Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Судебно-правовая реформа
Почему вертикаль нравится не всем

Мы продолжаем разговор о проблемах укрепления федерального государства, построении единой властной и правовой вертикали, верховенстве закона.

Сегодня наш собеседник — заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр ЗВЯГИНЦЕВ

Александр Григорьевич, известно, что управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе, которое вы курируете, проделало в прошлом и в этом году огромную работу: многие сотни местных правовых актов приведены в соответствие с федеральными законами, а счет выявленных незаконных актов пошел уже на тысячи. Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны: любой отвергнутый закон уносит с собой пусть маленькие, но свободы. Не получится ли так, что от пышной идеи правового государства останется голый столб с единственной надписью: «Не сметь!»?

Наша задача состоит не в том, чтобы размахивать топором, обрубая раскидистые ветви жизни. Проблема в другом: правовое государство — это когда люди живут по закону в мире и согласии. Мы же все еще остаемся страной обычаев, многие местные законы лишь закрепили эти обычаи и если присмотреться, в них отчетливо видны даже строки Крепостного уложения.

В конституциях суверенных республик — отголоски крепостничества?

Представьте себе. Написано: «гражданин такого-то субъекта Федерации имеет право». А другие граждане России на территории этого субъекта, выходит, бесправны, они что — «смерды презренные»?

Звучит как лингвистический абсурд.

В том и беда, что здесь абсурд по существу. По букве закона до недавнего времени, причем не в одном территориальном образовании, равными правами оказались наделены не все россияне, а лишь граждане только проживающие на данной территории.

То есть человек, приехавший, скажем, с берегов Лены на берега Волги, не всюду будет полноправен?

Если исходить из этих узаконений, то наиболее «самостийные» толкователи этих дефиниций местного розлива могут при желании в любое время заявить, что даже всенародно избранный, в том числе населением данного субъекта, Президент РФ не вправе участвовать в референдумах, митингах, шествиях и демонстрациях, а также в управлении государством, находясь на территории этого «суверена», так как он не является гражданином этого субъекта.

Значит, Конституция России, провозгласившая равенство всех ее граждан, — это как бы лишь лозунг, а на деле в каждом монастыре — свой устав?

Вы правы. Невольно вспоминается Фридрих Ницше: «Равное для равных, неравное для неравных», но это, как известно, кредо отнюдь не демократического жизнеустройства.

Но ведь конституции и уставы субъектов Федерации принимались именно под флагом демократии.

Да, но ее лавры предполагают и спрос с их носителей. В этом состоит мудрость и ответственность этой формы правления. Видимо, наша демократия еще слишком молода.

К чему в конце концов может привести такое расхождение в букве федерального и местных законов?

К человеческим трагедиям. За оплошность или намеренную хитрость политиков всегда расплачиваются простые люди — искалеченными судьбами, а то и жизнями. Яркий пример тому — Чечня, где все начиналось с принятия местных законов в пику общероссийским.

Вы — противник местных законов?

Совсем нет. Более того, убежден, что в них очень много ценного, полезного для всей России и все лучшее из них надо брать в федеральное законодательство, чтобы дать ему больше буйства жизни. Но федеральный, подчеркиваю особо, закон должен быть един на всей территории государства.

В некоторых СМИ вас называют жестким проводником идей вертикали власти и верховенства центра над регионами.

Да, у меня есть оппоненты, а у кого их нет. Другое дело, что некоторые из них, мягко говоря, не совсем корректно себя ведут, инспирируя всякие статейки, умело передергивая факты. Но Бог им судья. Политика — не мое дело, я — прокурор и не сравниваю, какие стены выше — Кремля Московского, казанского или нижегородского. Я — за верховенство закона вообще. И четкое разграничение полномочий центра и субъектов Федерации.

Ваша твердая позиция не встречает резкого неприятия со стороны властей на местах?

Бывает по-разному. Но в целом конфронтации нет, есть нормальное деловое сотрудничество. Мы действуем строго в пределах полномочий, предоставленных нам Генеральным прокурором России и федеральным законодательством, а властные структуры в субъектах конструктивно решают вопросы о внесении корректив в законы. К сегодняшнему дню из 15 конституций и уставов субъектов, противоречащих Конституции РФ, 13 полностью приведены в соответствие.

Какие остались?

Только две: в Башкортостане и в Татарстане. В последнее время мне пришлось лично вносить документы прокурорского реагирования на конституции этих республик. В этой связи хотел бы особо отметить, что действуем мы в подобных случаях не только жестко, как вы заметили, но и очень осмотрительно. Каждый закон мы предварительно подвергаем тщательнейшей юридической экспертизе, привлекая для этой работы лучших юристов страны. Принцип один: семь раз отмерь — один раз отрежь.

Александр Григорьевич, вы — автор многих книг и фундаментальных исследований по вопросам российской государственности, в частности шеститомного труда по истории прокуратуры и органов юстиции. Говорят, что историк — это пророк наоборот. Поэтому хотел бы спросить, есть ли надежда, что в этих субъектах наступит полное понимание?

Уверен, что именно при ныне здравствующем Президенте это может произойти, несмотря на то, что некоторые упорствуют в своих заблуждениях. Правда, здесь нужно не только на Бога надеяться, но и самим не плошать.

Таким образом, проблема законности в регионах будет решена?

Если бы! Работа по приведению в соответствие с Конституцией и федеральными законами правовой базы субъектов РФ продолжается. Это процесс, а не торпедная атака. Просто на первом этапе мы привели в соответствие базисные региональные законы. Теперь предстоит провести полную ревизию всех актов органов государственной власти и местного самоуправления. А их сотни тысяч...

Ситуация на этом поприще тревожна?

Я бы не стал ее драматизировать. Ведь то, что мы сделали на первом этапе, позволило, во-первых, сохранить Россию как целостное государство, во-вторых, сугубо правовыми методами способствовать формированию единого правового, экономического и информационного пространства и, в-третьих, заложить мощный фундамент для будущей работы.

Правовой составляющей мы коснулись, а как обстоит дело с экономическими проблемами?

О них пусть рассуждают специалисты — экономисты. Прокурорам же в пору заниматься только надзором за исполнением законодательства в этой сфере. Это огромный пласт. В частности, сейчас мы разбираемся с экономическими соглашениями и договорами региональных властей, заключенными напрямую с зарубежными партнерами. Представьте ситуацию: в один черный день вдруг выявится, что отдельные российские регионы попросту заложены под некие обязательства субъектов. О чем в центре и не подозревали.

Вы можете привести конкретные примеры?

У прокуроров не принято обнародовать факты, пока не выполнены все обусловленные законом правовые действия, но и того, что имеется, достаточно, чтобы сказать о проблеме вслух.

Есть такой банальный вопрос: куда же раньше смотрели прокуроры на местах?

К сожалению, законодательство тех лет держало прокуроров в прокрустовом ложе, а когда наступило время решительных действий, некоторые спасовали. Вот почему ряд таких работников мы вынуждены были заменить.

Что намерены делать с такими договорами?

Повсеместно проверять их законность с привлечением соответствующих федеральных служб. В первую очередь тех договоров субъектов, по которым обязательства регионов обеспечиваются казной.

Местные лидеры вряд ли станут аплодировать вам: у кого-то на носу новые выборы и нужны средства, кого-то душат долговые тиски, а кто-то, возможно, ощущает и личную пользу от таких контрактов.

В вашем вопросе частично заложены и ответы. По крайней мере всем понятно, почему отдельные из субъектов с упорством обреченных бьются за право самостоятельной внешнеэкономической деятельности и не желают становиться под контроль центра. Но ведь если вовремя не вмешаться в ситуацию, при определенных условиях она может привести и к экономическому дефолту.

Как избежать подобной опасности?

Укреплять единое правовое пространство, в том числе и прокурорскую составляющую вертикали власти. Создание федеральных округов в этом смысле -очень своевременное и верное решение Президента. Взглянув на проблему изнутри, сразу понимаешь, почему кое-кто хотел бы разрушить централизованную структуру нашей прокуратуры и лишить ее права надзора за исполнением законов. Только, думается, надежды на правовую вольницу тщетны.

Решать в конечном счете будут законодатели в Государственной Думе и Совете Федерации, а среди депутатов мнение на сей счет неоднозначно.

Согласен. Никто и не спорит. Мы — орган правоприменительный. Закон, какой бы он ни был, для нас — это Бог. Знаю только, что всегда нами кто-то да остается недоволен. Это вполне понятно. Ведь прокуроры непременно действуют на стыке чьих-то интересов. И требования одной стороны в любом случае остаются нами неудовлетворенными. Так было и во времена Петра I и Екатерины II. Знаете, еще в 1764 году Екатерина II, давая генерал-прокурору Вяземскому такие «наисекретнейшие наставления», писала: «В Сенате вы найдете две партии. Обе будут стараться склонить вас на свою сторону. Вы не должны уважать ни ту, ни другую сторону, имея только в виду единственную пользу Отечеству и справедливость». Так что попытки повлиять на прокуратуру не мытьем, так катаньем предпринимались всегда, но она выстояла, о чем и говорит ее почти 300-летняя история.

судебная власть
(Публикации)
Борис Ямщанов
«Российская газета»
07.04.2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки