Националъные конфликты на территории бывшего Союза ССР, включая Россию, связаны с двумя основными рядами причин.
Первый ряд - нигиляция (отрицание, искусственное "снятие") национальной проблемы в рамках унитарного, "вненационального", коммунистического союзного государства. Естественно, что его кризис, а затем распад дали кумулятивный выход национальным чувствам.
Второй ряд причин связан с принципиальной неспособностью либеральной модели демократии, утвердившейся на "союзном" пространстве в "посткоммунистический период", найти бесконфликтную форму взаимодействия наций в нерасчленимом этническом пространстве бывшего СССР. Более того, либерализм, лишенный естественной экономической и социальной опоры, не имеющий в постсоветских республиках собственной многослойной основы, вырождается в свою противоположность - анархо-национализм.
Утверждение на геополитическом "союзном" пространстве "национальных" государств, дающих преимущества титульным, "коренным" нациям - это прямой путь к конфликтам и войнам, ибо при таком подходе оказываются ущемленными гражданские права и свободы других национальностей. В особенно неблагоприятном положении оказываются русские за пределами России, поскольку основная тяжесть дискриминации ложится на их плечи. Наглядное подтверждение тому - опыт Эстонии в Латвии.
Потенциально опасным для межнационального мира в России является само перенесение философии "национального" государства ("русского", "татарского", "чеченского" и т.п.) на российскую почву. Это прямой путь к национальным конфликтам и "этническим" войнам на территории самой России.
Безусловно, такой общий подход к проблеме национальных конфликтов нуждается в конкретизации. Причины конфликтов могут быть различны:
- объективно провоцировавшая конфликты роль самого коммунистического режима (истоки конфликтов в Карабахе, Осетии - Ингушетии);
- исторические особенности формирования территорий, провозгласивших себя сегодня независимыми республиками (истоки конфликта в Приднестровье);
- "автоматическое" придание административным границам внутри СССР статуса государственных границ, что потенциально конфликтно для всех экс-республик;
- острое противоборство светского и религиозного компонентов в новых политических элитах, прежних и новых политических группировках (Таджикистан);
- историческая отягощенность этнополитических проблем (республики Прибалтики);
- возобновление исторических территориальных споров (проблема Крыма, да и не только его);
- борьба вокруг проблемы государственных языков (Украина, Казахстан, ряд других ныне независимых республик);
- споры при переделе союзной собственности, в т. ч. армейской (Россия - Украина);
- этноконфессиональные споры и тенденция к образованию теократических государств (конфликты будущего);
- а также многочисленные другие причины этнополитических конфликтов.
Кумулятивный выброс национальных чувств после снятия коммунистических "скреп" и стихийная форма либеральной демократии, приводящей в крайнем проявлении к воинственному национализму, лежат в основе разрастающихся национальных конфликтов и столкновений на геополитическом пространстве бывшего Советского Союза.
По всей видимости, можно прогнозировать три модели развития в будущем меганационального конфликта.
Первая модель связана со стихийным националистическим дрейфом на всем геопространстве, с обострением и нарастанием этноконфликтов различных по типологии. Нижняя ограничительная грань - вооруженные насильственные попытки передела существующего этнополитического пространства. Очевидно, что подобное развитие ведет к распаду всех политических, социальных и технологических связей и носит эсхатологический политический характер (пример - современная Югославия).
Вторая модель связана с реинтеграцией тоталитаризма. Это - насильственный путь снятия национальной проблемы. Его реализация может принять форму военно-националистических режимов ("этнохунта"). К наиболее значительным последствиям привело бы установление в России русского националистического режима с последующим восстановлением неоимперского строя на всем геополитическом пространстве.
Третья модель - единственно мирная, предполагающая демократическое развитие. Этническая напряженность снимается через строительство федеративных государств в бывших союзных республиках (особенно это важно для Украины, Казахстана и России) не на национальной, а на демократической основе. При этом между независимыми республиками связи могли бы строиться по модели "проницаемого", толерантного суверенитета. Вектор политического прагматизма будет действовать в стремлении не допустить экономического краха в постсоветских государствах, полного разрыва технологических связей между ними, снять давление "русского фактора" в бывших союзных республиках перед угрозой установления националистических режимов.
В рамках третьей модели могут быть приостановлены катастрофическая дезинтеграция "союзного" экономического пространства и движение к конфликтной форме национального взаимодействия, а также предотвращено насильственное, вооруженное расчленение единого этнопространства на территории бывшего Союза ССР.
С этих позиций, на наш взгляд, и должна вырабатываться государственная российская позиция в вопросе о "российской диаспоре" в странах ближнего зарубежья. Распад СССР перевел русскую национальную проблему в новую плоскость. В "имперском" Союзе русские выступали в качестве этнического интеграционного компонента союзной государственности. Вместе с тем, в рамках этого государства происходило "расширение" русского этнического ареала (более 50% миграционных потоков в Союзе ССР было связано с переселением лиц русской национальности).
Сегодня впервые за всю историю России произошел столь масштабный разлом русского этнического пространства, что само по себе уже потенциально конфликтно. В ныне независимых республиках - правопреемниках СССР формируются не демократические, а национальные государства. Это с неизбежностью влечет за собой крупномасштабную дискриминацию русского населения. На глазах здесь возникает "русская проблема", включающая в себя:
- искусственное расчленение некогда общего русского этнического пространства;
- превращение значительной массы русского населения в ближнем зарубежье в граждан "второго сорта" (начало этому положили повсеместно законы о государственном языке) либо вообще в лиц без гражданства;
- вытеснение русских из ряда новообразованных государств;
- потенциальную национальную конфликтность в них и усиление русофобии;
- неизбежное возникновение русского национального движения во всех бывших союзных республиках;
- смыкание этого движения с русским национальным (либо националистическим) движением в самой России;
- превращение "русской проблемы" в решающий фактор внутриполитической борьбы в России.
Просматриваются два крайние полюса в развитии этого процесса:
а) крупномасштабный межнациональный конфликт (включая серию возможных национальных войн) на части территории бывшего СССР с установлением в конечном итоге националистического неоимперского русского господства;
б) дальнейший распад по национальному признаку уже самой России, что делает судьбу русских как единого народа крайне не определенной.
Желательным и минимально конфликтным был бы третий путь. Он предполагает:
- утверждение на постсоюзном геополитическом пространстве не национальной, а полинациональной государственности в форме демократических федераций;
- отход от абсолютной формы утверждения суверенитета коренной нации и переход на позиции толерантной суверенности всего народа и всех этнических групп;
- оттеснение от власти экстремистских националистических групп (что частично произошло, например, в Литве);
- формирование активного русского демократического политического фактора во всех постсоюзных государствах;
- проведение целеустремленной и тщательно продуманной политики России в этом вопросе.
Просматриваются следующие возможные ориентиры российской политики:
- Установление в республиках федеративных форм государственности, в рамках которых русскоязычные регионы могли бы выступать в качестве субъектов федерации (особенно это важно для мирного национального развития на Украине ив Казахстане).
- Введение государственного двуязычия во всех новогосударственных образованиях (прежде всего, на Украине, в Казахстане, Беларуси, Молдове, Латвии, Эстонии).
- Активная поддержка создания и укрепления русскоязычных общин, включая их политическую самоидентификацию.
- Предоставление в странах ближнего зарубежья двойного гражданства всем лицам, являвшимся гражданами России по рождению.
- Поддержка в местах компактного проживания русских линии на образование местных национальных органов управления, создание русского национального местного "общиноуправления".
- Выделение средств на поддержку русской культуры и образования (создание русских, славянских университетов, школ, газет и т.д.).
- Проведение жесткого курса в отношениях с теми экс-советскими государствами, где нарушаются гражданские права, принятие единого "пакета" гарантий прав и свобод для всех граждан республик, включая русское население, с предоставлением экономических преференций (особенно в отношениях с Латвией и Эстонией).
- Резкая активизация внешнеполитических усилий России в мобилизации поддержки справедливых требований о соблюдении гражданских прав и свобод в ближнем зарубежье.
- Незамедлительное подписание с экс-союзными государствами соглашений: о вопросах гражданства, защите прав национальных меньшинств, миграции, правовой помощи, пенсионном обеспечении, взаимном признании дипломов, об образовании, консульские конвенции.
- Осуществление регулярного мониторинга за позициями ведущих политических сил республик по "русской" проблеме.
- Разработка кратко-, средне- и долгосрочных программ решения "русской проблемы на территории постсоветского геополитического пространства.
Безусловно, это только некоторые соображения по бесконфликтному решению "русской проблемы". Российскому руководству, очевидно, нужно быть готовому и к встречным требованиям по поводу этнических проблем на территории России, ибо любые меры в политике по данному вопросу предполагают взаимность.
Б.ПУГАЧЕВ, профессор
|