Проблема этнической напряженности издавна известна в мире, просто она относительно нова для России. Дело в том, что в силу своих исторических превратностей в социальном отношении Россия отстает, скажем, от США на 80-100 лет.
Как известно, Америка – это страна иммигрантов, людей предприимчивых, но бедных. И эти люди поехали в Америку, надеясь разбогатеть на новой родине. Соединенные Штаты знают три основных этнических иммиграционных волны: ирландскую, итальянскую и еврейскую, и многие из них вполне преуспели там именно в силу своей предприимчивости, целевой установки на успех.
Поведение мигрантов в местах "исхода" и "прихода" всегда различно. В новых местах мигранты довольствуются поначалу низкостатусной социальной ролью. Они хуже образованы, чем местные жители, но более активно нацелены на достижение успеха. В силу сочетания этих факторов мигранты представляют собой благоприятную среду для криминала, который активно вербует их в свои ряды. Поэтому отличающиеся большей социальной стабильностью местные жители склонны видеть в них преступников. И если один какой-то ирландец или итальянец арестовывался как член преступной шайки, то в американском обществе ста- - стапятидесятилетней давности все ирландцы или итальянцы начинали восприниматься как разбойники или мафиози.
Понятно, что сейчас в США никто так всерьез не считает. За полтора – два века эти этнические группы повысили свой статус и вписались в американское общество, которое, приняв их, стало их уважать. Но в США история абсорбции мигрантов составляет 200 лет. Кроме того в последние десятилетия там прямо-таки культивируется политкорректность. Общество и государство видят проблему миграции и вместе работают над сглаживанием возникающих здесь противоречий.
В отличие от Америки Россия до последнего времени не знала массовой этнической миграции. Приезжающие в Россию выходцы из других этносов были малочисленны и не составляли отдельных этнических категорий, обладающих собственными нормами. И только сейчас страна столкнулась с настоящим миграционным валом.
Грузины, армяне, азербайджанцы, чеченцы, таджики, представители других народов верят, что в России они смогут лучше устроить свою жизнь. На родине им неуютно, они не видят там для себя никаких перспектив, многих гонят из дому политическая и экономическая нестабильность. И вот они бегут в Россию.
Как и те, кто 100-150 лет назад эмигрировали в Америку, это - люди, по определению, энергичные, или, как говорил Лев Гумилев, пассионарные. Однако их смелость и готовность рискнуть не всегда сочетаются у них с высокими моральными качествами. А если учесть, что некоторые из них (хотя и немногие) приезжают в Россию со средствами, то понятно, почему они начинают преуспевать здесь в бизнесе. При этом в силу существенной криминализации российского бизнеса в целом, они также не могут не устанавливать криминальных контактов.
Все это вместе раздражает местное население. Людям начинает казаться, что "чужаки" занимают чьи-то рабочие места, или что они сексуально озабочены. Короче говоря, мы сейчас проходим тот же путь, что и США сто лет назад, а именно: живем в условиях массовой миграции, порожденной в целом теми же причинами и выливающейся в те же социальные проблемы.
Наиболее благоприятной средой для распространения идей радикализации является такая неустойчивая социальная группа, как молодежь. Особенно та ее часть, которая не видит для себя жизненных перспектив и обращает свою агрессивность на тех, кто выглядит иначе, поддавшись искушению возлагать именно на них вину за свою несостоятельность в жизни.
Отсутствие идей политкорректности в обществе и оборачивается активизацией деятельности таких разнообразных радикалов, казалось бы, никак не связанных между собой политически, как скинхедов, фанатов, казаков, лимоновцев и т.д. Хочется верить, что как и в США, в России будет преодолена опасность усиления экстремизма, тоталиризации общества, которыми чревато отсутствие понимания важности этой проблемы у руководства страны. Нельзя следовать традиционному : "Гром не грянет – мужик не перекрестится". Гром уже гремит.
|