Проект доктрины государственной молодежной политики, разработанный профильной группой Госсовета, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Не во всем согласны друг с другом и сами разработчики этого документа. Так, позиция Минобразования серьезно расходится с позицией других участников рабочей группы. Ситуацию, сложившуюся вокруг концепции, по просьбе "НГ" комментируют замминистра образования Юрий Коврижных и член комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорта Сергей Анохин.
Юрий Коврижных: "Госсовет пытается все начать с нуля"
- Юрий Васильевич, каково ваше отношение к итоговому тексту документа, подготовленного рабочей группой Госсовета?
- Основные позиции этой доктрины я бы назвал дискуссионными. Некоторые пожелания Минобразования вошли в этот документ, но концептуальные предложения нашего ведомства были проигнорированы. Нас не устраивает многое, начиная с названия. Доктрина - это свод положений. Речь же должна идти о стратегии государственной молодежной политики с планом первоочередных мер. Целый ряд таких мер уже разработан нашим министерством и внесен в правительство. В частности, программа обеспечения жильем молодых семей. Она предусматривает, что при рождении каждого ребенка государство будет выделять субсидию, эквивалентную стоимости 18 кв. метров жилой площади. Есть и другие конкретные предложения.
- Значит, то, что предлагает доктрина, слишком далеко от реальности?
- Не совсем так. Действует федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)". Так вот, основные направления, изложенные в доктрине, повторяют разделы этой программы. Только в искаженном виде - с неточными формулировками. Например, одно из них звучит так: "Возврат в общество". Из названия следует, что речь идет о молодых людях, которые уже оступились. Мы же должны больше говорить о ранней профилактике - еще до того, как юноша или девушка "выпали из общества".
- Авторы доктрины считают, что молодежная сфера не имела глубокого научного обоснования и предлагают создать целую научную отрасль.
- Они пытаются все начать с нуля, без учета десятилетнего опыта, накопленного и в Москве, и в регионах. А ведь и наука давно существует, и Институт молодежи, ныне - Московская гуманитарно-социальная академия. Ученые из этого учреждения активно сотрудничают с нами на договорной основе. Есть и ведущие школы - Санкт-Петербургский госуниверситет, Уральский. При участии их специалистов разработана концепция молодежной политики в РФ, которая в прошлом году обсуждалась всей страной и которую мы считаем основополагающим документом. Доктрина Госсовета - лишь осколок этой концепции.
- В вопросах воспитания молодых по советской традиции авторы проекта делают упор на военно-патриотическую составляющую.
- Проблема воспитания есть, ее нельзя отрицать. Для этих целей была принята программа "Патриотическое воспитание граждан России". Одна из ее подпрограмм осуществляется Минобразованием. Так вот, недавно мы ее пересмотрели и постарались уйти от военизированного уклона, который там был изначально. Мы делаем упор на изучении истории, знании национальных традиций, духовно-нравственном воспитании. К сожалению, доктрина Госсовета подготовлена без увязки с действующими программами и проектами.
- Как вы относитесь к идее создания индустрии специализированных СМИ?
- В действующих программах, конечно, предусматривается активное сотрудничество со СМИ, но создание собственных не предусмотрено. К сожалению, многие положения доктрины не подкреплены финансово-экономическим обоснованием. Мы тоже могли бы пофантазировать и много всего предложить. Нас совсем не устраивает, как молодежная проблематика освещается в СМИ. Но мы понимаем, что возможности федерального бюджета ограниченны. Более реальные идеи - это регулярное проведение форума молодых журналистов и создание молодежного интернет-портала.
- Доктрина предлагает стимулировать развитие общественного сектора. В частности, в него заложен двух-трехкратный рост молодежных организаций за 3-4 года.
- Мы считаем это нереальным. Прогнозировать что-либо в этой сфере сложно, многое зависит от состояния самого общества. Вообще временные параметры доктрины у нас вызывают большие вопросы: продолжительность этапов, о которых говорится в данном документе, никак не просчитана, нет никаких социологических и экономических обоснований.
- В проекте также говорится о необходимости создания большого количества новых управленческих структур в центре и на местах.
- Надо вначале доработать концепцию, стратегию, план первоочередных мер, а уже потом смотреть, нужны ли для этого новые структуры или достаточно уже имеющихся. Вообще же, какие бы ни были структуры, как бы они ни назывались, от главной проблемы - межведомственной координации - мы все равно не уйдем. Надо наращивать не количество чиновников в молодежной сфере, а объем направляемых в эту сферу ресурсов.
Сергей Анохин: "Должны действовать две вертикали - политическая и административная"
- Сергей Викторович, почему рабочая группа Госсовета не хочет использовать разработки Минобразования по молодежной политике?
- Минобразования сейчас пытается составить некий протокол разногласий. Однако по принципиальным вопросам у нас разногласий нет. Все недоразумения лежат не в области текста концепции, а в области амбиций. Министерские чиновники считают, что те материалы, которые они подготовили полгода назад, рабочая группа Госсовета должна безоговорочно принять и с этим "флагом" двинуться к президенту. Но ведь их концепция молодежной политики была отклонена Путиным. Поэтому и создана рабочая группа Госсовета.
- Неужели все претензии заключаются только в ведомственных амбициях?
- Министр Филиппов попросил своих людей подготовить концепцию для того, чтобы она закрыла пробел, который образовался после отклонения закона о молодежной политике. А у нас принципиально другой подход. Мы собираемся подходить к решению проблем не узковедомственно, а по-государственному. Кстати, все материалы, подготовленные ведомством Филиппова, вошли в нашу стратегию молодежной политики. Однако у министерства есть специфический подход к решению проблемы, с которым мы категорически не согласны. Там считают, что ничего делать не надо, нужно просто добавить денег. Но это ведь не так. Мы собираемся выстроить какую-то вертикаль, чтобы у нас молодежная политика не только разрабатывалась, но и реализовывалась.
- Документ рабочей группы предусматривает создание специальных дополнительных органов, должностей. Не боитесь, что снова расплодите бюрократов?
- Боимся. Более того, мы четко осознаем, что нашему государству пора сокращать количество чиновников. И общая тенденция, которая сейчас очевидна, - укрупнение министерств и ведомств. Но здесь возникает проблема: раз есть молодежная политика, нужно ее как-то проводить, должен быть специальный орган управления. Если кто-то придумает еще более оптимальный способ без создания новых структур - хорошо, но я думаю, что это невозможно. После того как был ликвидирован госкомитет по делам молодежи, несколько ведомств - Госкомспорт, Минтруда и Минобразования - занимались молодежными проблемами, но не справились с ними.
- Какая схема управления вам кажется наиболее оптимальной?
- Должны действовать две вертикали. Одна - политическая, в рамках администрации президента, а другая - административная, в рамках правительства. Головным органом, по нашему мнению, целесообразно сделать госкомитет. Но этот вопрос должен решить президент. Если по каким-то причинам создать госкомитет невозможно, но есть возможность создать министерство (которое, разумеется, будет рангом выше госкомитета), нужно создавать министерство.
- В вашей концепции обозначено, что молодежь - это люди от 14 до 30 лет. Не думаете ли вы, что сами ставите какие-то рамки, которые не позволят впоследствии эффективно работать, к примеру, с тринадцатилетними наркоманами?
- Возраст от 14 до 30 лет - это утвержденная мировая норма. Не нужно подходить к этой проблеме прямолинейно. Мы говорим о том, что в этих границах человек находится в "молодежном" состоянии. Просто есть определенная специфика: в этот период люди социализируются и приносят максимальное количество хлопот и себе, и обществу.
- Не кажется ли вам, что предложение о воссоздании стройотрядов не слишком целесообразно? Полезность стройотрядов как метода воспитания весьма сомнительна. К тому же это просто нерентабельное предприятие.
- У нас есть студенты, которые летом могут отдыхать, а могут и подзаработать. Если вы посмотрите на тех людей, которые работают сейчас на стройках Москвы, - это неквалифицированная рабочая сила: турки, украинцы, молдаване, таджики. За это они получают деньги. То же самое могут делать и наши студенты.
- В свое время предлагалось много способов решить проблему жилья для молодежи, но денег на это никогда не находилось. Где гарантия, что сейчас найдутся?
- "Выбивать" деньги - это задача чиновников. Мы заинтересованы в другом - чтобы был пересмотрен сам подход к молодежным проблемам. Если нам удастся сформировать в головах депутатов, чиновников, работников правительства, администрации президента мысль о том, что молодежью необходимо не только заниматься, но и выделять финансовые средства, это будет очень хорошо. Но я не уверен, что мы этого добьемся .
- В вашей концепции упор делается на военно-патриотическое воспитание молодежи. А может, лучше уйти от милитаризации сознания?
- Если сегодня мы не будем говорить молодым людям о том, что такое армия, они потом и в контрактную армию не пойдут. Молодежь должна знать, что свою страну надо защищать. Другое дело, что сама армия сейчас - тоже "больной организм". Но не надо мешать мух с котлетами. Если ты не будешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую.
Независимая Газета © 1999-2000
Максим Гликин, Ольга Тропкина
18-07-2002
|