Вносится Президентом Российской Федерации
Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собранно законодательства Российской Федерации, 1995,№35,ст.3506, 1996, №17,ст. 1917, №49, ст. 5 500,1997, № 12, ст. 1378) следующие изменения и дополнения.
1. Пункт 16 статьи 4 изложить В следующей редакции:
"16) регулирование особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения, столицах и административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с численностью населения свыше 50 тысяч человек, в приграничных территориях, закрытый, административно-территориальных образованиях, закрытых военных городках;".
2. Абзац первый пункта 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, сельских округов (волостей, сельсоветов) - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций."
3. В статье 49:
в пункте 1 после слов "Ответственность органов местного самоуправления" включить слова ",глав местного самоуправления";
в пункте 2 после слов "Органы местного самоуправления" включить слова ",главы местного самоуправления";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В случае издания органом местного самоуправления, главой местного самоуправления или иным выборным должностным лицом местного самоуправления правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, ecли такое противоречие установлено соответствующим судом, а орган местного самоуправления, глава местного самоуправления или иное выборное должностное лицо местного самоуправления в течение двух месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в иной предусмотренный судебным решением срок не примет находящихся в его компетенции мер по выполнению решения суда, а равно в случае применения органом местного самоуправления, главой местного самоуправления или иным выборным должностным лицом местного самоуправления либо по их поручению подчиненными им органами местного самоуправления и их должностными лицами правовых актов органов местного самоуправления, признанных соответствующим судом противоречащими Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Poccийской Федерации) либо Президент Российской Федерации вправе вынести (объявить) предупреждение органу местного самоуправления, главе местного самоуправления или иному выборному должностному лицу местного самоуправления",
дополнить статью пунктами 4,5 и 6 следующего содержания:
"4. В случае если соответствующим судом установлено, что органом местного самоуправления, главой местного самоуправления или иным выборным должностным лицом местного самоуправления повторно допущено нарушение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или по обращению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо Президента Российской Федерации вправе распустить представительный орган местного самоуправления, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федераций (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерация вправе прекратить полномочия главы местного самоуправления или иного выборного должностного лица местного самоуправления.
Роспуск представительного органа местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом субъекта Российской Федерации.
Прекращение полномочий главы местного самоуправления или иного выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РОССИЙСКОЙ Федерации) указом Президента Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации в случае прекращения полномочий главы мecтнoгo самоуправления или иного выборного должностного лица местного самоуправления на период до вступления в должность вновь избранного главы местного самоуправления или иного должностного лица местного самоуправления назначает временно исполняющего обязанности главы местного самоуправления или иного выборного должностного лица местного самоуправления.
5. В случае если соответствующим судом установлено, что главой местного самоуправления или иным выборным должностным лицом местного самоуправления повторно допущено нарушение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня установления соответствующим судом повторного нарушения не приняло мер, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Президент РОССИЙСКОЙ Федерации вправе прекратить полномочия главы местного самоуправления или иного выборного должностного лица местного самоуправления.
В случае если соответствующим судом установлено, что представительным органом местного самоуправления повторно допущено нарушение, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня установления соответствующим судом повторного нарушения не приняли мер, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Президент Российской Федерации вправе направить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерация обращение о роспуске представительного органа местного самоуправления либо внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о роспуске представительного органа местного самоуправления.
Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации, федеральным законом должны быть назначены новые выборы.
Одновременно с прекращением полномочий главы местного самоуправления или иного выборного должностного лица местного самоуправления указом Президента Российской Федерации должны быть назначены новые выборы.
6. Предложения по вопросу о прекращении высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) полномочий главы местного самоуправления или того выборного должностного лица местного самоуправления могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурором объекта Российской Федерации.
Предложения по вопросу о направлении Президентом Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Poccийской Федерации обращения о роспуске представительного органа местного самоуправления могут быть внесены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Государственной Думой Федерального Собрания РОССИЙСКОЙ Федерации, Правительством РОССИЙСКОЙ Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации.
Предложения по вопросу о прекращении Президентом Российской Федераций полномочий главы местного самоуправления или иного выборного должностного лица местного самоуправления могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации."
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Изменения и дополнения, которые предлагается внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", направлены на совершенствование реализации конституционного принципа, касающегося территориальной основы местного самоуправления, на оптимизацию уровня организации местного самоуправления и государственной власти в целях приближения органов местного самоуправления к населению при решении ими вопросов местного значения и выполнения ими отдельных государственных полномочий, которыми они в соответствии с законами наделяются, а также на совершенствование механизма государственно-правовой ответственности органов местного самоуправления, глав местного самоуправления и иных выборных должностных лиц местного самоуправления за нарушение Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства, уставов муниципальных образований и за игнорирование решений федеральных судов.
В связи с этим предлагается отнести к ведению Российской Федерации регулирование особенностей организации местного самоуправления не только в приграничных территориях и закрытых административно-территориальных образованиях (пункт 16 статьи 4 федерального закона), но и в городах федерального значения, столицах н административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с численностью населения свыше 50 тысяч человек, закрытых военных городках. В пункте 1 статьи 12 Федерального закона предлагается уточнить территориальные основы муниципальных образований, исключив из числа территорий муниципальных образований район (уезд), поскольку наличие таких муниципальных образований, как районы (уезды), приводит к фактическому отсутствию либо ликвидации самостоятельного местного самоуправления на низовом уровне - в городских и сельских поселениях, где на практике образуется лишь территориальное общественное самоуправление, и тем самым ущемляется конституционное право населения на осуществление местного самоуправления в формах прямого волеизъявления (референдум, выборы, сходы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Территории муниципальных образований предполагается устанавливатъ в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Предлагается также внести изменения и дополнения в статью 49 федерального закона, установив полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и федеральных органов государственной власти, касающиеся применения мер государственно-правовой ответственности в отношении органов местного самоуправления, глав местного самоуправления и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
Так, в случае издания органом, главой или иным выборным должностным лицом местного самоуправления правового акта противоречащего Конституции Российской Федерации, конституции, уставу субъекта Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерация, уставу муниципального образования, если такое противоречие установлено повторно соответствующим судом, а равно в случае применения органом главой или иным выборным должностным лицом местного самоуправления либо по их поручению подчиненными им органами и их должностными лицами правовых актов, признанных соответствующим судом противоречащими законодательству, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо Президент Российской Федерации вправе прекратить полномочия главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации вправе распустить представительный орган местного самоуправления.
Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления, прекращением полномочий главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления соответственно законом субъекта Российской Федерации, указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), федеральным законом, указом Президента Российской Федерации должны назначаться новые выборы.
Предлагается предоставить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президенту Российской Федерации право в случае прекращения полномочий главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления на период до вступления в должность вновь избранного главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления назначать временно исполняющего обязанности главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления.
Предусматривается, что предложения по вопросу о прекращении полномочий главы или иного выборного должностного лица местного самоуправления и предложения о том, чтобы Президент Российской Федерации направил обращение о роспуске представительного органа местного самоуправления, могут быть внесены также соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти, органами прокуратуры Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
|