Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Деятельность Государственного совета
Создавать "Министерство правды" мы не планируем

Секретарь Совета Безопасности РФ Сергей Иванов:
- Нет никаких оснований демонизировать ни нынешнюю власть, ни совет безопасности.

Сергей Борисович Иванов родился 31 января 1953 года в Ленинграде в семье служащих. В 1975 году окончил переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета по специальности английский язык и был приглашен на работу в органы госбезопасности. В 1977 году окончил высшие курсы КГБ СССР, в 1982 году - Краснознаменный институт КГБ СССР. Владеет английским и шведским языками.

С 1981-го по 1998 год прошел путь от оперуполномоченного Первого главного управления КГБ СССР до первого заместителя начальника одного из управлений Службы внешней разведки РФ. Был в трех длительных зарубежных командировках в Скандинавских странах и Африке. Генерал- лейтенант. С августа 1998-го по ноябрь 1999 года - заместитель директора - руководитель Департамента анализа, прогноза и стратегического планирования ФСБ РФ.

15 ноября 1999 года назначен секретарем Совета Безопасности Российской Федерации.

Женат. Имеет двоих детей.

"Короля играет свита". Это выражение, истинность которого подтверждена столетиями, ныне почти превратилось в банальность. Тем не менее оно остается верным, отражающим один из основных механизмов "высокой" политики.

Кто же сегодня "играет короля"? Большинство российских политологов сходятся на том, что в "команде Путина" немало сильных управленцев, менеджеров тактического уровня. И куда меньше людей, способных мыслить стратегически. В этом "меньшинстве" особенно заметна фигура секретаря Совета Безопасности Сергея Иванова. Известно о нем широкой публике немного. Но, как говорят, многие свои решения в области безопасности России президент принимает, исходя из предложений, разработанных в недрах Совбеза.

А если учесть, что в эпоху глобальных перемен, неизбежно сопровождаемых различного рода и масштаба катаклизмами, практически все государственные дела так или иначе связаны с безопасностью, значение фигуры Сергея Иванова и возглавляемого им госоргана возрастает еще более.

- Сергей Борисович, СМИ довольно часто рассказывают о том, что к власти "пришли чекисты" и возглавляемый вами Совет Безопасности постепенно обрастает все новыми функциями, превращается в теневое правительство, в политбюро...

- Нет никаких оснований демонизировать ни нынешнюю власть, ни Совет Безопасности. Он как был, так и остается консультативным органом. У нас нет ни властных, ни финансовых рычагов - есть только право доводить до президента наше видение различных проблем. Если предложения принимаются, то через конституционные органы начинает действовать технологическая цепочка власти. Мы никем не командуем, только контролируем выполнение указов президента, касающихся безопасности страны.

- Введение в состав Совета Безопасности полномочных представителей президента в федеральных округах, по мнению многих экспертов, еще более его усилило и теперь позволяет контролировать территории.

- В своей практической работе руководители округов замыкаются на Главное территориальное управление президента. А СБ будет располагать теперь дополнительной достоверной информацией о реальном положении дел в регионах.

- Как вы расцениваете недавнее создание Комитета секретарей Советов Безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности?

- Это реальное воплощение политической воли государств к интеграции, стремление сообща строить систему коллективной безопасности. И особую роль в этом процессе играют Советы Безопасности. Первое заседание подтвердило актуальность создания нового органа вслед за комитетами министров обороны и иностранных дел: борьба с международным терроризмом, наркоторговлей, нелегальным оборотом оружия требует объединения усилий наших стран и выработки единых согласованных подходов. Еще одна важная цель комитета - совместное урегулирование региональных конфликтов, поддержание стратегической стабильности. Наши встречи будут проводиться два раза в год поочередно у каждого из участников. Следующая - в Ереване в первой половине 2001 года.

- События в Центральной Азии, недавний бандитский беспредел в Чечне, резко обострившееся военно-политическое противостояние в Афганистане - считаете ли вы, что это звенья одной цепи?

- Международный терроризм сегодня имеет значительные материальные и финансовые возможности для дестабилизации целых регионов. Фактически мы наблюдаем стремление к созданию на территориях Киргизии, Таджикистана, Узбекистана таких же анклавов, какой недавно был в Чечне. На совещании глав государств в Бишкеке в октябре подписано Соглашение о статусе сил и средств системы коллективной безопасности, а также план основных мероприятий по ее формированию на 2001-2005 годы.

- В каком состоянии находится сейчас система коллективной безопасности?

- После встречи в Бишкеке начался второй этап ее формирования, среди главных задач которого - создание региональных систем коллективной безопасности, формирование совместных военных систем по примеру объединенной ПВО, единой системы управления. Прорабатывается вопрос о создании военных формирований, их численности и органов управления ими, взаимодействия, а также вопросы дислоцирования, землепользования, финансовых средств, пересечения границы и так далее. То есть в Центральноазиатском регионе будут практически созданы военные силы. Вообще военные образования на пространствах ДКБ (Восточноевропейская, Кавказская и Центральноазиатская зоны) будут находиться под одним командованием и действовать по принципу быстрого реагирования.

- Талибы собираются, закрепившись в Афганистане, предъявить России иск за ущерб, причиненный стране ограниченным контингентом советских войск. Если они пойдут на такой шаг, как отреагирует Россия?

- Я не думаю, что это случится. Иск может подавать только правительство страны. Сегодня подавляющее число стран мира не признает режима талибов. Даже если предположить, что иск все же предъявлен, надо будет подсчитать ущерб, который по вине талибов нанесен в результате террористической деятельности государствам-участникам ДКБ и СНГ в целом, а также ущерб, наносимый в результате распространения наркотиков с территории, контролируемой талибами. Объем рынка вооружений в мире составляет порядка 40 млрд. долларов в год, а торговли наркотиками - около 50. Героин же, как признают все, в том числе эксперты ООН, в основном производится на территории Афганистана. Арифметический результат будет не в пользу талибов.

- Планируются ли какие-то шаги в области военно-технического и военно-экономического сотрудничества стран-участниц ДКБ?

- Законодательным органам наших стран предстоит ратифицировать Соглашение об основных принципах организации ВТС, подписанное главами государств в Минске. Возможно, имеет смысл создать специальный рабочий орган. Это позволит государствам максимально использовать все средства и сократить время на разработку и производство, эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники, задействовать простаивающие трудовые ресурсы.

- Что дают продолжающиеся российско-американские консультации по ПРО?

- Россия и США подтверждают приверженность Договору по ПРО как краеугольному камню стратегической стабильности. Обсуждается вопрос о дальнейших сокращениях стратегических наступательных сил в рамках будущего договора СНВ-3. Обе стороны готовы к сотрудничеству в области нестратегической ПРО, в частности готовятся совместные командно- штабные учения. В Москве в сентябре следующего года начнет работу совместный Центр обмена данными систем раннего предупреждения.

- Найдены ли наконец критерии различия стратегической и тактической ПРО?

- Различие простое - по скорости и дальности противоракет, по прикрываемой территории. Кстати, Россия считает страны, участвующие в создании противоракетной обороны США, нарушителями Договора по ПРО.

- Какие внешние угрозы России вы поставили бы на первый план?

- Экспансия НАТО на восток; международный терроризм ; попытки создания модели мира, при которой можно, не считаясь с мнением подавляющего большинства стран, действовать по своему разумению. Отнес бы сюда и концепцию гуманитарных интервенций, общемировую гонку вооружений.

- И все же вы считаете, что внутренние угрозы для России носят превалирующий характер?

- Да, это угроза конституционному строю (имеется в виду Чечня), в ряде регионов принимаются местные законы, идущие вразрез с федеральными, хотя сейчас положение выправляется. "Самостийность" некоторых губернаторов. Скажем, в одной области собрали замечательный урожай, в соседней же - недород. Благополучный губернатор тут же устанавливает границу, посты, чтобы товар не уходил к чужим покупателям. Это уже попытка расчленить страну. Угроза терроризма , экстремизма, экономической, продовольственной безопасности, угроза преступности. Техногенные катастрофы, алкоголизм, наркомания, плохое качество продуктов, недостойный уровень, качество и продолжительность жизни...

- Среди новых угроз для России называют информационное оружие.

- Это очень серьезная проблема не только для нас, но и для всего мирового сообщества. Поэтому Россия заинтересована в продвижении через ООН идеи создания системы международной информационной безопасности. Задачу разъяснения мировой общественности опасности этой угрозы выполняет недавно принятая Доктрина информационной безопасности.

- Чем вызвано ее принятие именно сейчас?

- Концептуальные документы не пекут, как блины. Доктрина информационной безопасности готовилась несколько лет, в 1997 году ее даже обсуждали в парламенте. Информационные технологии, информатика бурно развиваются во всем мире, оборот в этой сфере - 2 триллиона долларов в год. Это сопоставимо с нефтебизнесом, автомобилестроением. И одной из угроз для России становится ее вытеснение с рынка информационных услуг и соответствующей техники. Если это случится, наши перспективы будут незавидными.

- Но Доктрина информационной безопасности несет в себе и многие ограничения?

- Это не ограничения, а обеспечение законным путем конституционного права граждан на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и доброго имени. Никто не собирается ограничивать свободу слова. Но использование материалов, полученных незаконным способом, доктрина расценивает как нарушение прав и свобод граждан и угрозу обществу.

- Что конкретно вы имеете в виду?

- Некоторые охранные структуры ведут незаконный информационный промысел, вторгаются в личную жизнь людей: подслушивают, подглядывают, а когда их ловят, отделываются штрафом в 80 минимальных зарплат. Магнитофон стоит дороже. Кстати, в той же Америке стоит какому-то папарацци переступить границу частного владения, его выдворяют без церемоний, а затем следует иск о нарушении права на личную жизнь.

- Но иногда от журналистов информацию просто утаивают, ссылаясь на то, что она секретна, хотя на самом деле это не так.

- В доктрине есть положение о защите государственной и военной тайны. Позиция Совбеза такова: нельзя добывать информацию, даже не являющуюся тайной, незаконным способом. Но точно так же незаконны попытки утаивать от общества значимую несекретную информацию. Утверждение доктрины не влечет за собой пересмотра закона о СМИ.

- Все же есть ли планы создания правительственной структуры, призванной разъяснять государственную политику? В США такая организация существует.

- Там во главе системы информационного обеспечения внешней политики стоит Информационное агентство США (ЮСИА), являющееся структурным подразделением государственного департамента. В соответствии с Законом "О международном вещании" 1994 года ЮСИА руководит деятельностью телерадиовещательных корпораций "Голос Америки", "Радио Свобода/Свободная Европа", "Радио и Телевидение Марти", "Уорлднет Телевижн" и "Радио Свободная Азия". Годовой бюджет ЮСИА при штате 5 тыс. человек превышает 1 млрд. долларов из государственного бюджета. ЮСИА имеет более 200 представительств в 143 странах. Подведомственный ЮСИА телевизионный спутниковый канал принимается более чем в 50 странах. Так что США уделяют самое пристальное внимание информационной поддержке своей политики. И почему Россия не должна заботиться об этом? Но планов создать что-то вроде "министерства правды" у нас нет.

- Зато планируется укреплять государственные СМИ.

- Граждане и общество в целом не всегда получают в достаточном объеме правдивую информацию о деятельности государственной власти, ее планах и намерениях. А иногда она доходит до людей в полярной трактовке. Значительная часть мирового сообщества к событиям в Чечне относилась негативно: резкие заявления в адрес России, лишение наших парламентариев слова на сессии ПАСЕ... Однако стоило показать в некоторых европейских столицах документальный фильм о процветающей в Чечне работорговле, как многие политики оценили ситуацию совершенно по-иному. Одной из целей, поставленных в доктрине, как раз и является расширение возможностей государственных СМИ по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан. При этом государство не собирается контролировать независимые СМИ. Таких положений в доктрине вы не найдете.

Кстати, у нас до сих пор не раскрыто такое ключевое понятие закона о средствах массовой информации, как "злоупотребление свободой СМИ". После ликвидации этого пробела, я думаю, некоторые газеты и телепрограммы поумерят свой пыл в отстаивании свободы слова в их понимании.

- В доктрине идет речь об уточнении статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для информационной инфраструктуры России. Что конкретно это означает для них?

- Сегодня на территории России зарегистрировано 38 электронных и 66 печатных СМИ, созданных с привлечением иностранных инвестиций или в числе учредителей которых есть иностранные юридические лица. 1157 иностранных изданий получили разрешение на распространение своей продукции в нашей стране. Речь в доктрине идет об установлении одинаковых "правил игры" для отечественных и зарубежных СМИ. Почему, скажем, "Радио Свобода" имеет право неограниченного вещания на территории России, а, к примеру, радиостанция "Маяк" не имеет аналогичных прав на территории США? Ограничения иностранных инвестиций в информационную инфраструктуру России могут распространяться только на тот ее сегмент, который непосредственно связан с обеспечением обороны и безопасности государства.

- Американское законодательство гарантирует своему гражданину право на получение всей персональной информации, собранной о нем любой государственной организацией. У нас где-то оговорено такое право?

- Оно предоставлено гражданам России частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации. Однако если речь идет о материалах следствия, сведениях, полученных в ходе оперативно-розыскных мероприятий, то ограничения на доступ к этой информации, определенные действующим законодательством, на мой взгляд, вполне обоснованны.

- Каково сегодня место Федерального агентства правительственной связи и информации в обеспечении информационной безопасности России?

- Его роль будет возрастать. Ожидается утверждение правительством целевой программы создания и развития информационно- телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001-2007 годы, где ФАПСИ определено как государственный заказчик.

- Намерена ли Россия создавать совместное с государствами СНГ информационное пространство?

- Соглашение в области обеспечения информационной безопасности сегодня действует между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В рамках его формируется общее информационное пространство Союза Беларуси и России, проводятся мероприятия по защите общих информационных ресурсов. Активно работает Координационный совет по обеспечению безопасности шифровальных средств и их эксплуатации в системах правительственной и закрытой ведомственной связи государств- участников СНГ. В Минске в январе 1993 года главы государств СНГ подписали Соглашение о взаимном обеспечении сохранности межгосударственных секретов. Ряд соглашений и протоколов в области обеспечения информационной безопасности заключены и действуют на двусторонней основе по линии секретарей Советов Безопасности.

- Какой будет военная политика государства в ближайшие годы?

- Мы знаем, чем заканчивается накопление гор оружия. Часть этого огромного количества досталась бандитам и сегодня обращена против нас, часть мы вынуждены утилизировать, тратя огромные средства, часть оказалась в руках других государств, огромное количество оружия подлежит вывозу на территорию России, но мы до сих пор не можем этого сделать. И сегодня государство вкладывает значительные средства в силовую составляющую, однако во многих частях боевая подготовка не проводится, планы реформы в последние 10 лет не выполнялись.

- Но оружие стареет, необходимо внедрение новых его видов. При весьма скудном финансировании и армии, и "оборонки" чему будет отдан приоритет?

- Системам управления войсками и оружием, связи, разведки, стратегического предупреждения, средствам радиоэлектронной борьбы, высокоточным безъядерным средствам поражения. В новую военную доктрину заложен принцип научно-технической, технологической, информационной и ресурсной независимости государства в разработке и производстве основных видов военной продукции. Государственная поддержка будет сосредоточена на сохранении и развитии критических технологий и технологий двойного назначения.

- Что же станет с Ракетными войсками после того, как их приоритетное финансирование сменил баланс в выделении средств на развитие СЯС и Сил общего назначения? Что будет с ракетно-космической обороной?

- РВСН как вид вооруженных сил сохранятся до 2006 года. До этого времени постепенно, по мере снятия с боевого дежурства выслуживших гарантийные сроки эксплуатации комплексов МБР, войска будут сокращаться. И только после 2006 года будет рассмотрен вопрос о возможном изменении статуса РВСН. РКО же в течение ближайших полутора лет будет передана в ВВС.

- Одно время много говорили о создании какой-то специальной суперструктуры наподобие КГБ. И в самом деле, в США есть разведсообщество, у нас же усилия специальных служб не регулируются каким-то одним органом, и потому возможно дублирование усилий и излишний расход средств.

- Безусловно, сложность стоящих перед спецслужбами России задач требует четкого взаимодействия и детального согласования. Комитет был одной системой, теперь мы имеем сообщество спецслужб. Дублирования нет, поскольку у каждой из них четко определены задачи, все они подчинены президенту, а их деятельность координирует Совет Безопасности. В суперструктуре нет необходимости.

- В своей книге президент охарактеризовал свои отношения с секретарем Совета Безопасности как "чувство локтя". Однако вас чаще можно увидеть за спиной президента.

- Я всю жизнь старался не выделяться, меня этому учили. И меня совершенно не задевает, когда говорят об "отсутствии у Иванова индивидуальных особенностей". Наоборот, это комплимент, свидетельство профессионализма. Не люблю и уже не полюблю тусовок, у меня нет желания светиться перед камерами и общаться с "бомондом".

- Расскажите немного о себе, о начале своей жизни и карьеры.

- Родился в Ленинграде в "простой" семье. Мой дядя по матери был капитаном дальнего плавания, ходил в экзотические страны. Отчасти поэтому я с детства любил моряков и книги о море. Как и многие в то время, увлекался "Битлз", отчего, наверное, и возник мой интерес к английскому. Учился в английской спецшколе, серьезно занимался баскетболом, футболом. Ближе к окончанию школы пришло решение стать дипломатом.

- Как вы пришли в разведку?

- Никто из моих родственников в разведке не работал. К концу учебы в университете предложили работать в органах.

- Вас причисляют к "питерской команде"...

- Я уже больше 20 лет прописан в Москве, и относить меня к "питерской команде" можно лишь весьма условно.

- Расскажите о своей семье.

- Жена - коренная москвичка. Познакомились в компании друзей, когда я еще жил в Ленинграде, встречались по выходным, через год поженились, нам было тогда по 23 года. Во всех командировках жена была со мной. Она экономист, но там, где она работает, не знают, кто ее муж. Как и в экономических вузах, где учатся два наших сына, не знают, кто их отец. Отчасти помогает фамилия.

- Надо полагать, книжки о моряках вы уже не читаете. Что пришло им на смену?

- В студенческие годы читал на языке оригинала Голсуорси и Моэма, люблю Пикуля и Конецкого, в последнее время увлекся интеллектуальными детективами - Ле Карре, Агата Кристи, Форсайт. Разумеется, тоже на языке оригинала.

- Какая кухня вас привлекает? Как относитесь к спиртным напиткам?

- Кухня - русская, финская, китайская, но не английская и французская. Спиртное... Можно водку под хорошую закуску, светлое виски. Но в последнее время предпочитаю красные вина.

- Должность госчиновника высокого ранга непременно связывают с шикарной дачей и квартирой. Есть они у вас?

- Живу в типовом блочном доме на окраине Москвы, недалеко от Кольцевой дороги, со старыми лифтами, специфическими запахами в подъезде. Дача есть, но в 120 километрах от Москвы, в обычной деревне Коломенского района. Госдачей не пользуюсь, хотя не раз предлагали. Мне она просто не нужна.

Николай Поросков
Век, № 44
3 ноября 2000 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

    Все стулья
     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки
    Все стулья