В Российской Федерации - сложнейшие узлы межнациональных противоречий.
Укрепление сепаратистских тенденций, особенно в Северо-кавказском регионе, противоречия, доставшиеся нам в наследство от прошлого, во многом обусловлены демографическим фактором. Быстрое нарастание абсолютной и относительной численности коренных народов Северного Кавказа, при незначительной и все убывающей доли русскоязычного населения, в сочетании с трудностями экономического характера служит своеобразной питательной средой для обострения конфликтных ситуаций (табл. 1).
Таблица 1
Динамика абсолютной и относительной численности основных групп национальностей, проживающих на территории Российской Федерации за период 1979-1989 гг.
Группы национальностей | Численность | Прирост за 1979-1989 гг. |
1979 г. |
1989 г. |
тыс.чел. | % | тыс.чел. | % | тыс.чел. | % |
Славянские народы (русские, украинцы,
белорусы) |
118231.4 |
86.04 |
125435.0 |
85.72 |
7203.7 |
6.1 |
в т.ч. русские |
113521.0 |
8261 |
119865.9 |
81.53 |
6344.0 |
5.6 |
Народы Поволжья (татары, чуваши, баш
киры. мордва, марийцы, удмурты) |
10383.0 |
7.56 |
11072.5 |
7.53 |
489.5 |
6.6 |
в т.ч. татары |
50058 |
3.64 |
5522.1 |
3.76 |
416.3 |
10.3 |
Народы Севера (26 народов) |
155.7 |
0.11 |
181.5 |
0.12 |
25.8 |
16.6 |
Народы Северного Кавказа (19 народов) |
3319.5 |
2.42 |
4086.8 |
2.78 |
767.3 |
23.1 |
Представители титульных национально
стей бывших союзных республик Закавказья, Средней Азии и Казахстана |
1252.7 |
0.91 |
1881.4 |
1.28 |
628.7 |
50.2 |
Представители титульных национальностей бывших союзных республик Прибалтики |
189.6 |
0.13 |
163.6 |
0.11 |
-26.0 |
-13.7 |
Все население РФ |
137409.9 |
100.00 |
147021.9 |
100.0 |
9612.0 |
9.4 |
Не менее острые проблемы возникают как производные от нынешнего состояния экономики, социальной жизни, политики и права. Эти конфликты и межнациональная напряженность воспроизводятся со все большей остротой и во все возрастающих масштабах. Показательно, как сами опрошенные анализируют причины усиления напряженности (табл. 2).
Таблица 2
% к числу опрошенных
ПРИЧИНЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ |
ПЕТРОЗАВОДСК |
ЧЕРКЕССК | ЯКУТСК |
нерусские | русские | нерусские | русские | нерусские | русские |
Просчеты национальной политики |
28 |
24 |
64 |
55 |
55 |
56 |
Миграция из других регионов |
10 |
6 |
9 |
2 |
22 |
4 |
Ухудшение экономической ситуации |
64 |
78 |
48 |
60 |
51 |
68 |
Неспособность центральной власти
стабилизировать обстановку |
38 |
37 |
44 |
48 |
35 |
34 |
Бессилие местных властей |
38 |
31 |
43 |
53 |
33 |
45 |
Неуважение к национальным обычаям, языку, культуре |
26 |
25 |
26 |
17 |
47 |
29 |
Деятельность народных фронтов, движений |
11 |
16 |
11 |
13 |
10 |
12 |
Непосредственные причины возникновения межнациональных конфликтов почти во всех регионах одинаковы. Они заключаются в том, что государство так называемой "коренной" нации ущемляет права национальных меньшинств в разных сферах общественной жизни. Способом противодействия последних становится требование права на самоопределение. Естественно и желание раздробленных этносов воссоединиться со своим основным этническим массивом в соседнем государстве.
Национально-территориальные проблемы в данном случае становятся главными. На Северном Кавказе они органически взаимосвязаны. Вопрос о земле, особенно в горных районах, является наиболее сложным, трудноразрешимым и имеет продолжительную историю. В 20-е годы здесь шло бурное возрождение национального самосознания. Одна за другой народности выделялись в самостоятельные национально-государственные и национально-административные единицы. Нарезка территорий при их выделении велась в сложных экономических и политических условиях. К тому же организация "народов в автономные республики и автономные области осложнялась чрезвычайной национальной дробностью.
"В силу этого, - говорилось в выводах Краевой комиссии по учету опыта районирования при Северо-Кавказском крайисполкоме, - приходилось объединять в одну автономную единицу несколько национальностей, ибо они были малочисленны, чтобы образовать собой административное целое, и слишком отстали в культурно-хозяйственном отношении, чтобы иметь свой аппарат власти.
Ввиду того, что в ряде мест за основу бралась не национальная, а социально-экономическая бытовая общность, принцип национального самоопределения не получил достаточной полноты, что в дальнейшем стимулировало стремление этих народов к образованию своих национальных единиц, особенно с изменением условий и подготовкой национальных кадров".
Споры об установлении твердых границ между национальными образованиями тянулись до конца 20-х годов. Внешняя политика национальных областей в те годы заключалась в "стремлении расширить национальные территории...".
Националистические элементы стремились отхватить у соседей лишний кусок территории. Границы установить было трудно, поскольку миграционные процессы шли столетиями. Сложность проблемы можно проследить на примере выделения Кабарды в автономную область. Длительное время шел спор между представителями Кабарды и ее соседями. Карачай, Балкария, Осетия, Дигория, Ингушетия и Терская губерния требовали увеличения территории за счет выделяемой Кабарды. Горская АССР предъявила Кабарде иск на 78 000 десятин земель осетин и ингушей. В Карачаеве и Черкессии распространялось мнение, что якобы кабардинец "в общей сложности владеет в три раза большим количеством земли, чем карачаевец" ("Докладная записка Председателя делегаций автономной области Карачая и Черкессии от 2 января 1921 г.).
Предисполкома Кабарды Калмыков, телеграфируя в Москву (апрель 1922 г.) о сложившейся ситуации, предупреждал: "...Все требуют отрезок, выселения, даже переселения кабардинцев. Удовлетворение их требований вызовет неизбежное кровопролитие". Соглашение не было достигнуто.
В Выписке из докладной записки заместителя ПП ГПУ на Юго-Востоке России о политическом состоянии Северо-Кавказской автономной Республики и областей (март 1923 г.) раскрыт сложный клубок межнациональных противоречий в регионе: "Между Кабардой и Балкарией спор за обладание плодородной землей... Адыгейско-Черкесская область... стремите я к организации единой Адыгейской республики с центром в Туапсе, т.е. присоединив к себе шапсутских (так в документе - авт.) черкесов и карачаевских... Область эта сильно подвержена турецкой агитации... Чечня все еще, очевидно, не нашла себе покоя. Происшедшее недавно образование Чеченской автономной области всколыхнуло Чечню и дало возможность определить чеченское настроение". Далее говорится о полном безвластии в Чечне, о том, что часть населения приняла выделение Чечни как освобождение от русского гнета. В документе отмечалось также, что между карачаевцами и черкесами национальная вражда доходит до апогея, к тому же искусственно разжигается советскими головотяпами на местах.
В 1927 году в ходе переселения горцев из ущелий, куда они были вытеснены во времена Кавказской войны, наделение их землей шло не только за счет бывшей горской инонациональной верхушки, но и за счет казачества. К 1927 году только чеченцы получили 13 тыс. га земель, приписанных станицам.
В наше время наметилось обострение межнациональных отношений и непосредственно в Российской Федерации.
Однако на сегодняшний день в РФ нет достаточной правовой основы, чтобы регулировать межнациональные отношения. Концепция национальной политики РФ еще только формируется и предполагает в перспективе переход от национального государства к территориально-федеративному принципу государственного устройства. Дело в том, что невозможно реализовать право народов на самоопределение в отрыве от двух других важнейших принципов, зафиксированных в международных документах: соблюдение прав человека и нерушимость границ субъектов Федерации.
События в бывших республиках СССР и в ряде регионов России свидетельствуют, что этот процесс, по всей видимости, будет болезненным. Политические элиты в некоторых вновь образовавшихся государствах, эксплуатируя национальные чувства своих народов, призывают к созданию мононациональных государств.
1. Общественно-политическая обстановка в Северо-Кавказском регионе России
Северный Кавказ включает 13 национально-территориальных образований Северного Кавказа и Нижнего Поволжья: два края (Ставропольский и Краснодарский), три области {Ростовская, Волгоградская и Астраханская), восемь республик (Калмыкия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и Адыгея).
Эта относительно небольшая территория в масштабах России многолика. В регионе проживает более 20 млн. человек, принадлежащие к 100 нациям, народностям. Здесь переплелись почти все религиозные конфессии.
За последние 1,5-2 года Севере-Кавказский регион в связи с кровавыми событиями в Чечне, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии и вследствие роста национал-экстремистских настроений приобрел особое значение. Он может серьезно осложнить всю военно-политическую обстановку на Юге России.
Между тем Северный Кавказ превратился в один из основных поставщиков сельскохозяйственной продукции в России, стал монополистом по добыче и производству отдельных видов источников энергии, сырья.
Возросло и геополитическое значение региона: через него проходят кратчайшие пути, связывающие Россию с Ближним и Средним Востоком, а также государствами Закавказья.
С конца 1992 г. основные противоречия, от разрешения которых во многом зависит развитие событий на Северном Кавказе, наиболее ярко проявились в центральной его части.
Слабость власти на федеральном уровне приводит к появлению кандидатов в местные диктаторы, разыгрывающих карту сепаратизма, за которой нередко угадывается лишь стремление к бесконтрольной личной власти.
Идеологи национального "повреждения" в непримиримой схватке за власть и доступ к приватизируемым благам, ключевым постам доходят до крайностей. Утверждение свободы и права одного народа пытаются обеспечить путем попрания свободы и элементарных человеческих прав других народов, людей иных национальностей, живущих рядом. Лидеры национал-демократов, только вчера обвинявшие союзный Центр, а порой и весь русский народ в колонизаторстве, в ущемлении национальных прав, сегодня цинично предпринимают акции, превращающие инонациональное, и прежде всего русскоязычное население, в людей второго сорта, изгоев. Опыт показывает, что если национальные проблемы, на которых спекулируют экстремисты, не решаются "сверху" в относительно цивилизованных формах, то они решаются "снизу" в формах уродливых. Следует при этом отметить, что развитие межнациональных отношений имеет свои закономерности. И регион, республика - лишь частное проявление этой закономерности. Такова логика исторически сложившейся действительности. И напрасно кто-то думает, будто можно спрятаться за частоколом границ и создать "маленький рай" на общем поле разрухи.
Республика Дагестан.
Дагестан уникален по своему национальному (этническому) составу. На сравнительно небольшой территории проживают десятки народов, национальных групп. Все они тесно взаимосвязаны между собой, много национально смешанных браков. В глубине веков коренятся тенденции формирования своеобразной межнациональной общности, взаимовлияния культур хорошо прослеживаются даже в фольклоре и языках.
В дагестанском обществе существуют и серьезные различия. Живущие рядом или чересполосно народы относятся к разным языковым группам и семьям. В регионе взаимодействуют мировые религии, накладываются друг на друга ценности западной и восточной цивилизаций. Заметны особенности местнического и родового характера.
В республике проявляются многие характерные для всей России проблемы национальных отношений: разъединительные и объединительные процессы; рост агрессивного национализма; сложности в отношениях населения равнин и переселенцев с гор, беды репрессированных, депортированных и разделенных народов и т.д.
За последние 3-4 года этнополитическая ситуация в Дагестане резко осложнилась. Это обусловлено разжиганием отдельными оппозиционно настроенными политическими лидерами и средствами массовой информации межнациональной вражды; местническими и плановыми предрассудками; "некомпетентностью чиновников, "проколами" в национальной политике прошлых лет и т.д.
Для того, чтобы лучше разобраться в региональных особенностях, следует прежде всего ответить на принципиально важный вопрос: в чем же суть нынешних социально-экономических перемен в стране? Если называть вещи своими именами, то у нас идет смена общественного строя, процесс реставрации капитализма, а в ряде регионов с элементами феодализма и родовых отношений. Оппозиция ведет резкую критику государственных органов. Но в социально-экономической сфере политическая линия руководства республики и программы оппозиционных сил мало отличаются. Самое большое - спор идет о темпах так называемых реформ. "Так называемых" потому, что под реформами всегда понимались преобразования, в результате которых классы или социальные группы, находившиеся на нижних ступеньках общественной лестницы. поднимались вверх. Сейчас, напротив, растет социальное расслоение, благодаря рыночным реформам большинство населения имеет доходы ниже прожиточного минимума.
В общественном сознании до сих пор идеализируются рыночные отношения. В истории зарубежной и отечественной экономической мысли такая идеализация раньше называлась "экономическим романтизмом", однако ныне это выдается чуть ли не как новое слово в науке.
Рыночная связь чрезвычайно противоречива, порождает массу негативных последствий. Часто удивляются, что при переходе к "свободному рынку" падает производство, растут преступность, во властных структурах, рэкет, проституция и т.п. Однако нравственность во многом определяется экономическим строем общества.
Понятно, что дельцы теневой экономики, криминальная буржуазия прямо заинтересованы в разного рода беспорядках, межнациональных конфликтах. И все-таки нельзя сводить причины обострения национального вопроса к объективным интересам только этих социальных групп.
Основной фигурой рынка в республиках выступает мелкий буржуа. Казалось бы, внешне не такое уж опасное, как дельцы теневой экономики, но значительно более массовое явление. Добавим, своеобразный мелкий буржуа, существенно отличающийся от своего российского предшественника начала века, - торговец-перекупщик, спекулянт. Впрочем, сегодня директор крупного завода или академического института также вынужден во многом "играть" по правилам "свободного рынка" Эта мелкобуржуазная стихия и определяет в конечном счете те процессы, которые ведут к национализму, сепаратизму.
Нарождающаяся буржуазия стремится быть представленной во властных структурах. Требования создать мононациональное государство естественно в условиях формирования национального рынка. Базису необходима соответствующая политическая надстройка, обеспечивающая его интересы. Это, естественно, процесс, который будет усиливаться стремительно.
Однако, хоть обществу и старательно внушают "Реформам альтернативы нет!" возврат страны на путь капиталистического развития до сих пор окончательно не решен, идет острейшая борьба. Весьма проблематично, что национальные рынки могут сложиться именно в Дагестане (аварский, даргинский, лезгинский, кумыкский или тем более, скажем, агульский, цахурский) при малочисленности народов и перемешанности населения. Поэтому пока процессы развиваются в направлении усиливающейся межнациональной розни. Большая заслуга органов власти и управления, например Дагестана, в том, что они не дают экстремистским силам перейти грань, за которой чрезвычайные ситуации и большие человеческие трагедии. Это, пожалуй, единственное место на Северном Кавказе и в Закавказье, где сохраняется относительно стабильная обстановка, без крупных кровавых столкновений.
Реставрация капиталистических и особенно докапиталистических отношений, закономерно предполагает оживление интереса к религии. Речь идет прежде всего об исламских организациях. Они активизировали свою деятельности, но пока все еще находятся в тени. Однако поддержка их программных установок в различных слоях населения довольно значительна. Православие или иудаизм серьезного воздействия на политическую атмосферу республики в целом не оказывают.
Общедагестанская мусульманская община неоднородна в политическом отношении. Предметом обсуждения является вопрос о соотношении ислама и политики. Духовное управление мусульман того же Дагестана вроде бы неоднократно высказывалось против политизации ислама, но, несомненно, оно влияет на политические процессы. Большинство мусульманских организаций выступает за сохранение территориальной целостности республики, но нарастают противоречия, национально-центробежные силы. Образовано Кумыкское духовное управление мусульман республики (учредительный съезд прошел 25 апреля 1992 г.). IV съезд Лезгинского народного движения "Садвал", состоявшийся 5 сентября 1992 г., в своей резолюции высказался за то, чтобы "в Южном Дагестане создать общелезгинское духовное управление".
Еще больше различий у религиозных объединений и их лидеров по общеполитическим и социально-экономическим вопросам.
Поскольку основная масса верующих - крестьяне, в этой среде можно встретить как мелкобуржуазные, так и просоциалистические идеи.
В последнее время на идейной основе ислама возникли организации, преследующие и политические цели. В июне 1990 г. в Астрахани состоялся Учредительный съезд Исламской партии возрождения как всесоюзной организации, В начале 1991 г. была проведена учредительная конференция и образовано дагестанское отделение этой партии.
Религиозные лидеры выдвигают требования "государственной поддержки ислама", "исламской республики" и т.п. Но в условиях многоконфессиональности России и регионов создание особых условий для какой-либо одной религии, реализация требований вроде "Русского православного государства" или "Исламской республики Дагестан" неизбежно приведут к дальнейшей дестабилизации обстановки. Утверждать, что общественное развитие возможно только на основе религиозных ценностей, что духовность существует лишь благодаря религии, мягко говоря, неверно. Государственность должна быть светской.
Национальные и националистические организации. Сегодня почти все народы Северо-Кавказского региона, даже малочисленные, имеют собственные национальные организации или национально-культурные центры. Наиболее активны Кумыкское народное движение "Тенглик" ("Равенство"); Съезд аварского народа. Лезгинское народное движение "Садвал" ("Единство"), Даргинское демократическое движение "Цадеш" ("Единство"), Лакское народное движение "Гази-Кумух". В районах, заселенных преимущественно ногайцами, значительно влияние общества "Бирлик" ("Единство"), а чеченцами-аккинцами - Съезда чеченцев Ауха, его исполкома.
Примечательно, что уставы двух организаций -"Садвал" и "Бирлик" -зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации, так как эти организации осуществляют свою деятельность и за пределами своей республики.
За последние 2-3 года национальные организации значительно укрепили свои позиции. На наш взгляд их часто поддерживают не потому, что они выражают интересы широких слоев населения, а потому, что усиливается недовольство ситуацией в республике. По основным социально-экономическим и общеполитическим вопросам национальные организации, как правило, занимают правые позиции: "свободный рынок", "купля-продажа земли без ограничения". Они требуют разрешить приобретение и ношение огнестрельного оружия и т.д.
По всей стране национальные организации развивались в одном направлении и типологически сходном русле. На первых порах они ограничивались требованиями сохранения и развития культуры и языка, правдивого (в их понимании) освещения истории, мерами по защите экологии и т.п. Многие из этих требований естественны и справедливы. Постепенно движения все более политизировались. Представители научной и творческой интеллигенции, бывшие лидерами-вдохновителями, оттесняются на второй план, основной социальной базой становятся "предприниматели", сельское население, крестьянство. Меняются организационные формы: на смену национально-культурным центрам и обществам приходят народные движения, фронты и съезды народов. В деятельности национальных организаций усиливаются деструктивные тенденции, их требования все чаще не согласуются с интересами многонационального народа, национальных меньшинств и малочисленных этносов.
Сейчас в Дагестане они представляют собой однонациональные по составу (порой националистические) партии без фиксированного индивидуального членства. Конкретные действия национальных организаций (или движений) часто совершенно не соответствуют целям и задачам, которые провозглашены в их уставах. Пожалуй, дальше других продвинулся в этом плане "Тенглик", вставший на путь создания параллельных органов власти из представителей только одного народа. Этот путь, если его изберут и другие национальные организации, может привести к нескольким "чеченским вариантам" на территориях любой неоднонациональной структуры...
Отношения между различными национальными организациями складываются сложно: заверения в дружбе сочетаются с "разборками", вооруженными противостояниями. Это вполне закономерно, так как интересы этих организаций существенно различаются. Интердвижения. В республиках идут и объединительные процессы. Например, в том же Дагестане 25 ноября 1991 г. постановлением коллегии Министерства юстиции Дагестана был зарегистрирован устав народного движения "Интернационализм и стабильность", 27 января 1992г. - общественно-политического интердвижения "Единый Дагестан". Пожалуй, еще важнее, что стремление способствовать сплочению стало более заметно в деятельности ряда других партий и движений, государственных органов.
Поиск путей решения вопросов межнациональных отношений. Трудно найти программу общественно-политического объединения или движения, где в той или иной форме не выдвигались бы требования или лозунги национального возрождения. Они часто встречаются и в документах государственных органов. Содержание призыва к "возрождению" нуждается в конкретизации, пока же различные политические силы под "возрождением" (как ранее под перестройкой) понимают свое. Подобное происходит сейчас и в Центре, когда под "возрождением России и ее народов" готовы подписаться чуть ли не все, начиная от сторонников восстановления монархии и кончая многими левыми организациями. Наконец, требование "возрождения народов" порождает иллюзию, что его можно реализовать в условиях обособленного развития наций и народностей. В действительности, прогресс народов возможен лишь на основе сотрудничества, и дружбы.
Право народов на самоопределение. Вопрос о праве народов на самоопределение сегодня является предметом острейшей идейной борьбы. Сторонники "единой и неделимой" России отвергают это требование. Идеологи национальных и националистических движений, напротив, ставят его в центр своих программ.
Мы считаем, формы самоопределения могут быть различны: народ может" выйти из состава государства; находиться в конфедерации или федерации; согласиться на автономию; остаться в унитарном государстве, где его национальные запросы удовлетворяются иным образом. Иначе говоря, самоопределение нельзя смешивать с вопросом о целесообразности отделения, образования суверенного государства или автономии. Последний вопрос нужно решать в каждом случае конкретно с точки зрения интересов нации, всего общественного развития.
Сегодня чрезвычайно важно добиться осознания трудящимися необходимости не только сохранения территориальной целостности Российской Федерации, а и воссоздания нового Союза. В первую очередь в этом должно быть содержание самоопределения. Но союз народов должен быть добровольным. Грубый нажим приведет к эффекту бумеранга.
Пока же государственные органы часто безразлично относятся к этим проблемам. Идея федерализации используется, на наш взгляд, в основном для камуфляжа, главное - обособление и создание отдельных государств.
Чеченская республика.
У каждого народа в настоящее время масса проблем. Их можно решить лишь совместными усилиями, согласовывая интересы, опираясь на широкие слои трудящихся. Обособление и разделение - тупиковый путь, который в условиях перенасыщенности региона оружием может привести к большой беде.
Сложный узел проблем возник в результате возвращения на свои земли депортированных в 1944 году чеченцев и ингушей. Известно, что еще в феврале 1957 года был поставлен вопрос о статусе широко известного сегодня Пригородного района. Ингуши настаивали на передаче этого района из состава Северной Осетии в Чечено-Ингушскую АССР, основываясь на том, что до 1944 года он входил в эту республику. Но это предложение не было в полном объеме реализовано, а в 1992 году половинчатое решение обернулось кровавым вооруженным конфликтом. Резко возрос и продолжается национальный антагонизм между прибывшими из мест выселения чеченцами и людьми, переселенными сюда после 1944 года. Бывшие спецпоселенцы требуют возвращения принадлежавшей им ранее недвижимости, земель, раздувается межнациональная вражда, нередко перерастающая в террор. Кроме того, провозглашение суверенитета, приход к власти национал-патриотов не только не сняло проблем внутренних отношений, но и усугубило экономическое положение народа.
К концу лета 1994 года общественно-политическая ситуация в ЧР характеризуется устойчивой тенденцией к обострению. Об этом свидетельствуют:
- полный развал экономики;
- резкое падение жизненного уровня населения и правовой беспредел;
- максимальное обострение внутренних противоречий, выражающееся, с одной стороны, в открытом противостоянии оппозиции и президента, вступившее в фазу вооруженной борьбы, а с другой, - в недовольстве широких народных масс нынешним руководством ЧР, что проявляется в росте забастовочной борьбы и политической активности населения.
Президент Д.Дудаев и его окружение, разгромив вооруженным путем оппозицию в середине июня 1993 г., недостаточно полно контролируют обстановку в республике, особенно в Надтеречном районе, и для сохранения существующего режима готовы пойти на крайние меры.
За Д.Дудаевым еще сохраняется ореол народного героя, и некоторая часть населения продолжает его поддерживать. Его сторонниками являются: местное духовенство; молодежь, спустившаяся с гор, принимавшая активное участие в установлении режима власти Д.Дудаева и его сторонников, и ожидающая выполнения данных ими обещаний; часть жителей республики, получивших в 1991 г. жилье за счет выехавшего русскоязычного населения. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что чеченский феномен стал своеобразным примером для практических действий националистических и сепаратистских сил не только на Северном Кавказе, но и в других регионах.
Кабардино-Балкарская республика.
Автономия Кабардино-Балкарии восстановлена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года. Но в его Кабардино-Балкарская содержания были заложены предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций. Решение расчленить Ногайскую степь и передать в состав Дагестана, Чечено-Ингушетии и Ставропольского края вызвало крайнее недовольство, в частности народов Кабардино-Балкарии, которые лишались важного хозяйственного региона. Ныне поднимается вопрос о возврате Кабардино-Балкарии пастбищ на Черных землях и территории Курынского района, переданного в 1944 году Северной Осетии.
В настоящее время обстановка в республике стабильна. Однако основная оппозиционная сила нынешнему руководству - Конгресс кабардинского народа, декларирующий идею Великой Кабарды и проводящий активную работу среди всех общественно-политических движений республики, постепенно укрепляет свои позиции и стремится к власти. Неразрешенными остаются национально-территориальные противоречия между лидерами националистических сил Кабарды и Балкарии.
В этих условиях казаки Кабардино-Балкарии проявляют стремление вернуть в состав Ставропольского края районы своего компактного проживания.
Республика Адыгея.
Внутренняя социальная и политическая обстановка в целом контролируется республиканскими органами власти. Вместе с тем ряд националистических движений как внутри республики, так и за ее пределами, все активнее выдвигает идею создания Великой Адыгеи (Черкессии), а в дальнейшем - образования федерации абхазо-адыгских государств от Сухуми до Геленджика.
Великая Адыгея собирается претендовать на историческую родину адыгов - Закубанье. Возможна также попытка добиться международного признания адыгов народом, подвергшимся геноциду в ходе Кавказской войны 1817-1864 годов, а также заручиться поддержкой адыгейской диаспоры, включая возвращение в Закубанье нескольких сотен тысяч адыгов из стран Ближнего и Среднего Востока. Адыгейский вопрос ставится все острее и на причерноморском направлении. Он в равной степени затрагивает интересы не только кабардинцев, но и адыгов, шапсугов, черкесов.
Нынешние, на первый взгляд разрозненные призывы за создание самостоятельных Кабарды и Черкессии, предоставление административной самостоятельности шапсугам, оказание военной, материальной и моральной поддержки Абхазии необходимо рассматривать в качестве первых шагов, направленных на достижение конечной цели. В целом, несмотря на размер территории, занимаемой Адыгеей и небольшую численность населения, здесь также острой остается проблема межнациональных отношений. Ее решение осложнено значительным разнообразием национального состава населения, отсутствием твердых конституционных гарантий прав проживающих народов.
Карачаево-Черкесская республика.
Как и в других регионах, первоочередными тут стали проблемы Карачаево-черкесская национально-государственного устройства республики. Позиция государственных органов власти сохранить целостность и не допустить федерализации республики. Идею федерализации отстаивают два наиболее влиятельных и активных движения "Джегамат демократический" и "Казачий круг".
Если казаки настаивают на одновременной реабилитации карачаевского народа и казачества, то карачаевцы предлагают восстановить национально-государственное устройство, существовавшее на 1943 год, когда казачество не имело своей автономии.
Помимо этого, нарастает политическая активность проживающих в республике ногайцев, абазин и черкесов.
Республика Калмыкия.
Обстановку в республике можно оценить как самую спокойную в Респуолика Калмыкия регионе. После избрания президентом Калмыкии (Хальмг-Тангч) Кирсана Илюмжичова вдет процесс формирования и становления органов государственной власти, силовых министерств, В выступлениях К.Илюмжинова говорится, что никаких вооруженных формирований, оппозиционных партий и движений в республике нет, что "неотъемлемая часть России, Калмыкия, должна стать одной из основ Российской Федерации". Однако видны признаки напряженности в отношениях с населением соседних республик, краев и областей. Унаследовав от социалистической экономики моноструктуру хозяйства, Калмыкия испытывает нужду в развитии промышленного производства, которое хотя бы обеспечивало минимальные жизненные потребности населения. Имея значительные ресурсы сельскохозяйственной продукции, она нуждатеся в развитии перерабатывающих отраслей.
Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области.
В большей степени в Ростовской и Волгоградской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, а несколько в меньшей степени - в Астраханской области и Калмыкии основной политической силой, оппозиционной властям, является казачество, Ставропольский края, которое зачастую "зарабатывает" авторитет на реальных проблемах региона.
Во-первых, исторически, на протяжении веков, здесь проживают представители неславянских национальностей, с достаточно высоким уровнем этнической сплоченности и развитой структурой внутренних связей. Некоторые этнические группы в целом имеют более высокий уровень жизни. В условиях общего экономического кризиса одно это становится причиной роста межнациональной напряженности.
Во-вторых, в последнее время на первый план вышел вопрос о создании национальных районов в местах компактного проживания различных этнических групп (шапсугов, калмыков, ногайцев, армян, немцев, болгар и др.), которые в общей численности населения составляют меньшинство. При этом местное славянское население активно выступает против создания таких районов.
В-третьих, на эти территории идет активная миграция жителей Закавказья, Средней Азии, в том числе беженцев из зон межнациональных конфликтов. В регионе с трудоизбыточным населением это порождает социальную напряженность, быстро приобретающую межнациональный характер.
Недовольства порождает также помощь со стороны местных диаспор (например, армянской или чеченской) своим собратьям в республиках за пределами РФ - скупка и вывоз продуктов, "рублевая интервенция", деятельность теневых экономических структур. Наконец, происходит повышение криминогенности в краях и областях в связи с ввозом оружия из зон конфликтов.
Казачье движение на Севером Кавказе и в Нижнем Поволжье.
Начавшийся в 1990 г. процесс возрождения казачества вышел за рамки общественного движения и все больше обретает черту политической силы, стремящейся к власти. Новый импульс для своего развития казачье движение получило после выхода в свет Указа Президента РФ от 15 марта 1993 г. "О реформировании военных структур пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ и государственной поддержке казачества". Дальнейшей консолидация казачества может реально повысить его роль в жизни региона.
На сегодняшний день внутри казачества определилось три идейных течения:
- так называемый "умеренный автономизм" - его сторонники выступают за создание казачьего государственного образования с высокой степенью независимости, но в составе Российской Федерации;
- "единонеделимцы" (Россия единая и неделимая), к которым относятся близкие к национально-патриотическим силам России сторонники российской государственности в исторических границах;
- "казакиицы" ратуют за создание самостоятельных государственных образований, апеллируют к историческому опыту существования казачьих государственных образований в период гражданской войны.
В настоящее время наибольшей популярностью на Дону и Кубани пользуются "умеренные автономисты", но как дальше будут развиваться противоречия внутри казачьего движения, предвидеть сложно.
Лидеры национальных движений Северного Кавказа под эгидой Конфедерации народов Кавказа стремятся вовлечь казачество в орбиту деятельности своих организаций, видя в нем реальную угрозу своим интересам и целям в регионе. Однако напряженность в отношениях казаков с представителями других национальностей в районах совместного проживания, по-видимому, будет сохраняться, поскольку не устранены ее основные причины. Более того, возможны новые очаги конфликтов в случае увеличения потока бехенцев из различных районов и их оседания в местах проживания казаков.
На наш взгляд, положительное решение вопроса о создании вооруженных казачьих структур может, с одной стороны, стимулировать претензии казачества на выделение в особое сословие и на соответствующие привилегии. С другой стороны, это может создать прецедент для других национальных движений и ускорить процесс создания ими собственных вооруженных формирований.
Кавказские диаспоры за рубежом и роль конфедерации народов Кавказа.
Исторически сложившиеся связи кавказских народов со своими диаспорами на ближнем и Среднем Востоке в последнее время значительно активизировались. Используя существующие трудности и противоречия, лидеры зарубежных национальных диаспор поддерживают стремление своих соплеменников на Кавказе к обретению собственной государственности оказывают им разнообразную материальную и моральную поддержку, вплоть до нажима на правительства своих стран.
Наиболее активно в этом направлении действуют кабардинская и адыгейская диаспоры в Турции и чеченская в Иордании. Турция и Иран стремятся к усилению своей роли в Кавказском регионе. Определенных успехов в этом плане достигла Турция, стремящаяся к созданию союза тюркоязычных государств. Конфедерация народов Кавказа (КНК) объединяет многие движения с целью создания единого горского государства. КНК уже сегодня имеет свои организационные структуры и вооруженные формирования. Лидеры КНК в последнее время уделяют большое внимание работе с казачеством и стремятся всячески подчеркивать единую кровно-родственную связь народов Юга России, где южным казакам отводится роль промежуточной прослойки между народами Северного Кавказа и России.
В большинстве республик Северного Кавказа усиливаются позиции ислама как объединяющей идеологии националистических движений. При этом лидеры религиозных общин все более политизируются, что выражается в создании и деятельности таких организаций, как "Кавказский дом" и Высший религиозный совет народов Кавказа.
2. 0бстановка в зоне чрезвычайного положения (Пригородный район Владикавказа), республиках Северная Осетия и Ингушетия
На Северном Кавказе наиболее напряженной остается обстановка в зоне чрезвычайного положения (ЧП), в Пригородном районе Владикавказа. Именно здесь комплексно и ярко проявляются противоречия, характерные для всего региона.
Как показывает анализ различных источников, вероятностная значимость ситуативных факторов в зоне ЧП распределяется следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Расчет вероятностной значимости ситуативных факторов влияния в зоне чрезвычайного положения (ЧП)
ФАКТОРЫ | ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ | ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ | КОНТРАСТ |
Роль центральных и местных органов власти в увязке с региональными факторами |
0,145 |
0,191 |
-0,046 |
Роль присутствия Российской армии в зоне ЧП в увязке с региональными факторами |
0,106 |
0,153 |
-0,047 |
Межнациональные отношения, отношение к русским (Российской армии) в увязке с региональными факторами |
0,087 |
0,169 |
-0,082 |
Влияние последствий вооруженного конфликта в октябре-ноябре 1992 г. |
0,010 |
0,167 |
-0,157 |
Из таблицы следует, что ситуация в зоне ЧП продолжает оставаться напряженной. По-прежнему сохраняются отрицательные тенденции в развитии обстановки, которые обусловлены:
- физическим, материальным и моральным ущербом, понесенным в результате вооруженного конфликта в октябре-ноябре 1992 г.;
- напряженностью в межнациональных отношениях;
- нестабильной обстановкой в Северо-Кавказском регионе и вокруг него;
- действиями центральных и местных органов власти, не всегда адекватными требованиям обстановки;
- необходимостью контролировать ситуацию и поддерживать стабильность в зоне ЧП с помощью подразделений российской армии, внутренних войск и оперативно-следственной группы МВД РФ.
Вооруженный конфликт в Пригородном районе Владикавказа в октябре-ноябре 1992 г. явился следствием тех процессов, которые начались в конце 80-х годов и резко ускорились с распадом СССР. При этом действия армии в период конфликта оцениваются скорее положительно, чем отрицательно. В то же время факты свидетельствуют о недостаточной способности руководства в Центре и на местах контролировать ситуацию. Отсутствие четких и своевременных управляющих указаний не позволило подавить конфликт в фазе его возникновения. В ряде случаев командование 42 армейского корпуса было вынуждено принимать самостоятельные решения по пресечению противоправных действий экстремистов.
Сохраняющаяся напряженность между осетинами и ингушами связана больше со стремлением ингушей вернуть земли Пригородного района, с которых они были выселены в 1944 г. Это стремление законодательно закреплено в недавно принятой конституции Республики Ингушетия. В то же время и руководство, и население Ингушетии понимают, что силовым путем решить эту проблему невозможно. Большие надежды в решении этого вопроса возлагаются на помощь руководства РФ и Временную администрацию в зоне ЧП.
Обстановка в Северо-Кавказском регионе продолжает оставаться нестабильной в связи с наличием потенциальных источников национально-территориальных конфликтов и отрицательным воздействием внутренних и зарубежных факторов влияния, в частности мусульманского фактора. Вместе с тем, необходимо отметить, что роль, Конфедерации народов Кавказа в современных условиях следует расценивать скорее как положительную, чем отрицательную. При соответствующем влиянии деятельность КНК может войти в конструктивное русло.
Отрицательное влияние чеченского сепаратизма в настоящее время значительно ослаблено в связи с экономическими и политическими трудностями, переживаемыми Чечней.
Возможности центральных и местных органов власти влиять на стабилизацию положения в зоне ЧП в настоящее время снижены из-за ряда допущенных ими просчетов по предотвращению как этого, так и предыдущих аналогичных конфликтов. В частности, отсутствовал прогноз стратегических направлений развития ситуации; поспешно принимались законодательные акты, в частности законы о реабилитации репрессированных народов, без конкретного механизма их реализации и определения этнограниц; непростительной ошибкой были попытки сохранить нейтралитет в ситуациях, когда требовалась однозначная поддержка законных органов местной власти; искаженное освещение событий средствами массовой информации; попытки возложить ответственность на армию и т.д.
Совместные действия местных органов власти Северной Осетии и Ингушетии пока затруднены из-за больших расхождений в подходах сторон к разрешению конфликта, сохраняющейся взаимной враждебности между осетинами и ингушами, неспособности и нежелания местных правоохранительных органов пресекать противоправную деятельность экстремистски настроенных людей. В настоящее время политическая ситуация в Северной Осетии и Ингушетии характеризуется неустойчивым равновесием.
Среди положительных моментов в ситуации следует выделить:
- новую концепцию национальной политики: административное деление не по этническому, а по территориальному принципу, установка на невозможность реализации права народов на самоопределение в отрыве от соблюдения прав человека и нерушимости границ;
- усиливающееся понимание в Центре и на местах, что только соблюдение законности и беспристрастная правовая оценка (без увязки с политической оценкой) событий октября-ноября 1992 г. может помочь стабилизировать ситуацию;
- признание того, что одновременное и решительное разоружение обеих сторон может ослабить напряженность и позволит отменить режим ЧП, который после длительного применения начал утрачивать свою конструктивную роль;
- понимание руководством Северной Осетии и Ингушетии, что урегулировать ситуацию можно не на путях конфронтации и предъявления взаимных претензий, а только с помощью выработки компромиссных решений;
- тенденцию к более сдержанному и беспристрастному освещению средствами массовой информации событий в зоне ЧП.
В то же время войска при выполнении миротворческих функций сталкиваются со следующими проблемами:
- недостаточное взаимодействие между российскими войсковыми частями и внутренними войсками;
- отсутствие у войск статуса миротворческих сил, что вызывает двойную нагрузку на личный состав и военную технику;
- отсутствие у личного состава войск, действующих в зоне ЧП, должной специальной подготовленности к проведению миротворческих операций (операций по разъединению), а также автономности действий войск и их независимости от местных органов власти;
- недостатки комплектования: низкое качество отбора призывного контингента и недостаточно высокое качество его подготовки в учебных подразделениях;
- недостаточное тыловое обеспечение войск.
В целом, сохранение в течение продолжительного времени нестабильной внутренней политической и социально-экономической обстановки в Северо-Кавказском регионе становится источником угрозы и для Российской Федерации в целом. Жизнь показала, что самостоятельно устранить конфликты и стабилизировать обстановку автономии Северного Кавказа не в состоянии. Требуются объединенные усилия центрального руководства и органов власти на местах, чтобы найти реальный выход из кризиса.
Современные политики зачастую исходят из методологически неправильной посылки: якобы национальный вопрос не связан с политическими и социально-экономическими процессами. В обществе имеются социальные силы, которым выгодно выдавать национальные отношения за некоторую "вещь в себе". В действительности же, национальный вопрос во всем мире всегда был частью вопроса о власти, а корни его в социально-экономических факторах.
Для устранения необоснованных обвинений в адрес России со стороны некоторых местных руководителей в провоцировании ею напряженности на Северном Кавказе и уменьшения нагрузки на боевые соединения и части Северо-Кавказского военного округа по выполнению миротворческих операций представляется целесообразным и возможным договориться с руководством Конфедерации народов Кавказа о создании экспериментальной войсковой части, комплектование которой производить на смешанной основе: командный состав - из офицеров Российской армии, рядовой и сержантский состав - из местного населения, включая представителей различных национальностей и казачества, с последующей специальной подготовкой и привлечением личного состава части к выполнению миротворческих функций.
Необходимо более целенаправленно проводить на всех уровнях властных структур и в средствах массовой информации разъяснительную работу, направленную на показ полной бесперспективности сепаратизма и национализма, на поддержку реально мыслящих политиков, определения путей решения экономических и социальных проблем и оказание помощи в их решении с привлечением, по возможности, международных механизмов. В этом вопросе представляется целесообразным налаживание возможно более широкого взаимодействия с руководством Конфедерации народов Кавказа.
Одним из важных составляющих элементов военно-политического решения должно быть восстановление законных прав русскоязычного населения региона, в частности, казачества. Важно подчеркивать общность исторических судеб казачества с горскими народами Кавказа, поскольку репрессии и депортация казачества предшествовали депортации чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев.
Следует учитывать тот факт, что идея реабилитации казачества как военного сословия с большой настороженностью воспринимается лидерами политических движений на Северном Кавказе. Есть опасность и того, что такая реабилитация будет сопровождаться требованиями восстановить сословные привилегии казачества.
Представляется необходимым производить комплектование и материально-техническое обеспечение частей 42 армейского корпуса, как и других соединений, выполняющих миротворческие функции, на приоритетной основе. Для преодоления морально-психологических трудностей в выполнении войсками миротворческих функций в дальнейшем целесообразно провести постепенную замену частей и подразделений 42 АК, занятых выполнением миротворческих операций, частями и подразделениями из состава соединений миротворческих сил РФ, которые, по принципу применяемому во внутренних войсках РФ, могли бы нести службу на линии разъединения в течение 3-х месяцев с последующей заменой. Это позволило бы постепенно ослабить режим чрезвычайного положения без морального и материального ущерба для личного состава, экономить финансовые и материальные средства.
Для улучшения подготовки войск к выполнению миротворческих операций целесообразно организовать специальные курсы на базе одного из учебных центров по типу курсов подготовки российских наблюдателей ООН в Солнечногорске.
В политическом плане необходимо более активно и целенаправленно налаживать взаимодействие центральных и местных органов власти в рамках новой концепции национальной политики. Здесь возможно использовать заинтересованность осетин, ингушей и других народов Северного Кавказа как в миротворческих функциях центральной власти, так и в конкретных программах урегулирования конфликтов и социально-экономической помощи со стороны Правительства России. Следует разумно использовать политическое давление Центра на местные органы власти в вопросах разоружения незаконных вооруженных формирований.
Желательна более активная пропагандистская поддержка действий армии в зоне ЧП и в других регионах, где войска привлекаются к миротворческим операциям.
В юридическом плане необходимо создание законодательной основы на применение войск в миротворческих операциях. Это обеспечит юридическую защищенность личного состава и его уверенность в правовых гарантиях со стороны Правительства Российской Федерации.
"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994
|