СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Приоритетные интересы национальной безопасности в развитии экономики, внешней и внутренней политики государства в течение последних десяти лет оставались на второстепенных направлениях внимания общественности. Они были оттеснены "реформистскими" преобразованиями социального строя, системы власти по всей вертикали, а нередко и личными интересами. Лишь в 1994 году в России стал формироваться комплекс национальных приоритетов, который в последние месяцы проявился, практически столкнувшись с противодействием сил, приверженных прежней политике. Поводом для такого столкновения послужили усилия федеральных властей по восстановлению конституционного порядка в Чечне.
Пока что эта позитивная тенденция нашла свое, правда, незначительное, отражение лишь во внешней политике, решении ряда военно-политических проблем и в позиции по чеченскому вопросу. Очевидно, что этот позитив нуждается в масштабном развитии и распространении на все стороны деятельности правительства и жизни страны и в последнем Послании Президента такие намерения - касающиеся отечественной наукоемкой промышленности, культуры, науки, образования - впервые прозвучали.
Реформирование интеллектуального производства
Ни экономика, ни политика не могут быть эффективно реформированы во имя созидания без коренных перемен в отношении к духовной и интеллектуальной сфере. Человечество вступило в информационный век. Информация стала непосредственным производственным ресурсом наряду с сырьем и энергией. Наукоемкие технологии сегодня определяют уровень развития общества. Научная, интеллектуальная сфера во все больших масштабах выделяется не только в самостоятельное направление трудовой деятельности, но и требует специальной системы органов управления, комплекса мер по ее государственной поддержке и защите.
Национально-государственные интересы России выдвигают на первый план задачу изменения отношения Государства к интеллектуальному производству вообще к выделению в качестве основного экономического приоритета развитие наукоемких технологий. Концепция такого реформирования заключается в следующем.
Представляется необходимым расширить рамки понятия "профессиональный творческий работник". К ним традиционно принято относить только лиц так называемых "творческих" профессий: литераторов, художников, артистов, ученых. Но ведь любой высокопроизводительный труд содержит элементы творчества - это процесс информационный и в этом смысле творческий. Поэтому нужно изменить стимулы и оценки обществом наукоемкого, высокотехнологичного труда, ведь наукоемкий, это и синоним высокопродуктивный, обозначающий низкие энергетические, материальные, трудовые, экономические и иные издержки для общества, т.е. выгодный для Государства. Следовало бы в связи с этим рассматривать предпринимательство как особый созидательный вид творческой деятельности, который должен быть защищен Государством.
Все это говорит о необходимости специальных мер по защите духовного производства от дальнейшего разрушения. Нужны система новых законов и внесение поправок в действующие с целью материальной поддержки работников культуры, науки, образования и творчески работающих на общее благо предпринимателей. РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОХРАНЕ, ПОДДЕРЖКЕ И СТИМУЛИРОВАНИИ ТАЛАНТА, ИНТЕЛЛЕКТА, НРАВСТВЕННОСТИ НАЦИИ - КАК ОСНОВЫ МОГУЩЕСТВА ГОСУДАРСТВА.
Соответствующие коррективы необходимо внести в федеральный бюджет и налоговую политику, которые должны обеспечивать решение этой приоритетной задачи.
Частично исправить положение могла бы концентрация наукоемкого производства в самостоятельное направление, т.е. объединение соответствующих министерств и подчинение их одному из первых вице-премьеров в качестве приоритетного направления.
Приоритетным национальным интересом и российской национальной ценностью следует считать развитие интеллектуального потенциала нации. Это продиктовано следующими обстоятельствами:
- необходимостью активного влияния на формирование государственной политики со стороны науки и культурно-научной собственности;
- нынешним катастрофическим состоянием этой сферы общественной деятельности.
В современном мировом сообществе все большую роль играет общественно-государственное регулирование. В основе его должна лежать не столько добрая воля, сколько точное научное знание, организованное на уровне приоритетной государственной политики, эффективная система образования, просвещения, формирования творческой личности.
В задачу общественной системы образования и воспитания входит, с одной стороны, подготовка высокопрофессионального работника, с другой - гражданина общества. Чем более сложным становится процесс производства, тем выше производительность общественного труда, тем более стирается грань между этими двумя сторонами и в самом человеке, и в системе, его формирующей. Видимо, это одна из ведущих характеристик постиндустриального общества. Но путь к такому обществу лежит прежде всего через высокопроизводительный труд. Такой труд может базироваться только на наукоемкой технологии, высоком профессионализме, всесторонней информированности общества.
Глобализация информатизации - концепция, не только закрепляющая деление стран на три мира. Согласно этому подходу, страны "первой фазы" останутся источником сельскохозяйственных и минеральных ресурсов; страны "второй фазы" - дешевой рабочей силы и товаров широкого потребления. Страны "третьей фазы", или государства "информационной цивилизации" будут производить и соответственно продавать остальному миру информацию и нововведения, промышленные и управленческие технологии, программно-математическое обеспечение, культуру, образование, медицинское обслуживание, финансовые и другие услуги - одним словом все то, что связано с высшим уровнем интеллектуальной деятельности. В соответствии с этой концепцией напряженность в отношениях между "фазовыми" цивилизациями будет возрастать, и новая цивилизация "третьей фазы" будет вынуждена бороться за установление глобальной мировой гегемонии.
Пока, к сожалению, приходится признавать, что реализуемый у нас вариант реформ в лучшем случае соответствует выбору в пользу второй стратегии. При этом нельзя говорить всерьез о том, что нас "пустят" в клуб стран "третьей фазы". Реальные процессы свидетельствуют, что нам отведена роль страны "первой фазы".
Создав переходный мост между предпринимателем и государством, можно приступить к целенаправленной стимуляции за счет льгот и помощи необходимых обществу видов предпринимательской деятельности. При этом необходимо помнить, что такая деятельность предпринимателей и творческой интеллигенции снимает с Государства значительную часть его затрат.
Краткий перечень необходимых льгот и видов помощи:
- Долгосрочные кредиты под целевые наукоемкие программы.
- Система госзаказов для предпринимателей, занимающихся наукоемкой деятельностью.
- Сеть консалтинговых компаний, оказывающая на 70-90% за счет государства помощь предпринимателям в поисках заказчиков, выходе на зарубежный рынок с высокотехнологичной продукцией.
- Налоговые льготы на первые 2-3 года становления предприятия, занимающимися наукоемкими производствами.
- Льготное страхование предпринимательской деятельности.
- Выделение области части площадей и оборудования из государственных фондов под льготные арендные условия.
- Организация сети снабженческих фирм, обслуживающей малый наукоемкий бизнес по льготным расценкам (за счет доплаты со стороны государства).
Приоритеты в области образования
Выход России из системного кризиса и обеспечение национальной безопасности напрямую зависят от того, с какой образовательной подготовкой войдет наша молодежь в XXI век, каковы будут ее нравственные и эстетические идеалы, социальные ориентиры, уровни общей культуры и профессиональной подготовки.
Взаимосвязь высокопроизводительного труда, нравственности общества со сферой образования и воспитания очевидна. Резкое падение престижа образования, культуры и науки в условиях нынешнего кризиса привело к деформированию системы ценностей россиян, разрушению морали и основ общества. В значительной мере это результат серьезных дефектов национальной политики в области образования.
Приоритетность рассматриваемой сферы предполагает направление мощных ресурсов на реализацию принятой всем обществом национальной доктрины в области образования. Одной из первопричин бурного прогресса некоторых стран является вовремя осознанный и правильно реализованный приоритет образования нации. Если проследить развитие США, Канады, стран ЕЭС, а в последние годы - Японии, Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга, то везде мы увидим, как с особым старанием, с учетом мировой истории и национальных особенностей были сконструированы национальные стратегические доктрины в области образования.
Нуждается в пересмотре и концепция профориентационной работы. Сегодня мы знакомим с профессиями в надежде, что неопытному подростку какая-то из них понравится. Следует, однако, по возможности определить его природные склонности и индивидуально работать над их развитием и таким образом готовить его к получению возможной профессии. Именно так станет реальностью дифференциация обучения.
Гуманистическая концепция образования предполагает право учащегося на собственное мировоззрение. Однако мировоззрение сразу не возникает, оно формируется в процессе образования. Решение этой проблемы следует искать на пути индивидуальной работы с личностью. И здесь нужна поддержка и прямое участие государства, которое сегодня отдало на откуп идеологию всем тем, кто захочет этим заниматься: зарубежным проповедникам и фондам, отечественным спекулянтам и авантюристам. Тезис "деидеологизации", выдвинутый во времена перестройки, был направлен против идеологии КПСС, однако его использовали для того, чтобы лишить государство возможности участвовать в формировании национальной идеологии, протаскивая под этим предлогом идеологию либерализма западного толка.
В особо тяжелом положении оказались русскоязычные школы вне России. Восьми миллионам русских детей, чьи родители вытесняются из только что созданных новых государств, никто не гарантирует национальное образование. Постепенный переход на государственный язык обучения не только вузов, но также техникумов и ПТУ не позволяет русскоязычным выпускникам получать даже рабочие профессий. Национальная политика в области образования должна включать в свою сферу всех русских, оказавшихся вне своей Родины и желающих, чтобы их потомки были связаны с русской культурой. Более того, необходимо переломить тенденцию, когда под предлогом "борьбы с великодержавием" затаптываются культурные русские ценности, а нацию пытаются на практике лишить в ряде регионов ее самосознания.
Принятие национальной доктрины России в области образования следует осуществить на национальном форуме с участием всех высших руководителей государства. Только такой фундаментальный, основополагающий документ может стать гарантом национальной безопасности нашего государства и залогом его процветания и расцвета нации.
Меры по защите отечественной науки, культуры и предпринимательства могут разрабатываться и реализовываться только как комплексная программа, часть общей доктрины национальных интересов и национальной безопасности России. К сожалению, разработка такой целостной доктрины остается зияющим пробелом как в наших общественных науках, так и в государственном строительстве.
Приоритеты развития науки и культуры
Наука. Важнейшее приоритетное направление государственной политики - это жесткий протекционизм в отношении науки и системы подготовки кадров, включая и отечественных предпринимателей.
Государство должно повернуться лицом к науке, в первую очередь к фундаментальной и вузовской, которая в настоящее время находится в критическом состоянии. Это один из немногих секторов экономики, в котором мы имеем не только огромный потенциал, но и по многим направлениям пока еще находимся на передовых позициях.
Фундаментальная наука - основа развития отраслевой, и в конечном итоге именно она определяет уровень развития техники.
Одновременно с разумным протекционизмом необходимо отработать государственную систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Кризисные явления в экономике в конечном итоге заставят нас пойти на структурную перестройку народного хозяйства и провести ее быстро, если мы не хотим пополнить ряды развивающихся стран, опирающихся на свои сырьевые богатства.
Могущество и авторитет любой страны в современном мире (наряду с экономическим и военным потенциалом) определяются уровнем развития науки и техники качеством профессиональной подготовки специалистов. Именно наука является катализатором технического прогресса, оказывает решающее влияние на состояние экономики, способствует стабилизации внутригосударственной, социально-экономической обстановки, укреплению внешнеполитических позиций. Мировой опыт свидетельствует о том, что приоритетное развитие фундаментальных научных исследований, системы образования вообще и высшей школы в частности, является залогом быстрого и успешного выхода государств из экономического и социального кризиса.
Однако в России начиная с конца 80-х - начала 90-х годов, появилась реальная угроза тотального разрушения ее научно-технического потенциала. Так, в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 1994 года "О кризисном положении в российской науке" констатировалось, что "резко сократились масштабы государственной поддержки науки, значительно уменьшились объемы бюджетного финансирования фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в научных учреждениях Российской Академии наук, отраслевых академий, министерств, ведомств и в вузах, сложилась ситуация, граничащая с катастрофой". К сожалению, сложившееся положение не улучшается. Ее государственное финансирование с 5,12% в 1990 году снизилось до 2% в 1994 году. Фактически прекращено создание объектов науки, уничтожается ценнейший научно-технический потенциал военно-промышленного комплекса.
Остается на достаточно высоком уровне эмиграция высококвалифицированных ученых за рубеж, уход их в иные сферы деятельности, главным образом в коммерческие структуры, которые в подавляющем большинстве не готовы к разработке, освоению и использованию передовых наукоемких технологий. Многие международные эксперты считают, что если абсолютные величины оттока кадров из науки сохранятся на уровне 1991-1993 гг., то к 2000 году наука в России прекратит свое существование. Возрастающую "утечку мозгов" из России можно с полным основанием рассматривать не только как политическую, но и как экономическую проблему, учитывая колоссальный экономический урон: при отъезде только одного специалиста страна теряет 300 тысяч долларов.
Кризис отечественной науки оказывает серьезное негативное влияние на геополитическое положение России, ослабление ее внешнеполитических позиций и уровня обороноспособности. По мнению специалистов, например, только каждый четвертый танк, седьмой БТР, десятая БМП отвечают современным требованиям. В среднем доля современной техники составляет в арсенале Российской армии менее 30%, в то время как в США - до 50-60%.
В целях вывода науки из кризиса считаем наиболее приоритетным:
- незамедлительно разработать государственную Программу сохранения и развития научного потенциала России на основе приоритетного финансирования фундаментальных и перспективных прикладных исследований;
- принять неотложные меры по эффективному использованию передовых технологий военно-промышленного комплекса в интересах экономического развития страны;
- осуществить подлинную реформу системы образования и в первую очередь ее основных частей: управления системой образования, системы подготовки и переподготовки специалистов, материально-технического обеспечения, содержания и технологии обучения.
Культура. Еще губительнее для страны сказывается забвение национальных интересов в области культуры.
Кризисное состояние культуры, с одной стороны, является составной частью общего паралича общественного организма, его экономической, социально-политической жизни, а с другой - есть очевидные причины кризиса, характерные именно для самой культуры. В реальной действительности они тесно переплетаются, усиливая взаимное разрушительное воздействие. Попытаемся выделить самые главные из них.
Первая группа причин кризиса культуры связана с разрушением прежнего общественно-политического уклада в бывшем СССР и резкой сменой ценностных ориентации, укоренившихся в нескольких поколениях людей.
Можно, разумеется, любить или ненавидеть "ту страну", "ту культуру", но если придерживаться научной точки зрения и следовать мудрому спинозовскому принципу - "не проклинать, не осмеивать, а понимать", - то следует в первую очередь осознать, что произошло в жизни десятков миллионов людей... Для подавляющего большинства людей произошло крушение их государства и, следовательно, крушение результатов их многолетнего социально-культурного творчества.
Но произошло не просто разрушение культуры, а расчленение единой нации. Второй раз в течение одного столетия русскую нацию, как носительницу единой самобытной культуры, постигает одна и та же страшная беда. После Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны из России эмигрировало свыше двух миллионов соотечественников, среди которых, по мнению специалистов, были десятки и сотни тысяч учителей и библиотекарей, адвокатов и историков, ученых и инженеров, выдающихся деятелей науки, искусства и культуры. Катастрофа внешнего национального разъединения русских и других народов бывшего СССР не идет ни в какое сравнение с прежней волной эмиграции. В странах так называемого ближнего зарубежья в качестве "граждан второго сорта" уже оказалось наших соотечественников почти в 15 раз больше!
Расчленение не только русского, но и других народов, превращение в диаспору огромного множества людей - это небывалая по своим масштабам социальная и духовная травма, последствия которой на государственном уровне еще никто не просчитал и не осознал. В то время, когда в мире идет процесс национальной консолидации, в нашей стране осуществляется искусственное насильственное расчленение единого народа, а вместе с этим и его культуры. Причем подлинные масштабы этой катастрофы, включая и Россию, неизвестны.
Гигантский прилив низкопробной культуры "на потребу публики" - одно из проявлений этой тенденции. За ней стоит свой социальный слой, чаще всего криминальный и бездуховный, объективно боящийся национальной культуры и ее системы ценностей.
При их активном участии происходит переориентация многих учреждений культуры и ее деятелей на "массовое" потребление. Издание порнографической "литературы", сборников анекдотов и блатных песен, исполнение их на радио и телевидении вместе с рекламой становится делом обычным, даже уже привычным. Если в других, наиболее передовых странах, государство и общество всеми мерами содействует росту авторитета частного труда, внедрению этой категории в систему культурных и нравственных ценностей (порой и силовыми методами), то у нас труд становится наименее престижной нравственной ценностью, тем самым заведомо разрушая общество и государство. "Ловкий жулик" - как синоним успеха - эта реалия только в одной цивилизованной стране - России.
Смена ценностных ориентации, объективно направлена на уничтожение исторической памяти народа и его будущего. Происходит тотальное выкорчевывание из культурного обихода целых пластов литературы, искусства, образования, науки, которые не вписываются в общественно-политическую парадигму нынешней системы ценностей.
Вторая группа причин связана с классовым расслоением общества и социальным неравенством людей. В стране с некогда однородным составом населения произошла взрывная социальная дифференциация: за короткий срок образовался слой богатых и сверхбогатых людей, при одновременном массовом обнищании населения. Этот процесс, губительный сам по себе, обернулся страшной девальвацией образования, духовных ценностей, культуры в целом. В самом деле, до культуры ли сейчас, когда вопрос встал о физическом выживании огромного числа людей.
В современной социокультурной ситуации, сложившейся в нашем обществе, человек, как живая система, единство физического и духовного, природного и социально-культурного, уже не может нормально развиваться.
Третья группа причин связана с формированием рыночных отношений, массовой коммерциализацией культуры. Культура, в сущности, снята с государственного финансирования. По оценкам различных социологов, расходы на культуру ныне составляют от 0,3 до 0,57% годового бюджета. Принятыми законами о собственности, о разграничении полномочий между Центром и республиками, Законом о местном самоуправлении и местном хозяйстве "на места" были отданы права по развитию социально- культурной сферы на своей территории. В результате произошло повсеместное, обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру. Продолжается значительное свертывание сети, перепрофилирование деятельности учреждений культуры, использование их материальной базы для других, в том числе чисто коммерческих целей. Многие театры, музеи, библиотеки, спортзалы находятся на грани исчезновения. Целый ряд печатных изданий, которые могли бы выступить в их защиту, сами не смогли выжить в условиях рынка. В их числе журналы "Искусство", "Театральная жизнь", "Советская музыка", "Творчество", "Декоративно-прикладное искусство".
Близка к краху отечественная издательская деятельность. Еще несколько лет тому назад в РСФСР в год издавалось свыше полутора миллиардов книг, теперь - только 250 млн., или в б раз меньше. Но из числа изданных многие не раскупаются - растут завалы книг. Катастрофически изменились пропорции между коммерческой литературой и книгами по науке и культуре. Россия - единственная страна в мире, где государство не делает разницы между издателями научной и порнолитературы. Результат - предопределен.
Четвертая группа причин достаточно самостоятельна и определяется процессом вестернизации отечественной культуры. Коммерциализация культуры ведет не просто к деградации и сокращению культурного "поля", а к созданию конкуренции. Незащищенная в финансово-экономическом отношении отечественная культура уступает место западной, опирающейся на мощную денежную и техническую основу. Наше искусство, например, занимая по ряду позиций ведущее место в мире (балет, оперное, музыкальное, изобразительное искусство и т.д.), не может конкурировать на западном рынке. Причины разные - национальная специфика и сложности перевода, техническое оформление художественной продукции, собственная коммерческо-предпринимательская неопытность и многие другие. Но здесь главное - изощренность западных партнеров: сманивать деятелей культуры России, скупить на корню, превратить в собственность западных музеев, частных коллекций и галерей выдающиеся произведения отечественной художественной культуры.
В результате декларируемый диалог двух культур превращается в монолог: из нашей страны вывоз подлинных ценностей, в страну -поток западной массовой культуры.
Реальностью становится опасность утраты национального духа культуры и ее американизация. И вряд ли является преувеличением заявление ведущих деятелей культуры Европы (увы, наши молчат!) об "информационном империализме" США. Ведь уже к середине 70-х годов нынешнего столетия США принадлежало 80% киноточек в мире, 75% телепрограмм, 50% кинофильмов, 60% грампластинок. В эти годы каждый зритель смотрел 10 "первых" американских боевиков. Свыше 90% фильмов, идущих в наших кинотеатрах, - американские. Отечественный телеэкран также постепенно превращается в "американский".
Особенно мощное и всестороннее американское воздействие испытывает лингвистическая культура нашего народа. И это тоже не может пройти бесследно. Ведь у каждого народа свое образное мышление; свое мировидение, свое отношение к жизни, и все это отражается в языке.
Забвение родного языка - забвение своей исторической памяти, неизбежное изменение культурной сущности.
Сегодня наш язык проходит еще одно испытание на прочность: в него мощным потоком хлынули иностранные слова, вытесняя не только исконно русские понятия, но одновременно меняя нашу психологию и культуру. "Президент", "презентация", "саммит", "брокеры", "брифинг", "менеджеры", "менталитет" - эти и масса других понятий ухе вытеснили имеющиеся в нашем языке понятия. Одновременно с лексическим меняется и фонетический строй русского языка. Целенаправленную линию в этом отношении ведут программы Центрального телевидения и радио. И уже не "серебро колокольчиков" и не "стон человеческий" слышится в русской речи, а жесткие и бездушные интонации западного рынка, для которого не то что язык, а сам человек - не более чем товар...
Пятая группа причин связана с изменением образа жизни людей и сменой социокультурной парадигмы их поведения. В жизни людей меняется отношение к обществу, трудовому коллективу, семье, роли денег, меняются способы общения с друзьями, употребления пищи, даже контакты с природой. Общество совершает стремительный марш-бросок от одной системы ценностей - коллективистской к другой - индивидуалистической. В результате усиливается утилитарное отношение к культуре, уход человека от широких проблем общественной жизни в потребительство, потеря духовных ценностей.
Социальная незащищенность человека, атмосфера многолетней эмоциональной напряженности, отчуждение от привычной культурной среды, разрыв социальных связей, утверждение идеологии индивидуализма и накопительства, непрерывное осмеяние всего, что было создано предыдущими поколениями, формирует новый генотип человека. Это - человек, лишенный прочного "внутреннего стержня", духовно и нравственно опустошенный, теряющий связи с родной землей и культурой. Такой человек не может быть гражданином и патриотом, он не будет защищать Родину, он - готовый объект для будущего формирования из него разрушителя Отечества.
Новым социокультурным феноменом общества становится катастрофический склад мышления, чувство исторической обреченности ("пусть все летит к чертям - все равно выхода нет"), захватывая все новые и новые слои общества. Чувство тревоги и страха охватило огромное число людей, стало болезнью Нации.
Преодоление кризиса культуры и реализация в полной мере ее огромного потенциала во имя самовосстановления. Отечества возможны лишь в том случае, если само государство, опираясь на помощь всего общества, будет проводить политику защиты и приоритетного развития культуры. В такой постановке вопроса нет ни грамма преувеличения, ибо цели общества в конечном счете реализуются не в экономике и политике, а в культуре.
Приоритеты обороны страны
В неразрывной связи с приведенными выше национальными интересами находится и приоритетный интерес обеспечения надежной оборонной мощи России, сохранения и поддержания ее военного потенциала на уровне, адекватном существующим и возможным военным опасностям и угрозам для России. При этом необходимо помнить, что из-за развала СССР и в результате реформ ресурсы России сегодня составляют менее 20% от бывшего СССР. До тех пор пока военная сила является одним из факторов международной жизни и нередко используется в политике. Важнейшим элементом национальной безопасности РФ была и остается военная безопасность. Поэтому для обеспечения суверенитета, территориальной целостности и подобающего ей места в мировом содружестве Россия нуждается в надежной обороне, способной защитить в случае необходимости свои государственные национальные интересы военными средствами.
Мировое сообщество, а в нем прежде всего США, должны признать приоритетное право Российской Федерации на влияние в ближнем зарубежье так же, как Россия считается с приоритетными правами других стран, например, с интересами США в Латинской Америке. РФ прежде всего заинтересована в надежной военно-политической обстановке в рамках Содружества. Особое приоритетное значение имеет обеспечение прав национальных меньшинств, а в других странах СНГ - прав русскоязычного населения. При этом в разряд нацменьшинств уже можно причислить русских, преобладающих по количеству населения в ряде автономий РФ, но фактически поставленных в неравные условия с "титульными нациями".
Отношения Российской Федерации с бывшими республиками СССР в силу исторических, геополитических, экономических и других обстоятельств должны учитывать особенности каждой из них, не забывая о защите интересов русского населения.
Россия не может выступать за любую интеграцию, а только за такую, которая взаимовыгодна всем ее участникам. Нам необходима такая интеграция, которая сохранила бы сильные стороны прежнего геостратегического положения и одновременно создала более выгодную экономическую обстановку в новом Содружестве государств.
Россия как евроазиатская страна имеет глубокие и приоритетные национальные интересы в Европе, на Дальнем Востоке и на юге границ Содружества.
Россия не заинтересована в возникновении региональных держав-гегемонов, таких как Германия, Турция, Иран, Китай, Япония. Это связано с меняющимся балансом сил и потому возможны изменения в их политике. Неурегулированность отношений с отдельными странами СНГ может обернуться вмешательством на стороне последних внешних держав, что поставит под угрозу жизненно важные интересы России.
Во внешнеполитических интересах России особое место занимают ее отношения с США как наиболее могущественным государством мира. Если США не будут предъявлять претензий на гегемонию в сфере интересов России, то их национальные интересы во многом будут близки интересам России. Без сотрудничества с США трудно, а в ряде случаев невозможно решать многие международные проблемы, проводить экономические преобразования внутри страны, но особенно задачи укрепления стабильности и безопасности в отдельных регионах и в мире.
Однако политические тенденции развиваются в другом направлении. Реальность угрозы национальной безопасности увеличивается в свете американских высказываний о том, что расширение рынков сбыта для США, их доступ к источникам сырья могут вызвать военные конфликты. В этой связи американский фонд "Наследие" считает, что "ни одна организация, включая ООН, не должна обладать правом вето на суверенные решения правительства США. Любые внешнеэкономические акции, соответствующие национальным интересам США, включая применение военной силы, необходимо предпринимать независимо от того, одобряет их ООН или нет". Послание президента США Конгрессу "Стратегия национальной безопасности США" содержит претензии на исключительность роли США, на одностороннее применение военной силы, что противоречит международным соглашениям и представляет собой открытую уг розу для безопасности России.
Россия и НАТО. Сохранение замкнутого и сильного военно-политического союза в Западной Европе, каким является блок НАТО, вовлечение в него восточноевропейских стран создаст для России дополнительные сложности. Реально расширение состава НАТО в восточном направлении носит антироссийскую направленность, хотя тщательно скрывается западными политиками. Пора пришла освободиться от радужных надежд на "Партнерство с НАТО": они приведут Россию к катастрофе. Поэтому необходимо искать совпадающие интересы и исходить из них, не поступаясь коренными российскими интересами.
Обеспечение национальной безопасности военными средствами зависит от уровня обороноспособности страны и боеготовности ее Вооруженных Сил.
На протяжении почти 10 лет в стране проводилась политика на разрушение системы военной безопасности путем преднамеренного развала тех государственных структур, которые были предназначены для ее защиты: армии, разведки и контрразведки, институтов внешней политики, оборонной промышленности, военно-технического сотрудничества. Разрушена ранее четко и отлаженно действовавшая, некогда постоянно боеготовая Единая система противовоздушной обороны с системами электронного обнаружения целей, и над Россией оказались неприкрытыми огромные воздушные пространства на западном, юго-западном, закавказском, центральноазиатском стратегических направлениях. Усилия, в том числе и предпринятое Правительством в последнее время на этом направлении, имеют приоритетное значение.
В обстановке активизации деятельности зарубежных спецслужб, в том числе и бывших союзных республик на территории России, ее органы государственной безопасности подверглись губительной реорганизации, расчленению и утратили многие свои оперативные и агентурные возможности, оказались неготовыми к соответствующему противодействию и пресечению их деятельности. В этой связи в качестве приоритетной задачи встает проблема восстановления эффективности деятельности спецслужб.
С вступлением в Атлантический блок Польши, Венгрии и Чешской Республики в качестве полноправных членов придвигаются автоматически границы сферы влияния НАТО вплотную к России. Этот шаг означает не только пренебрежение к интересам Российской Федерации, но и ставит ее в невыгодное военно-стратегическое положение, сужает возможности расширения всестороннего экономического и культурного сотрудничества со странами Восточной Европы, что не будет способствовать проведению реформ. Он сродни сооружению новой, "передвижной берлинской стены".
Положение в России существенно отличается от прежнего положения СССР. В настоящее время Российская Федерация составляет по территории - 76%, населению - 60%, валовому национальному продукту - 40-50% (с учетом спада производства) от соответствующих показателей Советского Союза. Если в 1985 г. национальный доход СССР составлял 57% национального дохода США, то ныне национальный доход России равен всего лишь 17%.
Значительно снизился оборонный потенциал. Российский боевой потенциал обычных вооружений в Европе, ограничиваемый Парижским договором 1990 г., будет в 4-6 раз меньше по количеству наземный видов вооружения и в 2 раза меньше по авиации в сравнении с НАТО. Особенно ослабленными оказались фланговые группировки на северо-западе и юго-западе, где существует наибольшая угроза возникновения вооруженных конфликтов. Российские политики не имеют права игнорировать эти факты: они опасны для страны.
Российская армия и флот воссоздаются фактически заново. Та часть Вооруженных Сил, которая досталась РФ в наследство от бывшего СССР; не в полной мере соответствует задачам и современным требованиям обеспечения обороноспособности.
Материальной основой войн и вооруженных конфликтов в ближайшее время могут стать совершенно новые образцы боевых суперсистем на основе интеграции современных и перспективных средств разведки и управления войсками, сверхточного наведения, мощного огневого поражения и радиоэлектронной борьбы. Именно этот фактор следует иметь в виду, разрабатывая Концепцию национальной безопасности. Следует иметь в виду и то, что такие сверхсовременные системы не могут быть созданы иначе как на базе отечественной наукоемкой промышленности.
РОССИЯ и ООН. Большое значение имеют национальные интересы России на глобальном уровне. Наследство СССР может быть использовано в качестве резерва для восстановления могущества России. Например, участие в Совете Безопасности ООН и других международных организациях, в операциях по поддержанию мира и отражению агрессии, пресечению геноцида по санкциям ООН и региональных международных организаций; в содействии нераспространению ядерного оружия и других видов оружия массового поражения; в ужесточении режима контроля за поставками ракет и ракетной технологии, внедрении согласованных квот и ограничений на торговлю оружием в целом.
Существует широкий спектр и многих других важных приоритетных интересов, определяющих существование и развитие нашей страны, а также ее международное положение и место в мировом сообществе. Россия нужна миру именно, как Россия. Естественно, ее стремление обеспечить свои исторические рубежи и интересы, оборону своего военно-стратегического пространства. Отведенное России историей место в мире, ее жизненные интересы следует отстаивать прежде всего политическими средствами.
Конверсия оборонной промышленности
Национальная безопасность во многом зависит от обеспечения армии вооружением и военной техникой. Но отечественная оборонная промышленность с ее уникальным научным и производственным потенциалом, по существу, уничтожается. Это является следствием двух причин. Во-первых, антигосударственной кампанией, начатой М.Горбачевым против ВПК и Армении; во-вторых, общим отношением в ходе реформ к науке и наукоемким технологиям.
В условиях сокращения Вооруженных Сил приоритетной задачей становится их оснащение высокоэффективными вооружениями, созданными на базе новейших технологий. Решение этой задачи возможно при условии достаточного финансового обеспечения НИОКР. В этой связи конверсия - как процесс переориентации военно-технического потенциала в научно-технический - должна проводиться с учетом долговременных национальных интересов экономической и военной безопасности страны.
Начиная конверсию вслед за крупномасштабным сокращением Вооруженных Сил, не было сделано ничего для превращения ее в экономический процесс развития научно-технического потенциала, финансового оздоровления страны:
- не были просчитаны экономические и социальные последствия резкого сокращения военных программ, не определены типы и количества вооружений, остающихся в разработке и производстве;
- вывод наших войск из дальнего и ближнего зарубежья потребовал значительных дополнительных расходов вместо возможных дополнительных средств для вложения в НИОКР;
- произошло отвлечение значительных средств на уничтожение и утилизацию вооружений, разоружение стало очень дорогим для государства процессом;
- не проведена глубокая инвентаризация оборонных отраслей промышленности, оценка их возможного вклада в развитие гражданской экономики;
- не был создан правовой механизм гарантированного обеспечения финансовыми и материально-техническими средствами структурной перестройки оборонного комплекса, его адаптации к условиям рыночной экономики.
В связи с этим наукоемкая и высокотехнологичная оборонная промышленность оказалась в зависимости от постоянно растущих цен на энергоносители, транспорт и услуги, а экспорт сырья привел к его дефициту для собственно гражданского производства. Уровень военных заказов составил менее 20% от прежнего, их выполнение стало экономически невыгодным, а освобождаемые мощности оказались задействованы под гражданские нужды менее чем на 50%. Дальнейшее движение в этом направлении несет прямую угрозу безопасности России.
Исходя из этих задач, можно сформулировать приоритетные положения концепции конверсии.
- В соответствии с принятыми "Основными положениями Военной доктрины" и проводимой реформой российских ВС разработать и принять программу вооружений на период до 2015 года, включая ее научно-техническое обеспечение. Определить перечень оборонных предприятий и разрабатывающих организаций, которые должны остаться в управлении государственных структур. Финансирование этих предприятий и организаций предусмотреть в бюджете отдельной статьей.
- Целям реформы Вооруженных Сил и обеспечения национальной безопасности отвечает технологическая модернизация вооружений и военной техники, создание научно-технического задела для их развития. Для решения этой задачи необходимо предусмотреть увеличение в военном бюджете ассигнований на НИОКР.
- Соотношение между военными и гражданскими программами в оборонной промышленности следует поддерживать на уровне 50:50. При этом гражданское производство на конверсируемых предприятиях должно стать базой развития и использования передовых технологий, научно-технического развития промышленности России.
- Перед проведением международных переговоров по вопросам разоружения наряду с анализом стратегической обстановки, баланса сил и т.д. необходимы тщательная экспертиза и экономическое обоснование сокращений вооружений, чтобы не допустить сдерживания развития НИОКР.
Целесообразно все затраты на вооружение выделить в отдельную строку госбюджета. Важно обеспечить здоровую конкуренцию оборонных предприятий, новых рыночных структур за получение заказов и ассигнований.
- Для стабильного функционирования оборонного комплекса в условиях рынка Правительство должно гарантировать ему компенсацию роста цен на энергоносители, транспорт, сырье и материалы. Необходимо уточнить льготную кредитную и инвестиционную политику государства в отношении оборонного заказа, ориентированного на наукоемкие производства.
- Принять комплекс законодательных и правовых мер, способствующих притоку дополнительных средств от отечественных предпринимательских структур и из-за рубежа для инвестирования в крупные конверсионные проекты.
- Разработать государственную концепцию экспорта вооружений и военно-технического сотрудничества. Она должна способствовать восстановлению рынков сбыта оружия и продвижению на новые рынки.
- Законодательной власти РФ при формировании оборонного бюджета на 1995 год необходимо увязывать сокращение ассигнований на закупку вооружений и военной техники с мерами, исключающими массовую безработицу на предприятиях ВПК, сдерживание финансирования НИОКР.
Требуется законодательно урегулировать конверсионные преобразования, например, принять закон о переподготовке высвобождаемых из военного производства рабочих, о льготном налогообложении конверсируемых предприятий, о зарубежных инвестициях в конверсируемые программы и др.
- Кадровая политика должна служить сохранению интеллектуального потенциала, собранного в военно-промышленном комплексе, использованию его в производстве наукоемкой гражданской продукции.
На сегодняшнем этапе конверсии следовало бы, несмотря на объективные трудности, изыскать возможности централизованного финансирования как по линии оборонных заказов, так и по линии перевода предприятий ВПК на выпуск наукоемкой продукции. Если затраты на производство вооружений и военной техники можно условно отнести к безвозвратным (за исключением затрат на вооружения, предназначенные на экспорт), то затраты на НИОКР должны обеспечить возврат вложенных средств в возможно короткие сроки. Только тогда конверсия будет способствовать насыщению потребительского рынка, повышению уровня гражданских отраслей, укреплению экспортного потенциала страны.
Материальная основа национальной безопасности
Основу экономики страны составляют технологии, созданные в 50-60-х годах. Сегодня они характеризуются избыточным потреблением энергии, топлива, материалов и труда. Распространение современных технологий в основном ограничивалось рамками ВПК. Вместо их сохранения и развития -произошло уничтожение как старых, так и новых.
Одно из негативных последствий технологической многоукладности - расслоение системы экономических ценностей. Цены перестают играть роль надежных ориентиров в выборе эффективных направлений развития производства. Это создает искусственные препятствия на пути технического прогресса.
Если перейти на сопоставимый с Западом метод определения объемов продукции в мировых ценах с учетом ее спроса и предложения, то в этих объективных оценках ядро нашей промышленности в отличие от западных стран составляют отнюдь не машиностроение, а сырьевые отрасли, и прежде всего ТЭК. На долю последнего приходится уже не 10, а 40% от общего объема промышленного производства. Доля же машиностроения снижается на 20%. Но при этом надо учесть, что до недавнего времени не менее 2/3 объема самого машиностроения приходилось на предприятия ВПК. Следовательно, экономика России существует в основном за счет дохода от сырьевых отраслей и ТЭКа.
За последние пять лет объем промышленного производства сократился почти в три раза. Такой скорости падения промышленного производства еще не знала история. В структуре промышленного производства доля машиностроения и металлообработки сократилась на треть, а топливного комплекса, наоборот, увеличилась в 1,6 раза. Втрое уменьшилась доля легкой промышленности, т.е. тех производств, которые работают непосредственно на человека. Сокращение доли обрабатывающих отраслей вызвано и выравниванием структуры цен. Импортизация внутреннего рынка - следствие как промышленной политики, так и неэффективности нашей обрабатывающей и прежде всего легкой промышленности, поставленных в сверхсложные условия.
Причина в том, что структурная перестройка такой крупномасштабной, но технологически отсталой экономики, как наша, не поддается монетаристским методам воздействия. Здесь необходимы более эффективные механизмы государственного регулирования рыночных процессов.
На раскручивание инфляции и спад производства не менее существенно влияет и другой российский феномен - монополизм. Последний у нас обычно понимается очень узко, прежде всего как деятельность крупных предприятий. Но дело совсем не в их размерах, а в возможностях контролировать рынок, договориться об уровнях цен. Неудивительно, что в этих условиях не оправдалась ставка на стабилизацию финансового положения покупателей, на то, что отсутствие у них средств на закупку товара удержит монополиста от повышения цен. Сама по себе финансовая стабилизация монополизированной экономики не может обуздать безудержный рост цен и остановить инфляцию.
ЭСТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИКИ. Если мы действительно хотим возрождения России, то логика реформ должна быть принципиально иной. Требуется корректировка стратегического курса, определяющими компонентами которого могла бы стать:
- эффективная промышленная политика, делающая ставку на передовые технологии;
- механизм государственной поддержки прогрессивных структурных сдвигов в экономике;
- финансово-бюджетная политика.
Все составные части нового курса необходимо рассматривать в единстве, в виде комплекса взаимосогласованных и взаимодополняющих мер по единому замыслу: усиление методов государственного регулирования в обеспечении эффективного и плавного перехода к рыночной экономике. С целью вывода России на самые передовые рубежи научно-технического прогресса.
Традиционно считается, что экономия бюджетных средств - одно из мощных средств борьбы с инфляцией. Да, сокращение госрасходов снижает дефицит и уровень инфляции. Но одновременно с этим свертывается и производство, падает выпуск продукции, растут взаимные неплатежи предприятий, увеличивается безработица, снижается уровень жизни населения, усиливается социальная напряженность в обществе. Возникающие потери могут намного перекрыть видимый выигрыш от снижения инфляции. Так, например, при сокращении уровня государственных расходов в два раза инфляция снижается всего на 7,5%, а дефицит государственного бюджета на 5%. При этом объем производства падает на 23%! Таким образом, за 1% снижения инфляции приходится платить тремя процентами спада производства. Соответственно плата за 1% снижения дефицита бюджета равна 5% спада производства. Это очень высокая и вряд ли оправданная цена в борьбе за снижение инфляции и бюджетного дефицита.
Настала пора по-новому посмотреть на механизм формирования доходной и расходной частей госбюджета. Финансирование расходов по ключевым согласованным статьям должно осуществляться независимо от поступления доходов, а в случае их недостаточности -за счет кредитов Центрального банка с последующим их погашением из поступающих доходов. В принципиальном плане приоритет в расходах нужно отдавать удовлетворению коллективных нужд: национальная безопасность, безопасность граждан, государственное управление, фундаментальная и прикладная наука, образование и переподготовка кадров, поддержка культуры и защита окружающей среды. Большое значение имеет и поддержка государственных транспортных и телекоммуникационных сетей, информационной инфраструктуры. Призыв к самоокупаемости и самофинансированию этих важных секторов экономики является опасным заблуждением.
В условиях галопирующей инфляции крайне сложно прогнозировать доходы и расходы бюджета. Следует утверждать расходную часть бюджета в неизменных ценах, ежеквартально устанавливая коэффициент индексации всех расходов. Налоги не должны быть единственным источником доходов бюджета. Существенный вклад казна может и должна получать от использования государственной собственности, в первую очередь природных и финансовых ресурсов, а также прибыли госпредприятий.
СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Учитывая реальную ситуацию, ограниченные возможности, которыми располагает промышленность для проведения кардинальных структурных преобразований, необходима эволюционная система приоритетов. О ней можно говорить как о трехэтапной стратегии развития.
Основной задачей первого этапа выступает наращивание инвестиционных возможностей страны за счет:
- рациональной экспортной политики, ориентированной на развертывание крупномасштабного производства продукции первичной переработки топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
- экономической конверсии ВПК. Последняя, в отличие от "физической" конверсии, означает не буквальное переключение ВПК на удовлетворение спроса населения, а импорт этих благ за счет экспорта вооружений;
- переключения ресурсов с малоэффективных и неэффективных производств на производства, где эти ресурсы используются более эффективно, прежде всего в наукоемких отраслях.
Важная задача первого этапа состоит также и в том, чтобы в максимально возможной степени поддержать науку, наиболее перспективные исследования и разработки, сократить "утечку мозгов".
Для этого нужна прямая бюджетная поддержка и гибкая система стимулов для коммерческого сектора.
Задача второго этапа - переход отраслей и подотраслей через внедрение наукоемких производств на ресурсосберегающие технологии и поддержку за счет этого падающего экспорта энергетических и сырьевых ресурсов. Без такого рода приоритетов вряд ли удастся так обновить отечественное машиностроение, чтобы оно стало поставщиком ресурсосберегающих технологий. Тиражирование устаревших технологий, как и во второй половине 80-х годов, только ухудшит экономическую ситуацию. Для изменения в целом исключительно большое значение имеет подключение "оборонки" к обновлению производственной базы отечественного машиностроения.
Задача третьего этапа - использование созданных инвестиционных возможностей для широкого тиражирования нововведений, вхождение России в группу технологически лидирующих стран.
При распределении ресурсов между традиционными и новейшими отраслями нельзя руководствоваться только критериями перспективности. Важно поддерживать традиционные производства, которые
- сдерживают потребительский импорт;
- характеризуются высокой эффективностью в мировых ценах;
- оказывают положительное воздействие на другие отрасли, в частности, обеспечивают ресурсами формирующиеся новейшие отрасли.
СИСТЕМА МЕР В ОБЛАСТИ ДОХОДОВ. Нынешняя российская политика сдерживания доходов уже привела к троекратному снижению потребительского спроса и явилась одной из причин сокращения объемов производства в стране. Ведь в рыночной экономике именно доходы через увеличение спроса побуждают к расширению производства. Значит нужен экономический стимул для увеличения объемов производства, нужны меры прямого государственного воздействия на подъем производства.
Новый подход должен состоять в адекватном росте доходов трудящихся, и в первую очередь заработной платы, по сравнению с ростом цен. Для этого необходимы: содействие отечественному производителю на внутреннем рынке, разумная налоговая политика с усилением контроля за финансовой дисциплиной.
Влияние политики доходов на оживление производства позволит создать условия для решения других социальных проблем: увеличение рабочих мест, снижение социальной напряженности, развитие сферы платных услуг и т.п.
Важная задача государства - сокращение неоправданной дифференциации в доходах. Этого можно достичь более высокими темпами роста доходов у трудящихся и населения с низкими их показателями: и замедлением темпов роста для тех, у кого они высокие.
Следует законодательно утвердить систему минимальных потребительских бюджетов: для одного работника, для стандартной семьи с детьми разного возраста, пенсионера, учащегося и т.д. При этом важно переориентировать систему бюджетов с физиологического минимума на уровень, обеспечивающий нормальное воспроизводство в различных социальных группах. Такой подход следовало бы заложить в новом Законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Для упорядочения системы доходов необходимо:
- предоставление субъектам Федерации права уточнять размеры минимальных потребительских бюджетов (на основе набора товаров и услуг "потребительской корзины") с учетом национальных и территориальных особенностей;
- приближение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий к величине прожиточного минимума на основе соглашений, заключаемых на федеральном и территориальном уровнях между профсоюзами, работодателями и исполнительными органами власти, упреждающий характер повышения минимальных выплат в сравнении с ростом цен;
- при повышении темпов инфляции переход от ежеквартальной к ежемесячной корректировке размеров прожиточного минимума и связанных с ним выплат в соотношении с ростом цен;
- введение дифференцированной шкалы налога с физических лиц, понижение ставки налога для низкообеспеченных слоев трудящихся и ее повышение для групп населения с высокими доходами (минимальная ставка - 8%, максимальная ставка-50%).
Требуется перейти от уравнительного предоставления социальной помощи к адресному выделению средств с ориентацией на остронуждающиеся слои населения. Для этого ввести учет доходов и заявительный порядок предоставления помощи, а также определить органы, ведущие эту работу. Размеры помощи следует увязать со степенью отставания среднедушевого дохода от прожиточного минимума.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. Государственный бюджет как средство политики, исходя из подлинных национальных интересов России, должен стимулировать рост отечественного производства наукоемкой продукции. В том числе наиболее передовых научных исследований, разработок и технологий, определяющих уровень развития производительных сил государства и нации. Главная цель бюджетной политики государства - стимулировать отечественного производителя высококачественных товаров и услуг.
К сожалению, на практике все наоборот: бюджетные приоритеты не имеют никакой взаимосвязи с отечественным производителем наукоемких технологий, а налоговая политика государства не стимулирует отечественного производителя.
В условиях экономического и финансового кризиса требуется особый подход к определению военного бюджета.
В федеральном бюджете на 1994 год доля оборонных расходов была определена в 40,6 трлн.руб., что составило примерно 46% от запросов МО (87 трлн.руб.). Таким образом, даже тот уровень расходов на оборону, который позволял бы задержать разрушение армии и флота, не был принят Госдумой. Это привело не только к трудностям социального плана, но и не позволяло осуществить своевременную замену боевой техники, потребовало в определенной мере ограничивать оперативную и боевую подготовку. Увеличилось отставание в развитии и совершенствовании вооружений и военной техники. Такое положение, безусловно, не способствует укреплению безопасности страны.
При анализе нового военного бюджета нетрудно заметить и то, что на финансирование НИОКР выделено всего лишь 8,3%. Очевидно, что это негативно скажется на том научно-техническом заделе, который призван обеспечить ВС высокоэффективным вооружением. А ведь по сути дела такие вооружения позволяют сделать численность ВС менее масштабной, а значит - дорогостоящей.
Не менее сложная ситуация складывается и в области финансирования оборонных отраслей промышленности, от которых зависит технологический уровень оснащенности Вооруженных Сил, да и технологический прогресс в гражданском производстве. В целом же положение дел на предприятиях оборонного комплекса достигло критического состояния. Объем промышленного производства за 9 месяцев 1994 года сократился на 41,8 процента. Закон о федеральном бюджете на этот год, предусматривающий ежеквартальное финансирование оборонного заказа, не выполняется. Задолженности Минобороны за первое полугодие составили более 2,3 трлн.руб. Общий объем производства сейчас составляет примерно 6 процентов от уровня 1991 года.
Проект бюджета РФ на 1995 год во многом пролонгирует недостатки бюджета предыдущего года. Он позволяет лишь рассчитаться с долгами Минобороны за прошедший год, сохранить производство некоторых простейших видов оружия, обеспечить поддержание ядерной безопасности и авторский надзор промышленности за вооружением и военной техникой, находящихся в войсках.
Конечно, и малой части всех проблем Вооруженных Сил и оборонной промышленности новый бюджет не решит. Ясно и то, что в полном требуемом объеме средств на содержание ВС Россия сейчас не имеет. Как же выйти из этого заколдованного круга?
На наш взгляд, целесообразно:
- освободить бюджет МО РФ от расходов, не связанных непосредственно с военной деятельностью;
- определить рациональный состав и объем заказов на разработку и поставку В и ВТ в пределах финансовых ограничений до 2000 года с учетом ранее заданных НИОКР и стандартизации образцов вооружений;
- сдержать рост цен на оборонную продукцию, скачок которых значительно превышает гражданское машиностроение;
- пересмотреть с рациональной целью порядок и объем работ по переходу на новую структуру ВС.
Россия все более втягивается в порочный круг экспорта сырья в обмен на оборудование для его добычи и первичной переработки и товары народного потребления. Этот неэквивалентный обмен, досконально изученный мировой экономической наукой, как правило, приводит не только к полной зависимости экспортеров сырья от экспортеров готовой продукции, но и к обнищанию первых при одновременном обогащении вторых.
Россия в недалеком прошлом один из лидеров мирового научно-технического прогресса, обладавшая разветвленной системой школьного обучения и подготовки специалистов с высшим образованием, наиболее крупным среди всех стран мира контингентом научных работников, сегодня стремительно обретает черты государства колониального типа. Страна теряет способность к самостоятельному расширенному воспроизводству на обновляемой научно-технической основе и все в большей мере понуждается к вывозу невозобновляемых природных ресурсов и эмигрирующих высококвалифицированных ученых и специалистов в качестве оплаты интеллектуальной ренты развитым в индустриальном отношении странам.
Удельный вес продукции, изготовленной впервые, сократился за три последних года с 19,3 до 11,3%. Снято с производства 292 наименования, в том числе только 71 - в результате освоения новой продукции и 221 - как не находящие спроса. О неблагополучном состоянии с обновлением материально-технической базы производства косвенно свидетельствует и то, что каждая седьмая стройка из объектов производственного назначения находится в стадии строительства от 9 до 19 лет, а из 450 пусковых объектов для федеральных государственных нужд с начала года приняты в эксплуатацию пять. Возможные меры выхода из создавшегося положения:
- Во-первых, с помощью кредитно-банковской системы под приемлемые проценты перевести часть ресурсов из процветающей ныне сферы обращения в сферу производственной деятельности, в том числе на разработку и создание новой техники и новой продукции.
- Во-вторых, довести до конца меры по преодолению кризиса неплатежей и тем самым запустить наконец экономический механизм в сфере производства.
- В-третьих, на основе развития конкуренции между предприятиями и особенно в области качества продукции, высокой технологии, уровня послепродажного обслуживания побудить их к разработке и выпуску новой продукции.
- В-четвертых, чтобы заставить производителей ориентироваться на мировые стандарты, нужно допустить так называемую "дозируемую" конкуренцию с зарубежными производителями, разрушая монополизм отечественных предприятий.
- В-пятых, осознать и учитывать изменение роли физического и умственного, особенно творческого труда в современном производстве, в создании современной техники и информации, новых видов продукции. Человеческий фактор, самореализация творческой личности - важнейшие условия развития современного производства с его растущей индивидуализацией продукции.
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА. Нынешняя аграрная политика носит хаотичный характер и не приближает решения продовольственной проблемы. Не стихия рынка, а целенаправленные действия государства должны составлять основу реформы. Для полноценного обеспечения населения продовольствием нужно, чтобы государство оказывало действенную помощь сельскому хозяйству, помогая повышать его эффективность, как это делается во всем мире. Так, в странах Западной Европы, объединившихся в ЕЭС, на сельское хозяйство расходуется более 65% бюджета, а управление его стало централизованным, направленным на увеличение продуктивности сельского хозяйства, стабилизацию рынков.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (Париж), доля помощи государства в доходах фермеров составляет в Австралии 15%, США - 30, Канаде - 45, странах Общего рынка - 49, Австрии - 52, Швеции - 59, Японии - 66, Финляндии -71, Норвегии - 77, Швейцарии - 80%.
В России же в агропромышленном комплексе решили в короткий срок превратить десятки тысяч крупных коллективных хозяйств в миллионы единоличных крестьянских (фермерских), не поддержав их ни финансами, ни материально. В результате - разрушены коллективные хозяйства и не начали толком функционировать фермерские. Колхозы и совхозы были не только производственными единицами, но и организующими центрами социальной жизни деревни. Их разрушение чревато социальной деградацией сельского общества.
Правовой вакуум в сфере земельных отношений требует ускоренного принятия Земельного кодекса. Именно в нем должны быть заложены основные принципы регулирования отношений собственности на землю. России нужен цивилизованный, регулируемый государством земельный рынок, включающий, на наш взгляд, три момента жестких ограничений.
Первое. Сельскохозяйственные земли может приобрести только тот, кто на этой земле намерен эффективно работать.
Второе. Необходимо определить максимальный размер частного землевладения и сохранить за государством право на его отчуждение в случае использования не по назначению или нерадивого отношения к земле.
Третье. Не может изменяться целевое назначение земельного участка в случае его купли-продажи.
Следует отметить, что, во-первых, заидеологизированная аграрная политика при ныне действующем законодательстве в корне подрывает созидательный потенциал российского крестьянства, разрушает крупное коллективное, общественное производство.
Во-вторых, реформирование аграрного сектора экономики на базе частной собственности на землю в нынешних условиях экономически бесперспективно и не может поднять его на цивилизованный уровень.
В-третьих, ныне действующее законодательство, освещающее частную собственность на землю, куплю-продажу ее, разрушение общественного производства, будет способствовать развалу Российского государства, ибо есть республики и регионы, которые не признают такую реформу.
В-четвертых, частная собственность на землю и купля-продажа ее чужды общественной исторической природе и национальному самосознанию российского крестьянства. Насаждение ее приведет к социальной обездоленности и нищете основной части населения, пауперизации крестьянства, вызовет серьезные социальные конфликты.
Несостоятельными оказались две главные идеи аграрной реформы:
- попытка подменить укрепление финансово-кредитной системы и производственной базы села изменениями в формах собственности и хозяйствования. Фактически концепция реформы признавала только частную собственность на землю и средства производства, а многообразие форм собственности и форм хозяйствования лишь декларировались. Известно, что создание многоукладной экономики на селе отвечает мировым тенденциям и традициям России. Реалиям современной экономики отвечает "теория ниш", в соответствии с которой каждая из форм находит то место, где она оказывается более эффективной;
- расчет на способность стихийных сил рынка обеспечить поступательное развитие АПК без необходимого государственного регулирования макроэкономических процессов. Успешная реализация аграрной реформы возможна только на основе сочетания саморегулирования рынка и применения сбалансированной ценовой кредитно-финансовой и налоговой политики государства. В настоящее время практически все развитые страны держат под государственным контролем цены на 40-50% продуктов питания.
Таким образом, переход от одной системы хозяйствования к другой в агропромышленном комплексе потребует продолжительного времени и учета особенностей развития производственных сил, национальных традиций и обычаев.
В заключение отметим, что для выработки конструктивных решений проблем необходимо выяснить главные причины провала реформ. Одна из них о том, что реформирование проводится в основном без учета российских особенностей. Россия - страна, на территории которой находится 50-90% мировых запасов важнейших для жизни ресурсов.
В основу стратегии реформ следовало бы положить три базовых источника, создающих уникальные возможности для развития страны:
- наличие огромного количества природно-сырьевых ресурсов;
- высокий потенциал специалистов и ученых;
- мощный производственный потенциал.
Требуется более активная роль государства в управлении при родно-ресурсным потенциалом. Под активной ролью государства понимается установление государственных монопольных цен на ресурсы с учетом издержек их воспроизводства, государственная монополия на торговлю ресурсами на мировом рынке, использование ренты на ресурсы как стратегического источника экономического развития России. Например, рента только от нефти и газа позволяет иметь такие доходы, которых будет достаточно для полномасштабного финансирования науки, образования и здравоохранения в стране. Представляется возможность практически отказаться от сложившейся системы налогообложения, налогов на добавленную стоимость и прибыль.
Самостоятельное и независимое развитие России вполне возможно на базе отечественных ресурсов, собственного интеллектуального, духовного и производственного потенциала.
ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕСТУПНОСТИ. Преступность в России уже достигла таких масштабов, что напрямую затрагивает безопасность общества, государства, права и условия жизни человека.
Хотя, как указывают руководители правоохранительных органов, рост преступности в РФ в 1994 году удалось несколько приостановить, все же ежедневно органам правопорядка приходится в среднем реагировать на 6 тысяч преступлений, и это только на те, по которым проводится обязательное предварительное следствие.
Во второй половине 1994 года в стране каждый день совершалось девяносто убийств, причем 30 процентов из них - убийства с тщательной предварительной подготовкой и около 7 процентов - заказные убийства.
В этот же период было возбуждено 151 уголовное дело по факту бандитизма (в 1987-1988 годах за бандитизм задерживалось 3-4 человека в год).
Изоляторы в стране переполнены. В ноябре 1994 года в них содержалось 237 тысяч человек при лимите в 165 тысяч человек (на 43 % выше нормы).
Набравшая силу организованная преступность стала монополизировать все сферы противоправной и социальной деятельности, приносящей материальную выгоду. Во многих регионах России сложились и активно действуют устойчивые преступные группировки, которые фактически паразитируют на структурах, занимающихся бизнесом (поборы с коммерческих структур, получение доли прибыли от крупных сделок, "возврат" долгов по найму за проценты, участие в сделках в качестве "гарантов" посредников и т.п.). Имеют место попытки поборов уже и с государственных структур под видом их охраны от рэкета. Опасное распространение получили заказные убийства бизнесменов (в 1993 г. были убиты 22 руководителя банков и 94 работника коммерческих структур), а также силовые "разборки" с кровопролитием между конкурирующими преступными группировками.
Не меньшую, если не большую, общественную опасность представляет коррупция. Как указывалось в докладе на сессии Государственной Думы весной прошлого года о борьбе с коррупцией, " коррупция, как ржа, поразила государственные структуры, кредитно-финансовую систему, бизнес. Она стала опасным тормозом демократических преобразований, сводит на нет результативность любых государственных программ, ставит под угрозу национальные интересы страны, ее безопасность, создает реальную угрозу конституционным правам и свободам граждан. Коррупция стала надежным прикрытием организованной преступности, ее стимулятором и покровителем. В 1993 году выявлено более 52 тыс. преступлений, связанных с коррупцией".
Общая сумма криминальных доходов, нажитых преступными формированиями в истекшем году, оценивается ориентировочно в 2 трлн. рублей, из них от 30 до 50 процентов идет на подкуп государственных должностных лиц. Это происходит на фоне составления бесконечных программ борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Однако безнаказанность высокопоставленных чиновников (в 1993 г. число осужденных за взятки в пять раз меньше, чем в 1986 году), как и их криминальных сподвижников, опрокидывает все программы и законы. Разбалансированность финансово-кредитной системы, высокая степень монополизации при относительно свободной системе ценообразования, инфляция, неразвитость и несовершенство налогообложения, аферные операции с ценными бумагами, неурегулированность вопросов собственности, неудовлетворительный контроль за законностью происхождения капиталов, используемых в ходе приватизации, - вот далеко не полный перечень факторов, способствующих росту и неуязвимости коррупции.
Приходится констатировать, что организованная преступность сращивается с органами власти. Коррумпированные чиновники состоят фактически на службе у преступных группировок или находятся от них в полной зависимости и используются ими для провертывания своих операций. 1500 фактов взяток, выявленных в I квартале 1994 года, - это "благодарность" чиновникам за лицензии, аренду недвижимости и т.д. И никакого страха перед возмездием. Дошло до того, что местные власти в большинстве регионов выдают официальные лицензии на предпринимательство лишь с благословения боссов преступной структуры.
Чем шире распространяется коррупция, тем изощреннее становятся связи официальных должностных лиц с преступными структурами. Повсеместное распространение получает сговор должностных лиц различных категорий, в результате чего инвестиции за счет государственного бюджета идут в коммерческие структуры, находящиеся под колпаком мафии; таким же путем создаются лжепредприятия, государственное имущество переводится в акционерные общества криминального типа. Связи преступных сообществ с чиновниками используются с целью оказания давления на государственные предприятия в своих интересах.
Связь лидеров преступных группировок с должностными лицами государственных предприятий и организаций, органов власти и управления привела к тому, что во многих регионах организованные преступные группы взяли под свой фактический и отчасти юридический контроль создание и развитие сети коммерческих предприятий различных форм собственности (АО, СП, ТОО и др.).
Лидеры преступного мира внедряют своих людей в охранные службы различных коммерческих организаций с целью сбора информации о должностных лицах, занимающихся совместительством, для последующего шантажа.
В последнее время все чаще делаются попытки повлиять через средства массовой информации или непосредственно угрозами на ход расследования, в том числе судебного, преступлений, совершенных организованными преступными группами.
Преступные сообщества при посредстве коррумпированных чиновников фактически монополизировали все направления легального бизнеса, приносящего сверхдоходы. На международном семинаре "За частный бизнес", проходившем в Москве в начале 1994 года, представитель МВД РФ М.Егоров признал, что под контролем мафии находятся 40 тысяч различных коммерческих предприятий, а ее доход исчисляется миллиардами рублей.
По данным МВД, коррумпированные чиновники оказывают содействие и защиту каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг около 22 млрд. рублей. В прошедшем году число преступлений экономической направленности возросло до 88,2 тысяч (+15,9%).
Приобретают распространение жульничество и махинации в системе кредитования, банковских расчетов, создание криминальными структурами собственных "карманных" банков для прикрытия махинаций с незаконно полученной прибылью и отмывания преступно нажитых капиталов.
В последние годы одним из распространенных и опасных видов организованной преступности и коррупции являются преступления, связанные с контрабандой, наносящей существенный экономический и политический ущерб Российской Федерации, ее государственной безопасности.
Росту масштабов контрабанды, незаконного вывоза сырья и материалов способствуют необустроенность государственной и таможенной границ России; распространение коррупции в органах государственной власти и управления, в правоохранительных и таможенных органах; несовершенство законодательства, противоречия в действующих нормах уголовного и административного права, регулирующих сферу внешнеэкономической деятельности и непосредственно борьбу с контрабандой; ослабление контроля за соблюдением законности субъектами внешнеэкономической деятельности, учетом и хранением товаров и ценностей, оружия и предметов, составляющих культурное достояние Российской Федерации.
Наиболее заметный рост количественных показателей, свидетельствующих о значительных масштабах контрабандной деятельности, отмечается в 1992 - 1993 годах, когда к уголовной ответственности было привлечено за контрабанду свыше 1,5 тысяч человек, предотвращен многомиллиардный ущерб от планировавшихся контрабандных операций, пресечена противоправная деятельность опасных преступных группировок и связанных с ними должностных лиц органов власти и управления.
В качественном отношении ситуация характеризовалась прежде всего значительным распространением экономической контрабанды - незаконного вывоза за рубеж сырья, энергоносителей, металлов, других стратегически важных ресурсов. В контрабанду, которая все более приобретает характер незаконных экспортных операций, широко вовлекаются как государственные и коммерческие структуры, совместные предприятия, так и преступные группировки. Значительные размеры приобрел вывоз уловов рыбы и морепродуктов российскими промысловыми судами в иностранные порты, где они продаются инофирмам, в том числе и по демпинговым ценам. Происходит неконтролируемое расхищение рыбных запасов России.
Характерным стало противоправное содействие коррумпированных должностных лиц коммерческим структурам, участникам организованной преступной деятельности в получении разрешений, оформлении документов, позволяющих на "законном" основании вывозить в массовом количестве сырье и материалы за рубеж - через страны СНГ и Балтии в Европу и Азию.
В последнее время существенно обострилась проблема контрабанды оружия. Получили распространение контрабандные операции, связанные с хищением оружия на заводах-изготовителях, в воинских частях. В 1993 году правоохранительными органами был сорван ряд попыток незаконного вывоза из страны новейших образцов вооружения и военной техники, передовых технологий, а также сырья и материалов, которые могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения, ввоза в Россию преступными группировками автоматического оружия зарубежного производства. В результате из незаконного оборота было изъято более 16 тыс. единиц оружия, в т.ч. огнестрельного - около 10 тыс. единиц, взрывчатых веществ - 1,273 кг, гранат - 828 единиц.
Значительное распространение получили контрабандные перевозки наркотиков. В 1993 году было изъято наркотических средств на общую сумму более 2,3 млрд. рублей по ценам "черного" рынка, денег и ценностей на сумму 263,7 млн. рублей и 355 тыс. долларов США.
В 1993 и начале 1994 года отмечалась тенденция роста контрабандного вывоза валюты, драгоценных материалов и камней, а также культурных и исторических ценностей за рубеж. В стране и за рубежом активно действует несколько десятков контрабандных группировок, в основном ориентированных на вывоз антиквариата, икон и других ценностей из России и их реализацию преимущественно в Западной Европе. В этот период предотвращен вывоз из страны 89 ювелирных изделий и 6 картин XIX - XX веков, которые предварительно оценены в 1 млн. долларов США, а также изъяты у преступных группировок около 200 картин известных русских художников, изделия фирмы "Фаберже" и другие ценности общей стоимостью свыше 1 млрд. рублей.
Можно констатировать, что организованная преступность в России полностью сформировалась, проникла во все представительные, исполнительные и правоохранительные структуры власти, накопила достаточный капитал и серьезно заявляет о своих претензиях на государственную власть. Однако было бы наивно думать, что сами "крестные отцы" горят желанием занять ключевые посты в структуре власти, взвалив тем самым на себя бремя ответственности за политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране. Им вполне достаточно роли режиссера. И они с этой ролью успешно справляются, внедряя своих людей в политические партии, создавая свои лобби.
Безусловно, решать задачу борьбы с организованной преступностью и коррупцией одними только репрессивными мерами невозможно. Необходимо срочно ввести в действие принятый в 1993 году Закон о борьбе с коррупцией, принять законы об основах госслужбы, о задачах и функциях правоохранительных органов, спецслужб, других ведомств в борьбе с организованной преступностью, принять новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, решить ряд правовых проблем в сфере финансово-банковского регулирования, приватизации, внешнеэкономической деятельности, а также разработать соответствующие нормы для осуществления финансового контроля и получения от банков необходимой информации о подозрительных операциях, как это делается в ряде стран, создать механизм декларирования доходов.
Необходимо также принять законодательные нормы, касающиеся правовой и социальной защиты сотрудников правоохранительных органов, участников уголовного судопроизводства по делам об организованной преступности и коррупции с учетом уже неоднократных фактов угроз и посягательств на их жизнь и здоровье.
Таким образом, создание прочной законодательной базы является первоочередной задачей в сфере борьбы с преступностью в России и укрепления национальной безопасности страны.
|