(тема: "Национальная безопасность: концептуальные и практические аспекты"),
организованного Высшей школой бизнеса МГУ и Институтом комплексных стратегических исследований.
Сначала повторю несколько банальных истин, которые, однако, отнюдь не всегда в России были общепризнанными с концептуальной и практической точек зрения:
1. "Национальная безопасность" как политика - как комплекс мер по нейтрализации угроз. В этой связи важнейшее значение имеет:
во-первых, реальная оценка угроз и определение их приоритетности (у нас главными угрозами в разные периоды были: "США", "КПСС", вообще "никто и ничто не угрожает" и т.д.).
во-вторых, выбор наиболее эффективных (в т.ч. и наименее затратных) средств по их нейтрализации, созданию условий для "выживаемости государства и нации".
На мой взгляд, главными угрозами для сегодняшней России (в порядке приоритетности) являются:
- отставание в научно-технической конке с ведущими странами;
- реальное отсутствие приоритетов у государства в отношении опережающих темпов развития образования, культуры, здравоохранения;
- низкий социально-экономический уровень жизни абсолютного большинства граждан;
- административно-коррупционная система власти, сводящая эффективность Госаппарата к нулю.
Как следствие, ожидается неизбежное появление всего спектра внешних и внутренних угроз - безопасности РФ, стабильности и т.д.
2. Определение цели развития государства, общества и в т.ч. и как следствие формирования системы национальной безопасности. В.В.Путин в Послании ФС предложил "процветающее общество". Это очень мало и неконкретно. Что имелось в виду? Душевой доход? Но для многих это не главное. Рост макроэкономических показателей? Хорошо, но не определяет объем перспектив развития.
На мой взгляд, стратегическая цель государства: "Создание условий - материальных и нематериальных - для максимальной реализации личностью своих возможностей" (в этой жизни).
В этом смысле государство - инструмент для обеспечения этих задач. Может быть лучший. Иногда единственный. Отсюда - роль государства. Сегодня государство решило две задачи: обеспечило относительную политическую стабильность и улучшило макроэкономические показатели, т.е. нормализовало относительно ситуацию в стране. Для целей развития, тем более - опережающего, этого мало.
3. Объективно главной задачей и приоритетом политики государства является сохранение национальной идентичности, ибо "процветающее общество" может быть и вне рамок государства и нации (Победа Ле Пена - подтверждение этой тенденции).
4. В этой связи главной сегодняшней политической задачей России, на мой взгляд, является вхождение в глобальные процессы при сохранении суверенитета и национальной идентичности. Я бы даже сказал приспособление, адаптация, но лучше - опережение - возглавить глобализацию как феномен НТР.
5. Главным средством для решения такой задачи может быть не просто конкурентноспособность, но лидерство России прежде всего в области науки, наукоемких технологий, культуры и духовности. У России есть такие возможности.
Это лидерство (т.е. опережающие темпы развития) и только лидерство может обеспечить суверенитет, безопасность и сохранение национальной критичности, а, как следствие, - "процветание" (по-Путину).
|