Владимир Рушайло: Главное - это противостояние внутренним угрозам
Совет Безопасности всегда находится в центре событий — его эксперты участвуют и в выработке российской позиции по ПРО, и в подготовке федеративной реформы. И вместе с тем Совбез всегда остается в тени — координация деятельности силовых ведомств не предполагает особой открытости. Свое первое интервью в качестве секретаря Совета Безопасности Владимир РУШАЙЛО дал корреспонденту “Известий” Екатерине ГРИГОРЬЕВОЙ.
— Владимир Борисович, легко ли вам удалось освоиться с новой должностью? Что стало для вас плавной сложностью работы в Совете Безопасности?
— Общие представления о работе в Совете Безопасности, безусловно, были и раньше — все руководители силовых ведомств, в том числе и глава МВД, как известно, являются членами Совбеза. Тем более что министр внутренних дел входит в состав группы руководителей, которые на совещаниях у президента обсуждают и принимают политические решения. Но с изменением качества, естественно, пришлось осваивать многие направления, которые не относились к правоохранительной составляющей. Определенные сложности были, но постепенно с ними удалось разобраться — с помощью руководителей направлений, заместителей секретаря Совбеза. Необходимо тщательно просчитывать каждое решение, его ближайшие и перспективные последствия, чтобы найти оптимальный вариант объединения усилий многих министерств и ведомств — вот в этом, пожалуй, и заключается главная сложность работы в Совете Безопасности.
— Совет Безопасности считают то коллективным “серым кардиналом”, то почти ничего не решающим консультативным органом. В чем вы видите основные задачи и функции СБ и какое место ему отведено в структуре принятия решений?
— В печати то и дело появляются всевозможные взгляды и точки зрения на предназначение и деятельность Совета Безопасности. Между тем круг задач, возлагаемых на СБ, предельно конкретен и обозначен в положении об этом конституционном органе — это подготовка предложений президенту по вопросам защищенности жизненно важных интересов государства и общества от внутренних и внешних угроз, по проведению единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Совбез — политический инструмент для принятия решений президентского уровня. Как известно, существуют разные аспекты безопасности — военный, информационный, экономический, экологический. Мы разрабатываем основные направления стратегии обеспечения безопасности, федеральные целевые программы для ее реализации. Кроме того, в задачи Совбеза входит разработка предложений по координации деятельности федеральных органов и органов исполнительной власти на местах в процессе реализации принятых решений в области безопасности, оценка эффективности их деятельности.
— В концепции национальной безопасности России перечислен целый ряд угроз. Какие из них сейчас являются самыми острыми, требующими активных действий?
— Угрозы, с которыми сталкивается Россия, актуальны и для других стран. Их можно разделить на две части — угрозы внешние и внутренние. Внешними угрозами пренебрегать нельзя, они требуют пристального внимания. Но противодействие внутренним угрозам, безусловно, имеет приоритетное значение. Внутренняя жизнь государства требует постоянного внимания и контроля. К числу наиболее серьезных угроз я бы отнес незаконный оборот наркотических веществ. С одной стороны, это угроза внутренняя — не нужно объяснять, какой ущерб наркомания наносит нашему обществу. С другой стороны, мы сейчас сталкиваемся с проблемами экспансии наркотиков извне. Сейчас президент уделяет особое внимание этой проблематике. В третьем квартале по поручению главы государства мы планируем рассмотреть этот вопрос на заседании Совета Безопасности.
Сейчас идет тщательная работа по подготовке этого заседания. Вопрос межведомственный, сложный, затрагивающий отнюдь не только правоохранительную систему, но и целый ряд других структур. Будем готовить решение с учетом мнений всех заинтересованных сторон. Наступит ли когда-нибудь такой светлый момент когда с наркотиками будет покончено? Я сомневаюсь. Но наша задача состоит в том, чтобы попытаться свести эту угрозу к минимуму. Еще одной угрозой, актуальной как для России, так и для всего мирового сообщества, является международный терроризм . На примере контртеррористической операции на Северном Кавказе мы видим, что это не локальный конфликт внутри страны, безусловно, за ним проблемы международного плана. События, которые развернулись в центрально-азиатском регионе, на Балканах, — яркое тому подтверждение. Необходима еще большая координация и согласование действий мирового сообщества в борьбе с экстремизмом. У нас уже налажено тесное сотрудничество с другими странами, прежде всего с государствами — членами Договора о коллективной безопасности, куда, помимо России, входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
— Расширение НАТО занимает одно из первых мест в списке российских внешних угроз. Что может сделать Совет Безопасности для того, чтобы снизить напряженность?
— Со стороны руководства НАТО, со стороны руководства США неоднократно звучали высказывания, что они не рассматривают Россию как страну-противника. Но если мы не противники, то какой смысл приходить к нашим границам мощным военным блоком? Эту позицию мы уже неоднократно высказывали, это позиция российского президента, и я думаю, что она останется неизменной. Есть и еще один аспект: замыслы расширения НАТО на восток и вступление наших соседей в Евросоюз делают весьма актуальным вопрос о перспективах развития Калининградской области. Совет Безопасности настойчиво ищет пути оптимального решения этой сложной проблемы, приобретающей не только экономический, но и политический, стратегический характер. Россия активно работает с евроструктурами, чтобы решить проблему жизнеобеспечения Калининградской области. В ближайшее время этот вопрос станет предметом серьезного обсуждения на очередном заседании Совета Безопасности.
— Появляются ли сейчас какие-либо новые риски?
— К сожалению, да. В последнее время мы с коллегами из других стран начали обсуждать проблему ядерного терроризма . Это весьма существенный момент, относящийся к новым рискам. К новым рискам можно отнести и более общие проблемы международного терроризма -он существовал всегда, однако сейчас формы его развития представляют наибольшую опасность. Сложная ситуация сложилась в сфере экологической безопасности, тесно перекликающейся с экономикой. Например, проблема, с которой столкнулись государства прикаспийского бассейна. И загрязнение вод, и истребление осетровых пород идет по возрастающей. Наше управление по экономической безопасности тесно взаимодействует с правительственными структурами. Все то, что происходит в мировом пространстве, не остается без внимания, работу по выявлению новых рисков в этой сфере мы проводим совместно.
— Насколько активно Совет Безопасности участвует в анализе планов США по созданию НПРО?
— Рекомендации экспертов аппарата Совбеза, разумеется, были учтены при выработке российской позиции по этому вопросу. Что же касается перспектив дальнейшего развития ситуации, то пока говорить об этом преждевременно, наши эксперты только подходят к разработке этой проблемы. Двусторонние контакты с представителями других государств показали — большинство стран придерживается мнения, что выход США из Договора по ПРО в одностороннем порядке перечеркнет ту стратегическую безопасность, которая в течение длительного времени была установлена как самим Договором по ПРО 1972 года, так и другими договорами, которые были приняты в последующее время. Сейчас на уровне российско-американских контактов идут попытки не просто изложить позиции, а попробовать совместить их, найти какое-либо решение. Пока никто не может сказать, за какой временной отрезок этот вопрос может быть решен. Тем более что заявления руководителей Соединенных Штатов — это не есть еще сам выход США из Договора по ПРО, пока идет стадия обсуждения. Так что работа будет продолжена — и на уровне Совета Безопасности, и на уровне других экспертов, параллельно специалисты более узкого профиля будут осуществлять непосредственную работу, как в организационном, так и в технологическом плане. Это длительный процесс, за короткое время пройти его просто невозможно.
— Проводите ли вы консультации с советником президента США по национальной безопасности Кондолизой Раис?
— Была личная встреча в Любляне, состоялось несколько телефонных разговоров. Скоро мы увидимся вновь — в конце июля она по нашему приглашению прибудет с визитом в Москву. Госпожа Раис — человек квалифицированный, подготовленный, довольно хорошо знает и русский язык, и российскую проблематику в целом. Надеюсь, наш конструктивный диалог будет продолжен.
"ИЗВЕСТИЯ"
21 июля 2001 г.