Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Политика

Портрет многонационального государства

    Сегодня, к сожалению, нет государственной общепринятой концепции национально-государственного устройства. Из-за этого, очевидно, Россия сталкивается и будет сталкиваться со многими проблемами. Закономерно идут поиски.

    Некоторые ученые, занимающиеся вопросами национальной политики, предлагают согласовать ряд принципов1:

    К таким принципам относятся:

  • безусловное уважение прав человека и основных свобод, в том числе национальных, независимо от социального положения и территории проживания;
  • восстановление справедливости по отношению к ранее репрессированным и насильственно депортированным народам (не допускать при этом новых нарушений прав человека и национальностей);
  • равные права национальностей при различных формах мирного, конституционного самоопределения народов с обязательным условием сохранения целостности российской государственности;
  • равные возможности при равной суверенности и ответственности республик, краев, областей и национальных автономий при сохранении традиционного статуса вхождения в Федерацию, который зафиксирован Федеративным договором и Конституцией;
  • многонациональное единство Российского государства и его народов и граждан;
  • развитие многонационального российского общества в режиме диалога, мирное решение конфликтов, отказ от применения силы, кроме адекватных мер, при угрозе массового нарушения прав человека и национальностей;
  • государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языков, традиций и среды обитания;
  • создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах.

    Можно, конечно, найти еще десяток принципов. Но эти, как представляется, методологически основополагающие.

    Важно подчеркнуть, что все указанные принципы неразрывно связаны друг с другом и призваны образовать определенное нерасторжимое единство, политическую волю социальных групп, народов и общества, где выполнение каждого из принципов является условий для политической реализации остальных (т.е. если изъять один из принципов, другие просто перестают работать). Одновременно, осуществление одного из принципов не должно вести к нарушению других.

    В реальной жизни осуществление этих принципов предполагает:

  • точный учет конкретно-исторических обстоятельств развития народов и в целом государства, времени и ситуации их применения;
  • создание общепризнанных согласованных и законных (легитимных) механизмов и норм, с помощью которых на практике обеспечивается осуществление и внедрение этих принципов в жизнь, которые в своей совокупности и могут составить суть национальной политики государства.

    Крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, Россия органично вобрала в себя все многоцветье народов, языков, религий, нравов и обычаев. И, что самое главное, ни один народ (большой или малочисленный) никогда не чувствовал себя в России чужим. Несмотря на свое численное превосходство, русские люди никогда, не страдали великодержавном высокомерием. Речь идет не об исключениях, досадных перекосах, которые всегда возможны, а о принципиальной позиции русского народа, его нравственном и духовном характере. Потому и не сформировался русский национализм со всеми уродливыми формами ненависти к другим нациям. И как, ни пытается кое-кто сегодня разжечь его, - ничего не получится, исконно русский человек этого не приемлет. Именно это дает нам право верить в единую Россию, в ее национальное возрождение, в ее великое будущее в братское единстве всех населяющих российские просторы народов.

    Назвать точную цифру национальностей, проживающих в РСФСР, довольно трудно, поскольку имеются малочисленные общности и группы, в том числе почти слившиеся с инонациональным окружением.

    Можно исходить из официальной статистики. При проведении переписи населения 1989 г. в республике было отмечено не менее 130 национальностей. Они движутся, развиваются, Взаимодействуя друг с другом. Раскрыть все составляющие элементы этой сложнейшей картины в кратком обзоре - задача почти непосильная. Остановимся на важнейших чертах.

    Самый многочисленный народ Российской Федерации - русские. Русских в Федерации проживает 119,9 млн. человек (81,5% от всего населения республики)2. Русский народ имеет более чем тысячелетние традиции национальной государственности, богатейшую культуру.

    Русский язык является одним из общепризнанных мировых языков.

    Кроме русских, к наиболее крупным народам, ядро которых находятся в Федерации, относятся татары (5,5 млн.), чуваши (1,8 млн.), башкиры (1,3 млн.), мордва (1,1 млн.). Численность 17 народов - менее миллиона, но более 100 тыс. человек.

    В Российской Федерации проживают народы я меньшей численности (несколько десятков тысяч или даже сотен человек); табасараны (93,6 тыс.), хакасы (78,5 тыс.), балкарцы (73,7 тыс.), алтайцы (69,4 тыс.) и др.

    Этностатистический портрет республики будет явно неполным, если упустить из виду национальные группы. К ним относятся группы людей, проживающих сравнительно компактно, в виде более или менее значительных вкраплений в инонациональной среде, отдельно от основного массива своего народа.

    "Границы" национальных групп часто нечетки и во многом размыты. Они порой проходят как бы внутри семей, когда заключаются национально смешанные браки. Отсюда может быть множество переходных состояний из одного народа в другой, самое разнообразное сочетание взаимовлияний, черт различных национальностей.

    Наряду с национальными в Российской Федерации имеются и этнографические группы или "субэтносы". Они представляют собой группы внутри народа, отличающиеся особенностями в культуре, языке (говор, диалект или наречие).

    У этнографических групп не выделяется четкое самосознание. Сегодня такие группы обычно слабо выражены на фоне всего народа и не учитываются во время переписи населения.

    Раньше, в частности, хорошо прослеживались этнографические различия среди русских (окающие, акающие и средневеликорусская группа). К более мелким этнографическим группам русской нации относились: поморы, пустозеры, устьилемцы, кержаки, мещера, старожильческое население Сибири и Севера и т.д. Постепенно эти группы сливались с окружающим их населением.

    В отдельных случаях подобные процессы далеки от завершения. Среди мордвы существуют две крупные этнографические группы: мордва - эрзя и мордва - мокша, марийцы делятся на горных, луговых или лесных и восточных. В настоящее время интерес к этнографическим различиям возрастает.

    Порой можно столкнуться с удивительной мозаикой. Этнографические группы по крайней мере частично совпадают с национальными группами. На все это еще накладывается религиозный фактор. Например, своеобразной этнографической группой являются духоборы - сектанты протестантского толка. Их движение зародилось во второй половине XVIII века среди крестьян России и Украины. По указу Николая I духоборы были выселены в Грузию. Недавно же обеспокоенная обстановкой в Закавказье часть духоборов переселилась в Тульскую область. Языки народов Российской Федерации принадлежат к различным генеалогическим семьям и группам. Очевидное большинство населения говорит на языках славянской группы индоевропейской семьи, а также на тюркских языках алтайской семьи. Среди языков есть старописьменные, младописьменные и бесписьменные. На некоторых языках письменность была разработана, но не получила распространения.

    Выделяется по числу носителей русский язык. Его считают родным 86,6% населения Федерации. 97,8% населения свободно им владеют (среди горожан 99,1%).

    Активно функционирует и ряд других языков. На 15 родных, наиболее распространенных в республике языках говорят 96,6% населения. На некоторых языках общаются десятка тысяч человек. Отдельные языки используются столь малым кругом людей, что их называют "одноаульные", "семейные".

    Наиболее высока доля лиц, считающих родным язык своей национальности, - среди русских (99,95 %). В основном совпадают национальность и родной язык у народов Северного Кавказа, тувинцев, якутов - от 90,4% у ногайцев и до 98,8% у чеченцев. Ниже и порой существенно этот показатель у некоторых национальных групп, народов, проживающих дисперсно, у части малочисленных народов.

    Ряд важных черт этностатистического портрета Российской Федерации, особенно отдельных регионов, обусловлен демографическими процессами.

    Различия в динамике численности национальностей сохранятся, по крайней мере в ближайшие годы. Дифференциация процессов воспроизводства населения в значительной степени зависит от возрастной структуры отдельных национальностей. Во время переписей 1970 и 1979 гг. имели место большие колебания между национальностями по удельному весу детей и подростков в возрасте от 0 до 15 лет, а именно эти поколения сейчас вступили и вступают в продуктивный возраст.

    Самая высокая доля детей и подростков от 0 до 15 лет была отмечена у тувинцев - 468 на 1000 лиц данной национальности, даргинцев - 436, аварцев - 424, лезгинов - 423, ингушей - 422. Намного ниже этот показатель у евреев - 90, карелов - 121, мордвы - 186, русских - 231 на 1000 человек. Население Федерации заметно стареет. Уровень рождаемости в республике - один из наиболее низких по СНГ. Ниже данный показатель только на Украине и в Латвии.

    В большинстве российских республик уровень рождаемости выше среднего по Федерации. Во многих же областях европейской части не обеспечивается даже простое возобновление поколений.

    В последнее время ситуация ухудшается. Происходит дальнейшее падение рождаемости и рост смертности. Естественный прирост снижается.

    На численность, соотношение национальностей оказывает воздействие направленность и интенсивность миграционных процессов. Длительное время русские довольно активно перемещались в различные уголки страны. С 1959 по 1989 г. число русских в других союзных республиках выросло с 16,3 до 25,3 млн. человек.

    Противоположные тенденции проявляются в настоящее время. Резко возрос отток русского и так называемого "русскоязычного" населения из ряда республик (независимых государств), трудоизбыточных районов и зон межнациональных конфликтов. Эти процессы усиливаются и могут привести к очень серьезным последствиям, так как социальная инфраструктура Российской Федерации не выдержит большого притока населения. Существенные особенности имеет направленность миграций русского населения в различные республики, автономные образования внутри Федерации. С 1959 по 1989 г. за счет переселенцев происходил прирост русских преимущественно в северных и восточных автономных образованьях, где продолжалось освоение необжитых территорий.

    В 1989 г. русские составляли абсолютное или относительное большинство в 8 из 16 автономных республик, во всех автономных областях и в 8 из 10 автономных округов. Но в период с 1959 по 1989 г. доля русского населения понизилась в 10 автономных республиках, 3 автономных областями 3 автономных округах. В силу разных причин уменьшилась абсолютная их численность в Дагестане, Чечено-Ингушетии и Коми-Пермяцком автономном округе. Незначительно увеличилась абсолютная численность русских в Башкирской, Севере-Осетинской АССР, Горно-Алтайской автономной области, Усть-Ордынском автономном округе и некоторых других автономиях.

    Волна межнациональных конфликтов сегодня, к сожалению, коснулась и отдельных регионов Российской Федерации. Эти конфликта порождают рост перемещений русского населения. Усилился отток русских из районов Северного Кавказа и некоторых других.

    В период с 1959 по 1989 г. заметные миграции за пределы своих республик были характерны для отдельных народов Российской федерации. В частности, численность башкир вне своей республики выросла на 334,3 тыс. человек, или в 2,3 раза.

    Восстановление национальной государственности калмыцкого, балкарского, карачаевского, чеченского и ингушского народов, естественно, вызвало потоки возвращенцев на историческую родину.

    Число калмыков за пределами своей автономии с 1959 по 1989 г. сократилось на 12,9 тыс. человек. Численность чеченцев и ингушей несколько выросла, но в значительно меньшей степени, чем внутри республики.

    Порой говорят о "русификации" в Российской Федерации. Если исходить из реальности, то число народов в основном стабилизировалось в республике. Доля нерусского населения растет, увеличивается численность большинства нерусских национальностей. С 1959 по 1989 г. число русских в Федерации выросло на 22%, а ингушей в 3,9 раза, чеченцев - в 3,4, рутульцев - в 2,9, агулов и табасаранов - в 2,8, даргинцев и лезгинов - в 2,3 раза.

    Главным каналом ассимиляции выступают национально-смешанные браки. В условии Российской Федерации большинство браков заключается внутри национальных общностей, но число национально-смешанных семей, по крайней мере до последнего времени, неуклонно росло. По переписи 1989 г. в каждой 7-ой или 8-ой семье ее члены принадлежали к различным национальностям. Чаще встречаются такие семьи в городских поселениях. Миллионы людей происходят от национально - смешанных браков. Дети как бы прерывают линию национального развития одного из родителей. Последствия данного обстоятельства для существования национальной общности не стоит преувеличивать. Ассимиляционные процессы лишь в малой степени влияют на численность народов Российской Федерации.

    Высокий уровень многонациональности и смешанности населения Российской Федерации - реальность, которую нельзя игнорировать. В этих условиях обособление и разделение - тупиковый путь развитая, чреватый пагубными последствиями.

    Даже только в силу большой многонациональности и смешанности населения - не говоря о других факторах - такой путь неосуществим в Федерации, и любые попытки продвигаться в этом направлении будут очень болезненны для всего общества и отдельных людей.

    Цель современной национальной политики должна быть в ином - в обеспечении союза, мира и согласия между национальностями на демократической основе. Эта политика должна исходить из существующих реалий, учитывать изменения в национальном (этническом) составе населения всей Российской Федерации, ее регионов.

    Как свидетельствует Федеральная миграционная служба России, вопросы иммиграции в Россию в последние годы переросли в сложнейшую государственную проблему, которая по своим масштабам и последствиям уникальна. После второй мировой войны ни в одной стране мира развитие миграционных процессов не протекало в столь специфичных и тяжелых социально-экономических и политических условиях.

    Особенно острый и социально-взрывной характер имеет вынужденная миграция, не имеющая аналогов в истории цивилизации.

    В период распада Союза ССР за пределами Российской Федерации проживало свыше 25 миллионов русских и около 4 миллионов лиц других коренных национальностей Российской Федерации.

    Усиление антирусских, а иногда и откровенно русофобных настроений, обострение социально-политической ситуации в республиках бывшего Союза, экономический кризис и уменьшение рабочих мест, банкротство предприятий и резкое социальное расслоение общества, дискриминация и нарушение прав некоренных национальностей, расширение географии межнациональных конфликтов приводят к дестабилизационным процессам в республиках и значительному росту миграционных потоков. Уже сегодня в Российскую Федерацию прибыло около 2 миллионов вынужденных переселенцев и экономических мигрантов. Эта цифра была бы намного больше, если бы миллионы других русских имели материальную возможность для переезда.

    По экспертным оценкам, с учетом развития ситуации, в ближайшее время можно ожидать притока на территорию России из государств нового зарубежья - по среднему варианту 2-3 миллионов, по максимальному - от 4 до 6 миллионов человек.

    Наряду с этим возникла совершенно новая проблема, связанная с приездом в Россию большого числа иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время, по экспертным оценкам, их число может доходить до 500 тыс. человек. Характерно, что это число имеет тенденцию к увеличению (табл. 4).

    Прежде всего это стало возможным из-за открытости наших внешних границ и границ некоторых новых государств Закавказского и Среднеазиатского регионов. Это серьезная проблема как для государства в целом, так и отдельных регионов.

    Сегодня к экономическому хаосу добавились межнациональные конфликты, развал нравственных устоев и культурного наследия, наконец, кризис политической власти. Парадокс, но в государстве на протяжении целого ряда лет проводилась антигосударственная политика, направленная на развал и ликвидацию его важнейших институтов: армии, национальной внешней политики, системы государственной безопасности. Наиболее острые проблемы, стоящие перед государством сегодня, это:

  1. предотвращение гражданской войны;
  2. укрепление институтов государства;
  3. недопущение развала России;
  4. преодоление социально-экономического кризиса;
  5. сохранение науки, культуры и образования.

    "Парад суверенитетов", мутные волны национализма, братоубийственные межнациональные конфликты принесли в последние годы неисчислимые беды и страдания десяткам народов Российской Федерации. Миллионы людей осознали, что дальнейшее продолжение такой политики невозможно. И закономерно возросла тяга к интеграции, единству народов России, как и бывшего СССР.

    Связующей нитью народов России выступает и высокая "степень полиэтничности всех новообразованных государств. Только 6 из множества российских народов насчитывают в своих республиках свыше 50% коренного населения (чуваши - 69%, тувинцы - 64%, коми-пермяки - 60%, чеченцы - 58%, буряты Агинского Бурятского автономного округа - 55%, осетины - 53%). В республиках Российской Федерации вместе взятых "коренное население" составляет 32%, а в автономных округах и того меньше - 10,5 %. Разделить все это на некие государственные образования просто невозможно. Напрашивается заключение: народам России предназначено жить в одном государстве - федеративном по духу и форме. 1."Независимая газета", 17 мая 1994 г.
2.В статье используются данные о постоянном населении.

"Обозреватель-Observer"
сентябрь 1994


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки