что эти ранее признаваемые самостоятельными отрасли в той части, в какой они регулируют отношения, отвечающие признакам гражданских прав, являются по своей природе подотраслями гражданского права. Это позволило включить в ГК основополагающую для регулирования соответствующих отношений главу 17 "Право собственности и другие вещные права на землю". Отнесение этих отношений к гражданско-правовым не препятствует изданию специальных актов, в которых зачастую содержатся прямые отсылки к гражданскому законодательству.

Гражданское законодательство применяется к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, если эти отношения не урегулированы семейным законодательством (иными словами, гражданские нормы применяются к семейным отношениям субсидиарно). А соотношение гражданского и трудового права в ГК не урегулировано.

За 1995-1998 гг. создано более десятка законов, отсылки к которым содержатся в ГК. Некоторые из них были ранее неизвестны законодательству - законы "О производственных кооперативах, сельскохозяйственной и потребительской кооперации", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О рынке ценных бумаг". Другие имели предшественников - законы "О недрах", "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Воздушный, Водный и Лесной кодексы и др. Также были внесены существенные изменения в действующие законы, упомянутые в ГК, - "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке", "О защите прав потребителей", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Появилось немало законов, развивающих нормы ГК, - закон "О соглашениях о разделе продукции", "О естественных монополиях". Были введены новеллы и в отдельные статьи первой и второй частей самого ГК.

Согласно Конституции к ведению Федерации относится гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из самого Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. При разрешении споров суды должны применять нормы гражданского законодательства, которые содержатся в актах субъектов Федерации, изданных до введения в действие Конституции, если они не противоречат Конституции и ГК. Конституция отнесла к совместной компетенции Федерации и ее субъектов земельное и жилищное законодательство. Следовательно, при отсутствии федеральных актов в этой сфере должны применяться акты, принятые субъектами Федерации.

ГК и международное право

Российское гражданское законодательство регулирует отношения с участием иностранных предпринимателей, существенную роль в этой сфере играет международное право. Общепризнанные принципы и нормы, имеющие исключительно важное значение для гражданского права, содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских правоотношений. К примеру, договоры (конвенции) в области интеллектуальной собственности - Всемирная конвенция об авторском праве, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, Многосторонний договор о патентной кооперации, Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем.

Всеобщая декларация прав человека и гражданина провозглашает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, а также, что все люди равны перед законом и могут рассчитывать (без всякого различия) на равную защиту закона.

Для торговых отношений с участием иностранного партнера важна, в частности, Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, которая посвящена порядку заключения договоров, правам и обязанностям контрагентов, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении сторонами своих обязательств, определению момента перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок товаров отдельными партиями и др.

Россия также является участником Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (автомобильные перевозки), Варшавской конвенции для унификации правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа, Женевских вексельных конвенций, Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной торговле и др.

Закон "О международных договорах Российской Федерации" допускает непосредственное применение официально опубликованных международных договоров РФ, если для этого не требуется издания специального государственного акта ("непосредственное" в данном случае означает действие международного договора как составной части российского законодательства).

Пленум Верховного Суда в постановлении "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. разъяснил, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта, если вступивший в силу для России международный договор, решение об обязательности которого для РФ принято в форме федерального закона, установил иные правила, чем предусмотрены в законе. В таком случае должны применяться правила международного договора Росийсской Федерации.

Иерархия нормативных актов

Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения правительства (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, либо конфиденциального характера) должны быть обязательно официально опубликованы в "Российской газете" и в "Собрании законодательства РФ" в течение 10 дней после их подписания. Официальными признаются также тексты, распространяемые научно-техническим центром правовой информации "Система".

Нормативные акты Президента РФ и акты правительства, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливают правовой статус федеральных актов исполнительной власти и организаций, вступают в силу одновременно по всей территории через 7 дней после их официального опубликования, остальные акты правительства - с момента опубликования.

Понятие "нормативные акты" включает более узкие понятия "правовые акты" и "ведомственные акты" (акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти). Издание ведомственного акта должно быть основано на указании, содержащемся в правовом акте. Так, "Положение о безналичных расчетах в РФ" от 9 июля 1992 г. издано Центральным банком по поручению, содержащемуся в постановлении Президиума Верховного Совета и правительства от 25 мая 1992 г.

Ведомственные акты по определенным вопросам могут издаваться на базе акта вышестоящего органа. Скажем, акты Центрального банка, регулирующие валютные отношения, принимались на основе закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В нем предусмотрено право Центробанка издавать нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами. В некоторых случаях, напротив, законодательство запрещает поручать издание нормативных актов министерствам, ведомствам и иным федеральным органам. Например, закон "О защите правпотребителей" запрещает правительству поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Следует особо обратить внимание на обязанность суда выбирать относящийся к делу акт с учетом его законности и места в вертикальной иерархии актов. В частности, если суд при рассмотрении дела установит несоответствие акта государственного органа или должностного лица Конституции, федеральному конституционному или федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта Федерации, закону субъекта, он должен принять решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Независимо от вида акта его нормы принимают императивную форму (когда нормы безусловно обязательны для сторон регулируемого ими отношения), диспозитивную или факультативную (в данном случае нормы действуют, если на них прямо указано в заключенном договоре: скажем, банк должен исполнить распоряжение клиента о списании с его счета и зачислении на счет продавца такой-то суммы).

Гражданские отношения, кроме законов, указов Президента РФ, постановлений правительства, актов министерств, договоров, регулируются обычаями делового оборота (т.е. обычно предъявляемыми требованиями), которые рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. В ГК под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, и неважно, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Оно может быть письменным или устным, если иное не установлено в законе.

Суд или другой правоприменительный орган обязан, обнаружив в нормативном (правовом) акте пробел, который не восполняется договором, применить обычаи делового оборота. Они используются не только в качестве источника права (правила поведения), но и как обстоятельство, которое должно учитываться при толковании права.

Правовые источники выстраиваются в такой иерархии: императивная норма закона - такая же норма указа Президента РФ - императивная норма постановления правительства - такая же норма акта министерства или иного федерального органа - договор - диспозитивная норма правового или иного нормативного акта - обычай делового оборота. При этом обычай делового оборота (как и диспозитивная норма), воспроизведенный в договоре, приобретает правовую силу условий договора и занимает в этой формуле место договора.

Проблемы гражданской юрисдикции

Реформа в сфере гражданской юрисдикции должна создать предпосылки для обеспечения независимости, законности и объективности суда, правовой защищенности личности в судебном процессе, предоставления гражданам больших процессуальных средств защиты их интересов. Но не следует впадать в правовую эйфорию, ожидая немедленных изменений в судебной и правовой защите. В судебной деятельности и судебной власти правовые средства имеют важное, но не решающее значение.

Доступность судебной защиты определяется, во-первых, возможностью беспрепятственно обратиться за ней в суд, простотой процедуры возбуждения и ведения дела, а также реализации вынесенного решения; во-вторых, территориальной приближенностью судов к тем, кто обращается за защитой; в-третьих, возможностью воспользоваться юридической помощью, наличием льгот при уплате госпошлины и других судебных расходов. К сожалению, мы не можем похвалиться достижениями ни по одной из этих ключевых позиций.

Принцип состязательности и равенства сторон в суде установила Конституция, а с 30 ноября 1995 г. эта новация введена в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК). Принцип состязательности в классическом понимании сводится к тому, что бремя доказывания в судебном процессе возлагается на сами стороны. Чтобы он стал реализовываться, необходимо обеспечить равенство возможностей сторон по защите их интересов в суде. В условиях состязательного процесса резко возрастает значение юридической помощи, роль адвокатов и представителей по судебным делам, без помощи которых провести гражданское дело в суде для юридически неосведомленного человека практически невозможно. Но несмотря на то, что оказание квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, гарантировано Конституцией, до сих пор нет законодательного акта, конкретизирующего это положение.

Специалисты предлагают разработать и принять закон "Об основах оказания бесплатной юридической помощи по судебным делам", который на деле гарантировал бы ее каждому малоимущему. В этом законе необходимо определить круг лиц, нуждающихся в юридической помощи, ее формы, источники финансирования и погашения расходов на нее, а также организации и органы, которые будут выполнять или координировать данную деятельность, предусмотреть механизмы компенсации расходов государства на бесплатную для малоимущих юридическую помощь. Целесообразно взыскивать расходы бюджета с проигравшей стороны, а также страховать судебные издержки.

Одновременно уместно сократить перечень дел, по которым сейчас стороны или истцы освобождаются от уплаты госпошлины и судебных расходов, внеся поправки в закон "О государственной пошлине". К сожалению, до сих пор нет и фактического равенства сторон при споре граждан и государства в лице его органов власти и управления, которые освобождены от уплаты пошлины. Кроме того, следовало бы предоставить такую льготу малообеспеченным.

Гражданский процесс предполагает обязательные процессуальные действия и стадии. Считается, что необходимый минимум формализма гарантирует защиту прав и интересов лиц, обратившихся в суд. Порядок разрешения гражданских дел практически единообразен, не зависит от сложности дела, цены иска, особенностей используемых доказательств. Сложившееся подразделение производства в суде первой инстанции на виды (исковое производство, производство из административно-правовых отношений и спорные дела особого производства) не имеет под собой серьезных теоретических и практических оснований, поскольку их элементы полностью совпадают.

В ноябре 1995 г. в процессуальный регламент введены судебный приказ, заочное решение и изменены правовые последствия неявки сторон в суд.

Заочное решение позволяет разрешать спор и тогда, когда ответчик не является в суд и не представляет ходатайства о рассмотрении дела без него. До этого судья сам должен был обеспечивать явку, в том числе административными мерами. Между тем уклонение стороны от участия в деле должно ущемлять ее интересы. Теперь при неявке ответчика суд вправе по заявлению истца вынести заочное решение, а при неявке истца - оставить его заявление без рассмотрения. Заочное решение вполне применимо и в арбитражном процессе. Соответствующие изменения хорошо бы внести в Арбитражный процессуальный кодекс.

Судебный приказ позволяет оптимизировать судебное рассмотрение малых и бесспорных исков при разрешении требований о взыскании сумм задолженности, в частности по векселям, письменным и нотариально удостоверенным сделкам, хотя его возможности потенциально более широкие. На основании судебного приказа можно было бы требовать исполнения залоговых обязательств, возмещения ущерба в пользу отдельного лица, если ранее было вынесено решение по иску о защите прав неопределенного круга лиц.

Однако в условиях дуализма гражданской юрисдикции и различной подведомственности судебный приказ прежде всего следовало бы ввести в Арбитражный процессуальный кодекс. Ведь основное количество споров, предметом которых являются письменные сделки, опротестованные векселя, рассматривают именно арбитражные суды.

Что же касается надежды с помощью судебного приказа разгрузить суды от тысяч исков пострадавших вкладчиков финансовых компаний и банков, она иллюзорна, потому что таким образом дело не рассматривается по существу, поскольку должник может в упрощенной форме оспорить судебный приказ. Последний не решает вопросов подсудности и обеспечения иска. Не снимается проблема очередности исполнения судебных приказов, а приказы, выданные разными судами, конкурируют друг с другом. Кроме того, судебный приказ не приспособлен для защиты значительного числа лиц, имеющих одинаковое требование к одному и тому же ответчику, а целесообразен скорее для защиты отдельных граждан.

В развитых странах для защиты интересов акционеров и потребителей эффективно используются групповые иски, или иски в защиту интересов неопределенного круга лиц. В России, несмотря на то, что подобные иски предусмотрены законами "Об акционерных обществах" и "О защите прав потребителей", они пока не вписываются в действующее законодательство. Следует внести изменения в ГПК и АПК, разработать конкретные процессуальноправовые механизмы рассмотрения, разрешения и исполнения решений по групповым искам по всем стадиям движения дела в суде. Кроме того, необходимо специальное законодательство о защите прав неопределенного круга лиц (работа над ним уже ведется). Особое внимание следует уделить упрощенному порядку взыскания по требованиям истцов, не участвовавших в первоначальном процессе, в рамках исполнительного производства.

Многие эксперты выступают за использование судебного прецедента как источника правового регулирования. Они считают, что сфера гражданскоправовых отношений "обречена" быть прецедентной, поскольку за определенными рамками конкретизации закон рискует превратиться в трудно понимаемый даже специалистами свод казусов.

Идея создания специальных судов при всей внешней привлекательности (специализация судей, больший профессионализм и компетентность при разрешении споров) в России пока вряд ли жизнеспособна, - считают некоторые юристы. Они ссылаются на то, что небольшая по территории Германия может себе позволить иметь, наряду с общим судом, шесть видов специальных судов, а в условиях российских просторов специальные суды будут отдалены от населения так же, как арбитражные. Из-за отсутствия ресурсов и мест для размещения не удастся создать достаточное количество таких судов, не говоря уже о том, что придется отрывать средства от общего правосудия. Возможно, в будущем появятся предпосылки для создания специальных судов сначала в густонаселенных регионах, где правосудие территориально доступно всем, например в Москве и Санкт-Петербурге. А в целом по России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, необходимо хотя бы сохранить имеющиеся суды.

Сейчас более оправданно расширить число квазисудебных юрисдикций, которые в предварительном порядке, в упорядоченной процессуальной форме, разрешали бы жалобы по пенсионным, трудовым, семейным, налоговым и иным спорам в рамках органов государственного и местного управления. Пока такие жалобы, как правило, рассматривают работники, выполняющие оперативно-исполнительскую работу.

Квазисудебные органы следует создать на местах без собственного аппарата, используя возможности органов управления. Они будут ближе к непосредственным "потребителям". А чтобы защитить интересы сторон спора, следует упорядочить процедуры их деятельности, придать ей судоподобную форму (с правом на защиту, правилами представления и исследования доказательств, ведением протокола). Сторона, несогласная с решением квазисудебной юрисдикции, должна иметь право обжаловать его в общий суд. Тогда до суда будут доходить действительно спорные дела, не разрешенные в досудебном порядке. Обращение с жалобой в административном порядке соответствует менталитету россиян, особенно если такая квазисудебная инстанция будет более активна в исследовании обстоятельств дела, чем суд. Ведь в суде процесс должен строиться на принципах состязательности, когда стороны обязаны сами доказывать свою правоту.

Целесообразно также способствовать развитию третейских судов. Третейский суд, хотя и называется судом, но не является судебным органом, потому что имеет общественный характер, не осуществляет правосудия и не обладает процессуальной формой рассмотрения дел. В третейском суде стороны могут по своему усмотрению определить порядок разрешения спора. Такой суд более просто организован, дела в нем рассматриваются быстрее, при этом больше внимание обращается на разрешение конфликта, чем на соблюдение процедуры.

Третейские суды как альтернатива государственным непопулярны в России, за исключением постоянно действующей Морской арбитражной комиссии и Международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате. Немаловажная причина в том, что даже общие суды далеко не всегда могут обеспечить явку ответчиков и свидетелей.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки