Россия — страна многонациональная, поэтому национальный
фактор всегда играл большую роль. В современной же сложной ситуации, создавшей
ся в стране в последние годы, вес этнополитического фактора значительно
возрос. Одно время Россию захлестывала лавина "парада суверенитетов", и
тенденции такого рода не угасли.
То в одном, то в другом регионе обостряются межнациональные отношения,
а кое-где берутся и за оружие. У всех в памяти чеченская война, а последствия
ее ощущаются повседневно. Страна наводнена беженцами и вынужденными переселенцами.
Почему все это происходит? Когда вникаешь в суть происходящих трагических
явлений, то видишь, что зачастую в их содержании обнаруживается национальный
компонент, мелькают и национальные лозунги.
Национал-экстремизм
МАСКИРУЯСЬфлагом национального самоутверждения, на арену общественной
жизни все чаще выползает национал-экстремизм — воинствующий агрессивный
национализм, признающий только крайние формы политической борьбы и стремящийся
посредством насилия утвердить свое господство и власть над тем или иным
регионом.
На Севере или на Юге, на Западе или на Востоке, где бы он ни проявлялся,
его "почерк" одинаков. Национал-экстремисты считают, что, затронув "струны"
национальных чувств людей, можно добиться их поддержки. Обычно раздуваются
"мехи" национальной обиды. Из кладовых истории вытаскивают все негативное.
Например, в Набережных Челнах (Татарстан) перепечатывают, вышедшее в 1933
г. в Берлине, произведение Гаяза Исхаки "Идель — Урал", в нем есть раздел
"Идель — Урал под русским игом". Брошюра распространялась бесплатно.
Национал-патриоты, как правило, распространяют утверждения, что, мол,
"наша нация, народ и т.п. на грани исчезновения" и надо ее "спасать". К
сожалению, для этого зачастую, особенно во времена нынешнего экономическо
го кризиса, почти повсеместно можно найти большие или меньшие основания.
Те кто играет на национальном сознании умышленно "упускают" тот факт, что
и другим народам, в том числе и русскому народу, живется не слаще. Возбудив
тревогу, накаляют национальные страсти. "Нация в опасности!" этот клич
будоражит, и особенно самые впечатлительные и неискушенные молодые головы.
"На планете Земля и на всей территории бывшего СССР и Российской Федерации
сегодня ведется последний, решительный беспощадный дележ места под солнцем,
битва за собственный дом, собственное имя, за уважение к собственному национальному
достоинству" — взывает передовая статья специального выпуска газеты "Балкарский
Форум" (январь 1997 г., отпечатанный, между прочим, в г. Орехово-Зуе во,
а ответственный за выпуск Коваленко А.И.). Газета требует ринуться в эту
"битву", не щадя ни себя, ни народ, ни тем более тех, кто мешает занять
это место под солнцем. Она осуждает тех, кто печется о богатстве, благополучии,
а не "достоинстве и независимости". "Балкарский Форум" обращается к балкарцам
с "Национальной песней" венгерского революционного классика:
Блещет цепь, но вдвое краше
Засверкает сабля наша
Так зачем носить оковы?
Пусть клинки сверкают снова
Опасные призывы к размахиванию саблей даются после изложения решений Съезда
балкарского народа, выдвинувшего требование о разделе Кабардино-Балкарской
Республики. При этом газета начинается словами: "Да принесет он (то есть
священный месяц Рамазан. — Авт.) в наши души покой: а на нашу Землю
мир и благополучие". Какой после этих добрых слов "мир" предлагают национал-экстремисты
видно было из всего текста — пролитие крови, звон сабель.
Национальное ставится на первый план. В плену националистской ослепленности
теряется ответственность за судьбы страны, все подчиняется политическим
амбициям. Пусть жизнь народа будет и хуже, "но мы будем самостоятельны".
Забывается то, что суверенитет для простых людей не самоцель, а прежде
всего средство улучшения благосостояния.
"Зачем мне этот суверенитет — говорил автору этих строк чеченец — житель
Грозного, — когда я потерял все, что нажил за двадцать семь лет как мастер-буровик
и, вдобавок потерял здоровье". Благосостояние народа национал-экстремистские
лидеры относят на последующее. Но кто доживет до того "райского" будущего
и доживет ли кто вообще до таких времен? А ведь все в первую очередь должно
быть подчинено благополучию народа в этом, а не в потустороннем мире.
Очертя голову национал-экстремисты готовы на крайние меры. Оргкомитет
по подготовке съезда лезгинского народа заявил (октябрь 1996 г.) о возможности
начала в любой день "вооруженной борьбы лезгин за свои неотъемлемые права".
Его лидеры требуют создания нового государства Лезгинстан. Экстремисты
не задумываются над тем, что их призывы могут ввергнуть в пучину братоубийственн
ой войны лезгин и несколько других народов на территории России и Азербайджана.
Нет, зато на горах трупов они намерены воздвигнуть свое государство, которым
должны править самолично.
"Объединяйтесь под национальным знаменем!". И это нередко срабатывает.
Люди активизируются в той или иной форме, многие действительно ради благородной
цели спасения нации. Затем национальные лидеры отбрасыва ют возрожденческие
планы и на передний план выдвигают борьбу за власть — то есть то, что скрывали
за национальной риторикой.
Справедливости ради следует признать, что такого рода личности исключительно
активны и напористы. Среди них немало тех, кто, обладая недюжинными способностями,
был не признан или обойден властями. Больше же, пожалуй, тех, кто, если
их изобразить числовой дробью, то в числителе отсутствуют, или имеется
слишком мало достоинства и способности, зато в знаменателе содержится слишком
много самомнения. Розыгрыш "национальной карты" дает возможность взять
реванш, овладеть патриотическим "табуном" и устремиться к своей заветной
цели — к власти.
Те кто попал под националистическое влияние, принимают все на веру,
не критически. Имеющие такую предрасположенность лица способны уверовать
в любую несуразицу, клевету на другой народ.
Конституционный нигилизм
МАССОВЫЕ формы принял конституционный и правовой нигилизм. В ходе принятия
конституций республик и уставов краев, областей стало уже своего рода "модой"
внести в них положения, которые бы отличались от Основного Закона — Конституции
Российской Федерации. В конституциях большинства республик указывается,
что они являются суверенными государствами. Притом это не просто термин.
В последующем содержании следуют положения, закрепляющие суверенитет.
Степень суверенизации, конечно, различная.
Возьмем Чеченскую Республику — или "Ичкерию", как ее сейчас называют.
Здесь прямое исключение из состава Российской Федерации.
Конституция Республики Татарстан (ст. 61) говорит, что эта республика
"суверенное государство, субъект международного права". В отличие от Чеченской
Республики устанавливает ассоциированные отношения с Российской Федерацией
(то есть, что-то вроде конфедератив ных отношений). А ст. 1 Конституции
Республики Тыва признает, что республика суверенное государство и входит
в состав Российской Федерации "на основе Федеративного договора", но одновременно
с этим "имеет право на самоопределение и выход из состава Российской Федерации".
В ст. 2 записано, что "В период чрезвычайной ситуации, политического и
государствен ного кризиса в Российской Федерации на территории республики
Тыва действует конституция и законы Республики Тыва".
В Конституции Республики Коми говорится, что "Государственный суверенитет
республики Коми распространяется на всю ее территорию".
В некоторых конституциях республик устанавливается верховенство их действия
на территории республики. Ст. 7 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит,
что Конституция Республики "обладает верховенством на территории республики".
Подобные формулировки содержатся в конституциях Башкортостана, Тывы, Дагестана,
Коми.
В Конституции Республики Саха (Якутия) записано (ст. 70), что Президент
Республики "принимает решение о дислокации на территории Республики Саха
(Якутия) воинских формирований, контролирует их передвижение и деятельность,
определяет нарушение ими договорных обязательств". Тем самым отбираются
полномочия Президента РФ как Главнокоман дующего Вооруженными Силами РФ
(ч. 1 ст. 87 Конституции РФ), осуществляющего меры по обеспечению обороны
страны и государствен ной безопасности.
Где же Конституционный суд Российской Федерации, почему он не бьет тревогу,
почему молчит государственное руководство России?
Если "процесс пойдет" так и дальше, то и в деревенском уставе станут
утверждать приоритет над федеральными законами. При едином государстве
таких различий, нигилистического характера между Основным Законом и конституциями,
уставами, входящих в него субъектов быть не должно.
Территориальная обособленность и сепаратизм
В ПОСЛЕДНИЕ годы, особенно в условиях углубившегося экономического кризиса,
в ряде регионов страны проявляются тенденции на обособленность территорий
проживания тех или иных народов. То в одном, то в другом районе России
дают о себе знать стремления национальных лидеров, движений к отделению,
в той или иной форме, народов своей националь ности от других. К тому же,
отмечаются тенденции на обособление территорий и не по национальному признаку.
Процесс отделения и "размножения" национально-государственных образований
и обособления тех или иных территорий в экономичес ком и политическом плане
в Российской Федерации отнюдь не прекращается.
Невольно возникает вопрос: что это — углубление демократического процесса
или нечто другое? И нет ли здесь угрозы превращения территории 180-миллионного
Российского Государства — Родины 176 населяющих его национальностей в архипелаг
территорий-островов, отчужденных друг от друга?
Попытаемся осмыслить суть происходяще го. Сейчас по Конституции РФ имеется
89 субъектов Федерации, из которых 19 республик. Отдельные республики ввели
президент -скую форму правления в том или ином виде.
Массу "заявок" выдвинуто на создание новых республик, автономных образований
и региональных государственно-территориальных единиц. По моим подсчетам,
в различных регионах России были предъявлены требования (некоторые из них
до сих пор действуют) на выделение 58 новых территорий. В том числе: 20
национальных республик, 3 двухнациональных республик, 16 региональных территориальных
республик, 2 конфедераций, 1 мусульманского государства, 7 казачьих республик,
округов, войсковых земель, 3 автономных республик, 2 автономных округов,
4 национальных районов, 1 Международного экологического парка. Как видим,
землю российскую предполагают основательно перекроить.
Чем обусловлены эти процессы? В каких предельных формах предложены изменения?
Рассмотрим некоторые наиболее характерные. Существеннейшую роль сыграл
распад Советского Союза. Пример оказался исключительно заразительным. Но
затем возник комплекс других важных факторов и причин. Главнейшим из них
является углубление кризиса в экономике и вытекающее из него нарастание
трудностей для населения в социальной сфере, резкое падение его жизненного
уровня. Процессы такого рода используются экстремистами, националистами
для достижения их политичес ких целей. Недовольство нерусского населения
направляется против России, представляемой в образе "эксплуатирующей" их
"империи" — это не ново. Решение всех проблем народа "можно найти" только
на пути выделения в свое собственное государство. Не всегда делается это
напрямую. Используются различные способы.
Опасным источником "перекроечных" тенденций является стремление национальных
элит к власти. Опыт показывает, что это главный "движитель". Сюда примыкает
борьба за передел территорий, за захват народнохозяй ственных объектов,
за овладение природными ресурсами в своекорыстных интересах нарождающихся
"новых нерусских" (по аналогии с "новыми русскими"). Кстати, для таких
"новых" национальность, как правило, не имеет значения. Все это осуществляется
под флагом "национальных интересов", под лозунгами демократического процесса,
прав народа на суверенитет. Тезис: "Берите суверенитета сколько возьмете"
стал использоваться беспредельно. А вместе с суверенитетом пытаются прихватить
территории, экономику и жилища других народов.
К числу факторов, способствующих "перекроечным" тенденциям, относится
и то, что Российской Федерации в наследство осталась система неравенства
статуса субъектов РФ, которая сохраняется, а порой и усугубляется сейчас.
Республики в Федеративном Российском государстве имеют, как известно,
самый высокий статус. Например, Татарстан и Башкортостан получили такие
правовые и экономические возможности, что краям и соседним с ними областям,
даже иногда превосходящим по масштабам территории и числу населения, они
и не снились.
Квота на нефть составляет, например, в Татарстане 30%, в Башкортостане
— 15,5% добычи, а Тюменская область могла оставить себе менее 1% добываемой
нефти. А если взять Чечню, точнее "Ичкерию", то тут и говорить не приходится.
Стоит ли удивляться, что в 20 районах России возникли требования о создании
новых национальных республик.
Отделение территорий предполагает, как правило, отсечение территории
существующих республик. Создание, например, Кумыкской республики предполагается
на территории Республики Дагестан, Балкарской республики на части территории
Кабардино-Балкарской Республики (КБР).
Нередко в основу территориального отделения ставят требование реабилитации
прав того или иного в прошлом репрессированного народа (балкарцев, карачаевцев
и др.). Как правило, последствия подобной территориальной реабилитации
практически не анализируются, игнорируются либо представляются в розовом
свете.
Возьмем свежайший тому пример. 17 ноября 1996 г. Национальный Совет
Балкарского Народа (НСБН) на пятом этапе 1 съезда балкарского народа (в
г. Нальчик) принял резолюцию о создании Балкарской Республики. Более того,
создали даже "правительство" — "Госсовет" и провозгласили создание отрядов
— "народных дружин". Это государство должно было разместиться на территории
Кабардино-Балкарской Республики в пределах четырех балкарских районов,
ликвидированных 8 марта 1944 г.
В случае восстановления в старых границах, например, Эльбрусского
района, в селе Жанхотеково проживает 750 балкарцев и 500 кабардинцев, притом
четкого какого-то разделения по местности нет. Как отделить их? В ряде
же полселков сейчас большинство населения кабардинцы. Они наверняка потребуют
их подчинения Кабарде. Территория предполагаемой Балкарии, как считают
инициаторы, должна быть расширена за счет кабардинских земель. Разве это
может произойти без насилия? Через два года они обещают превратить Балкарию
в "новый Кувейт". При этом ссылаются на якобы специальное обследование
(экспертизу), проведенное солидными экономическими организациями на предмет
отделения Балкарии. Довольно странное заявление. Как выяснено, никто специального
обследования на предмет отделения Балкарии не проводил. Вообще же, в Балкарии
практически нет равнинных земель. На предполагаемой территории Кабарды
сосредоточен практически весь промышленный и сельскохозяйственный потенциал
Кабардино-Балкарской Республики. Более 24 тыс. чел., или около 35% балкарцев
останутся на территории Кабарды, а 15 тыс. (4%) кабардинцев останутся в
Балкарии. Кроме того, каждая шестая семья состоит в смешанном браке.
Нельзя забывать, что в республике проживает свыше 32% русских и более
10% населения других национально стей. Так кому от этого будет польза?
Балкарцы, как показал референдум 1994 г. и их собрания и сходки конца ноября
1996 г., против раздела КБР. Лидеры НСБН, рвущиеся к власти, не посчитались
с этим. Однако простые балкарцы хотят мира. Несмотря на постановление вышеназванного
съезда, требующее "бойкотировать выборы Президента КБР", 12 января 1997
г. за В.Кокова в Балкарии проголосовало 96% от общего числа избирателей.
Определенный отпечаток на линию балкарских экстремистов наложило и воздействие
чеченских сепаратистов, которым очень выгодно, чтобы в развале Российской
Федерации они были не одиноки, чтобы отвлечь внимание от себя.
Беспокойство россиян вызвал и третий внеочередной съезд чеченцев Дагестана
(декабрь 1996 г.). Он призвал к единению всех чеченцев, вообще вайнахов
(т.е. чеченцев и ингушей), на "исконно вайнахских землях". Это не могло
не встревожить дагестанцев, в том числе и мирных чеченцев республики, ввиду
известных территориальных притязаний экстремистов-боеви ков из Чечни к
Республике Дагестан.
Сепаратистов, требующих обособления в новые республики, привлекает при
этом и то, что сейчас в ряде республик дает о себе знать и тенденция, направленная
на получение привилегированного положения "титульной" национальности за
счет ущемления интересов населения других национальностей, проживающих
в республике. Этим пытаются прельстить население "своей" нации, привлечь
его на свою сторону в борьбе за выделение отдельной, национальной территории.
Однако существует не только стремление к выделению территорий, но и
устремления к приращению своих республик за счет соседних субъектов Федерации.
Наиболее экстремистски настроенные лидеры татарских националистов
требуют присоединения к Татарстану Симбирска, Саратова, Астрахани, а также
выделения из состава Башкортостана татарских районов. При этом рекомендуют
переименовать поволжские города Саратов в "Сары-тау" (Желтая гора), Астрахань
в "Хаджи-Татархан", саму же Волгу — в "Итиль".
Башкирские национал-радикалы наращивают усилия по пропаганде предоставления
башкирскому народу права национального самоопределения вплоть до выхода
из состава Российской Федерации, придания башкирскому языку статуса единственного
государственного языка, они бессовестно обвиняют государственное руководство
республики в "предательстве национальных интересов". Калмыцкие националисты
из "Долбано-Приволжского землячества" отстаивают требование о передаче
Калмыкии двух районов Астраханской области, которые когда-то кратковременно
входили в состав Калмыкии. Чеченские националисты требуют передачи Ичкерии
части территории Дагестана, Ингушетии, Ставрополья. Примеры можно было
бы продолжить.
Но везде совершенно игнорируется желание населения и его интересы, ему
пытаются навязать свое мнение. Не берется во внимание то, что передел земель
на территориях, где люди проживали в течение не одного поколения, да еще
в нынешних кризисных условиях, без сопротивления совершенно невозможны.
Проявляются и планы перекройки территорий в более крупных масштабах.
Речь идет о создании новых великих держав.
Экстремисты из Чувашского Национального Конгресса, в частности, на
втором съезде этого объединения (июль 1996 г.), вновь подняли вопрос о
создании "Большого Чувашстана" на территориях, где компактно проживают
чуваши. Но кроме Чувашской Республики, где живет примерно половина всех
российских чувашей, чуваши проживают в пяти или более субъектах Российской
Федерации Поволжья и Урала. Этот "Большой Чувашстан", по мнению самых разгоряченных
голов, должен "вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику", то
есть быть независимым от Российской Федерации.
Из российских земель кое-где пытаются выкроить федеративные и конфедеративные
объединения.
На Северном Кавказе черкесские национальные лидеры, особенно из Международной
черкесской ассоциации, вынашивают планы создания "Великой Адыгеи" ("Великой
Черкессии") — федеративного государства, включающе го Кабарду, Черкессию,
Адыгею, Абхазию и другие народы адыгской группы, не имеющие своих национально
-государственных образований (абазины, шапсуги и др.). Эта федерация должна
доминировать в регионе и противостоять России.
Идея создания единого мусульманского государства на Северном Кавказе
в последнее время все чаще муссируется среди ваххабитов (течение ислама).
"Конфедерация Народов Кавказа" масштабы своей "конфедерации" простирает
значительно дальше.
Тюркские националисты-пантюркисты давно вынашивают прожекты создания
своего рода империи "Великий Туран", под эгидой Турции, охватывающей районы
проживания тюркских народов России и других государств СНГ. Известный американский
политолог С.Хантингтон в одной из статей в "Форин офферс" писал, что "Развал
СССР предоставил Турции возможность стать лидером возрожденной тюркской
цивилизации, которая может включать семь стран от границ Греции до границ
Китая". Это не шокирует российских пантюркистов. Президент Чувашского Национального
Конгресса А.Хузангай, подводя итоги третьего конгресса (курултая) Ассамблеи
тюркских народов, писал: "...Можно выделить и такие параметры тюркского
мира, как центр и периферия. Турецкая Республика выступает как экономичес
кий и политический центр для тюркских народов, стремясь налаживать связи
с ними и ведя активную внешнеполитическую деятельность".
Имперские, великодержавные планы такого рода пока не реальны, но и не
безобидны. С их помощью насаждаются шовинистические идеи превосходства
одних народов над другими, вырабатывается националистическое сознание,
вбивается клин в единство российских народов.
Формой территориальных перекроек выступают и предложения по развалу
одних двухнациональных республик и образованию других, но уже в другом
составе (как говорят в народе — "хоть хуже, но по другому") например, вместо
Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик создать Карачаево-Балкарскую
Республику и Кабардино-Черкесскую Республику. Мол, тем самым будут объединены
"более родственные" народы.
Разумеется, ошибки прошлого были, но заново переставлять, переформировывать
республики это не то, что пересаживать школьника с одной парты на другую,
хотя и такая пересадка может травмировать психику. Внутри республик установились
взаимосвязи экономические, политические, духовные и т.п., разрушение которых
может иметь тяжкие последствия.
В ряду национально-территориальных изменений стоит и вопрос о создании
новых национальных автономных единиц. Это, в частности, требование ногайского
движения "Бирлык" о создании ногайской автономии с целью объединения ногайского
народа, разделенного между тремя субъектами Федерации. Это сложный вопрос.
В правительстве сделаны определенные шаги, но до конца проблема не решена.
Учитывая то, что и кумыки требуют выделения из состава Республики Дагестан,
а затем и лезгины, по-видимому лучшим путем решения является создание культурно-национальных
объединений, в противном случае в республике развернутся и другие процессы
— там 30 этносов.
Следующую группу требований на выделение территорий составляют претензии
на образование вненациональных территориальных республик. Это линия на
превращение краев и областей в республики: Омскую, Новосибирс кую, Приморскую,
Поморскую и др. В значительной мере это инспирировано существую щим неравенством
субъектов Федерации. Местные элиты, бизнесмены не против использовать ситуацию
в корыстных целях.
Наконец, на проявление сепаратизма, порой, толкают объективные факторы.
Возьмем Дальний Восток. Здесь периодически возникают требования создания
Дальневосточной Республики (ДВР), либо "Приморской Республики", которые
выдвигают отнюдь не националисты, а иногда и не оппозиционеры, а представители
власти Приморского либо Хабаровского краев, доведенные до отчаяния. Противник
сепаратиз ма — губернатор Хабаровского края В.Ишаев сказал: "Москва делает
все возможное, а порой и невозможное чтобы оторвать от себя регионы дальней
России, вытолкать их взашей из экономического пространства Москвы". Россия
веками осваивала и заселяла Дальний Восток, неужели мы допустим, чтобы
все усилия прошлых поколений превратились в прах.
Проблем много. Но остановимся еще на одной. Это процессы территориальной
обособленности, возникающие в приграничных районах. Сейчас 43 из 89 субъектов
Российской Федерации являются приграничными. 25 из них граничат с новыми
государствами, 14 с государствами дальнего зарубежья. В некоторых приграничных
субъектах Федерации имеются компактно проживающие этносы, национально сти
которых имеют за рубежом активно действующие националистические организации
враждебной России направленности, стремящиеся вести свою пропаганду на
российской территории.
Возьмем Карелию. Финская реакция выдвигает территориальные претензии
к России. Финская этническая община "Сала Сеура" установила таблички, на
которых символическое обозначение территории Кандалакши (района Мурманской
области) дано в начертании старой советско-финляндской границы. Карельские
националистические организации ("Карельский Конгресс", например) выдвинули
проект программы образования Карельской националь ной области, в составе
трех районов, а также Вепсской национальной волости и направили его в правительство
России. Следует вспомнить тот факт, что согласно стратегическим, не всегда
афишируемым, замыслам сепаратистов, Карельская автономия должна входить
в состав Финляндии на правах конфедерации. В нынешней критической экономической
ситуации, сложившейся на вышеупомянутых территориях, переход в подчинение
Финляндии шокирует отнюдь не всех не получающих многими месяцами зарплату
карел.
Может не в такой форме, но сложные ситуации просматриваются и в некоторых
местностях Ленинградской (ингермандланские проблемы), Псковской (проблемы
народности сету) областей, на Северном Кавказе (лезгины), на границе с
Казахстаном (казахи) и на Дальнем Востоке (корейцы). Необходим тщательный
всесторонний анализ всех регионов такого рода и выработка мер по воспрепятствованию
межнациональной напряженности и сепаратизма. В противном случае "рост"
новообразованных территорий — республик, федераций, конфедераций по существу
превратится в злокачествен ный, аналогичный росту раковых клеток, процесс,
который может погубить и Россию и населяющие ее большие и малочисленные
народы.
Вооруженные Силы и национальные проблемы
КОГДА думаем о безопасности государства, то, естественно, на одно из первых
мест ставим Вооруженные Силы. Однако у нас зачастую забывают, что в многонациональной
России на армию сильнейшим образом воздействует национальный фактор. Она
комплектуется из граждан 126 национальностей, которые в ее рядах тесно
взаимодействуют друг с другом и незримыми нитями связаны со своей родиной,
областью, районом, городом или деревней, национальной средой, где они родились
и жили. А вот этот фактор совсем мало сейчас учитывается.
В армии и на флоте, насколько известно, национальными вопросами специально
никто не занимается. При комплектовании командных кадров наблюдаются перекосы
не в пользу республик и национальных автономий. Два года назад, во всяком
случае, представители национальностей 21 республики и 10 национальных округов
России составляли всего 3% от общей численности офицерского состава, причем
в ВМФ их было всего 2,1%, в войсках ПВО — 2,35%, в ВВС — 2,48%, в ВДВ —
2,51%, во Внутренних войсках — 2,06%.
Среди курсантов военных училищ картина примерно та же.
Национальный фактор должен учитываться и в воспитании личного состава.
В армию приходят молодые люди, как правило, не имеющие представления о
других народах, или имеющие извращенное понимание иных национальностей,
почерпнутое на бытовом, отнюдь не самом интернационалистском, уровне. Необходимо
просвещение этих людей в духе уважения, солидарности народов Российской
Федерации. В многонацио нальных воинских коллективах в последние годы,
в ряде мест, сложились определенные национальные землячества, не всегда
уважающие других. Этой проблемой также надо заниматься.
Существенную роль играет и связь с местным населением, где дислоцируются
воинские части. Имеется и масса других проблем, влияющих на безопасность
страны.
О путях и формах сохранения межнационального мира
и согласия
НА ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ части территории многонациональной Российской Федерации
межнациональные отношения отличаются миром и согласием граждан. Однако
определенная часть населения, как это видно из предыдущего анализа, в той
или иной мере включена в состояние межнациональной напряженности. А на
юге России, в Чечне, как известно, конфликт принимал крайние формы. Сейчас,
с установлением мира с трудом устраняются его тяжкие последствия.
Российским государством немало делается для сохранения мира, для предотвращения
и разрешения различных конфликтов. Однако необходимо принятие комплекса
более эффективных мер по профилактике многонациональной напряженности и
разрешению конфликтов. Прежде всего должна на практике осуществляться главная
установка "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации".
"Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации
— говорится в этом документе, — состоят в обеспечении условий для полноправного
социально го и национально-культурного развития всех народов России, упрочении
общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения
прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью".
В многонациональной Российской Федерации большую значимость приобретает
постоянное прогнозирование, выявление и анализ возникающих тенденций неурегулированности
национальных отношений. При этом выявленные тенденции должны не консервироваться,
а как можно скорее учитываться как федеральными, так и местными, региональными
властями в их практическ ой деятельности. Должен вырабатываться общий знаменатель
в том, чтобы добиться четкого урегулирования именно этого звена отношений.
Выявленные властными и аналитическими органами государства тенденции
должны становиться достоянием Совета Безопасности при Президенте РФ, Правительства
РФ, Миннаца России, органов власти субъектов Федерации. По результатам
анализа вышеназванными государственными органами должны оперативно приниматься
решения.
Межнациональная напряженность обусловливается комплексом различных,
взаимосвя занных причин. Важнейшая из них — углубление кризиса в экономике
и вытекающее из нее нарастание трудностей в социальной сфере, падение жизненного
уровня населения. Поиск путей эффективного реформирования хозяйственной
жизни, исключающего тенденции ухудшения материального положения населения,
— центральная задача государственных органов России.
Важную миротворческую интегративную в федеральных масштабах функцию
могут сыграть ассоциации экономического взаимодей ствия регионов РФ. Есть
необходимость аналитического обобщения и распространения их опыта в интегрировании
субъектов РФ, солидаризации ее населения.
Существенная роль в разрешении имеющихся противоречий экономического
и межрегионального характера принадлежит совершенствованию федеративных
отношений. Особую значимость имеют договорные отношения, процесс заключения
соответствующих договоров о разделении полномочий с учетом специфики субъектов
РФ. Документы такого плана подлежат экспертизе на предмет учета этнополити
ческого фактора.
Необходимо безотлагательное принятие мер по согласительным процедурам,
в том числе и приведение в движение Конституционного суда РФ, для устранения
расхождения положений конституций республик, уставов краев и областей с
Основным Законом РФ. Затягивание урегулиро вания данной проблемы усугубит
положение и приведет к новым конфликтным ситуациям. Так как на возникновение
межнациональной подозрительности и напряженности довольно сильно воздействует
нарушение паритета представительства национальностей в органах власти,
особенно в республиках РФ, а также "выдавливание" из управленческих и других
престижных структур представителей нетитульных национальностей, следует
обратить существен ное внимание на выявление фактов подобного рода.
Большие резервы стабилизации федератив ных отношений содержатся в реализации
Закона "О национально-культурной автономии". Это даст возможность
ряду народов добиться национального возрождения без болезненных перекроек
территории. Определенную роль должно сыграть и воплощение в жизнь законодатель
ства по установлению в России подлинного местного самоуправления. Без развития
местного самоуправления невозможно развязать узлы противоречий межнационального
характера. В этом деле нужно соединять усилия государственных служб с усилиями
общественности, граждан на местах.
Особое место в системе межнациональных отношений занимает проблема национальных
меньшинств. Кое-где на положение таковых не обращается внимания или же
их права ущемляются. Активизация работы государственных органов власти
всех уровней по удовлетворе нию запросов национальных меньшинств, безотлагательное
принятие Закона "О национальных меньшинствах" одно из важнейших средств
профилактики межнациональной напряженности. Необходим систематический анализ
положения национальных меньшинств в субъектах РФ и информирование о нем
правительства РФ.
Учитывая тот факт, что в сознании российской общественности превалирует
мнение о зависимости судеб РФ от разумного решения проблем последствий
чеченского кризиса, принять все возможные политические средства для быстрейшего
их устранения. Безопасность России и престиж государственного руководства
в значительной мере зависят от способности урегулировать последствия чеченского
кризиса без ущерба авторитету государства.
Должен быть погашен и "тлеющий фитиль" осетино-ингушского конфликта,
так как затягивание его чревато непредсказуемыми последствиями.
Определенное значение способна оказать поддержка государством общественных
движений миротворческого характера, особенно тех, которые функционируют
в конфликтных регионах.
В правовом аспекте первостепенное значение должно иметь укрепление общественного
порядка, предотвращение терроризма. Вместе с тем при проведении акций такого
рода должна быть исключена дискриминация по националь ному признаку, имеющаяся
прежде всего на бытовом уровне, некоторая подозрительность к отдельным
национальностям. Насилие по национальному признаку с любых сторон должно
быть пресечено.
Безопасность страны в многонациональном Российском Федеративном государстве
в обязательном порядке должна учитывать национальный фактор.
Н.ХМАРА, доктор философских наук 15.01.1998
|