Можно дурачить часть народа все время;
можно дурачить весь народ некоторое время;
но нельзя дурачить все время весь народ.
Авраам Линкольн
Мы часто задаемся вопросом: что такое власть для народа? В подлинно демократическом
обществе она — служанка, подчиняющаяся интересам народа, в авторитарном — госпожа,
диктующая народу свою волю.
Вопрос этот актуально звучит и сегодня. Россия называется демократической страной,
но действующая Конституция РФ предоставила одному лицу, президенту, такие гипертрофированные
полномочия, которые граничат с самовластьем, ибо они не уравновешены правами и
полномочиями других государственных органов. Наш Основной Закон не создал систему
политической ответственности президента перед обществом. В итоге государственная
власть оказалась слабой. Это тем более опасно, что Б.Ельциным манипулирует группа
промышленно-финансовых олигархов, преследующих свои корыстные цели, а законодательная
ветвь власти лишена права парламентского контроля.
Последствия такой системы оказались губительными для нашей страны, ее народа.
Грабительская приватизация привела к практически бесплатной раздаче государственного
имущества узкому кругу лиц: это они смогли купить 210 млн. акций Газпрома по бросовой
цене — десять рублей за акцию. Они продали Красноярский алюминиевый завод в 300
раз дешевле его стоимости. За бесценок, с молотка шли в разгар приватизации предприятия,
рудники, морские порты, шахты.
Результатом бесконтрольной политики верховной власти стал резкий спад производства.
С 1990 г. в России не построено ни одного крупного предприятия, а многие производства,
прежде процветающие и прибыльные, зачахли на корню. С прилавков почти исчезли
отечественные товары, их вытеснили импортные, далеко не всегда лучшие по качеству.
Полный крах потерпела программа конверсии оборонных предприятий. Наиболее “продвинутые”
в техническом отношении, выпускавшие продукцию самого высокого стандарта, закрывают
цеха, увольняют классных специалистов, квалифицированных рабочих.
Показательна в этом отношении судьба Тушинского машиностроительного завода.
Построенный в 1932 г., он был первопроходцем в освоении новейших образцов авиационной
техники и технологий, а позже в развитии космического комплекса страны. Здесь
строили пассажирские самолеты и истребители, выпускали ракетную технику. С 1976
г. завод стал головным предприятием по производству орбитального корабля “Буран”.
Сейчас предприятие не загружено. Его продукция — бронежилеты, одноразовые шприцы,
контейнеры для транспортировки пищевых продуктов, журнальные столики, фурнитура
и прочий ширпотреб.
Другой пример — Зеленоградский научный центр микроэлектроники, созданный для
того, чтобы обеспечить разработку и опытное производство интегральных схем на
мировом техническом уровне в интересах народного хозяйства и обороны страны. За
30 лет здесь были достигнуты огромные успехи. Даже американцы в начале 80-х годов
признавали, что в области перспективной электронной техники разрыв между “западными
странами и Советским Союзом сократился с десяти до трех лет”.
Настал 1991 г., а с ним — обвал всех рынков сбыта продукции научно-производственного
комплекса. НПО преобразовано в концерн без каких бы то ни было рычагов управления.
Его перспективы — весьма туманны.
Западу все это на руку. Западу нужна Россия, технологически отсталая. Совсем на
другие цели, чем техническое перевооружение, улучшение экономического положения
России направлены кредиты МВФ.
Фонд хочет сохранить в России лишь определенный критический минимум, не приводящий
к взрыву ситуации. И цель эта почти достигнута. За последние 10—15 лет возможности
страны, прежде всего, экономические и военные, уменьшились в несколько раз, ослаблена
ее военная мощь и безопасность, что резко снизило влияние России на мировую политику,
вытолкнуло из ряда великих держав.
Самым же ощутимым последствием “реформ” стало резкое обнищание народа. Отсюда
– и демографическая катастрофа.
С 1993 г. перевес смертности над рождаемостью составляет в России до 1 млн.
чел. в год, уровень рождаемости на одну женщину упал до 1,4—1,8, тогда как роковая
черта воспроизводства — 2,15.
Да что там цифры! Мы почти перестали видеть на улицах, в общественном транспорте
беременную русскую женщину или мать с младенцем на руках. У нас 20 умерших новорожденных
на 1000 (в развитых странах 8—12).
Наибольшая опасность для нашего Отечества — кризис власти. Сложилась ситуация,
при которой общество не доверяет той элите, что последние годы управляет государством,
а элита все больше теряет способность управлять.
У России — огромный потенциал — научный, экономический, ресурсный. Она способна
прокормиться сама. Нужно лишь правильно распорядиться всем, что страна имеет.
А для этого необходима смена политического и социально-экономического курса. Стабилизация
экономического положения России может быть достигнута при восстановлении опоры
на собственные силы.
Главная проблема российской промышленности — отсутствие развитого внутреннего
рынка и отечественного инвестора. Государство в настоящее время не защищает отечественного
производителя, не обеспечивает отраслям, которые доказали свою способность конкурировать
с Западом на внутреннем рынке (пищевая промышленность, нефтехимия, производство
компьютеров, холодильников и т.д.), необходимую протекционистскую защиту.
Вместо развития производства и создания новых технологий на базе импортированных
идет экспорт природных ресурсов страны, а они могут обеспечить почти полную самодостаточность
России.
Разве нормально, что значительная часть экспортной выручки оседает в оффшорных
зонах? Ее место в бюджете России занимают кредиты международных финансовых организаций,
за которые надо платить проценты, а нашим детям и внукам их возвращать. Поскольку
основная часть этих средств идет в недоходные отрасли (например, сотни млн. долл.
потрачены на строительство Медицинского центра управления делами Президента, на
покупку оборудования и лекарственных препаратов для лечения Б.Ельцина), то можно
сделать вывод: о возврате долгов никто и не думает.
У наших кредиторов свои резоны. Опутав Россию внешней задолженностью, Запад
стал диктовать ей линию поведения, превратил свои кредиты в важнейший ограничитель
ее свободы политического маневра и реализации экономических планов. Эта проблема
—уже не одного правительства или президента, а всего народа, так как надо либо
возвращать кредиты, либо продаваться в “рабство”. Вопрос настолько серьезен, что
экономическое и политическое будущее России в ближайшие 10—15 лет будет определяться
тем, на каких условиях нам позволят урегулировать вопрос о выплатах внешнего долга.
В этой связи самым актуальным становится вопрос об эффективности государства
как главном факторе развития. Повышение его роли — важнейшая стратегическая задача.
Для ее решения необходимы:
- совершенствование системы государственного управления;
- налоговая реформа, превращение налоговой системы из чисто фискального средства
выбивания денег в инструмент государственной экономической политики;
- принятие правительством программы жесткой экономии государственных расходов,
особенно административных — их нужно снизить в 10—12 раз;
- контроль за расходованием иностранных займов, они должны использоваться исключительно
на развитие экономики;
- четко сформулированная промышленная политика, в основе которой – поддержка
реального сектора экономики и, в первую очередь, успешно работающих и наукоемких
отраслей, финансирование научных исследований развитие высоких технологий, наукоемких
производств;
- снижение издержек и ресурсосбережение, особенно в сфере естественных монополий;
- создание системы защиты инвестиций в реальном секторе, их страхование, прежде
всего, от политических рисков;
- поддержка малого и среднего предпринимательства;
- повышение доходности принадлежащего государству имущества — земли, недр,
недвижимости, пакетов акций, находящихся в государственной собственности.
Все это возможно осуществить при условии заключения социального контракта между
избирателями и чиновниками, который обеспечит работу государственной машины. А
широкая коалиция государственников — представителей всех политических сил сможет
добиться принятия неотложных мер, предотвращающих тотальное разграбление и уничтожение
Отечества.
Компромисс, согласие в обществе могут быть достигнуты на основе общенациональных
интересов. К ним относятся идеи социальной справедливости, сохранения единого
государства, независимой и суверенной России, а также приоритеты экономического
развития страны.
Сейчас у многих наших соотечественников апатия, душевная опустошенность, полное
равнодушие к государственным делам. Но Россию нельзя спасти без энергичного народного
участия и самоуправления на местах. Если будут проведены необходимые преобразования,
народ снова поверит в государство и, по словам великого Пушкина, “Отчизны внемлет
призыванью”.
В.ТЫЩЕНКО,
заместитель генерального директора ФГП
«Научно-исследовательский институт
космического приборостроения»,
член Центрального Совета ВОПД
«Духовное наследие»
15.07.1999
|