Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Трагические события
Начальник "Центроспаса": "Не нужно трогать братскую могилу"

Начальник Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России ("Центроспас") Андрей Легошин, вернувшийся на днях с работ в Кармадонском ущелье Северной Осетии, в среду дал эксклюзивное интервью Стране.Ru

- Каковы были ваши первые впечатления по прибытии на место схода ледника?

- Мы имели дело с уникальным геологическим явлением, очень редким. На моей памяти был только один сход ледника, но с таким масштабом мы столкнулись впервые. Огромная толщина льда, до 50 метров, и туман затрудняли работу и даже саму оценку ситуации. Я сразу расспросил очевидцев схода лавины, находившихся в ущелье Гизельдон, которые рассказывали, что видели белую сверкающую стену (наверное, камни и лед бились друг о друга), а над ней стояла снежная завеса.

- Вы не растерялись от того зрелища, которое представляли последствия стихии?

- Чувства растерянности не было и объем не очень сильно пугал. Здесь, скорее, стоял вопрос привлечения сил и средств. Из "Центроспаса" нас было 53 человека, а всего там находилось около 200 спасателей. Однако этого было достаточно, так как в первые сутки речь не шла о поиске людей на самом теле ледника. Схема работы была общей для подобных явлений - прежде всего, оценить толщину льда и начинать спасательные работы. Сели, обвалы, оползни подчиняются одним законам: все, что легче плотности движущейся массы, оказывается под ней, на перегибах рельефа, боковых отложениях, в конусе выноса, на местах поворота. Это как в аквапарке, когда вода в желобе, по которому спускается человек, собирается впереди него, а сзади остается сухо. Масса была очень высока, лед давил воду, которая превращалась в пар и образовывал паровую подушку.

- Вы были готовы к такой работе - технически и морально?

- Большой оползень или обвал отличается от малого лишь огромной площадью, бешеной скоростью, объемом работы и повышенной опасностью. Гигантские глыбы льда, спаянные на скорости около 200 км в час, на которых лежат огромные камни. И всю эту массу подтапливает солнце. Поэтому первое время выход на ледник был предельно опасен. Сначала мы могли обследовать только боковые отложения по пути прохождения ледника и место, где он остановился.

- А когда удалось выйти на ледник, что-то изменилось?

- Когда на вторые сутки, 22 сентября, ситуация более или менее стабилизировалась, и появилась возможность выйти на ледник, было ощущение, что ты песчинка, которая бессильна перед этой стихией, ни управлять, ни бороться с ней человек не в силах. Он может только предвидеть, что очень затруднительно в случае с ледниками (нужны систематические наблюдения, а ледников миллионы). Второе ощущение было таково, что найти кого-то посреди этой ледяной массы нереально. Совершенно точно нереально. Выжить там было просто невозможно.

- Но надежда на то, что кто-то все-таки выжил, оставалась? Ведь появилась информация о туннелях, в которой, по слухам, могли укрыться местные жители и группа Сергея Бодрова-младшего?

- О туннелях было известно с самого начала, через них проходила дорога, но ими практически никто не пользовался - они были в аварийном состоянии, и дорога шла в обход. Селевой поток пробил их сразу, так как они расположены по ходу движения ледника. Метные жители продолжают надеяться на чудо, что кто-то там остался в живых. Я лично прошел все доступные туннели. Ни один из рабочих туннелей не открыт. Два из них затоплены селевыми потоками, а один полностью закупорен сверху льдом толщиной от 20 до 50 метров.

Более того, установить, где находится туннель, не представляется теперь возможным. К сожалению, рабочей документации по этим туннелям у нас нет. А местные жители, которых привлекали к работе, дают самые разные показания. Рельеф местности сильно изменился после обвала. Представьте местность, на 50-метровую толщину покрытую тоннами льда, фактически ставшего монолитом.

- Но работы продолжаются. Значит, какая-то надежда все-таки сохраняется?

- Для того чтобы проникнуть в туннель, нужно пробивать шахту, тянуть стационарный свет, то есть проводить электричество, подводить воздух, откачивать воду. При этом работать бензиновыми агрегатами внутри категорически нельзя, потому что людей потравим. Плюс ко всему, куда-то нужно будет девать тонны горной выработки. Это все равно, что начать строительство Кузбасса.

Это предельно дорого и действительно опасно для людей. Масса неоднородна, и как она будет себя вести, прогнозировать достаточно сложно. Ледник сейчас не находится в стабильном состоянии, он продолжает оседать. Более того, сверху он уплотнен, там начинают формироваться озера, реки. И если вдруг в эту шахту повернет речка, которая, допустим, дает сброс 10 кубометров в секунду, шахту затопит в считанные секунды. Люди погибнут.

- На какой стадии остановились работы? Ведь ваша бригада вернулась в Москву.

- Абсолютно полностью закончены поисковые работы. Все, что можно было обследовать с помощью людей и собак, там, где мог пройти человек, там где можно было облететь, подсесть на вертолете или спуститься на веревке, сделано многократно. Все подозрительное, что можно было счесть частью человеческих тел или вещей, собрано.

- Вам удалось найти какие-то вещи, которые могли иметь отношение к съемочной группе Сергея Бодрова?

- Нет. Более того, никто не может сказать, где именно находилась группа в момент схода ледника. По одним данным, около 19:00 она находилась вверху ложбины, проходящей по ущелью, по другим - сошли вниз. Но ни в том, ни в другом случае шансов выжить у них, к сожалению, не было никаких. Ледник сошел от 20 до 21 часа (показания очевидцев сильно расходятся).

- И все-таки, будут ли продолжены работы?

- Мое мнение таково: есть большая братская могила, и вскрывать ее нет смысла. Если бы она была 5 на 5 метров, было бы одно. Но она 10 на 10 километров. Есть ли у нас в бюджете средства на проведение таких работ, я не очень уверен. Может, я скажу несколько циничную вещь, но в данном случае у людей по крайней мере есть куда приехать и поклониться. Прилететь во Владикавказ, сесть на машину и через полчаса быть на месте, отдать дань памяти погибшим. Огромное количество людей утонуло в морях, реках, попали под лавины, и мы не знаем, где они лежат - это выше человеческих сил.

- А что делают оставшиеся на месте трагедии спасатели в данный момент?

- Ведутся титанические и крайне опасные работы по вскрытию туннеля, но это - скорее уступка общественному мнению. Всем уже все давно ясно. Те, кто выжил, вышли своими ногами, или их сняли со скал, из боковых ущелий и т.д. Те, кто остался там, уже не живы. Мы должны с этим смириться.

Страна.Ru
Фокина Ксения
03-10-2002




   TopList         

  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки