Добрый день уважаемые коллеги!
Я рад приветствовать вас на первом заседании Комиссии. Вам предстоит очень большая, непростая и по-настоящему государственная работа. Четкое разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, субъектами Российской Федерации и муниципальным уровнем - одно из условий успешного решения многих социальных вопросов и проблем. Может быть, даже основное условие.
Сегодня первое заседание Комиссии. И оно проходит с участием членов президиума Госсовета, полномочных представителей Президента в федеральных округах. Задачи, стоящие перед Комиссией, требуют тесного сотрудничества всех органов, обеспечивающих взаимодействие федеральных и региональных властей. Именно поэтому я попросил вас собраться сегодня в таком составе.
Должен подчеркнуть, и думаю со мной многие согласятся, мы затянули с выстраиванием сбалансированной эффективной системы функционирования нашего федеративного государства. Затянули с формированием системы, где каждый уровень власти точно знает, за что и в какой степени он отвечает. Сегодня неурегулированность этих отношений, их непрозрачность, подчас становится тормозом и экономического развития страны и государственно-правового строительства.
Если позволите, я очень коротко обозначу основные подходы к этой работе.
Во-первых, надо уйти от старой привычки перетягивать на себя одеяло. В данном случае "властное одеяло". Давайте будем исходить из того, что все властные полномочия у нас в стране - это не привилегия органов власти, а обязанность перед населением, перед гражданами страны. Поэтому, вытекающий из этого второй базовый принцип - это приоритет интересов дела и потребности граждан над политическими и административными амбициями любого уровня федерального или регионального. И, наконец, разграничение полномочий - это не возведение "китайской стены" между федеральным центром и регионами Российской Федерации. Наоборот - это создание недостающих условий для более тесного и более цивилизованного взаимодействия всех этих органов власти и управления.
Теперь, очень коротко, о тех задачах Комиссии, которые, я бы сказал, лежат на поверхности. Прежде всего, это предметный и детальный анализ существующей нормативно-правовой базы по разграничению полномочий. Мы на президиуме Госсовета многократно к этому вопросу возвращались. Была создана даже специальная комиссия, которую возглавил Президент Татарстана М.Шаймиев. Он, кстати говоря, является инициатором создания той Комиссии, на которой мы с вами сегодня присутствуем.
Не менее важно посмотреть и на практику реализации уже распределенных полномочий. Нам нужно иметь полную картину "белых" и, так скажем, "серых" пятен в законодательстве. Необходимо знать какие полномочия вовсе не распределены, а где имеющийся механизм требует только каких-то дополнений и совершенствований, подкрепление финансовыми и организационными ресурсами. Особо хочу отметить, решить эти вопросы можно будет эффективно только федеральными законами. Следует детально определиться по функциям федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Здесь еще очень много двусмысленности и, с другой стороны, недосказанного. Нет и должного обеспечения полномочий соответствующими ресурсами. Ресурсы выделяемые на тот или иной орган власти должны, без всяких сомнений, соответствовать тем полномочиям, которые возлагаются на тот или иной уровень власти и управления.
Предстоит также сложная работа по выявлению противоречий между положениями многочисленных договоров и соглашений о разграничении полномочий и действующим федеральным законодательством. В свое время договоры сыграли, и мы тоже об этом говорили неоднократно, сыграли определенную и во многом положительную роль. Может быть, на определенном отрезке нашей истории без них невозможно было бы вообще. И те, кто выступал за заключение договоров, подписывал эти договоры, проявили известную необходимую для того периода времени гибкость и понимание ситуации. Сегодня большинство из них, к сожалению, часто не работает. А сама договорная система только усугубляет неравенство субъектов Федерации, как по отношению к федеральному центру, так и по отношению одних субъектов Федерации к другим.
Такая ситуация, как я уже говорил, имеет свои объективные корни. Федерация - это не закостенелая структура, она развивается. То, что вчера было востребовано временем, может быть без этого невозможно было обойтись, сегодня, повторяю, часто не функционирует в том виде, в том качестве и с тем эффектом на который мы рассчитываем сегодня. Оно и понятно, ситуация изменилась.
В связи с этим Комиссии предстоит сформировать свои предложения, которые поступают от различных субъектов Российской Федерации: от Республики Марий Эл, Коми-Пермяцкого автономного округа, Омской, Пермской, Ульяновской областей и т.д.
Еще одна задача Комиссии - разграничение нормотворческой компетенции в целом. Речь идет о согласовании интересов всех уровней власти в ходе подготовки не только законодательных актов, но и решений исполнительных органов власти.
Хочу сказать, что я обозначил только самые важные направления и основные задачи, над которыми предстоит работать вашей Комиссии. В действительности задач намного больше. И думаю, все они будут находиться в поле зрения членов Комиссии.
Хочу пожелать успешной и эффективной работы. Предлагаю начать обсуждение по существу. Хочу предложить выступить Президенту Республики Татарстан М.Шаймиеву.
17 июля 2001 года
Москва, Кремль
|