Резюме
Исторически Россия колеблется между, двумя крайностями. Одна, Россия сама по себе закрыта, отстоит отдельно от всей Европы на всех уровнях. Другая - Россия открыла себя для Запада, воспринимая все западное для ничего не стоящего российского. Ей очень сложно найти середину между двумя этими крайностями. На каждом этапе вестернизации у русских уничтожалась уверенность в себе. На каждом этапе антивестернизации уничтожались западники, иногда физически. Россия пережила во время последнего десятилетия наиболее сильный в своей истории спазматический всплеск вестернизации. Ожидается, неизбежная и не менее жесткая рекация. Думается, что она будет в ближайшее десятилетие.
Анализ
Важно понять, что Россия буквально повернута к себе во внутрь в течении последнего десятилетия. Здесь стоит вопрос не просто чему-то научиться у Запада. Порой, российские лица, принимающие решения, больше доверяют профессорам по экономике из Гарварда, чем всем своим местным экономистам. Россияне пытаются приспособить западную систему партийной борьбе, несмотря на тот факт, что Россия не были никогда изначально демократическим государством. Россия отказалась от империи, которая строилась веками, включая приобретения в ходе мировой войны, не смотря на потерю десятков миллионов своих жителей, хочет снова добиться процветания по западному образцу и интегрироваться в западную цивилизацию. Список можно продолжать.
Результатов пока нет. Наоборот, Россия добилась меньше, чем ничего. В 80-е гг. это была бедная и полная страха супердержава. В 2000 г. она стала значительно беднее, слабее и маргинальна в международном плане. В этом смысле вопрос о том, почему так случилось, носит полностью академический характер. Полагаем, что ученые могут столетиями обсуждать, почему провалилась вестернизация и кто за это отвечает. Нам достаточно констатировать, что последний эксперимент по вестернизации России провалился и что этот провал в связи с тем, что случилось в ходе предыдущих экспериментов с вестернизацией. Они всегда проваливались. Вначале объятия с Западом с последующим отходом от него, и более жестокая гибель русских про западников. Актуальным является вопрос об анализе этих поражений.
Пытаясь сохранить партийную систему в Советском Союзе, М.С.Горбачев предпринял попытку инициировать активный процесс реформ. Он и те из советских людей, которые были знакомы с развитием технологий на Западе, в первую очередь те руководители КГБ, которые за это отвечали, болезненно относились сонным отставанием Советского Союза в этой сфере. Они также понимали, что для изменения ситуации СССР нуждается в притоке новейших технологий с Запада.
М.С.Горбачев знал две вещи. Во-первых, в пучине "холодной войны" не возможно получить ни инвестиций, ни новых технологий. Во-вторых, пока не будет проведены основные реформы в советской системе органов, не возможно переварить технологии и освоить капиталовложения. Поэтому М.С.Горбачеву было необходимо положить конец "холодной войне", убедить Запад в том, что основополагающие реформы проводятся, что, в свою очередь, предотвратит возобновление "холодной войны", и гарантирует необратимость реформ в Советском Союзе, поэтому СССР имеет право на инвестиции и новые технологии.
Ни М.С.Горбачев, ни относительно мудрые бюрократы из его окружения и не думали ликвидировать коммунизм или партийный аппарат. Разумеется, никто из них не ожидал, что они будут вынуждены уйти из Восточной Европы. Совершенно далеки от их замыслов была идея развала Советского Союза. М.С.Горбачев и его соратники явно очень не дооценили слабость своей собственной системы. Они ошиблись в своем понимании того, что либерализация окостеневшей системы порождает слабо контролируемые силы. К 1989 г. ситуация вышла из под контроля, империя и партия распались.
До сих пор не было никакой революции, это драматический факт, как правило, упускает большинство западных наблюдателей. Советский Союз распался на входившие в его состав республики с потерей только верхнего эшелона руководства. Старой гвардии удалось сохранить контроль над российским правительством и перестроечной экономикой и даже держит на поводке крайне по прозападному настроенными реформаторами. При нетронутой старой системе это ничего не значащие изменения. Без революции "новая" Россия обречена с самого начала.
Распад Советского Союза и его институтов открыл дорогу скорее не для реформ, а для воровства. В стране, в которой отсутствует система частной собственности, практики правовых документов на собственность, беспристрастного рассмотрения споров в суде, вдруг любая собственность "приватизируется". Приспособленцы захватывают власть. Некоторые из них политические приспособленцы, как Б.Н.Ельцин, другие экономические, как Б.А.Березовский. В конце концов, два класса приспособленцев объединились в один. Результат был катастрофическим.
Западники упустили данную ситуацию. Многие, не понимая, что происходит, сосредоточились на глобальных теориях либерализации, построенных на воздушных замках. Другие участвовали в систематическом грабеже как российской экономики, так и западных инвестиций. В России разграничение между либерализмом и воровством стало неотличимым, как, впрочем, между либералом и вором.
В оппозиции ко всему этому была немыслимая коалиция сторонников Л.И.Брежнева, И.В.Сталина и фашистов. Одним из преимуществ некомпетентной демократии является то, что оппозиция неэффективна, как и правительство. Не имея своих собственных политических козырей, Президент Б.Н.Ельцин опустил российские проблемы на тактический уровень, назначая целую серию одноразовых премьер-министров до очередного кризиса, а России все глубже и глубже завязла в трясине. Основные черты оппозиции остались неизменными. Однако со временем появилась новая правящая идеология, которая пришла на смену "дискредитирующего себя либерализма".
Первым представителем новой идеологии был премьер-министр Е.М.Примаков, назначенный для примирения коммунистической и националистической оппозиции после поражения экономических реформ, проводившихся С.В.Кириенко. Е.М.Примаков выступил против олигархов, поддержавших ряд расследований и предъявил обвинение двум наиболее известным олигархам в экономических преступлениях. И он был жестким представителем российской оппозиции по отношению к политико-военного давления Запада. Было довольно преждевременным его политическое наступление, и он пал жертвой властных олигархов и стремления Б.Н.Ельцина получить дальнейшее финансирование от МВФ.
За Е.М.Примаковым премьер-министром стал С.В.Степашин, который был последним вздохом ельцинского Кремля. Решение о продаже российских интересов в Югославии является продолжением плутовства с долгом МВФ вызвало крик "Хватит!" из российских органов безопасности. Когда в будущем будет написана новейшая история России, то стремительный бросок российских десантников на Приштину будет знаменовать новую эпоху, когда националисты в российской армии и спецслужбах взяли под контроль внешнюю и, в конечном счете, внутреннююполитику.Ситуацияполностью изменилась, когда С.В.Степашин, который не смог предпринять соответствующие шаги по защите территориальной целостности России в Дагестане, был заменен директором ФСБ, ветераном КГБ В.В.Путиным.
Председателю Правительства В.В.Путину было поручена одна неотложная задача - стабилизировать деятельность российского правительства и предотвратить полный его крах. Назначенный на исходе унижения России в Косово, В.В.Путин понял, что по-прежнему остаются две наиболее важные проблемы. Первая, очевидно, экономика. Вторая, национальная безопасность России или, если более точно определить, российский патриотизм. В.В.Путин осознал также, что он может довольно мало сделать в области экономики, т.к. режим Б.Н.Ельцина был тесно связан с экономическими олигархами. Любая попытка В.В.Путина очистить дом неминуемо приведет его к падению. Поэтому он сосредоточился на единственную область, которая всецело подчинена ему, патриотизме.
По двум причинам В.В.Путин начал войну в Чечне. Во-первых, он поставил черту, показав, что распад России будет остановлен любой ценой. Во-вторых, он повел Россию по более конфронтационному с Западом пути, зная, что эта стратегия повысит его популярность в стране, уставшей от бесконечных унижений. Более того, В.В.Путин попытался приспособить русский национализм под режим Б.Н.Ельцина, создав себе популярность, и тем самым избежав ответов на экономические вопросы, на которые у него нет ответов.
Подобно предшествующему ему М.С.Горбачеву, В.В.Путин пытается найти решение, способное предотвратить полный распад России без осуществления фундаментальных изменений. Делая это, он, как и М.С.Горбачев, выпускает силы, которые он не сможет в последствии контролировать. Необычайная популярность войны в Чечне ведет его группировку к еще большей победе, чем предстоящие выборы. Однако выпущенный им на волю русский национализм начнет жить собственной жизнью.
Россияне более готовы воспринимать различные теории заговоров, чем уместные в данном случае сложные социально-экономические объяснения. Это особенно правильно, поскольку можно объяснить отчасти события в России прослеживающимся заговором: заговором российских олигархов, сотрудничающими с западными банками и другими институтами. Теория, что Россия не готова к капитализму не имеет основы, как не полностью правдоподобным является объяснение, что иностранные элементы и их русские агенты совместно ослабляли, грабили и унижали Россию. Добавить немного антисемитизма в ваши объяснения и у вас будет готова теория, которая была удовлетворительна и при некотором развитии правдоподобная.
В.В.Путин, будучи приверженным русскому национализму, пытается стабилизировать политическую основу режима. Однако легитимизируя русский национализм на уровне премьер-министра, он преследует лишь одну цель - положить конец дезинтеграции России, но это неизбежно ведет к негативной реакции против Запада, которая будет способствовать морализации Запада в Чечне. В настоящее время, если оправдывать сохранение Чечни как составной части России и эта идея будет разрушена извне с довольно прозрачным намеком на то, что иностранцы не просто грузины, а американские хозяева грузин. После этого следуют следующие вещи.
Во-первых, следует, что если Грузия является источником инфекции, то надо что-то предпринимать по отношению к ней. Во-вторых, если Грузия просто марионетка в руках Вашингтона, то необходимо что-то сделать в отношении Вашингтона. Наконец, если Москва что-нибудь предпримет против США в Чечне. Затем Москва должна что-то предпринимать против Соединенных Штатов, где бы последние не действовали против интересов России. Это очевидно подразумевает и другие регионы бывшего Советского Союза, где западное влияние создает угрозу России. А это вовлекает тех, кто внутри России продал себя западным хозяевам.
Другими словами, нам представляется, что Россия готова к новому раунду антизападной истерии. Неясно, можно ли это избежать при других условиях. Однако В.В.Путин пытается приспособить национализм для службы на благо реформаторского правительства Б.Н.Ельцина, что одновременно активизирует процесс и создаст гарантии, которые вернутся к нему бумерангом. М.С.Горбачев попытался спасти Советский Союз с интернационализмом и потерял СССР. В.В.Путин пытается спасти реформаторское правительство в России с национализмом и также потеряет.
Вопрос, сможет ли ныне действующая Конституция способствовать охоте над ведьмами, которая будет затеяна в России против тех, кто продал ее .интересы Западу. Нам кажется это довольно сомнительным. Конституция имеет столько же легитимности, что и Б.Н.Ельцин, т.е. очень мало. Более того, западники путают проведение выборов с демократией. Россияне чувствуют себя бессильными. В сельской местности, вдали от Москвы и Санкт-Петербурга, они чувствуют себя полностью оторванными от правительства, которое считается, в лучшем случае, как неуместное и, в худшем - ужасное.
Однако институциональные вопросы являются, как бы, не относящимися к делу. В.В.Путин или кто-либо еще при нынешней Конституции или в другой административной форме должны заплатить за то, что было сделано с Россией. В любой стране не возможно все катастрофически развалить на части, не неся соответствующей ответственности. Сама идея, что режим, при котором произошла эта катастрофа, продолжит управление обществом бесконечно является нелепой. В настоящее время возможно, что В.В. Путин, будучи выходцем из КГБ и имеет отношение к военной службе, сможет возглавить процесс полной переориентации российского государства. Но личности не все решают, смена ориентиров началась.
Ожидается, что переориентация будет включать в себя и террор. Это не только довольно традиционно в откате России от Запада, но и инстуциональное требование в этом случае. Богатство и власть в руках олигархов и мафии. Ни один из режимов не может возникнуть без ликвидации этих двух явлений. При этом такая ликвидация не может быть осуществлена легальными методами. У России нет необходимых институтов и органов, чтобы арестовать, попытаться и экспроприировать мафию. К тому же сама мафия, в свою очередь, может быть чрезвычайно опасным оппонентом, хотя как все криминальные группировки, она обладает слабостью, которые могут быть использованы жестким врагом. И только жесткий противник может разбить олигархов и мафию, поэтому и возможен террор, направленный на уголовников, а затем - по доброй русской традиции- коснется целых классов.
В.В.Путин как последователь М.С.Горбачева маловероятно, что возглавит террор. Скорее он предпримет серию частичных мер, направленных на стабилизацию. Еще неизвестно имя человека, который, используя русский национализм и ксенофобию, объединит Россию и разгромит западников всех видов. Однако он есть и будет скорее в начале десятилетия. Он сам себя проявит. Полное поражение либерализма в России, ставшего жертвой в руках западных интриганов и мечтателей, создаст благоприятные условия для неизбежной массовой чистки.
Разумеется, в ходе этой чистки появится новый внешнеполитический курс. Границы России проведены нерационально. Помимо чистой военной географии в ходе вековой империи сложилась экономическая зависимость, которая была разорвана при распаде Советского Союза. Бывшие советские границы были довольно рационально проведены. Теперь нет сомнений, что во многих бывших республиках СССР питают глубокую антипатию по отношению к Москве, а мощный национализм питает желание к независимости. Однако это существенно, если меньшинство является силой в этих странах, которая стремится к объединению. Остатки бывших советских спецслужб остались по-прежнему активными в этих странах, чтобы с мощным и даже жестоким российским правительством могут преодолеть сопротивление во многих случаях на добровольной основе.
Не думаем, что это может случиться довольно быстро. Предполагаем, что Москва потратит усилия следующего поколения просто на восстановление своей империи в границах бывшего Советского Союза. Эта задача будет довольно сложной и в ряде случаев - кровавой. В течение нескольких десятков лет Москве навряд ли удастся стать сверхдержавой, если под супердержавой подразумевать возможность создание вооруженных сил, действующих в глобальном масштабе. Однако еще недостаточно выдвинуть войска в Балтии, на Кавказе, Украине и в Средней Азии.
Однако проведение такой кампании содержит в себе определенные надежды и в сфере экономики. Расходы на оборону могут стимулировать экономику. Германия вышла из глубокой депрессии к развивающейся экономике за пять лет, с 1933 по 1938 гг. Значительные расходы на оборону дают такую возможность. Военные расходы, как проекты по проведению любых общественных работ могут повысить экономическую активность. Однако расходы на оборону с особым упором на передовые технологии может оказывать длительное воздействие на экономику. Во всяком случае, российская экономика в действительности имеет несколько других вариантов выбора. Более того, возросшие военные расходы могут, по всей вероятности, иметь большее влияние на российскую экономику, чем другие единичные причины.
Неизбежно попытки России восстановить бывший СССР натолкнутся на противодействие США. Восстановленный и организованный Советский Союз не в интересах Соединенных Штатов. Заполнение силового вакуума в пост советском Закавказье и Средней Азии сулит мало экономической выгоды для американцев, но имеет большое стратегическое значение. Имеющаяся в регионе нефть, может быть, не даст больших финансовых выгод, но желание получить западные инвестиции служит средством отрыва стран региона от ориентации как на Россию, так и на Иран. Однако США обладают относительно небольшим выбором средств в регионе, особенно, если Россия предпримет попытку использовать непосредственно вооруженные силы, как это они сделали в Чечне.
Однако американская враждебность по отношению к устремлениям России в тоже время может быть полезной в создании в этом государстве политической поддержки, выдвинет проблему, решение которой для одной России будет не под силу. Процесс поиска баланса в системе международных отношений является особым интересом для россиян, которые будут стремиться создать союз по ослаблению американской мощи. Центральным игроком в этой коалиции будет Китай. Разумеется, эта страна проявит большую осторожность в союзнических отношениях с Россией по простой причине, что Китай будет играть опасностью создания такой коалиции в целях добиться уступок со стороны американцев. Тем не менее ожидается, что Россия предпримет серьезные попытки работать с Китаем, что, как мы считаем, может увенчаться успехом. У Китая есть особый интерес в обеспечении безопасности Синьцзяне, оградив его от исламистского влияния, исходящего из соседних бывших республик Советского Союза. Следовательно, он заинтересован в усилении российского присутствия в регионе.
Ясно видно, что Россия в отличие от остального мира имеет полностью дисхронизированную экономику. Она также очень активно занята созданием союза, направленного на ограничение стратегической мощи США. Однако наиболее занимательным измерением, касающимся России в следующем десятилетии, будет отслеживание внутренней борьбы против внутренних демоном. Маятник с шумом качнулся от любви с Западом. Ожидается, что другой взмах маятника произойдет как раз в следующем десятилетии. Наши умы должен волновать лишь один вопрос, насколько глубоко и до какой степени будет кровавой чистка в России.
|