Данный проект написан как альтернативный (не в политическом, а в стилистическом смысле альтернативньй) аналогичному по теме проекту, который будет рассматриваться на очередной ежегодной Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (26-27 февраля). Несмотря на то, что и этот проект будет рассматриваться на ассамблее, автор, подготовивший его по собственной инициативе, решил предать проект гласности, учитывая актуальность вопросов, затронутых в нем и являющихся сегодня центральными в дискуссии о том, что будет и что должен делать новый президент России. Автор приносит благодарность членам президиума СВОП, ознакомившимся с проектом раньше других, и особенно Андрею Федорову и Алексею Салману, сотрудничество с которыми послужила толчком к написанию данного проекта
ПРЕАМБУЛА
Приход к власти через демократические выборы во второй раз высшего должностного лица России - событие, само по себе беспрецедентное в истории страны, безусловно, по крайней мере формально фиксирует демократический импульс, если уже не тенденцию развития нашего общества и даже, что самое поразительное, государства.
В этом смысле появление нового президента, кто бы им ни стал, можно оценивать как исключительно позитивное событие.Однако количество и фундаментальность проблем, которые требуют непременного и категорического решения уже в первые два года нового президентства, предъявляют экстраординарно высокие требования к содержанию, качеству, безошибочности и точности действий нового главы государства. Слишком много вызовов брошено сегодня России историей современного мира, нашей собственной историей. В том числе и историей последних 15 лет (перестройка и реформы).
В этих условиях сам президент (точнее: программа и методы его действий) должен стать не еще одним вызовом для России, тем вызовом, который по принципу последней капли переполнит чашу, а напротив - ответом, причем непременно эффективным, на все остальные вызовы.
Фактически России предстоит совершить последнюю попытку прыжка в будущее, которая может быть либо удачной, либо нет. Промежуточных вариантов нет: отсутствие успеха будет означать поражение, скорее всего историческое и окончательное. Нет резерва времени и на то, чтобы отложить эту последнюю попытку. Можно лишь тщательно к ней подготовиться, но даже в этом случае начинать действовать придется сразу после выборов.
Предельный срок оглашения данной программы и кадрового маневра в связи с ней - первые сто дней нахождения на своем посту нового президента России. Предельный срок начала ее полномасштабной реализации по всем направлениям - конец 2001 года
1. ТОЧКА СТАРТА (ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ)
1.1. Нужно трезво осознавать, что фактически мы имеем сложение, если не умножение проблем, приведших к краху и распаду Советского Союза, и проблем, возникших в ходе осуществления перестройки и реформ 1991-1999 годов. Это двойной ряд внутрисистемных, теперь уже собственно российских проблем - сумма кризисов, каждый из которых даже в отдельности представляет угрозу будущему страны.
1.2. Кроме того, открывшись миру, ступив на путь рыночной экономики и демократического устройства государства, мы получили и все вызовы, актуальные для западной цивилизации (от наркомании и терроризма до безработицы, нищеты и бездуховности).
Ситуация усугубляется тем, что сама западная цивилизация и ее система ценностей, к которым Россия приобщилась в последние годы, находятся в глубоком историческом кризисе, не всеми, правда, пока осознаваемом, но уже многими ощущаемом. Все было бы проще, если бы мы начали перестройку лет на 10 раньше.
1.3. Наконец, мы стоим и перед всеми вызовами, вообще брошенными человеческой цивилизацией ходом истории, то есть одновременно вынуждены отвечать и на стратегические вызовы человечеству и на, так сказать, тактические вызовы, брошенные собственно России.
1.4. Еще одним вызовом для России является проблема утраты или возможного (или невозможного) возвращения статуса великой державы.
1.5. Сугубо отрицательным фактором является массовое разочарование в результатах и перестройки, и реформ, что создает, мягко говоря, не лучшую психологическую базу для совершения последнего прыжка.
"Массовое разочарование" не означает "всеобщее", но приуменьшать значение этого фактора нельзя, более того - опасно. Важно правильно оценить и парадоксальным образом возникший позитивный аспект этой проблемы. За 15 лет обществом, его политическими руководителями, правящим классом и политическими элитами совершены все мыслимые и немыслимые ошибки и даже преступления. Образно говоря, мы имеем полный каталог того, чего нельзя делать. Необходимо актуализировать этот отрицательный опыт, переведя его в позитивное русло: понять, что нужно делать, особенно что нужно делать непременно (императивы), что желательно (преференции), с какой скоростью и в какой последовательности.
1.6. Отсутствие того, что в СССР называлось общегосударственной идеологией, а ныне именуется национальной идеей, сколько бы над этими понятиями ни иронизировали, в условиях психологической нестабильности общества и деморализованности многих слоев населения, более того - в условиях фактически общенационального конфликта старой советской и новой "буржуазной" идеологии, этики и психологии, также является одним из вызовов для России.
1.7. Отдельно нужно отметить такой фактически традиционный для России, но особенно актуальный для нас сегодня вызов, как недоверие к власти, к ее решениям, к отдельным, а точнее - ко всем ее представителям, к высшим - особенно.
1.8. В этом же ряду стоит атомизированность общества, борьба всех против всех, когда люди не видят и уже не хотят или даже не умеют видеть своих естественных союзников или путают их с "врагами".
1.9. Продолжается "холодная гражданская война" за раздел собственности, а отчасти и власти, хотя второй "фронт" нашей "холодной войны" (борьба за власть) вроде бы сворачивается. В разделе и переделе собственности до сих пор участвуют не менее 20-30 процентов самых активных членов общества (высший и средний класс), а затрагивают эти переделы всех до самых низов, в том числе и путем вовлечения в конфликты, даже вооруженные, по поводу переделов.
1.10. Огромное число граждан России постоянно терзаемы чувством исторической несправедливости того, что происходит и с ними лично, и со страной.
Немало людей (в реальности - миллионы) охвачены алармистскими настроениями, связанными с ощущением "конца России", ощущением, основанным на 1) потерях территорий; 2) депопуляции (а это реальный вызов); 3) нищете (тоже реальный вызов); 4) росте преступности (вызов); 5) неудачах экономических реформ.
1.11. Свобода слова, свобода критики, полная открытость общества во всех направлениях при всем благотворном влиянии этих факторов тоже являются в наших условиях вызовом, ибо заставляют власть нервничать, шарахаться из стороны в сторону, бояться брать на себя ответственность.
1.12. Суммируя, можно сказать, что Россия в своей последней попытке прыжка в будущее должна суметь:
перепрыгнуть пропасть своей собственной истории последних 15 лет;
перепрыгнуть пропасть утерянного статуса великой державы, либо вернув его, либо избавившись от комплекса переживаний в связи с этой утратой;
окончательно "впрыгнуть" в западную цивилизацию;
одновременно совершить вместе с Западом прыжок в информационное общество XXI века.
1.13. Гигантский прыжок (точнее, как мы видели, одномоментную серию прыжков) ни в коем случае нельзя путать с "большим скачком", хотя цель, казалось бы, одна и та же. Прыжок, который стратегически необходимо совершить России, методологически должен состоять из широкого набора когда радикальных, а когда, напротив, консервативных политических, экономических, социальных и идеологических мер, объединенных единым алгоритмом действия ("алгоритмом прыжка"). "Большой скачок" - это нечто иное, скорее напоминающее мобилизационную экономику и соответствующую политику, использующие ветхозаветные методы для решения современных проблем.
2. АЛГОРИТМ ПРЫЖКА (НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ)
2.1. Сегодня национальную идею, то есть совокупность целей, разделяемых абсолютным большинством населения страны, что создает возможность для единства действий всех групп, слоев, классов, политических сил общества и отдельных его членов, скорее всего нельзя выразить в одной фразе - слишком многомерна сама Россия, разнообразны и многочисленны ее проблемы, велики внутренние напряжения и многочисленны дробящие общество и государство конфликты.
Тем не менее верно поставленные цели, в совокупности составляющие национальную идею,являются по сути алгоритмом ответа на все вызовы, брошенные России, - алгоритмом ее прыжка в будущее в этом смысле без формулировки основных составляющих этой идеи не о сити .
2.2 Главные составляющие национальной идеи России сегодня:
Россия вновь должна стать великой державой - патриотический и исторический инстинкт;
богатство России - в совокупном богатстве каждого из ее граждан (лозунг "Обогащайтесь, а государство вам поможет") - эгоистический инстинкт;
плоды реформ для всех, а не только для избранных - инстинкт альтруистический и общественной справедливости;
русских должно быть больше, Россия - дом для всех русских (лозунг "Возвращайтесь!") - инстинкт самосохранения;
государство для людей, а не люди для государства - инстинкт свободы;
если не сейчас, то уже никогда - мобилизационный инстинкт, инстинкт последнего шанса.
Тезис "Русских должно быть больше" не исключает, а в России и предполагает по принципу дополнительности тезис о мирном сосуществовании православия и ислама в России. Эта идиологема требует отдельной проработки.
3. ДИАГНОЗ БОЛЕЗНИ (ОТ ЧЕГО НУЖНО УЙТИ)
3.1. Нынешнее переходное состояние государственно-политической системы России формально можно описать так:
федеративное государство с президентской формой правления и режимом многопартийной электоратной демократии.
3.2. По существу же, если уточнить это определение реальными качественными характеристиками, мы получим нечто более конкретное и, увы, проблемное:
слабофедеративное (с элементами конфедерации) государство с авторитарно- протодемократическим режимом, отягощенным номенклатурно-бюрократическим типом управления, коррумпированностью правящего класса, отсутствием местного самоуправления и наличием многосубъектности власти, сосредоточенной в руках региональных лидеров, уровень правления которых на порядок менее демократичен, чем режим центральной власти.
3.3. Иные значимые характеристики существующей государственно-политической системы следующие:
квазимногопартийность;
квазинезависимость судебной власти;
слабость и неразвитость демократических институтов;
отсутствие развитых институтов гражданского общества, а в отдельных регионах и полное их отсутствие с доминированием клановых, в том числе этноклановых, институтов и механизмом управления;
наличие проблемы разделенной нации, актуальной не только для русских, но и для некоторых других народов России;
наличие мятежной, не до конца контролируемой федеральной властью, территории - одного из субъектов Федерации;
отсутствие консенсуса как по проблеме федеративного устройства и взаимоотношениям по линии Центр-субъекты Федерации, так и по проблеме собственно государственно-политического устройства России, следствием и показателем чего являются постоянно возникающие дискуссии о необходимости пересмотра Федеративного договора и Конституции.
3.4. Таким образом, можно зафиксировать несколько существенных обобщающих характеристик России как страны, государства, нации и общества, наиболее актуальных в настоящий момент: переходный характер практически всех нынешних институтов и систем государства и общества, причем даже там, где переход этот объективно, казалось бы, уже закончен;
продолжение процесса раздела и вторичных переделов собственности и власти; -незавершенность всех реформ, даже разумных;
наличие, хотя и в сильно ослабленном теперь виде, угрозы распада страны;
присутствие новой кадровой волны, связанной с появлением нового главы государства, что всякий раз традиционно если и не дестабилизирует, то сильно возмущает состояние властной системы в стране, тем более что это уже четвертая (путинская) после горбачевской и двух ельцинских за последние 15 лет массовая "чистка" кадров, каждый раз отбрасывающая предшествующие номенклатурные кадры на неподготовленные (за небольшим исключением) материально рубежи, то есть практически в оппозицию.
3.5. Несмотря на весьма уничижительные характеристики государственно-политического устройства и состояния общества в России, изложенные в данном и предыдущем разделах, к ним нельзя
относиться только как к отрицательным, ибо в сравнении с двумя предшествующими политическими периодами (1991-1993 гг. и 1994-1998 гг.) налицо появление положительных тенденций, в частности, тенденции стабилизации государственного устройства и политической системы, а также движения через нынешний этап от анархо-демократических и олигархических форм к собственно демократическим. Вся проблема теперь в том, возобладает ли и закрепится ли эта тенденция. В этом, собственно, и состоит главный вызов для нового президента России и главный субъективный вызов России со стороны этого нового президента:
сумеет ли он закончить реформы, завершить переходный период, ибо нельзя бесконечно жить "в переходе", причем завершить с позитивными для большинства членов общества результатами.
4. ИМПЕРАТИВ ЗАВЕРШЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА И РАЗВИЛКА РЕФОРМ (ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ)
4.1. Коротко говоря, главный императив политики нового президента в первые два года после выборов состоит в следующем:
завершить переходный период развития страны от командной экономики к рыночной, от протодемократической политической системы к демократической, от безыдейного состояния общества к осознанной национальной сплоченности, от расхлябанного полудееспособного государства к сильному и целеустремленному
4.2. Волне очевидно, что романтический этап оценок и самооценок российской политической истории полностью исчерпал себя в ходе кампании по выборам в Государственную Думу в 1999 году. Поэтому никого не должно смущать, что в политическом смысле окно возможностей для действий нового президента и всего политического класса России на развилке реформ (2000-2001 гг.) ограничено двумя сценариями: движение вперед (к полномасштабной демократии) либо через авторитаризм,
либо через управляемую демократию. Первый путь предполагает абсолютное подчинение действий всех органов и институтов власти в стране президенту, что внешне проявится, во-первых, в превращении всех демократических институтов в декоративные, во-вторых, в ограничении некоторых свобод. Второй путь предполагает не замораживание деятельности демократических институтов и не ограничение некоторых политических и гражданских свобод, а всего лишь игнорирование главным институтом власти - президентом - слов и действий парламента, оппозиции, прессы, если президент сочтет это необходимым в интересах развития страны, концентрированно выраженных в составляющих национальной идеи.
4.3. Очевидно, что психологически и политически предпочтительнее второй сценарий. Во-первых, он фактически уже реализуется, а потому не создает ощущения отката назад. Во-вторых, он не предполагает никаких, даже самых мягких репрессий, почти неизбежных при авторитаризме. В- третьих, он, напротив, предполагает обязательную сменяемость власти, в том числе и самого президента, что 1) представляется абсолютно необходимым условием в свете традиций патологической безответственности российских политиков, 2) позволяет исправлять ошибки и 3) гарантирует общество от продления авторитаризма за временные рамки разумной необходимости. Наконец, реализация авторитарного сценария автоматически принудит президента к созданию таких репрессивных механизмов, которые потребуют фактически полной мобилизации всего властного ресурса по контролю за ними самими, что не только не позволит решить главные задачи, объективно стоящие перед новым президентом, но и загонит его самого в ловушку деспотии, куда легко войти, но практически невозможно выйти без жертв и потерь даже самому деспоту (особенно в наше время).
4.4. Субъективно же новый президент стоит перед следующим выбором: либо он сумеет и ответить на вызовы для России, и сохранить в ней демократию, либо сделает первое без второго, что уже сомнительно; либо не сделает ни первого, ни второго.
Лишь в первом случае новый президент может рассчитывать на безусловно положительную оценку и современниками, и историей. Пример первого президента России доказывает это со всей очевидностью
5. ИМПЕРАТИВЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПОЛИТИКИ
5.1. Разделение перечисленных ниже позиций по категориям "императивы" и "преференции" (или, что одно и то же - необходимые условия и достаточные) не составляет особого труда при более подробном анализе политического, финансового, психологического (волевого), кадрового и других ресурсов новой власти. До получения точных результатов выборов 26 марта (тем более если будет второй тур), нельзя объективно оценить объем кредита доверия, полученного новым президентом от общества. Например, борьба против "асимметричности" Федерации при результате 70% голосов и значительной явке избирателей является императивом, а при 55% - скорее преференцией.
Тем не менее личные предпочтения автора данного текста указаны в приводимом ниже списке с помощью очевидных символов, данных в скобках после каждой позиции: (И) и (П).
5.2. Ниже следует то, что не сможет обойти в своих действиях новый президент России, если он желает хоть какого-то успеха своей политики, не говоря уже об успехе последней попытки прыжка России в будущее.
1) Удержать экономическую ситуацию хотя бы на нынешнем уровне в условиях продолжения военной операции в Чечне.(И)
2) Довести военную операцию в Чечне до логического, то есть победного, конца, не перейдя за границу приемлемых для общества жертв и издержек. (И)
3) Найти варианты политического решения чеченской проблемы. (И)
4) Не порушить демократические институты, уже существующие в обществе и государстве, несмотря на очевидное вступление России в режим действия управляемой демократии, более того, наращивать объемы и сферу действий демократических тенденций. (И)
5) Разработать и начать реализовывать осмысленную и понятную одновременно и обществу в целом, и предпринимательским кругам экономическую политику, которая начнет приносить осязаемые плоды обществу уже до начала 2001 года. (И)
6) Добиться, чтобы позитивные результаты этой зкономической политики почувствовали наконец низшие или, по крайней мере, средние слои населения, не слишком, а желательно и вовсе не ущемляя законопослушные обеспеченные и сверхобеспеченные группы. (П)
7) Начать реальную борьбу с коррупцией, но не в виде "показательных процессов". (И)
8) Мирно, но решительно подавить региональный экономический сепаратизм. (П)
9) Реанимировать процесс интеграции в СНГ или, напротив, реформировать эту конструкцию, сделав ее уже, но содержательнее. (П)
10) Найти решение проблемы долгов России Западу. (П)
11) Снять, даже в их виртуальности, проблемы конфронтации с Западом и "изоляции" России. (П)
12) Внести ясность в проблему Конституции, выбрав соответствующую стратегию и тактику: либо разового ее изменения, либо улучшения и модернизации ее на основе метода прецедента и поправок (второе предпочтительнее). (П)
13) Внести ясность в проблему и перспективы Российско-Белорусского Союза (желательно разумно форсировать объединение). (П)
14) Завершить первый этап военной реформы. (П)
15) Решить проблему материального обеспечения чиновников и реформирования аппарата (резко ослабить класс номенклатуры). (И)
16) Восстановить местное выборное самоуправление, сняв проблему разрыва между демократизмом Центра и авторитаризмом местных и региональных властей. (И)
17) Реформировать систему кадрового обновления исполнительной власти. (П)
18) Провести судебную реформу с целью конституирования судебной системы как независимой ветви власти. (И)
19) Сохранить систему независимых СМИ, резко ослабив подчиненность региональных средств массовой информации местным властям. (И)
20) Поддержать конкурентоспособность низового экономического демократизма и либерализма перед лицом укрепляющегося госкапитализма. (И)
21) Провести земельную и сельскохозяйственную реформы. (П)
22) Провести налоговую реформу, для чего создать техническое правительство, которое, пожертвовав собой, проведет радикальное снижение налогов. (И)
23) Создать субправительство для региона Сибири - Дальнего Востока, перенаправив инвестиционные и миграционные потоки (в том числе из стран СНГ) в этот регион. (И)
24) Объявить и начать реализовывать политику массового переселения русских из ближнего и дальнего зарубежья в Россию. (П)
25) Разработать стратегию вхождения России в систему мировой экономики и информатики (проблема глобализации). (И)
26) Снизить до допустимого уровня влияние силовых структур и специальных служб на политическую жизнь страны. (И)
27) Добиться реформирования Совета Федерации, разведя должности глав администраций и глав законодательных собраний регионов с должностями членов верхней палаты Федерального собрания. (И)
28) Разработать и начать реализовывать 10-15 общенациональных стратегических программ, предусматривающих сочетание крупномасштабных государственных и частных инвестиций. (И)
При царе строили Транссиб, при Советской власти - БАМ, гигантские плотины и ГЭС, научные города. Ныне не делается и, кажется, даже не замышляется ничего подобного.
Площадки для подобных проектов должны быть избраны исключительно в депрессивных регионах или охватывать всю страну по линиям наиболее слабых или устаревших инфраструктур. Очевидно, что в этот список должны попасть, с одной стороны: - возобновление работ на БАМе; - строительство автодорог;
реанимация жизни наукоградов;
общенациональная компьютеризация ("Компьютер каждой семье к 2005 году"); а с другой стороны:
создание новых мегаполисов, например, на Северном Кавказе, как цивилизационных форпостов Центра на окраинах;
развитие нескольких пионерных высокотехнологических проектов, рассчитанных на перспективу до 2050 года.
29) Перенос столицы России из Москвы на восток, ближе к Уралу. Помимо инвестиционного прорыва, это позволит решить и фундаментальную проблему Российского государства на протяжении всей его последней истории - резкого ослабления мощи главного врага гражданского общества в стране, каковым является столичная (ныне московская) бюрократия. (И)
30) Разработка принципиально нового, рационально-эгоистического курса внешней политики. (И) - См. специальный проект.
5.3. В данном документе не предполагалось раскрывать конкретное содержание действий президента по тем или иным направлениям, кроме тех, где это достаточно очевидно и неоспоримо.
6. ПРЕЗИДЕНТ И НАЦИЯ
6.1 Перед новым президентом стоит и проблема его взаимоотношений с обществом в целом и отдельными политическими и властными институтами. Либо он сохранит ельцинскую модель "царствовать, но не править", либо фактически станет главой исполнительной власти в стране, объединив власть президента и власть главы правительства.
6.2. Безусловно, новый президент не может и не должен наследовать ельцинский принцип правления.
6.3 Одновременно новый президент не имеет никакой нужды в фактическом объединении своего поста и поста главы правительства, ибо это чрезвычайно сузило бы его возможности и для политического, и для кадрового маневров. Другое дело, что правительство при новом президенте должно стать в первую очередь техническим, а не политическим органом.
6.4 Новый президент обязан удалиться на равное расстояние от всех лоббистских групп и групп влияния. В ином случае он вскоре потеряет и кредит доверия общества, и возможность эффективно действовать в интересах страны.
6.5 Абсолютно нецелесообразно участие президента в новом партстроительстве путем создания "партии власти" как противовеса КПРФ. Скорее всего, в России вообще сложится не двухпартийная, а трехпартийная система (например, на основе симпатий к трем первым номерам на выборах 26 марта). Непосредственная включенность нового президента в "партию власти" чревата возникновением лишних и ненужных президенту обязательств перед различными представителями правящего класса.
6.6 Крайне неосмотрительной была бы такая трансформация Конституции, которая расширила бы властные полномочия президента либо увеличила бы срок его пребывания у власти. Второй президент России должен отдать долги власти обществу, а не брать у него новые кредиты доверия или властные полномочия в обмен на обещание будущих успехов.
6.7. По существу, деятельность второго президента России определит судьбу института президентства в стране. Неудачный опыт второго президента может стать финальной точкой в истории этого института. Между тем институт президентства, несмотря на все проблемы, с ним связанные, является на сегодняшний день одним из главных в системе российской демократии (или протодемократии). Ликвидация этого института в результате неудачного опыта двух первых президентов ввергнет страну либо в "парламентскую анархию", либо в деспотию невыборного лица.
Виталий Третьяков
|