Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Взаимоотношение ветвей власти
Именно так приходили к власти фашистские режимы в Италии и Германии

Российское общество снова вверяет себя в руки одного человека, а потом снова будет переживать, что с ним - с обществом - сделали что-то не то. Николай Петров, известный российский ученый, профессор факультета Международных Отношений Макалистер Колледж (США).

Именно так приходили к власти фашистские режимы в Италии и Германии

Вопрос: Двадцать месяцев в России существуют федеральные округа и семь полномочных представителей президента, которых называли "семью самураями", "великолепной семеркой", "генерал-губернаторами" и т.д. Как заявлялось, это был первый этап административной реформы в стране. Каковы его результаты?

Петров: Мне кажется, что федеральные округа важный, но всего лишь один элемент большой административной реформы, идущей в России. Оценивать эффективность их работы нужно в общеполитическом контексте. Раз президент Путин успешно управляет и преобразования, которые он проводит, обеспечивают ему сохранение чрезвычайно высокой популярности и усиление его власти, то любой из фрагментов его стратегии не может быть рассмотрен в отрыве от остальных.

Ситуация в федеральных округах намного сложнее, чем это видно на поверхности. Их эффективность, в большинстве случаев, недооценивается. Всё зависит от критериев оценки. Обычно критики берут результаты губернаторских выборов и показывают, что те кандидаты, которые были неугодны Кремлю смогли победить в ряде случаев, значит, по их мнению, и вся система оказалась малоэффективной.

Однако, при этом подходе не учитывается ряд важных факторов. Начнем с того, что не надо быть умным человеком, чтобы понять, что в мае-июне 2001 года, вводя в России разделение на федеральные округа, трудно рассчитывать на то, что в сентябре-октябре удастся провести своих кандидатов на губернаторских выборах.

Тем более, что выборы закончились для Кремля очень удачно, если сравнить ситуации 1996 и 2001 года. В 1996 году Кремль исходил из такой стратегии: "плохих" губернаторов надо заменить на "хороших" (что означает, послушных) и все улучшится. Тогда Кремль проиграл потому, что конфликт между губернаторами и Кремлем был не институциональным, а не личностным. Кто бы не стал губернатором, он неизбежно, в силу объективных причин, начинал конфликтовать с Кремлем, который иногда и способствовал его приходу к власти. Сейчас Кремль в ряде случаев пошел на то, чтобы сохранить "плохих" губернаторов, но при этом их ослабить. В период выборов любой губернатор становится очень уязвим.

Кремль сумел добиться рада важных для себя компромиссов и получил контроль за региональными финансовыми потоками и региональными средствами массовой информации. То есть даже с этой точки зрения система федеральных округов себя оправдала.

Но есть вещи, которые не видны. Обратите внимание: уже 17 федеральных агентств сформировали в регионах свои местные структуры. Эти агентства гораздо более мощные и влиятельные, чем федеральные округа. То есть, к примеру, в Поволжском федеральном округе с одной стороны есть представитель Президента Сергей Кириенко и его штат из ста человек, которые занимаются пи-аром. А с другой стороны, под этим "зонтиком" действуют окружное управление внутренних дел, налоговая полиция и т.д. По численности эти органы в десятки раз превышают аппарат "генерал-губернатора" и реально переключили на себя управление силовыми структурами.

На мой взгляд, вводя федеральные округа Кремль преследовал две иные задачи: ослабить московские министерства и способствовать приходу в них своих людей. Конечно, став президентом, Путин мог на следующий день уволить, к примеру, министра внутренних дел Владимира Рушайло и заменить его своим ставленником Борисом Грызловым. Но при этом Грызлов попадал в абсолютно чуждое ему министерство. Понятно, что все его попытки взять управление на себя и провести реформы были бы блокированы старыми кадрами. Вводя федеральные округа и переключая контроль над региональными управлениями внутренних дел на себя, Кремль добился того, что смог провести необходимые замены, а также получил контроль над губернаторами и всеми министерствами.

Судя по всему, именно на это и была ориентирована система Федеральных округов - чтобы иметь дело с силовыми структурами. Не случайно, что именно генералы в большинстве случаев стали представителями президента в этих округах.

Вопрос: Таким образом, в России остался один "полюс силы" - администрация Президента. К чему это может привести страну?

Петров: С одной стороны, "система сдержек и противовесов", которую использовал Ельцин, с её бесконечным количеством постоянно меняющихся полюсов силы, приводила к тому, что все ресурсы системы расходовались не на то, чтобы куда-то двигаться, а на сохранение этого баланса. Но сейчас мы видим впадение в другую крайность.

Я бы сравнил систему власти с автомобилем. При Ельцине был кузов, где-то красивый, а где-то не очень. Но сама машина никуда не ехала - мотор работал, фары горели, но все ресурсы уходили только на то, чтобы содержать саму машину. Путин начал модифицировать эту машину. В результате, она стала более управляема, избавилась от многих демократических механизмов - выполняющих роль устройств, известных в технике, как "защита от дурака", которые отвлекают ресурсы системы и казалось бы не нужны.

Любая демократия - это потребление многих ресурсов на вещи, без которых, казалось бы, легко можно обойтись. К примеру, вместо того, чтобы расходовать деньги на проведение выборов, можно просто назначить хорошего управляющего и сэкономить время и силы общества. Зачем тратить деньги на выборы, которые часто становятся профанацией? Зачем тратить деньги на институты гражданского общества, когда можно сконцентрировать власть в одних руках?

На самом деле, такая упрощенная система власти эффективна лишь в понимании спецслужб. С моей точки зрения, это заблуждение. Устраняя систему "защиты от дурака" и сажая в руководящее кресло умного и послушного, можно повысить эффективность системы в краткосрочной перспективе. Однако эта система становится беззащитной - она слушается руля, но может двигаться в любом направлении, в том числе, и в тупик. То есть, российская власть сама себя поставила в очень тяжелое положение, а российское общество стало заложником власти.

Автомобиль власти может двигаться полным ходом, но беда в том, что направлении определяется неизвестно каким образом и зависит лишь от фантазий того человека, в чьих руках руль. В этом смысле, движение может стать неэффективным, а компенсация и ликвидация всех негативных последствий может потребовать гораздо больших ресурсов, чем поддержание существования системы "защита от дурака".

Вопрос: Российский опыт в этом плане уникален?

Петров: Он не уникален. Однако в нем присутствует редкое сочетание ряда факторов - в первую очередь, отсутствие развитого гражданского общества и развитой политической культуры у этого общества.

Известно сравнение России с Францией времен правления генерала Де Голля, когда авторитаризм пришел на смену разброду и шатанию, что способствовало заметному прогрессу страны. Но наша проблема в том, что авторитаризм усиливается, но нет гражданского общества, которое защищает систему от дурака. И общество и система власти в этой ситуации становятся беззащитными. В этом плане, российский опыт уникален.

В бывших социалистических странах Восточной Европы и Прибалтике у людей на генетическом уровне сохранилась память о досоветском существовании, способность не уповать всецело на государство и полностью зависеть от него. В нашей стране, к сожалению, этого нет. И те вещи, которые могут быть естественны для другого общества, требуют культивирования у нас.

Пример: долгое время на Западе была популярна идея в отношении России, что если есть общество и есть государственный аппарат, который на это общество давит, то лишь стоит аппарату ослабеть - и общество начнет развиваться. Аналогичным образом существовали иллюзии относительно развития фермерства: государство жестко контролирует крестьянина, но если контроль убрать, то фермеры начнут бурно развиваться и накормят страну. Однако этого не получилось: уже нет тех людей, которые могли бы, хотели бы и умели бы самостоятельно хозяйствовать.

Тоже самое происходит с гражданским обществом. У него нет навыков самостоятельного существования без упования на хорошую власть, на доброго царя и т.д. Поэтому ослабление государства, которое в России наблюдалось примерно 10 лет, не привело ни к чему. Казалось, что демократия вот-вот расцветёт. Однако на свет появилась слабая демократия при слабом обществе и слабом государстве.

Теперь государство усиливается. Путин не ставит своей целью борьбу с демократией. Но раз государство усиливается, то неизбежно уходят те элементы системы власти, которые казались демократическими завоеваниями. Россия становится более унитарной и авторитарной.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки