Теперь любой прокурор может потребовать привести законодательство субъекта России в соответствие с федеральным
Проблема четкого определения принципов федерализма в России — одна из самых актуальных с той поры, как первый президент Борис Ельцин произнес свою знаменитую фразу: «Берите суверенитета, сколько сможете». Если отношения между федеральной и местной исполнительными властями более или менее урегулированы (во всяком случае, Москва умеет договариваться с губернаторами), то разграничение полномочий между законодательной и судебной властями федерального и регионального уровней продолжает оставаться сложной и запутанной проблемой. В частности, это касается и вопроса о том, как поступать, когда местный закон противоречит законодательству федеральному.
Конституционный суд вчера вынес решение, которое приподнимает завесу тумана над этим вопросом. В постановлении по поводу проверки конституционности ряда положений федерального закона «О прокуратуре», в соответствии с которыми прокуратура имеет право оспаривать в суде законы, принятые в субъектах Федерации, если они противоречат федеральным, это право прокуратуры признано не противоречащим Конституции. То есть прокурор, осуществляя надзор, может обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия закона субъекта Российской Федерации федеральному закону. В свою очередь, суд, разрешая дела такого рода, вправе признать местный закон противоречащим федеральному и, следовательно, недействующим. И после вынесения судом такого решения ненадлежащий закон не будет применяться.
Вместе с тем Конституционный суд не признал соответствующим Основному закону страны положение закона «О прокуратуре», по которому суды общей юрисдикции обладают полномочиями признавать местное законодательство недействительным и утрачивающим силу. Прокуратура и суд могут лишь обозначить проблему, а решать ее должны те, кто этот закон принимал.
Однако, как говорится в постановлении Конституционного суда, которое огласил его председатель Марат Баглай, этим решением не затрагивается право органов власти и граждан России обращаться в КС с требованием о проверке конституционности любого федерального или местного закона.
Для принятия решения по этому вопросу Конституционному суду потребовалось почти два месяца. Поводом к его рассмотрению послужил запрос Верховного суда России, который ссылался на предыдущее постановление КС. Согласно ему за судами общей юрисдикции не признавалось право проверять местное законодательство на предмет его соответствия федеральному (кроме Конституции) до тех пор, пока не принят федеральный конституционный закон, устанавливающий эти полномочия судов. А поскольку такого закона до сих пор нет, потребовалось вмешательство Конституционного суда и принятие вчерашнего постановления, которое и определило порядок проверки судами законов субъектов Федерации.
«Время-MN» 12.04.2000
Публикации
Судебная власть
Евгений Евдокимов
|