Поправками, внесенными в Уголовный кодекс РСФСР 5 декабря 1991 г., были декриминализированы, т.е. перестали считаться преступными, многие малозначительные деяния. Перестали привлекаться к уголовной ответственности люди, которые после освобождения из мест лишения свободы не могли устроиться на работу без прописки и прописаться без справки с места работы, перестали наказывать людей за незаконное (причем законного не существовало) обучение карате, показ по видео западных кинофильмов и т.п. Отменена смертная казнь за нарушение правил о валютных операциях, получение взятки и хищение государственного или общественного имущества в особо крупных размерах (в 1991 г. это была сумма свыше 10 тыс. рублей).
С помощью печально знаменитой статьи 931 УК РСФСР социалистическое государство успешно боролось с хозяйственниками, пытавшимися внедрять зачатки рыночных отношений. Председатель колхоза, заплативший сверх установленных расценок за быстрое и качественное строительство коровника, директор, начисливший премию из фонда развития за внедрение предложения, принесшего предприятию ощутимую прибыль, - характерные примеры "расхитителей социалистической собственности", каравшихся по всей строгости уголовного закона.
Кроме того, в статье 6 УК РСФСР был сформулирован общепризнанный принцип уголовного права о том, что закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С 1 января 1997 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс РФ. В отличие от принятого 27 ноября 1960 г. и исходившего из классовых начал советского уголовного права и приоритета идеологии коммунизма в новом УК приоритетными стали общечеловеческие ценности. УК, явившийся результатом многолетнего труда и компромиссом между участвовавшими в его разработке учеными и специалистами, закрепил принципы и идеи, давно признанные международным сообществом. К ним относится дифференциация преступлений в зависимости от их тяжести, которая учитывается не только при установлении законодателями и назначении судом вида и размера наказания, но и при решении многих вопросов уголовно-правового характера, связанных с определением опасного и особо опасного рецидива, приготовления к преступлению, преступного сообщества, назначения наказания по совокупности преступлений, освобождения от наказания или от уголовной ответственности.
Новый УК вернулся к существовавшей в дореволюционной России практике применения краткосрочных арестов, в Особенную часть включены новые главы, неизвестные прежнему закону (об экономических и экологических преступлениях, преступлениях в сфере компьютерной информации, преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях). С другой стороны, из УК исключены многие деяния, переставшие считаться преступными.
По старому УК, сколько бы преступлений ни совершил человек, наказание ему можно было назначить лишь в пределах санкции за самое тяжкое из них. Согласно новому УК наказание за совокупность преступлений можно назначить в пределах 25, а по совокупности приговоров - 30 лет лишения свободы. Установлены также детальные различия между типами криминальных группировок и ответственностью их членов. В целом новый УК вполне соответствует переменам, происшедшим в обществе, и не вызывает серьезных нареканий (за исключением наличия в нем смертной казни как вида наказания) ни международных, ни отечественных экспертов.
Споры вокруг Уголовно-процессуального кодекса
Гораздо более сложным оказалось положение в связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Две группы (в Минюсте и Администрации Президента РФ) параллельно работали над проектами УПК в течение нескольких лет. Весной 1997 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, в основу которого положен вариант Минюста. Он сохраняет инквизиционный порядок рассмотрения уголовных дел, игнорирует провозглашенные Конституцией состязательность и равноправие сторон. Суд, по замыслу авторов проекта, остается придатком обвинительной власти, верным союзником прокурора, обязанным восполнять пробелы предварительного расследования. Предлагается бремя доказывания невиновности возложить на сторону защиты, хотя именно обвинитель должен опровергнуть презумпцию невиновности. Резко сужается круг дел, подведомственных суду присяжных. Из его компетенции изымаются дела о государственных преступлениях, о взяточничестве, о злоупотреблениях в правоохранительных органах.
Получилось, что российский парламент проигнорировал Модельный Уголовно-процессуальный кодекс для государств СНГ, который 17 февраля 1996 г. одобрила Межпарламентская Ассамблея по инициативе российской делегации (он разработан на базе проекта, подготовленного в Администрации Президента РФ, и отвечает принципам состязательного процесса). Дальнейшая судьба уголовно-процессуального законодательства зависит от того, насколько Госдума воспримет предложения, направленные на закрепление в УПК конституционных положений о правах человека в уголовном процессе и международных стандартов в правосудии.
|