Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Трагические события
Система, расположенная к катастрофам

Я сам назову причину гибели "Курска", если "они" ее не назовут", - сказал "Вестям.Ru" член комиссии по расследованию причин гибели АПЛ "Курск", бывший начальник сектора Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин", ныне зампредседателя комитета Госдумы РФ по собственности Григорий Томчин. Владимир Путин в Кремле поблагодарил всех участников операции по подъему АПЛ "Курск" и заявил, что "из трагедии в Баренцевом море мы обязаны и, конечно, сделаем выводы". По словам главы государства, это необходимо "для качественного обновления российского гражданского и военного флота, для создания безопасных условий службы моряков и надежных поисковых спасательных систем". Григорий Томчин рассказал "Вестям.Ru", как работала и работает до сих пор система, погубившая "Курск".

"Наша система была расположена к катастрофам"

Честно говоря, в последнее время я ничего не говорю об этом только из-за чисто этических соображений. Пока захоронения не произошли, пока это все больно родственникам, тяжело начинать кого-то обличать, обвинять, выяснять. Сейчас снова надо начать говорить о "Курске", потому что я бы на месте государства сообщил все реальные причины гибели АПЛ. Я бы на их месте давно уже перестал прикрывать высших военных начальников и перестал делать их героями подъема "Курска". Я не говорю, чтобы их как-то наказывали или под суд отдавали. Они делали то, что делали их предшественники. Их так учили. Но вся наша система была расположена к катастрофам. Каждые восемь лет погибали советские атомные подводные лодки. Каждая по своей причине, у каждой своя катастрофа, но существовала СИСТЕМА. Система, которая, в том числе, отказывалась признавать за собой ошибки. Сегодняшний уровень военной техники не терпит различных приписок, отписок, рокировок. Если командир спрашивает подчиненного: "Можешь ли ты это выполнить?", а тот всегда, при любых условиях, отвечает "могу", даже когда не может, - то в этом виновата система. В нынешних условиях героизм в общении с современной военной техникой просто неуместен.

Американцы это поняли после войны во Вьетнаме и начали переделывать систему. Правда, они нарвались на проблемы, но уже по другим причинам. Но даже сейчас, если мы посмотрим: уже месяц идет контртеррористическая операция в Афганистане - и можно сказать, что американцы выигрывают. И даже не потому, что из Афганистана практически выгнали всех талибов, а потому, что за всю операцию не погиб ни один американский солдат. И это не просто из-за какого-то талантливого генерала или хорошего стратегического плана - это система не позволяет иначе относиться к своему солдату.

Мы должны прийти к такой армии. Вот в середине ХХ века у нас было так: в войне нет победы, пока сапог солдата не прошел через поле противника, пока пехота не прошла. Сейчас нет такой цели. Мы не должны побеждать никакое государство, пройдя по нему пешком.

"Неисправная тактическая торпеда, просроченная, старая..."

Я верю, что окончательные причины гибели "Курска" будут названы. Да я и сам их назову, если "они" не назовут. Ведь там не одна, а несколько причин, я бы даже сказал, цепочка причин, цепочка поводов. Главная причина - неправильная политика, а поводов было несколько. Вот первый повод: неисправная тактическая торпеда, просроченная, старая. Не новое оружие, а старое, не снятое вовремя с вооружения. Между прочим, во всем мире от таких торпед отказались 15 лет назад. Изобретена она была в 1948-1949 году, когда такие подводные лодки взялись строить мы и американцы. А мы сегодня проявляем героизм - используем торпеды, которые работают на смеси перекиси водорода с керосином! Надо, чтобы командование не было героическим. Почему, идя на учебные стрельбы после боевого дежурства, не отгрузили боезапас? И, кстати, до этого двадцать лет не разгружали. Да не успевали они просто.

Но даже если бы она (торпеда. - Прим.ред.) была одна, из-за нее не должно было такое произойти. Другая причина: они пошли на полигон 1956 года, куда ходить было уже нельзя, но ходили. Почему? Ответ: да не было же там ничего до этого! Или еще один вопрос: кто виноват в том, что у них там всего один причал, на котором можно сгружать боезапас? И он не сейчас остался один, в период перестройки, а он и был там всегда один, даже когда у нас было максимальное количество подводных лодок. Я однажды двое суток стоял в очереди. (Томчин работал инженером в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин", а с 1985 по 1992 - начальником сектора. - Прим.ред.).

Список подобных причин можно продолжать до бесконечности. И по большому счету это не причины, а причинки. Их-то уже устранили, причем устранили причинки конкретно этой аварии. Торпеды эти, конечно, первым делом сняли, кому-то врезали, где-то переписали инструкцию, где-то там сняли с положения, где-то отдали на доработку. Кстати, после гибели "Комсомольца" эти причинки тоже устраняли, но основная причина осталась. На самом деле - и мало кто про это знает - экипаж на "Комсомольце" был третий - сборный, лодка специфическая, испытания были последние уже, она же утонула перед самым окончанием испытаний. И первый, и второй экипаж - все уже награды получили. А этот третий экипаж был сборный: кому-то до звания не хватало, кому-то еще что-то. Эти люди были с других лодок, а эта лодка изначально иная. Вы знаете о том, что боцман, которого нашли на "Комсомольце", держал в руках инструкцию всплывающей камеры. Вам ясно, да?!

"Курск" - восьмая погибшая лодка. Но, может быть, не последняя.

И кого прикажете наказывать за гибель "Курска"? Этого генерала или того, кто первый двадцать лет назад так поступал? Все это - из области не отдельных причин, а из области СИСТЕМЫ. Кто может ответить на вопрос: почему командиры атомных подводных лодок, люди из иного мира, живут в таком месте - Видяево? Почему нельзя, чтобы они жили под Москвой или где-то в другом хорошем месте, а туда летали в командировку и были спокойны за семью? В Видяево невозможно построить комфортные условия, там не сейчас стало плохо - там все так же было и 20, и 30 лет назад.

Комиссия никогда не скажет, что она сделала все для обнаружения причин аварии. И будет права, потому что все сделать и все определить нельзя. Надо сказать: мы будем работать дальше, в том числе и теоретически, и стратегически, работать не только над утилизацией "Курска", а над ликвидацией последствий. Для этого нужна чисто политическая воля.

В свое время после гибели в 60-х американского "Трешера", лучшей тогда подводной лодки в мире, только через три года в докладе вице-адмирала Остина было написано: "Ребята, с этой техникой надо работать по-другому, и в этом причина аварии". И гибели трех подводных лодок американцам хватило, чтобы перестроить всю систему. У нас гибнет уже восьмая, однако выводов о том, что она будет последней - нет.

Подготовила Ольга Колева
ВЕСТИ.RU
28 ноября 2001


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки