Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Трагические события
Лауреат Государственной премии СССР, ученый-оружейник Дмитрий Власов: Тайна «Курска» раскрыта, но об этом не говорят россиянам

Известный российский эксперт в эксклюзивном интервью «Комсомолке» детально восстанавливает картину гибели подлодки. 6 декабря 2000 года «Комсомолка» опубликовала интервью с засекреченным российским ученым-оружейником, доктором технических наук, лауреатом Государственной премии СССР Дмитрием Александровичем Власовым (его фамилию мы тогда не назвали. - Авт.). В материале «Командир «Курска» Геннадий Лячин успел передать шифровку на берег:

«На борту аварийная торпеда. Разрешите отстрелить...» задолго до подъема подлодки ученый-практик нарисовал картину катастрофы, показавшуюся нам убедительной. «Комсомолка» не получила ни одной рекламации на сенсационные заявления оружейника.

Сегодня Дмитрий Александрович знает о трагедии намного больше. Что думает он сейчас о своих выводах, сделанных почти год назад?

- Дмитрий Александрович, можно ли уже выстроить трагический сюжет тех часов и минут, когда умирала лодка? Восстановить развитие событий - от первого до девятого отсеков?

- Начну с того, что погибшая подлодка лежала на дне моря с поднятыми перископами. «Курск», насколько мне известно, по плану учений должен был находиться на глубине 50 - 70 метров. Его всплытие на перископную глубину означает, что были какие-то чрезвычайные обстоятельства. Судя по всему, командир лодки Геннадий Лячин должен был сообщить командованию что-то срочное.

- А разве такие сообщения делаются с помощью перископа? Ведь на АПЛ есть радио...

- Это типичный вопрос дилетанта. Ведь на подлодке есть перископ и есть выдвижные устройства. У каждого своя функция. Оптический перископ нужен для осмотра поверхности моря. Радиолокационный отслеживает загоризонтные объекты и так далее. Можно поднимать каждый перископ по отдельности, а можно - скопом. Но вот что принципиально важно: командир обязан зашифровать сообщение в штаб флота. А, насколько мне известно, Лячин не зашифровал.

- Какое сообщение?

- Самое главное. Которое многое проясняет. Я узнал о нем не только от наших, но и от зарубежных источников. Отмечу особо: в наших штабах якобы нет официального документа, подтверждающего последний доклад Лячина на берег 12 августа. Но зато такой документ существует за границей. У меня есть текст сообщения, опубликованного в бюллетене американского геофизического общества. В нем говорится, что командиру корабля Лячину был сделан радиотелефонный доклад из торпедного отсека подлодки. Офицер доложил, что в отсеке находится аварийная торпеда.

- Можно ли верить какому-то бюллетеню? Мало ли какие сказки сочиняют журналисты!

- Вопрос правомерен. Но вы меня не торопите. Ибо американцы располагают не вымыслом. Как я понимаю, они слышали голос Лячина.

- То есть, помимо бюллетеня, есть другие доказательства открытого доклада Лячина на берег?

- Есть. Доклад Лячина в эфире перехватили и записали американцы.

- Вы можете пересказать эту запись близко к тексту?

- Вот очень близкий текст: «Докладываю, что по сообщению командира торпедного отсека на борту аварийная торпеда. Прошу добро отстрелить ее за борт». Ответ из штаба флота: «Решение правильное - действуйте».

- Командование Северного флота отказывается комментировать этот факт. Либо категорически отрицает его.

- Да кто же признается! Это будет такой общественный резонанс...

- «Аварийная торпеда...» В чем заключалась ее аварийность?

- Вот этого, к сожалению, никто не знает. Да, наверное, и не сможет никогда узнать. Такое вполне возможно...

- Почему?

- Потому что телефонные доклады внутри лодки иногда не фиксируются на ленту. Но можно почти со стопроцентной уверенностью сказать: сообщение из торпедного отсека было настолько серьезным, что Лячин мгновенно понял смертельную опасность для крейсера и дал команду на экстренное всплытие под перископ.

- Откуда вам это известно?

- Это не мне, это следователям и командованию флота известно. Сейчас ведь все проверяется и хронометрируется до секунд. Так вот, для того, чтобы всплыть под перископ, подлодке надо было всего 8 - 12 секунд. И в следующую секунду Лячин сразу - прямым текстом! - сообщил на командный пункт флота, что на борту аварийная торпеда. Что он принял решение о пуске этой торпеды. По уставу ни командующий флотом, ни даже президент в такой ситуации не могут изменить решения командира подлодки. Только он отвечает за все. Лячин доложил, что принял решение избавиться от этой торпеды. Дежурный офицер ответил ему: «Ваше решение правильное, выполняйте».

Да, забыл отметить важную деталь. Когда командиру лодки специалист торпедного отсека сообщил об аварийной торпеде, Лячин приказал ввести ее в пусковой аппарат.

- Что было после этого?

- Было выполнение приказа командира. Аварийную торпеду положили в ложемент, по которому торпеда засылается гидротолкателем в торпедный аппарат.

- По каким признакам офицер торпедного отсека мог определить, что торпеда аварийная?

- На торпеде есть специальные емкости с перекисью водорода и керосином. Они находятся в определенном месте. Так вот, они, эти емкости, после долгих плаваний и ныряний в Средиземном море... после стрельб... Очень возможно, что нарушилась целостность каких-то соединений. И пошла химическая реакция, которая в принципе не должна была возникнуть, нужны особые условия. О них сказать сейчас не могу...

Эта реакция сопровождается большим выделением тепла, температура очень быстро достигает 2000 - 2100 градусов Цельсия. А сначала от торпеды показывается дым. Так было на «Курске».

- Извините, я перебью вас. А мог взорваться боевой заряд торпеды, скажем, от удара вражеской подводной лодки в корпус «Курска»? От взрыва старой военной мины?

- Для того чтобы взорвалась боевая часть, надо, чтобы сработали ее головной или донный взрыватели. Эту самую боевую часть уже много раз после аварии бросали на экспериментах с очень высокой вышки, и ни разу взрыватели не сработали. Ни разу! Потому что степеней защиты много. Наши институты сделали надежную торпеду и надежный заряд.

- С вами согласны другие специалисты?

- В устных разговорах согласны почти все.

- Расскажите подробнее, что представляет собой боевая часть торпеды?

- Это 500 килограммов так называемой морской, или флотской, смеси, содержащей алюминий, гексоген, тротил и другие вещества. Когда вся эта начинка взрывается, это и есть ад. Тем не менее конструкторы лодки утверждают, что, если бы боевая часть взорвалась внутри торпедного отсека, гидроакустический пик не вышел бы за пределы лодки или был бы очень слабым.

- Что такое гидроакустический пик?

- Высшая точка сигнала от подводного взрыва. Гидроприборы, зафиксировавшие первый взрыв, показали этот пик. Он характерен только для взрыва заряда в чистой воде.

- То есть...

- То есть сигнал от взрыва свободно «выскочил» из корпуса лодки.

- И что? Нельзя ли объяснить более популярно?

- Давайте я вам кое-что нарисую. Вот это прочный корпус лодки, вот это легкий. Между ними полтора метра воды. А под этой толщей воды - часть торпедного аппарата, в который по команде Лячина была введена аварийная «дымящаяся» торпеда. Ее боевая часть и находилась фактически в этой самой воде, которая между легким и прочным корпусом, - как и положено по технологии.

- И как дальше развивалась ситуация?

- Лодка по команде командира начала уходить вниз. В этот момент торпеда и рванула. Взрыв такой силы для легкого корпуса - что пуля для папиросной бумаги. Вот почему гидроакустический сигнал свободно ушел от лодки.

- Не разумнее ли аварийную торпеду отстрелить прямо под водой?

- По существующим регламентам, применение любого оружия на АПЛ во время учений должно быть санкционировано вышестоящим командованием. За этой санкцией Лячин и всплывал.

- А разве из-под воды нельзя было запросить «добро» на пуск?

- Значит, другим способом командир лодки передать сигнал беды не мог.

- Не мог или не хотел?

- Повторяю: не мог.

КОММЕНТАРИЙ ПОДВОДНИКА-СВЯЗИСТА
Владимир Калинин, капитан 1 ранга запаса, специалист по системам связи на подводных кораблях ВМФ:

- На атомной подлодке есть выдвижная телескопическая антенна. Для передачи качественного радиосигнала ее действительно необходимо выдвинуть из-под воды (но лодка при этом на поверхности моря не появляется, а находится на так называемой перископной глубине). Связь во время учений осуществляется только в закрытом (закодированном) режиме. И лишь в самых экстремальных случаях командиру АПЛ разрешается делать доклады открытым текстом.

- Итак, торпеда рванула вскоре после того, как была введена в аппарат...

- Да. Во дворе здания ЦКБ «Рубин» в Санкт-Петербурге находится очень важная деталь торпедного аппарата, из которого Лячин хотел отстрелить аварийную торпеду. По этой детали можно сделать вывод, что команда торпедного отсека не смогла закрыть торпедный аппарат.

- Почему?

- Потому что произошел выброс пламени в торпедный отсек. То есть соединение перекиси водорода с керосином произошло уже в торпедном аппарате. Из него начало вырываться пламя. Потому торпедистам и не удалось закрыть запорный люк.

- Что сделала команда торпедного отсека в момент выброса пламени?

- Думаю, они вынуждены были искать спасение во втором отсеке.

- Почему вы делаете такой вывод?

- Потому что там, в торпедном отсеке, не нашли ни одного человека. Даже маломальского останка...

- Вы сами говорили, что в первом отсеке огонь пожрал все.

- И тем не менее не может не остаться доказательств присутствия людей. Торпедный отсек - почти 19 метров в длину. Высота тоже приличная. Что-то от людей должно было обязательно остаться.

- Это очень серьезное заявление - об отсутствии людей в первом отсеке.

- Я не беру выводы с потолка. Я общался с людьми, которые располагают всей полнотой информации. В первом отсеке не удалось найти даже малейших останков курток термостойких.

- И куда же, по-вашему, подевались люди?

- Они ринулись к переборке между первым и вторым отсеками. Там есть люк переходной. Через него можно было укрыться во втором, третьем отсеках. Они, судя по всему, не успели задраить за собой переходные люки.

- Причина?

- Можно только догадываться. Представьте себе несколько десятков человек, которые собрались у переходного люка, ныряют в него и устремляются во второй отсек. Они спасались от собственной смерти. Возможно, почти все успели проскочить. Но тут произошел взрыв. Гигантский напор пламени - 2100 градусов! Последний или последние не успели задраить переходной люк... А если люк открыт, в торпедный отсек нельзя подать воздух высокого давления, который выбрасывает торпеду за пределы торпедного аппарата.

- Итак, люк между первым и вторым отсеками был открыт. Это говорит о нарушении устава подлодки? Все переходные люки во время аварии должны быть закрыты...

- Да, это нарушение. Возможно, люди из второго отсека не задраили люки из гуманных целей.

- А если бы люк успели задраить?

- Тогда, возможно, был бы спасен центральный пост. И все отсеки лодки, которые примыкают к нему. В том числе, разумеется, и аварийно-спасательная камера «Курска». Если бы ее не повредило взрывом и огнем, надежд на спасение было бы куда больше.

- Но был не один, а два взрыва. Второй, гибельный, примерно в пять раз сильнее. Давайте теперь поговорим о нем...

- На аварийной торпеде горели, я уже говорил, баллоны с перекисью водорода и керосином. Еще я вам говорил о взрывателях на торпеде. В одном из них - гремучая ртуть или иное инициирующее взрывчатое вещество. Оно очень чувствительно к огню. Гремучая ртуть самодетонирует при температуре 150 градусов. А тут было 2100. В результате взорвался 500-килограммовый заряд.

- Что дальше?

- Взрыв легко прошел сквозь легкий корпус лодки. А в торпедном отсеке начался пожар. За минуту он достал до переборки с переходным люком.

- Сколько времени у торпедистов было, чтобы из первого перебежать во второй отсек?

- По нашим расчетам, торпеда горела в пределах минуты.

- Как дальше развивалась ситуация?

- В отсеке, помимо аварийной торпеды-«толстушки», было еще пять таких же. И несколько торпед 40-сантиметровых. Когда в торпедном аппарате взорвалась эта проклятая торпеда, произошел могучий выброс смеси перекиси водорода с керосином. И эта волна заполнила пламенем весь первый отсек. Одновременно стала поступать вода через торпедный аппарат или через то, что от него осталось. Вода хлынула в лодку...

Но смесь керосина и перекиси водорода легче воды. И горела поверх нее. Горящий слой из 1400 килограммов перекиси водорода и 150 килограммов керосина. Представьте это себе... Пламя стало облизывать эти пять торпед. Когда они разогрелись, заряды с гексогеном самодетонировали.

Вот мои расчеты. Даже студенты-«двоечники» знают, что для детонации достаточно 220 - 230 градусов. А там было 2100... И торпеды с боевыми частями находились на расстоянии от 40 до 60 сантиметров друг от друга. Достаточно было взорваться любой из них, чтобы взорвались все.

- Так и произошло?

- Да. Пять торпед взорвались практически одновременно.

- Между первым и вторым взрывами какое было время?

- Примерно от полутора до двух минут. По моим расчетам, 104 секунды. По мнению других спецов - 130 секунд...

- Мог ли второй взрыв совпасть с ударом лодки о дно моря?

- Возможно, второй взрыв случился немного раньше.

- А что было с 40-сантиметровыми торпедами?

- Часть из них вряд ли могла взорваться, находясь под слоем воды.

- А другая часть взорвалась?

- Не исключено. Потому и решили отрезать носовую часть лодки. Потому что боялись, не знали: есть ли там торпеды, нет ли там торпед?

- Было официальное сообщение: водолазы обнаружили в носовых отсеках разбросанный взрывоопасный материал.

- Совершенно верно. Скорее всего, это и были куски зарядов взорвавшихся торпед 400 мм.

- Когда поднимут отрезанный носовой отсек?

- Я сомневаюсь, что оставшееся на дне станут поднимать. Но если и поднимут, информация об этом отсеке будет почти нулевой.

- Почему?

- Потому что там все разрушено. Уже нет ничего, что могло бы добавить что-то новое о причинах гибели «Курска». Повторяю: заряд сам по себе взорваться не мог. Возможно, экипаж совершил какую-то оплошность, из-за которой произошло воспламенение перекиси водорода с керосином. Ведь в торпедном отсеке не было никаких горючих материалов. Там только металл. А сейчас уже абсолютно ясно: аварийная ситуация могла возникнуть только из-за соединения перекиси водорода с керосином. Других причин нет.

- Этот могучий пожар был заметен на поверхности моря? Я почему об этом спрашиваю? В Мурманске ко мне обратился командир вертолета одной коммерческой фирмы. Он 12 августа видел в том районе, где погибла лодка, два дыма - одновременно черный и белый. Я хочу спросить вас как специалиста: дым выходит из-под воды во время пожара на лодке?

- Вряд ли. Там закрытое пространство.

- Дым мог выйти в воду из развороченного носового отсека?

- Понимаете, все-таки соединение перекиси водорода с керосином происходит почти бездымно. А что касается белого следа над морем... Мог быть пар. Перегретая вода от пожара и взрыва в отсеке.

- Этот командир вертолета обращался в штаб Северного флота. Он сказал мне, что его приняли за ненормального.

- Очень может быть. Это для некоторых адмиралов самый хороший выход из положения.

- Что происходило в отсеках после взрыва пяти «толстушек»?

- Во второй, третий и четвертый отсеки ворвался огненный смерч. Норвежская гидроакустическая станция и гидроакустическая станция на крейсере «Петр Великий» отчетливо засекли это явление. И даже на Аляске американцы зарегистрировали. Давление взрыва зарядов составляло 100 - 150 тысяч атмосфер! Никакие материалы в природе не могут противостоять такому давлению. Это я подвожу к тому, что было в носовых отсеках после взрыва пяти «толстушек».

Переборку между первым и вторым отсеками ударная волна разметала, как фанерную. Надо учитывать и еще один фактор: взрыв произошел в закрытом пространстве. Лодка - это герметичная система, окаймленная нержавеющей сталью. Немагнитной высоколегированной нержавеющей сталью. И когда произошел взрыв, ударная волна пошла по отсекам. Она отражается и может усиливаться в 8 раз. В восемь!

Если, например, до переборки между первым и вторым отсеками давление составляло 20 атмосфер, то с учетом отражения здесь, во втором, третьем, четвертом отсеках, в большой степени реализовался так называемый адиабатический процесс.

- Что это такое?

- Тепловая энергия, которая сопровождала взрыв торпед, не рассеивалась в воде, как бывает при штатном пуске. Она сохранилась почти полностью внутри самой системы. Внутри корпуса. Это и называется адиабатическим процессом. И весь этот всепожирающий жар хлынул на все перегородки вплоть до пятого отсека. А они рассчитаны всего на 10 атмосфер. Это для взрыва такой силы жалкое препятствие. И в отсеки ворвалась огненная лавина. 4500 - 4800 градусов! Это температура продуктов детонации. Металл и тот плавится при 1200 градусах. А тут люди...

- Второй отсек был выжжен за несколько секунд?

- Да. И не только второй, но и третий, и четвертый.

- Кто был во 2-м отсеке, помимо прибежавших торпедистов?

- Почти весь командный состав «Курска».... Офицеры штаба флота... офицеры и матросы на своих боевых постах... Они даже не поняли, не успели понять, что с ними произошло. Все случилось в тысячную долю секунды. Для человеческого организма летальный исход наступает при двух избыточных атмосферах... А тут - от 20 до 40! При таком давлении сердечные клапаны лопаются... Сердце превращается в ошметки.... Вот что было с теми, кого ударная волна и огненная лава накрыли в носовых отсеках...

- Вас страшно слушать...

- Я знаю о развитии таких ситуаций не теоретически. Мне приходилось кое-что видеть своими глазами. Я видел результаты воздействия ударной волны на живой организм. И я уже не в том возрасте, чтобы сочинять страшилки...

- Через сколько секунд во втором отсеке не осталось ничего живого?

- Думаю, через доли секунды. Этот отсек оказался самым густонаселенным. Там ведь был мозг лодки. Люди ничего не поняли. Они ни о чем не сожалели. У них на это не было времени. Хорошо, что они не мучились.

- Во втором отсеке ничего не нашли?

- Нашли останки. Я не хочу говорить подробнее. Медики по ДНК, по образцам материала, взятым у родственников, смотрят, кто это может быть. Так идентифицируют останки и во втором, и в третьем, и в четвертом отсеках...

- Я вас правильно понял: огонь проник в третий отсек так же легко, как и во второй?

- Совершенно верно. Переборка между вторым и третьим отсеками рассчитана на 10 атмосфер. Ее тоже снесло, как фанерную. А вот переборка между четвертым отсеком и пятым очень прочная.

- Где огненная лава закончила свой бег?

- Именно здесь. У переборки между четвертым и пятым отсеками. Эта переборка рассчитана на ударную волну в 40 атмосфер и даже чуть больше.

- Вплоть до четвертого отсека огонь выжег все живое?

- Да, все... Там осталось только то, что выдержало огонь: жетоны, часы, крестики, железные коронки, металлические пуговицы, цепочки...

- Жизнь в носовых отсеках прекратилась за секунды?

- За доли секунды.

- Перейдем к пятому и пятому-бис отсекам...

- Эти зоны предназначены для «крылатых» и иных ракет, которые запускаются из специальных шахт. Вот почему переборка между четвертым и пятым отсеками имеет для лодки, можно сказать, стратегическое значение. Потому и ударная волна остановилась здесь. Она не повредила шахт и контейнеров. Ударная волна угасла у этой толстой переборки.

- Там люди были?

- В ближайшее время это выяснится. Специалисты там работают.

- Как развивалась ситуация в шестом отсеке?

- В шестом находятся два ядерных реактора. Они стоят рядышком. А людей здесь по штатному расписанию быть не должно.

- Идем дальше. Кто нес службу в седьмом и восьмом отсеках?

- Все, кто обслуживал реактор, кто занимался контролем и регулированием парогенераторов, редукторов, устройств валов. Они почувствовали, что произошел взрыв. Было мощное содрогание корпуса лодки. Взрыв разметал носовую дифферентную цистерну, гидравлический удар пошел в корму, разрывая дифферентную трубу.

- Что такое дифферентная труба?

- Она соединяет цистерну хвостовую с цистерной носовой.

- Как действовали в кормовых отсеках после взрыва?

- Тут могут быть два варианта развития ситуации. Либо подводники опустили графитовую решетку ядерного реактора сами. Либо из-за мощного динамического удара сработала автоматика. И эта графитовая решетка со стержнями сразу упала и прекратила протекание ядерной реакции.

- Что в кормовых происходило дальше?

- Вскоре через дифферентную трубу сюда ринулись потоки воды. Люди, конечно, поняли, какая беда случилась. Они устремились в 9-й отсек. Они знали, что в девятом есть аварийно-спасательный люк. И все ринулись на первый этаж, на первую палубу 9-го отсека через лаз. Но туда вода начала поступать. И они поднялись на вторую палубу. Сюда стала поступать не только вода, но и раскаленные продукты взрыва.

- Между седьмым и восьмым отсеками - переходной люк. Почему он оказался незадраенным?

- Потому что людям было не до этого страшного правила. Они поняли все. Там же все живые люди... Они, люди из восьмого отсека, не стали оставлять товарищей на произвол судьбы. Они открыли люк между седьмым и восьмым отсеками, те перешли в восьмой отсек, а оттуда все - в девятый. А когда с первой палубы поднялись на вторую, то следом за ними поднималась уже не только вода, но начали прорываться газы от взрыва. Газы пришли по дифферентной трубе и другим разрушенным коммуникациям. И стали выходить на вторую палубу девятого отсека...

- Что в это время делал личный состав?

- Боролся за жизнь.

- Как?

- Пытались надеть гидрокостюмы, чтобы выйти из лодки через аварийно-спасательный люк (АСЛ). Но шансов выжить на такой глубине в гидрокостюме очень мало. Даже если бы они открыли АСЛ.

Тогда же капитан-лейтенант Дмитрий Колесников написал эту записку, которую нигде не публиковали и не оглашали полностью. Подчеркиваю - полностью.... О том, как вода стала поступать на первую палубу. Как и когда они перешли на вторую. Как стали поступать раскаленные газы. Как все подводники перешли на третий этаж.

- Вы читали записку полностью?

- Без комментариев...

- Можете близко к тексту пересказать ее?

- Он описывает все, что делали они в девятом отсеке. Он так и пишет, что начала поступать вода через дифферентную трубу и цистерну на первую палубу девятого отсека. Он писал: мы вынуждены подняться на второй этаж. Вода продолжает поступать... Начал прорываться раскаленный газ. Вынуждены подняться на третий этаж. Или палубу - уже точно не помню. Несколько человек пытались открыть аварийно-спасательный люк. Но его заклинило, когда лодку деформировало от взрывов. Ситуация усугубилась еще больше, когда «Курск» ударился о дно моря, крышка АСЛ заклинилась намертво. Сил открыть люк у них не было.

Еще Колесников написал, что один из членов экипажа металлическим предметом начал выстукивать SOS - стучать по люку. Потому что люк контактировал с водой....

- Фамилию этого матроса Колесников не указывал?

- Нет. Так вот, на «Петре Великом» зарегистрировали эти стуки. А высокие флотские адмиралы потом рассказывали, что да, на «Петре Великом» запеленговали сигналы SOS, но мы считаем, мол, что эти сигналы исходят из зарубежной подводной лодки. Которая якобы ударила «Курск» и пострадала от этого сама. Потом отошла на расстояние и стала зализывать там свои раны. И посылать сигналы SOS. Я в это не верю.

Гидроакустики «Петра Великого» должны были точно знать, откуда шел сигнал. С того самого места, где лежал умирающий «Курск»...

- А как вы относитесь к тому, что о катастрофе доложили в Москву только через 12 часов?

- Я отношусь к этому так, как и любой человек, который не может разобраться в хитросплетениях логики вице-адмирала Моцака. Если бы после взрывов были моментально развернуты спасательные силы флота, то есть около 12 часов дня, то лодку бы нашли не в четыре утра 13 августа, а в четыре часа того же дня. Когда людям оставалось жить еще два-три часа. Тем, что задыхались в корме. Хотя я хорошо знаю истинное техническое состояние подводных аппаратов СФ, и потому у меня слишком скромный оптимизм на сей счет.

- Как погибли ребята из девятого отсека?

- Когда норвежцы краном сорвали крышку аварийно-спасательного люка над девятым отсеком, они по просьбе россиян взяли пластиковый мешок и надели его на люк. Оттуда стали поступать пузыри газа, которые наполнили мешок. Мешок быстро перевязали - и наверх. Послали в Питер для анализов, чтобы узнать, какие там газы.

- И какие же?

- Стирол, фурфурол, толуол и бензол. И много еще мелочей.

- О чем рассказали эти газы?

- Это компоненты пластических масс. В девятом отсеке было много пластмассовых изделий. Они расплавились, а это означает, что температура на третьей палубе была не ниже 220 градусов. Разве мог человеческий организм выдержать такую температуру? Да еще при отсутствии кислорода. Кислород съели газы...

- Сколько они прожили?

- По моим расчетам, начиная от момента поступления воды и газов в девятый отсек, пять - семь часов.

Виктор БАРАНЕЦ
Дмитрий Власов
Комсомольская ПРАВДА
28 ноября 2001 г.


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки