Нынешнее федеративное устройство России, концепция которого сложилась под влиянием троцкистско-ленинских идей национальной политики, таит в себе опасный потенциал:
- в неравном положении находятся русские и прочие народы, не имеющие своей национальной государственности;
- центробежные силы будут стремительно выкристаллизовываться в политический и экономический сепаратизм отдельных субъектов федерации;
- весьма вероятен рост религиозного и националистического экстремизма со стороны как сил, стремящихся к полной независимости, так и тех, кто полагает, что их народы дискриминируются;
- политические деятели все в большей степени станут эксплуатировать национальный вопрос, выдвигая требования о полной государственной независимости вплоть до признания мировым сообществом их суверенитета;
- русскую нацию будут стремиться перевести на положение "многочисленного населения", придавая забвению ее народные традиции, отрывая от духовных корней, лишая собственной государственности.
У нынешней власти, если она искренне стремится сохранить Российское государство, есть только два пути. Первый - репрессии против национал-патриотов (политический курс советского руководства вплоть до 1985 г.). Второй -федеральное государство, в котором все национальности будут обладать равными правами: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, чукчи, евреи, якуты.
Республики, формирующиеся ныне по принципу нация-государство, рискуют скатиться к национал-фашистской системе. Несправедлива и политически недальновидна правовая дискриминация некоторых народов России, в том числе и самого многочисленного - русского. Созидать национально-государственные образования, основываясь на чистоте крови, разрезе глаз, цвете кожи или религиозном пристрастии - суть средневековое варварство, порочное, влекущее за собой человеческие трагедии. Что станет со страной, если о своем праве на национальную государственность заявят представители свыше 100 национальностей, проживающих на территории России, от русских до вепсов?
Крайний сепаратизм, проявляющийся в ряде регионов, таит еще одну серьезную опасность. Постановка вопроса о выходе из России тут же породит проблему границ, волюнтаристски установленных правительством большевистских лидеров, а также, в силу национальной неоднородности населения регионов, со всей остротой поставит проблемы гражданства, языка, культуры. Возникнут вопросы принадлежности промышленных предприятий и исследовательских центров, инфраструктур, связи, военных объектов и т.п.
Реформируя национально-государственное устройство, вероятно, можно обратиться к опыту других стран. Хотя следует оговориться, что Россия - явление специфическое. И Российская империя, и Советский Союз, и Российская Федерация по множественности реально сформировавшихся наций практически не имеют аналогов в мире. Поэтому об автоматическом заимствовании опыта речи идти не может.
Интересен пример Соединенных Штатов Америки. В основе конституционного устройства США заложен принцип федерализма, предполагающий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов. Значительная часть суверенных прав штатов делегирована федеральному правительству.
Конституция США и федеральные законы, а также международные договоры США составляют "верховное право" страны, обязательное для всех штатов. Если конституция или закон какого-либо штата противоречат федеральным правовым нормам, то должностные лица и граждане штата обязаны руководствоваться федеральными установлениями.
Право защищать штаты от нападения извне и от внутренних беспорядков закреплено Конституцией США за федеральным правительством. В собственности федеральных властей находятся национальные парки, леса, общественные земли, гидротехнические сооружения, военные базы и другие объекты, которые не входят в компетенцию ни одного из штатов.
В круг полномочий штатов входят принятие собственных законов и конституций, регулирование торговли и экономики внутри штата, формирование учреждений государственной власти, охрана общественного порядка, установление принципов судоустройства и судопроизводства, проведение выборов в органы власти штатов и местные органы управления.
Согласно 10 разделу Конституции США, штаты не вправе заключать международные договоры, вступать в межгосударственные союзы, выпускать деньги, принимать законы, нарушающие договорные обязательства федерации. Без согласия Конгресса США штаты не могут содержать вооруженные силы в мирное время, вести военные действия самостоятельно, вступать в соглашения с другими странами, устанавливать пошлины и сборы на ввоз и вывоз товаров. Ни один штат не имеет права изменить у себя форму правления, закрепленную Конституцией США. Штаты на имеют права на сецессию, т.е. на выход из состава федерации по собственному волеизъявлению. Такая структура в условиях Америки действует достаточно эффективно и позволяет избежать межнациональной напряженности, способствует национально-культурному процветанию, гарантирует свободу вероисповедания.
Здравый смысл этих положений отбросить трудно при всей своеобразности нашей ситуации. Вряд ли, например, следует кого-либо убеждать в целесообразности учреждения своего рода "сената" и в нашей стране. Противоестественно, когда колоссальные и по территории, и по населению края и регионы России, во много раз превосходящие целые группы европейских стран, не имеют реального представительства или права голоса на высшем уровне в процессе принятия решений.
Трудно сегодня сказать, необходимо ли создание регионального Совета при Президенте, Совета Федерации с предоставлением бывшим губерниям прав субъектов, или еще какой-либо формы консультативного органа, однако ясно -он необходим. Придется, и лучше раньше, чем позже, найти средства обеспечения и русскому народу права участия в процессе принятия решений в его собственной стране.
Нелегитимный развал Союза привел к тому, что административные границы волей безответственных политиков обретают статус государственных и целые регионы российских земель с российским населением оказываются вне России.
На этих землях практически осуществляется политика колониализма: удар наносится по языку, религии, образованию, закрепляются национально-культурные общества, взят курс на вытеснение "инородцев" с административных должностей, из госучреждений, завозятся "земляки" из-за рубежа, тем самым русские и другие этнические россияне низводятся до уровня "людей второго сорта". Возможно все же, что этот националистический азарт поостынет и мудрость, трезвый расчет возьмут верх.
Своеобразным выходом из сложившейся ситуации могло бы стать постепенное выравнивание в правах областей, краев, республик Федерации с последующим административно-территориальным построением Российского государства по принципу губерний, которое бы обеспечивало гармонические межнациональные отношения, способствовало процветанию каждого региона в отдельности и всего Российского государства в целом.
Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов следовало бы принять историческое решение - денонсировать постановления советского правительства об административно-территориальном устройстве российского государства. Это позволит органично соотносить интересы регионов и ответственность Центра, снять национальную напряженность в ныне существующих российских республиках, способствовать гармонии в межнациональных отношениях, уравнять в правах представителей всех наций, создать условия для расцвета национальных культур, языка, просвещения. И главное сохранить мир на российской земле.
Рамки суверенитета губерний определила бы новая Конституция Российской Федерации.
Вл. Соловьев в "Оправдании добра" писал:
"Как отдельные человеческие личности, так и целые нации стоят перед задачей гармонически восполнить друг друга, не утрачивая своего оригинального своеобразия, а наоборот, выявляя его в предельной полноте. Истиннее единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого".
Путь "всенародности" может стать той объединяющей идеей, которая сможет победить крайности. Вполне справедливым станет такой подход и к проблемам внешней политики.
Он предполагает приверженность России международным обязательствам и соглашениям в области безопасности и разоружения; неучастие страны в военных союзах и блоках: непредоставление своей территории для иностранных войск и военных баз; неучастие в международных конфликтах. Естественной неотъемлемой составной частью новой российской политики государственного нейтралитета <а именно в это понятие и входят вышеперечисленные принципы) станет военное строительство, гарантирующее абсолютную безопасность страны.
Политика нейтралитета России может послужить скорейшей гармонизации интересов отдельных регионов бывшего Союза ССР в сфере военно-политических отношений. Последнее тем более важно, что, как уже отмечалось, набирают силу политики, толкающие эти регионы к сепаратизму, подыгрывающие дезинтеграционным процессам. Ухе сегодня реально существуют намерения присоединиться к военно-политическим блокам, разместить вооруженные силы третьих государств, а ситуация, подобная кризису в Персидском Заливе, способна развести бывшие братские республики по обе линии фронта.
Следует соотнести ответственность соседей России в военно-политической области с их уровнем в экономической и социальной сферах, включая правовые аспекты положения российских соотечественников.
Новая политика России внесет коррективы и в отношения с западными партнерами. Они встанут перед необходимостью объяснить мировому сообществу смысл существования организаций типа НАТО, функционирующую сеть военных баз, облепивших Россию, будут вынуждены пересмотреть свои доктрины силового эффекта, что, естественно, приведет в дальнейшем к оздоровлению международного климата.
Однако следует учитывать, что против подобного подхода жестко выступят "интернационалисты", для которых Россия - щит от мусульманского мира, сырьевой резервуар, источник дешевых трудовых ресурсов, младший партнер в реализации так называемого ООН-НАТОвского механизма "принуждения к миру". Не по нраву российский государственный нейтралитет придется и "евразийцам". По их планам Россия - плацдарм для слияния мусульманских интересов с западными. Действительно, в течение нескольких веков Россия была и щитом, и плацдармом одновременно. Что из этого вышло - знает каждый.
Сегодня формируется возможность приступить к формированию и реализации национальных принципов внешней политики российского государства. Они, очевидно, предполагают взаимовыгодное сотрудничество как с Востоком, так и с Западом. Именно такие принципы должны лежать в основе российской политики, а не стремление отдельных групп, которые порой определяются конъюнктурными или клановыми интересами правящей элиты. Это не исключает, а, наоборот, предполагает четкое определение внешнеполитических приоритетов страны.
Нынешняя государственная структура России, сложившаяся как составная часть союзного организма, терпит неудачу именно потому, что реализуемая ею внутренняя и внешняя политика недостаточно национальна, отстранена от духовного опыта, традиций российского государства, практики русского хозяйствования, игнорирует созидательную мощь и нравственный потенциал народов великой страны.
"Политика по существу своему, - писал И.А. Ильин в "Пути к очевидности", - не раскалывает людей и не разжигает их страсти, чтобы бросить их друг на друга, напротив, она объединяет людей на том, что им всем обще.
Каждый из нас заинтересован самым реальным образом в благополучии каждого из своих сограждан: один бедствующий без помощи ставит всех в положение черствых предателей, один нищий есть угроза всем, один заболевший чумою заразит всех, и каждый сумасшедший, каждый запойный пьяница, каждый морфинист есть общая опасность. Поэтому истинная политика утверждает органическую солидарность всех со всеми".
Ю.ЛУНЬКОВ, кандидат философских наук
|