Результаты работы комиссии по расследованию причин катастрофы Ту-154 уже оглашены, все точки над i расставлены. Постараемся восстановить хронику событий - с 4 октября по сегодняшний день.
Итак, 4 октября. Из аэропорта "Бен-Гурион" в Тель-Авиве вылетает аэробус российской авиакомпании "Сибирь" Ту-154, рейс #1812 Тель-Авив - Новосибирск. Большинство пассажиров - израильтяне.
В то же время на Крымском полуострове между Феодосией и Керчью на полигоне Опук проходят учения украинских ПВО.
В 13.45 по московскому времени самолет Ту-154 пропадает с радаров Ростовской диспетчерской службы, в зону ответственности которого за некоторое время до этого он вошел. В это время аэробус находится в районе Черного моря - в 176 - 178 км от Новороссийска.
Командир экипажа армянского самолета авиакомпании "Армянские авиалинии" Ан-24, выполнявшего рейс Симферополь-Ереван, заявляет, что видел два взрыва на борту Ту-154, потерпевшего катастрофу в Черном море. С его слов, один взрыв прогремел в воздухе, другой - после падения обломков в море.
В район падения самолета срочно направляются спасательные суда и вертолеты МЧС России.
Сразу же появляются версии катастрофы, главной становится версия о теракте. Однако ближе к вечеру появляется информация о том, что российский самолет сбила украинская ракета С-200.
Российские силовые ведомства заявляют, что считают ракетную версию не заслуживающей внимания, Украина всеми возможными способами открещивается от своей причастности к падению самолета.
В Черном море продолжаются спасательные работы. В ходе их капитан сухогруза "Капитан Вакулов", который находится на месте падения самолета, сообщает, что в поднятой из моря переборке пилотской кабины обнаружены три отверстия, похожие на пулевые.
Украина делает ряд заявлений, противоречащих друг другу: сначала сообщается, что испытывались новые виды вооружения, и выстрелы производились совершенно с другом направлении. Затем появляется информация, что стрельбы вообще не проводились.
5 октября Россия обращается за помощью к США и Израилю, имеющим опыт работ на больших глубинах. В тот же день украинский премьер Анатолий Кинах делает сенсационное заявление, говоря, что версия о гибели российского самолета вследствие попадания украинской ракеты "имеет право на существование", однако через час от руководства Украины следует опровержение. Уточняется, что "украинские ракеты так далеко не летают".
6 октября появляется информация, что Украина не оповещала соответствующие российские службы о необходимости перекрыть международную авиатрассу, по которой двигался лайнер. Одновременно с этим следует заявление о том, что две ракеты ПВО Украины, выпущенные во время учений, своих целей не достигли. В этот день учения на мысе Опук продолжаются.
7 октября президенты России и Украины договариваются о создании совместной комиссии по расследованию причин катастрофы Ту-154. В Сочи направляется группа российских, украинских и израильских экспертов.
В тот же день в Сочи секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявляет, что при обследовании обломков самолета обнаружены множество сквозных отверстий, схожих по форме друг с другом, а также предметы, не относящиеся к конструкции самолета. Кроме того, на телах погибших, которые были извлечены из Черного моря, найдено множество повреждений.
8 октября появляется информация о том, что экипаж знал о попадании в самолет ракеты, так как, спустя некоторое время после взрыва, на мгновение появилась радиосвязь, и был слышен голос командира экипажа, который спрашивал: "Куда попала?" Это означает, что многие пассажиры остались после этого живы и погибли только в результате удара самолета о воду.
Главнокомандующий войсками ПВО Украины Владимир Ткачев вновь заявляет о непричастности украинской армии к катастрофе. Газета New York Times, ссылаясь на источники в Пентагоне, сообщает, что американским спутником был зафиксирован значительный уход с курса одной из ракет.
В тот же день президент Украины Леонид Кучма заявляет, что попадание украинской ракеты в ТУ-154 практически невозможно. Но теоретически возможно все.
9 октября российские эксперты заявляют, что ими обнаружены осколки ракеты С-200. В это же время министр обороны Украины Александр Кузьмук утверждает, что украинские ПВО не сбивали Ту-154. О том, что Кузьмук подал заявление об отставке, не сообщается.
10 октября Украина практически признается в том, что российский самолет был сбит ее ракетой. В то же время Леонид Кучма заявляет: "Посмотрите вокруг, в мире, в Европе - мы не первые и не последние. Есть трагедии и большего масштаба".
11 октября появляется сообщение о том, что Леонид Кучма не принял отставки министра обороны Украины Александра Кузьмука. Это было первое упоминание о прошении об отставке Кузьмука. Украинский президент заявил: "Я как президент и главнокомандующий людьми не разбрасываюсь и не собираюсь разбрасываться". Он называет Кузьмука "человеком высоких моральных качеств".
В Сочи проходит заседание членов госкомиссии по расследованию катастрофы российского самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь". Прежде чем начать заседание комиссии, Рушайло и Марчук осматривают обломки Ту-154, собранные в аэропорту Сочи. Предварительные данные позволяют говорить о том, что в самолете имеются множественные сквозные повреждения, вызванные внешним взрывом предмета, не относящегося к российскому самолету.
Вечером по окончании заседания секретарь Совета национальной безопасности Украины Евгений Марчук заявил, что он "не исключает" возможности того, что российский самолет Ту-154 был сбит украинской ракетой.
В свою очередь, секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сообщил о том, что вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолета Ту-154 таков: "множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолет извне".
Судя по всему, Рушайло хотел добиться, чтобы секретарь Совбеза Украины Евгений Марчук самостоятельно сделал выводы из заключений экспертов. Однако тот так и не сдался. "Окончательные выводы можно будет сделать только по окончании расследования, а это займет длительное время".
12 октября оглашаются результаты работы комиссии по расследованию причин катастрофы ТУ-154. То, что было сказано сегодня, вполне можно было предугадать еще за несколько дней до этого: самолет был сбит украинской ракетой.
В докладе говорится: "Катастрофа произошла в результате поражения самолета боевой частью ракеты зенитно-ракетного комплекса".
Однако Украина настаивает на создании новой комиссии по расследованию причин катастрофы Ту-154. Президент Украины Леонид Кучма заявляет, что он не хочет делать никаких окончательных выводов до тех пор, пока не будут проведены дополнительные исследования. Он предлагает создать междведомственную комиссию для изучения причин и обстоятельства катастроф. По его мнению, вина украинских ПВО не доказана.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук делает заявление во вполне сложившемся украинском стиле: "Основываясь на результатах деятельности комиссии, мы делаем предварительное заключение, что причиной катастрофы указанного самолета могло послужить непреднамеренное поражение его ракетой С-200 во время учений войск ПВО Украины".
Авиакомпания "Сибирь", самолет которой потерпел катастрофу над Черным морем 4 октября, заявляет, что она предъявит Вооруженным Силам Украины судебные иски на сумму не менее 10 млн долларов. Кроме того, представители руководства Израиля также намерены требовать от Украины компенсации семьям погибших в результате катастрофы израильтян. Но возможно это будет лишь после того, как Украина признает, что российский самолет Ту-154 был сбит ее ракетой. А признавать она этого не хочет.
|