Вносится Президентом Российской Федерации
Статья 1. Внести в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №42, ст.5005) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 9:
а) в пункте 1:
включить новый подпункт "в" следующего содержания:
"в) прекращения полномочий указанного органа путем принятия федерального закона о его роспуске по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи,";
подпункт "в" считать подпунктом "г".
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъект Российской Федерации приняты закон или иной нормативный правовой акт, противоречащие конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в течение иного предусмотренного судебным решением срока не принял входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, и если после истечения данного срока судебным решением установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.";
в) включить новый пункт 4 следующего содержания:
"4. В случае если соответствующим судом установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации приняты конституция (устав), закон или иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в течение иного предусмотренного судебным решением срока не принял входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, в частности не отменил нормативный правовой акт, признанный судом общей юрисдикции противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судебным решением установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в течение иного предусмотренного судебным решением срока не принял входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, в частности не отменил нормативный правовой акт, признанный судом общей юрисдикции противоречащим федеральному закону и недействующим, и после истечения данного срока судебным решением установлено, что в результате уклонения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации от принятия входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, Президент Российской Федерации вправе предупредить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской федерации, а при допущении им повторного подобного нарушения - внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации его полномочия прекращаются.";
пункт 4 считать пунктом 5.
2. В статье 19:
а) в пункте 1:
включить новый подпункт "б" следующего содержания:
"б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации:";
подпункты "б"-"и" считать соответственно подпунктами "в"-"к";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:
а) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также по его поручению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, содержащего такие же положения, которые уже были признаны соответствующим судом противоречащими конституции (уставу), закону субъекта Российской Федерации;
б) неоднократного применения (исполнения) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти cyбъектa Российской Федерации) либо по его поручению подчиненными ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, признанных соответствующим судом противоречащими конституции (уставу), закону субъекта Российской Федерации, если судебным решением установлено, что этими действиями были созданы препятствия для реализации закрепленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления.";
в) включить новый пункт 6 следующего содержания:
"6. В случае отрешения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президентом Российской Федерации от должности, а также в случае временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения своих обязанностей по основаниям и в порядке которых установлены статьей 29 настоящего Федерального закона. Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Решение Президента Российской Федерации об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РОССИЙСКОЙ Федерации ", <...>
3. В статье 27:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении конституций (устава), закона субъекта РОССИЙСКОЙ Федерации или иного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами ",
б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5. В случае если Конституционным Судом Российской Федерации конституция (устав), закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации признаны противоречащими Конституции Российской Федерации, такие акты утрачивают силу и не подлежат применению. В случае если соответствующим судом общей юрисдикции установлено, что закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации содержит такие же положения, которые уже были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации, соответствующий суд обшей юрисдикции правомочен подтвердить недействительность таких актов. В этом случае указанные акты утрачивают силу и не подлежат применению.
В случае если соответствующим судом общей юрисдикции закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации признан противоречащим федеральным законам, нарушающим права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, такой акт признается недействующим и не подлежит применению.
Решение соответствующего суда должно быть направлено Президенту Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит незамедлительному обнародованию.
Правительство Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции обязаны принять необходимые меры по пресечению применения (исполнения) соответственно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации конституции (устава), закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, признанных соответствующим судом утратившими силу либо недействующими, а также меры по ликвидации последствий применения таких актов.".
4. Статью 28 считать статьей 29, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 29. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
1. Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации вправе объявить предупреждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в случае:
а) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также по его поручению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, нарушающего права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня вступления в силу судебного решения либо в течение иного предусмотренного судебным решением срока не приняло входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда;
б) уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение месяца со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от издания акта, предусматривающего отмену акта, действие которого приостановлено указом Президента Российской Федерации, или внесение в него необходимых изменений, при условии если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора;
в) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или возглавляемым им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, содержащего такие же положения, которые уже были признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации либо недействующими соответствующим судом общей юрисдикции;
г) применения (исполнения) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или по его поручению подчиненными ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, признанного Конституционным Судом Российской Федерации неконституционным и утратившим силу либо признанного соответствующим судом обшей юрисдикции недействующим и не подлежащим применению, а также нормативного правового акта, действие которого было приостановлено Президентом Российской Федерации, если судебным решением установлено, что действиями, направленными на применение (исполнение) таких актов, были созданы препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления.
3. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в случае повторного допущения им нарушений, предусмотренных подпунктами "б"-"г" пункта 2 настоящей статьи.
4. При рассмотрении вопроса о применении к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) меры ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи, Президент Российской Федераций вправе затребовать от него объяснений, а также потребовать устранения допущенных нарушений.
5. Предложения об отрешении Президентом Российской Федерации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности могут быть внесены палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской федерации, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
6. Президент Российской Федерации вправе временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей на период расследования возбужденного в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уголовного дела."
7. Решения Президента Российской Федерации об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности, а также о временном отстранении его от исполнения своих обязанностей принимаются в форме указа.". <...>
Статья 2. Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г № 184-ФЗ установлена взаимная ответственность законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации за грубое нарушение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, в частности за непринятие мер по устранению установленного судами противоречия изданных ими актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Однако при этом не предусматривается участие федеральных органов государственной власти в применении мер государственно-правовой ответственности за нарушение федерального законодательства и игнорирование решений федеральных судов.
В целях обеспечения непосредственного воздействия федеральных органов государственной власти на законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае допущения последними конституционных правонарушений предлагается внести в указанный Федеральный закон следующие изменения и дополнения. В качестве основания для реализации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) права роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предлагается определить уклонение этого органа в течение определенного срока от принятия входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, связанного с признанием закона или иного нормативного правового акта, принятого законодательным органом субъекта Российской Федерации, противоречащим конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. При этом другим судебным решением должно быть установлено, что в результате бездействия законодательного органа были созданы препятствия для реализации полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, закрепленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В случае же возникновения ситуации, когда соответствующим судом установлено, что законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации и федеральным законам, нарушающий права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, в законодательный орган в течение определенного срока не принял входящих в его компетенцию мер по выполнению решения суда, в результате чего, как установил суд, были созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, нарушены права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, законопроектом предусматривается возможность принятия соответствующих мер со стороны федеральных органов государственной власти. Президент Российской Федерации вправе предупредить законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае принятия такого федерального закона полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации прекращаются.
В том же направления предлагается изменить и положения Федерального закона, касающиеся оснований и порядка досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федераций).
В качестве оснований для реализации законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерация права на выражение недоверия высшему должностному лицу предлагается оставить нарушение этим лицом конституции (устава) или закона данного субъекта Российской Федерации, включая, например, неоднократное применение (исполнение) не только высшим должностным лицом, но и по его поручению подчиненными ему органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, признанных соответствующим судом противоречащими конституции (уставу), закону субъекта Российской Федерации.
В случае же допущения высшим должностным лицом субъекта Российской Федераций либо действовавшими по его поручению органами исполнительной власти определенных законопроектом нарушений Конституции Российской Федерации или федерального законодательства правом применения мер воздействия на соответствующее должностное лицо предлагается наделить Президента Российской Федерации. Такими мерами согласно законопроекту являются объявление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации предупреждения и (в случае повторного нарушения) отрешение его Президентом Российской Федерации от должности.
В качестве одного из оснований для применения указанных мер служит уклонение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня издания указа о приостановлении действия акта, изданного этим лицом либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, от издания акта, предусматривающего отмену приостановленного акта или внесение в него необходимых изменений, при условии если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
В случав отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президентом Российской Федерации, а также в случае временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федераций от исполнения своих обязанностей на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела в соответствии с законопроектом Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Издание указа Президента Российской Федерации об отрешении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) влечет за собой отставку возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В законопроекте предлагается решить ряд проблем, связанных с обеспечением реализации судебных решений, которыми нормативные правовые акты, изданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации, признаются недействительными либо недействующими и не подлежащими применению.
Принятие закона не повлечет за собой расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
|