Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика

ПУТЬ РОССИИ С НОВЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ

26 марта подведена черта под определенным этапом общественно-политической жизни России.

Со времени учреждения института президентства в стране (в 1990 г. - в СССР, а затем - в Российской Федерации) общество задавало вопрос: каким должен быть президент страны?

И первый президент СССР - М.Горбачев, и первый президент России - Б.Ельцин в принципе не оправдали ожиданий. Причины - разные, но общий итог их деятельности, как бы их не оценивали по своим критериям на Западе, для страны один - отрицательный.

Так каким же должен быть президент?

В разных вариантах повторяются слова Томаса Джефферсона: президент должен быть честным. Но одного этого мало. Он должен суметь сформировать команду профессионалов в исполнительной власти. Все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная должны действовать строго в правовом поле Конституции и законов страны.

Очевидно, что соблюдение этого условия абсолютно необходимо для становления России как современного демократического государства. И для этого у нее есть все: образование, культура, научно-технический и ресурсный потенциалы, кадры. И нет только одного - политической воли у руководства страны.

Задачи, стоящие перед вновь избранным президентом, грандиозны и сложны.

Укрупненно их можно свести к следующим:

  1. В области внутренней политики - это нахождение путей выхода из социально-экономического кризиса, преодоление негативных тенденций регионализации, восстановление управляемости страной, укрепление обороноспособности для защиты ее национальных интересов; проведение сбалансированной национальной политики;
  2. В области внешней политики - восстановление и укрепление международного авторитета страны и как великой державы, и как гаранта мирного урегулирования международных конфликтов.

Сейчас перед Россией, как уже не раз бывало в ее истории и особенно часто в 20 веке, вновь встал вопрос: что же делать дальше?

Как восстановить экономический потенциал страны, заставить эффективно работать современные экономические инфраструктуры?

Каким образом можно преодолеть глубокий идейный и политический раскол в обществе и какие стратегические цели могут консолидировать его?

Каково место России в мировом сообществе 21 века?

Какими ресурсами в материальной и духовной сферах располагает общество и государство?

Как говорит... В.Путин: "Без ясного и понятного всему народу ответа на эти вопросы мы просто не сможем двигаться вперед такими темпами и к таким рубежам, которые достойны нашей великой страны".

Как показывает история всех стран: США в 18 веке, Германии и Италии в 19 веке, Индии и России в 20 веке - объединенному обществу под силу преодолеть любые трудности, но должна быть национальная идея, консолидирующая общество. Этой идеей может быть "патриотизм". Во время горбачевской перестройки и младореформаторских преобразований 90-х годов понятие "патриотизм" употреблялось исключительно с уничижительным оттенком.

Однако В.Путин не случайно в своей программной статье "Россия на рубеже тысячелетий" утверждает: "Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее… Это источник мужества, стойкости, силы народа".

В своем выступлении я остановлюсь лишь на нескольких моментах, которые представляют, как мне кажется, определенный интерес для уважаемой аудитории.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Перспективы развития внешнеполитической обстановки в 21 веке будут определяться противоборством двух тенденций:

  • Первая - утверждение однополюсного мира, основанного на доминировании одной сверхдержавы, военно-силовом решении ключевых проблем мировой политики. Главным критерием для принятия решений глобального или регионального характера в однополюсном мире являются в основном национальные интересы США.
  • Вторая тенденция - стремление к формированию многополюсного мира, основанного на учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, то есть соблюдении основополагающих норм международного права. Эта тенденция завоевывает все большее число сторонников, и Россия должна всячески содействовать ее продвижению.

Хотят того США или нет, но мир становится многополярным, возникают другие центры силы, другие центры экономического развития.

Как нам видится в этих условиях внешнеполитический курс России?

Во-первых, нам надо считаться с тем, что у России сейчас иные возможности, чем раньше, и поэтому надо ставить перед собой более реалистичные цели и не пытаться везде отвечать за все.

Во-вторых, я считаю, что только в многополярном мире Россия может остаться великой державой. Уже смело можно говорить, что через 10-20 лет будет всего три-четыре мировых центра. Это Азиатско-Тихоокеанский регион - самый мощный в экономическом и финансовом отношении, это - объединенная Европа, это - Северная Америка. Возможно, будет еще Латинская Америка с быстро развивающимися странами - Бразилией, Аргентиной и т. д.

Россия не сможет претендовать на такую же мощь, как эти объединения. Значит, она должна найти себе другую роль. Это, по-моему представлению, должна быть, с одной стороны, роль геополитического пространства, объединяющего центры мировой мощи - АТР, объединенную Европу и Америку, а с другой - Россия обладает чуть ли не третью мировых запасов природных ресурсов. В мире при существующей интенсивности их добычи, они иссякнут в ближайшее десятилетие. Таким образом, Россия может стать одним из основных поставщиков природного сырья в мире.

Россия, являясь одной из ведущих мировых держав, должна находить те проблемы, те регионы, где она действительно может реализовать свой политический и экономический потенциал. Везде сегодня это мы сделать не можем. Но как раз примеры с Ираком и в меньшей степени с Индией и Югославией, где мы в общем-то смягчили возможную негативную ситуацию, показывают, что есть проблемы, есть регионы, где мы можем играть положительную роль.

С учетом этого и надо формировать цели и средства во внешнеполитической деятельности. Только в такой ситуации можно говорить о сохранении Россией своей роли, как одной их великих держав.

Указом и.о. Президента РФ В.Путиным от 10 января 2000 г. утверждена новая Концепция национальной безопасности России. В ней как самые серьезные угрозы внутренней безопасности указаны организованная преступность, коррупция и терроризм, а также основные причины, способствующие их росту.

К ним относятся:

  1. Серьезные просчеты при проведении реформ в экономической, военной, правоохранительной областях, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества.
  2. Изменения форм собственности, обострение борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов.

К этим угрозам следует отнести и международный терроризм, начавший открытую войну против России.

Угрозы национальной безопасности России в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Кроме того, надо помнить и о военной составляющей национальной безопасности.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Годы реформ привели к накоплению в российской экономике и социальной сфере большого количества негативных проблем, в том числе:

  • Падение объемов производства. За 90-е годы объем ВВП России сократился почти в два раза.

Стоит сравнить это падение ВВП с некоторыми трагическими периодами нашей истории: за четыре года первой мировой войны 1914-1917 годов ВВП упал на 25%, за пять лет гражданской войны 1918-1922 годов - на 23%, в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов - на 21%.

Современное сокращение ВВП - это беспрецедентный провал в мирное время. Даже в период кризиса, охватившего практически весь западный мир в 1928-1933 годы, максимальный спад в экономике отдельных стран не превышал 35-40%, да и фиксировался он на достаточно коротком отрезке времени по отношению ко всему кризисному периоду.

По совокупному размеру ВВП мы уступаем США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 года душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долл. Это примерно в 5 раз ниже среднего показателя стран "большой семерки".

Посмотрим на среднемировые показатели: в начале 1998 года средневзвешенный мировой показатель подушевого дохода составил около 5000 долл. в год, а для России этот показатель оказался более чем вдвое меньше - 2200 долл. После августовского кризиса 1998 года он стал еще ниже. Доля заработной платы в ВВП упала за годы реформ с 50 до 30%.

  • Изменилась структура российской экономики. Ключевые позиции в хозяйственном комплексе заняли топливная промышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия. Их доля в ВВП около 15%, в общем объеме промышленной продукции - 50, в экспорте - более 70%.
  • Технико-технологический уровень выпускаемой продукции в большой степени определяется долей оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет. Она сократилась у нас с 29% в 1990 году до 4,5% в 1998 году. Более 70% всех машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет. Это сказывается на конкурентоспособности продукции. К этому следует добавить и неуклонно снижающиеся объемы отечественных инвестиций в реальный сектор экономики, в научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, а также инновационные разработки. Все это, естественно, не способствуют повышению качества продукции.
  • В конце 1999 года доля капитальных вложений в ВВП составляла менее 20% от 1990 года. Сейчас финансовые вложения сориентированы в основном на краткосрочные кредиты, то есть получение "быстрых" денег.

Не торопятся в Россию и зарубежные инвесторы. Общий объем прямых иностранных инвестиций в России составил немногим более 11,5 млрд. долл. Для сравнения: этот же показатель в Китае составляет 43 млрд. долл.

А кредиты МВФ адресованы в основном не реальному сектору, а так называемым рыночным инфраструктурам. При этом до 50-70% из них тратятся на содержание зарубежных консультантов, целесообразность деятельности которых в ряде случаев вызывает большие сомнения.

  • Социальная сфера. На протяжении всех лет реформ идет неуклонное снижение реальных денежных доходов населения. Особенно ощутимое их падение произошло в результате августовского кризиса 1998 года. В настоящее время совокупные денежные доходы, рассчитанные по методике ООН, составляют менее 10% аналогичного показателя жителя США.

Ухудшились и такие ключевые показатели, определяющие качество жизни нации, как состояние здоровья людей и средняя продолжительность жизни. Негативное воздействие на общество оказывает безработица (до 14% по методике МОТ), большое число вынужденных переселенцев. Сейчас в стране около 4 млн. беспризорных детей. Этого не было ни после гражданской войны, ни после второй мировой, так как тогда это было проблемой государства. Оно не бросало свое будущее на произвол судьбы.

Реформы привели к такой стратификации населения, которая считается неприемлемой для развитых стран. Соотношение уровня доходов 10% бедных и 10% богатых официально составляет 13. Однако, по мнению специалистов, в среднем по стране он равен 26, а в столице - еще выше. До 30% населения живут за чертой бедности, еще 40% - это люди, выживающие на грани бедности. От реформ выиграло только порядка 5-10% населения.

Обездоленному человеку не нужны "либеральные и общечеловеческие ценности". Для него есть только одна проблема - физическое выживание. Вопрос о всяких "-ИЗМах" для такого человека теряет всякий смысл. В СССР каждый человек при не слишком обеспеченной жизни чувствовал себя гражданином, причастным к государственным делам. Да, это была идеология. Но у человека была уверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей, определенная социальная защищенность.

Сейчас миллионы людей в стране сводят еле-еле концы с концами, экономят на всем.

В.Путин вполне искренне признает: "Старики, победившие в Великую Отечественную войну и создавшие России славу мировой державы, живут кое-как… А современное поколение практически "доедает" сегодня плоды их труда, их ресурс, не пополняя почти национальную копилку собственными достижениями.

Возвратить им положенный долг - уже не просто социальная, а в полном смысле политическая и нравственная задача."

Либерализация дала многое, в том числе свободу слова, создала вроде бы условия для развития собственной инициативы, возможность свободно выезжать за рубеж. Но породила огромную социальную конфронтацию в обществе.

Все это не способствует гражданской консолидации и не гарантирует успеха каких-либо реформ.

"Однако отпевать Россию как великую державу, - продолжает он, - преждевременно. Несмотря ни на что, мы сохранили свой интеллектуальный и кадровый потенциал. Не утрачен целый ряд перспективных научно-технических разработок, передовых технологий. С нами остаются природные богатства. Так что достойное будущее у страны есть".

Для этого необходим переход к принятию социально-экономической стратегии, которая была бы оптимальной для условий нашей страны. Она, как представляется, должна состоять из следующих направлений:

  • Стимулирование динамичного экономического роста. Основным условием для этого является повышение инвестиционной активности. Необходима такая инвестиционная политика, которая сочетала бы как чисто рыночные механизмы, так и меры государственного воздействия. Одновременно необходимо создавать в стране инвестиционный климат, привлекательный для зарубежных инвесторов.
  • Проведение активной промышленной политики. Будущее страны в 21 веке зависит прежде всего от прогресса в тех отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Поэтому необходима такая промышленная политика, которая была бы ориентирована на первоочередное развитие отраслей - лидеров научно-технического прогресса.
  • Осуществление структурной политики. В экономике России есть место как для финансово-промышленных групп, корпораций, так и для малого и среднего бизнеса. Любые попытки сдерживать одни и искусственно форсировать другие формы хозяйствования будет лишь препятствовать развитию экономики. Государственная политика должна быть направлена на создание структуры, обеспечивающей оптимальное сочетание различных экономических структур.

Важным направлением является и рациональное регулирование деятельности естественных монополий, так как именно они в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен. А значит, влияют на экономические и финансовые процессы, на динамику доходов населения.

В.Путин достаточно убежденно говорит о своей приверженности рынку, частному предпринимательству и частной собственности. И это с удовлетворением цитируется российскими олигархами. Но с существенно меньшим энтузиазмом воспринимаются его заявления о необходимости государственного регулирования некоторых секторов экономики, в частности, в валютной и банковской сферах.

  • Формирование эффективной финансовой системы совершенно необходимо для вывода страны из экономического кризиса. Сюда относятся повышение эффективности бюджета, проведение налоговой реформы, ликвидация неплатежей, полное устранение бартера и других квазиденежных форм расчета, поддержание низкой инфляции и стабильного курса рубля и т. д.
  • Вытеснение теневой экономики, ликвидация организованной преступности в хозяйственной и финансово-кредитной сфере. Теневая экономика есть повсюду в мире. Но если в развитых странах ее доля в ВВП не превышает 15-20%, то у нас этот показатель достигает 40%. Для решения проблемы, наряду с совершенствованием деятельности правоохранительных органов, нужен более строгий лицензионный, налоговый, валютный и экспортный контроль.
  • Последовательная интеграция экономики России в мировые хозяйственные структуры. Для этого необходимы: активная поддержка государством внешнеэкономической деятельности российских предприятий, то есть государственный протекционизм; решительная борьба с дискриминацией России на мировых рынках товаров, услуг и инвестиций; включение России в международную систему регулирования внешнеэкономической деятельности.

Здесь уместно напомнить о жесткой позиции развитых стран по защите своих внутренних рынков и их наступательной политике завоевания внешних рынков. Этот опыт полезен и для России, только равноправие в торговле можно было бы приветствовать.

  • Проведение современной аграрной политики. Возрождение России немыслимо без подъема сельского хозяйства. Нужна такая аграрная политика, которая бы органично соединяла меры государственной поддержки и государственного регулирования с проведением реформ на селе.

Вопрос о земле для России очень сложный. Страна расположена в зоне рискованного земледелия, при этом до 60% ее территории приходится на северные регионы, вообще непригодные для ведения сельского хозяйства.

Таким образом, земель сельскохозяйственного назначения не так уж и много. Поэтому вопрос о введении частной собственности на землю приобретает в России особую остроту. При этом следует учитывать менталитет населения, сложившийся в течение многих десятилетий, когда землей распоряжалась община.

  • Для России практически исключены любые преобразования, которые связаны с ухудшением условий жизни людей. Как говорит В.Путин: "Здесь мы уже дошли до крайней черты… И здесь надо признаться и сказать: мы богатая страна бедных людей."

Программа-минимум, по мнению В.Путина, должна состоять в следующем:

  • Удержать экономическую ситуацию в условиях продолжения военной операции в Чечне хотя бы на нынешнем уровне.
  • Разработать и начать реализовывать осмысленную и понятную обществу в целом экономическую политику, которая начнет приносить осязаемые плоды результаты уже в этом году.
  • Добиться, чтобы позитивные результаты этой экономической политики почувствовали, наконец, низшие или, по крайней мере, средние слои населения, не слишком, а желательно и вовсе не ущемляя законопослушные обеспеченные слои населения.

А в целом для России необходимо формирование целостной системы государственного регулирования экономики и социальной сферы. Речь не идет о возвращении к системе директивного планирования и управления. Речь идет о том, чтобы сделать российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны.

По словам В.Путина, "Сейчас ситуация требует от нас большей степени государственного воздействия на экономические и социальные процессы. Определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования, мы должны руководствоваться принципом: "Государства там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно".

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ЧЕЧНЕ

Эта операция ведется в ином ключе, чем в 1995-1996 годах. Если в то время бандитов и их международных пособников прижали к горам, а потом, заключив Хасавюртовское соглашение, отпустили, то сейчас цель иная. Это, прежде всего - уничтожение всех боевиков. Хотя, как и в любой войне, - цена этой операции велика. Это - гибель солдат, жертвы среди мирного населения, трагедия беженцев. Но есть четкая задача: подавить бандитов, не допустить развала страны. По мнению экспертов различной политической ориентации, с этой задачей пока справляется В.Путин.

Он говорит: "Если мы и дальше будем бездействовать, это будет преступление по отношению к России… Операция по Чечне будет адекватна тому вызову, который бросили России… Быстро, решительно, сжав зубы, задушить гадину на корню…"

В.Путину победа в Чечне нужна не только и не столько для рейтинга, сколько для того, чтобы придти на президентство на волне патриотической поддержки народа. В то же время об экономических корнях поддержки говорить не приходится.

Что должно последовать после завершения в основном военной фазы антитеррористической операции в Чечне?

Это должна быть политика "реконструкции". Но она не должна, как это было после 1996 года, ограничиваться бездумным и бесконтрольным вливанием в Чечню колоссальных финансовых ресурсов, которые беззастенчиво разворовывались. Сейчас цель должна быть иная - установление на этой территории порядка, обеспеченного не только военными, но и политическими средствами. Вполне возможен и дифференцированный подход к разным частям территории. Должен быть установлен такой режим власти, который бы обеспечивал порядок и безопасность в Чечне, и не создавал бы для России международных проблем.

Необходимо быстрее приступить к восстановлению народного хозяйства и особенно нефтяной промышленности в регионе, как источника средств для Чечни. Специалисты подсчитали, что восстановление только 2-х скважин, позволит уже за их счет восстановить еще 3.

Северная часть Чечни (частично это районы, переданные Н.Хрущевым из Ставропольского края) - это плодороднейшие сельскохозяйственные земли, многие из которых в свое время занимали виноградники. Не стоит забывать и об огромных объемах восстановительных строительных работ. Так что вопрос о создании рабочих мест для республики вполне решаем.

Финансирование всех мероприятий, проводимых в республике, должно осуществляться Центром только целенаправленно через казначейства под строгим контролем.

В Чечне проблемы не только экономические, но и национальные. Ни для кого не секрет, какому геноциду подвергались там русские и другие народности.

Следует также отметить и проблему молодежи: за последние 10 лет выросло поколение (17-25 лет), которое никогда не посещало школу и в руках не держало ничего, кроме оружия и шприца. Поэтому в Чечне должен быть создан соответствующий морально-нравственный климат, поддержанный законодательной базой, который поставил бы перед молодым поколением исключительно созидательные цели.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

После кризиса 17 августа 1998 года в течение 1999 года экономика пришла в состояние относительного равновесия, которое во многом связано с конъюнктурой цен на мировых рынках на энергоносители и некоторые виды сырья. В настоящее время наметившийся было рост производства уже исчерпывает свои ресурсы в рамках нынешней экономической модели. Следует отметить также, что большая часть экспорта держится во многом на том, что кризис временно сократил спрос на эту продукцию внутри страны. В этом смысле начавшееся оживление промышленности может убить энергосырьевой экспорт.

Совершенно очевидно, что улучшение положения российской экономики возможно только через поддержку экспортной ориентации высокотехнологичных производств, развитие производства конкурентоспособных готовых изделий, а также продажи в странах Латинской Америки хорошо зарекомендовавшей там российской техники средней технологичности (автомашины, тракторы, троллейбусы, вертолеты, малая авиация).

Есть еще по крайней мере три направления, где Россия была и остается в числе мировых лидеров. Это, прежде всего, все, что связано с космосом и космическими технологиями.

Опыт, накопленный, в частности, на станции "Мир" (порядка 20 000 исследований только в области биологии и космической медицины) - не имеет аналогов в мире. Вся исследовательская документация принадлежит России. Для мировой науки - это бесценный источник опыта.

Следующее направление - продажа информационной и программной продукции. В этих областях наши специалисты имеют достаточно высокий авторитет в мире. И вместо того чтобы руководству сетовать на "утечку мозгов" из страны, лучше было бы у себя создать нормальные условия для работы и жизни. Хорошо известно, что сегодня наиболее крупные состояния в мире "сколотили" люди, занимающиеся информационно-программными технологиями.

А Индия в прошлом году получила от продажи на внешних рынках математического обеспечения примерно столько же, сколько Россия от реализации нефти и газа.

И еще один вид бизнеса - это торговля оружием. Проектно-конструкторские решения российских создателей вооружения и военной техники по отдельным видам до сих пор на 10-15 лет опережают западные компании. Но в то же время продажи вооружения, начиная с 1990 года, сократились.

Так, по оценкам, в 1987 году доля СССР в мировой торговле обычными вооружениями составляла 38%, в 1992 году (доля России) - 12%, а в 1994 году - только 3%. В 1998 году Россия увеличила поставки оружия с 2,5 млрд. долл. до 2,8. Для сравнения: США в этом же году поставили оружия и военных услуг на 26,5 млрд. долл., и американская доля на мировом рынке выросла до 49%.

Необходимо также усиление экспортных возможностей отраслей топливно-энергетического и сырьевого комплексов с ориентацией на экспорт конечных продуктов.

Есть еще одно направление во внешнеэкономической сфере, которое следует восстановить - это строительство за рубежом, где сейчас мы почти прекратили строительство промышленных и иных объектов на условиях экономического и технического содействия. Ранее такие объекты строились тысячами. В итоге образовался вакуум в отношениях со многими развивающимися странами.

Таким образом, только изменив направление внешнеэкономической деятельности, можно прекратить обмен энергоресурсов на "сникерсы", к чему сейчас сводится значительная часть внешней торговли. Именно на это должна быть направлена политика государства.

КТО И ЧТО МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОПОРОЙ В.ПУТИНА?

Наблюдатели отмечают, что вокруг В.Путина происходит как бы консолидация общества. Но, согласно оценкам, если не решится ситуация с Чечней, не обозначится позиция в экономике, не повысится уровень жизни, наконец, не начнется действительная борьба с коррупцией, тогда к осени можно ждать резкого обострения социально-политической обстановки в стране.

Многие обозреватели и журналисты добивались от и.о. президента экономической программы. Причем вопросы задавались как справа, так и слева. Справа вопрос звучал, я бы сказал, с большой озабоченностью. И дело вовсе не в том, что их волнует реальная экономика или уровень жизни 70-80% населения. Интерес к этой теме скрывает глубинную обеспокоенность олигархов вопросом: "Что собирается сделать Владимир Путин с ними, если он станет президентом?" Ведь он был призван как будто бы, чтобы защитить именно их интересы, охранять именно их собственность, представлять именно их власть так, как это делала в последние годы выдвинувшая его "семья". За неделю до выборов в Воронеже он сказал, что с олигархами разного уровня надо бороться в Центре, а на местах "мы поможем".

Но как он поведет себя на самом деле?

Обсуждают разные варианты: защитит всех олигархов, защитит некоторых, "общиплет" отдельных и т. д. Но о своей истинной позиции не говорит, видимо помня опыт Е.Примакова с его неосторожным заявлением об освобождающихся 90 000 мест на нарах. Поэтому отвечает: "Не дождетесь, не дам вцепиться в свое горло".

Впрочем, в начале марта и.о. президента сделал важное заявление: без борьбы с коррупцией не может быть никакого развития страны. Надо думать, что и финансовые олигархи вздрогнули, услышав это, поскольку коррупция невозможна без их активного участия, особенно учитывая начало нового передела собственности.

Какую позицию займет Путин в отношении обновления правительства и администрации сейчас предсказать невозможно.

Захочет ли он, уже став президентом, тихонько укрепиться, а потом нанести удар, или же воспользовавшись удобным моментом, сразу всех поменять, сказать однозначно нельзя.

Можно лишь предположить, что как молодой лидер, чувствующий вкус власти (это видно по его поездкам по стране, по общению с разными категориями населения), ему не захочется идти "тропой Б.Ельцина" и, таким образом, остаться в его тени. Скорее всего ему захочется сделать что-то такое, что позволит говорить о нем как о состоявшемся государственном деятеле.

Случайно или нет, но в обществе достаточно прочно укоренилась мысль, что Путина тяготят олигархи и "семья", что он хочет быть самостоятельным. Предполагают, что после выборов он попытается от них избавиться. А может быть желаемое принимается за действительное: обществу хотелось бы видеть во главе страны человека, который принимает решения, исходя из национальных интересов, а не занимается "рокировочками" в угоду узкого круга приближенных. Но это он сделает только тогда, когда будет уверен в результате, так как Путин человек очень осторожный. А между тем здесь надо иметь гораздо больше твердости и мужества, чем, например, для того, чтобы начать войну. Прибегая к твердым мерам в Чечне, Путин был обречен на поддержку сограждан, которые хотят видеть Россию сильной.

А война на экономическом фронте - это палка о двух концах. С одной стороны, ты обретаешь союзников, а с другой - крайне влиятельных противников. Так что для Путина это будет очень и очень серьезным испытанием. Ибо нынешняя система хоть и уродлива, но достаточно прочна. В ней заинтересованы бесконечные чиновники, губернаторы, депутаты, телевизионщики и т. п. И они готовы объединиться против любого, кто вознамерится эту систему изменить.

Если он не справится с экономическими проблемами, то отношение к нему очень быстро станет весьма прохладным. Зато если справится или хотя бы появится свет в конце туннеля, то перед ним откроются широкие горизонты. Как утверждает Герман Греф, занимающийся выработкой экономической стратегии для Путина, это "абсолютно ключевой момент. Если удастся добиться перелома в этом вопросе, то осуществить за четыре года прорыв абсолютно реально".

Единственное, что можно предположить с достаточной долей уверенности - после выборов едва ли останется во главе президентской администрации А.Волошин. Едва ли Путину нужны в своем окружении соглядатаи, хотя они и были предпочтительны "первому президенту". Наверняка и он и другие будут заменены на близких Путину ленинградцев, в том числе и уже упоминавшийся Г.Греф, которому прочат разные должности и в правительстве, и в администрации В.Путина.

Наверное и будущий премьер должен быть не слишком ярким, но трудолюбивым и либеральным, неукоснительно исполняющим волю президента.

Такими кандидатами могли бы быть:

  • Нынешний министр финансов и первый вице-премьер Михаил Касьянов. Он не политик и будет работать строго в тени президента, имеет безусловно либеральные убеждения, ценимый за рубежом менеджер. У него хорошее реноме на Западе, в том числе и в международных финансовых организациях. Его утверждение в Думе едва ли вызовет какие-либо проблемы.
  • Другим кандидатом мог бы стать руководитель бюджетного комитета Думы Александр Жуков. Он популярен в Госдуме, его поддержат самые разные фракции, у него хорошие отношения с региональными лидерами, и он хорошо разбирается в бюджетных вопросах.
  • Сюда можно было бы добавить и губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, тем более, что часть депутатов даже обратилась к Путину с предложением назначить Тулеева премьером. Тулеев - яркий харизматический лидер, который может успокоить протестный электорат, договориться с лидерами регионов. Он хорошо умеет "заговаривать" трудящихся.
  • Однако самым вероятным кандидатом является несмотря ни на что Е.М.Примаков. Едва ли следует приводить здесь все его положительные качества, все "за" и "против". Сейчас, когда большинство лидеров оппозиции пророчат к лету новый дефолт, Е.Примаков является именно таким кандидатом, который на деле доказал, как он может выходить из такой сложной ситуации и выводить из нее страну.

Считается, что в новом правительстве не будет ни одного политически яркого человека. Будут профессионалы, но среди них ни одного самостоятельного политика или человека с открытой, ясной политической или экономической позицией.

ЧТО МОЖНО ОЖИДАТЬ ОТ ПРЕЗИДЕНТА?

У Путина-президента может быть только две стратегии. Первая - это стратегия рывка, стремительного прорыва. Вторая - это как бы медленное, постепенное улучшение, а на самом деле сохранение того, что было при Ельцине. Ущербность второго пути очевидна. Но лично для президента он может быть более удобен. Не надо ни с кем ссориться, ни с кем воевать, подконтрольные каналы телевидения будут петь осанну.

Но то, по какому пути пойдет Россия, будет целиком зависеть от одного человека. Можно не сомневаться, что пока Владимир Путин еще не до конца представляет себе, что президенту в России по плечу практически все. Наверняка его опыт, привычки и характер заставляют его быть даже еще более осторожным, чем обычно. Но рано или поздно - факт остается фактом - именно от него будет зависеть, какой Россия начнет 21 век.

Во время последних поездок Путин редко был неискренним. Но и открытым он тоже не был. Но, пожалуй, когда он говорит о бедности, в которой живет половина россиян, веришь, что эта бедность действительно унижает лично его. А раз так, то "эволюционный путь" вряд ли может его устроить.

КАКОЙ БУДЕТ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
ПРИ НОВОМ ПРЕЗИДЕНТЕ?

Ответ на этот вопрос надо искать не только в позиции России, но и стран Запада, в частности, будет ли Запад руководствоваться исключительно идеями Зб.Бжезинского и Г.Киссинджера.

Первый, называя Россию "главной разменной картой американской геополитики", объявил: "Новый мировой порядок при гегемонии США создается против России, за счет России и на обломках России", а другой разъяснил: "Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции к воссоединению ее в единое, крепкое, централизованное государство".

В России помнят и слова М.Олбрайт: "Управлять последствиями распада Советской империи - вот задача НАТО".

Следует помнить, что Запад, продвигая НАТО к границам России, объявил Прибалтику и Кавказ сферой своих "национальных интересов".

По мнению политологов, "мало кто ожидает, что Путин пойдет на открытую конфронтацию с Западом. Он наверняка поведет осторожную политику во внешних делах". Это один взгляд, а вот и другой: Путин мало чем рискует, проводя независимую политику в интересах "восстановления России как великой, хотя и бедной державы".

Однако, сам В.Путин говорит: "Наш приоритет - строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны".

По отношению к Европе и особенно к Германии новый президент будет, видимо, занимать сдержанную позицию, хотя, принимая генсека НАТО Дж. Робертсона, он заявил, что мы возобновили свои отношения с НАТО, хотя они будут возрождаться поэтапно.

На протяжении 50 лет НАТО воспринималась в России как агрессивный блок. Действия НАТО в отношении Югославии еще более убедили россиян в этом. Поэтому в России так неоднозначно проявилась реакция на заявление Путина о желании присоединиться к НАТО. Эта реакция вам известна. Но поскольку блок НАТО становится неотъемлемой частью системы национальной безопасности и вряд ли он самоликвидируется по образцу ОВД в ближайшем будущем, то России, видимо, придется сосуществовать с НАТО и строить с ним определенные отношения. Не совсем партнерские, совсем не союзнические, но и не враждебные.

И первый шаг в сторону размораживания отношений Россия-НАТО сделан. Как известно, 15 марта в Брюсселе прошло первое после перерыва заседание Совместного постоянного Совета Россия-НАТО, на котором стороны начали обсуждать темы, выходящие за рамки миротворческой миссии в Косово. Как и следовало ожидать, дискуссия была очень непростой. Российские представители сделали упор на аргументацию своего негативного отношения к натовскому подходу построения однополярного мира с диктатом военной силы. Натовцы же, в свою очередь, сосредоточились на обсуждении Концепции национальной безопасности России и ее Военной доктрины.

Безусловно, обмен мнений не расставил всех точек над "i", но внес определенную ясность в отношениях России и НАТО, в их подходах к проблемам, связанным с контролем над вооружениями.

Итак, первый шаг сделан, хотя по нему пока нельзя судить о том, услышат ли стороны друг друга, не будет ли начавшийся вновь диалог напоминать разговор глухого со слепым. Что же, поживем - увидим.

В марте В.Путин встречался также с председателем Восточного комитета немецкой экономики Отто Вольфом фон Амеронгенем и доктором Клаусом Мангольдом - его преемником на этом посту и одновременно членом правления АО "ДаймлерКрайслер".

Российско-немецкие отношения складываются непросто: есть проблемы в налогообложении, таможенной и банковских сферах, в административной области.

Немецкая делегация ознакомила В.Путина с тремя проектами. В частности, речь идет о создании смешанной рабочей группы по разработке концепции Российского Банка реконструкции и развития, об образовании немецко-российской рабочей группы по устранению административных препятствий по совместным экономическим проектам и о существенном расширении деятельности Германо-Российского кооперационного совета. Кроме того, рассматривался вопрос и о привлечении высококвалифицированных российских ученых в разработку программного обеспечения и увеличении немецких инвестиций в российскую экономику.

Уже сейчас Германия является страной с самым крупным экономическим присутствием в России. В настоящее время в нашей стране действует 1800 фирм с немецким участием, из них 1200 - совместные предприятия. Но для того чтобы и число фирм, и количество проектов возросло, нужно снять ряд административных вопросов и дать гарантии иностранным кредиторам.

С таким мнением согласны и члены делегации Восточного комитета немецкой экономики - Буркхард Бергманн, заместитель правления АО "Рургаз", Клаус фон Менгес, председатель правления АО "Ферросталь" и Фолькер Юнг, член правления АО "Сименс", которые считают, что многие немецкие предприятия в принципе готовы к расширению своей деятельности в нашей стране. Другие представители крупнейших немецких компаний также считают необходимым создание в России специализированного банка для поддержки экспорта российских товаров. А Клаус Мангольд говорит: "Учитывая явное улучшение российской экономической ситуации, настал благоприятный момент для развития новых форм экономического сотрудничества между Германией и Россией".

В то же время делаются попытки возобновления и последующего углубления двустороннего сотрудничества в военной области. Утвержден план двустороннего сотрудничества между Минобороны России и Германии на 2000 г., который включает проведение 33 различных мероприятий.

К Европе и, в частности, к Совету Европы, другого, кроме сдержанности, отношения и быть не может, пока его члены не перестанут вмешиваться во внутренние дела России, навязывая ей свои взгляды на события в Чечне и других вопросах.

И в то же время, чтобы не оказаться в изоляции, России было бы целесообразно постепенно развивать свои отношения и с Европейским Союзом, и Советом Европы, и Западноевропейским союзом. Опираясь на ОБСЕ, Европейский союз и другие международные организации, Россия должна настойчиво выступать на международной арене за преодоление конфронтационной политики, добиваясь принятия международно-правовых норм, запрещающих подрывные действия против других стран.

При этом надо, как заявил В.Путин, "вспоминать о своих национальных интересах не только тогда, когда надо что-то громко заявить. Давайте их все же грамотно и четко формулировать, а затем - настойчиво проводить. Только реальные, в том числе экономические интересы страны должны быть законом для российских дипломатов…"

В заключение, позвольте высказать в какой-то мере субъективное мнение о нашем новом президенте.

Путин - государственник, решительно борющийся за укрепление Федерации, не пасующий перед Западом, несмотря на его нарастающее давление и угрозы принятия жестких санкций против России из-за военной операции в Чечне. Путин подчеркивает необходимость концентрации усилий на возрождение отечественной промышленности и сельского хозяйства, ВПК, укреплении армии и т. д. Да и в личностном общении он ироничен, находчив, за словом в карман не лезет, его, как говорится, голыми руками не возьмешь.

Казалось бы, уязвимой стороной Владимира Путина должно быть то, что его как бы назначил своим "наследником" Б.Ельцин, отвергнутый большинством народа, и всячески поддерживала еще более одиозная "семья". Однако, как ни парадоксально, народное сознание не ассоциирует Путина с Ельциным и его камарильей. В Путине россияне увидели прямую противоположность Ельцину.

Кроме того, из всех "-ИЗМов" он признает только патриотизм. А все остальные оставляет демагогам и политическим маргиналам. Для настоящего лидера, как следует из его высказываний, важна позиция государственника. Не государство у него и его команды должно быть на службе, а на первом плане - его личное служение государству.

И если это действительно так, то в стране это очень быстро поймут и поддержат. Пример тому из недавней истории - поддержка правительства Е.Примакова.

Хотя, будущее покажет. Россия уже не раз доказывала, что заниматься прогнозированием по отношению к ней - дело исключительно рискованное.

В.В. Штоль
главный редактор журнала
"Обозреватель-Observer",
заместитель председателя ВОПД "Духовное наследие"


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки