МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКСПЕРТОВ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)"
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на получение и максимизацию прибыли должна подвергаться проверкам со стороны государства с целью недопущения злоупотреблений и нарушения законодательства. Таким образом, должен иметь место контроль (надзор) государства в лице его специальных органов за коммерческой и некоммерческой деятельностью организаций и частных предпринимателей. В связи с этим должна иметь место законодательно-правовая база, отражающая все аспекты вышеупомянутого контроля (надзора), в том числе и права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, реалиями современной действительности является и злоупотребления органами государственного надзора (контроля) при проведении проверок, дублирование многих функций органов контроля, взимание платы с хозяйствующих субъектов за проведение контрольных мероприятий.
Таким образом, существует необходимость контроля за контрольными органами их действиями.
Таким образом, две вышеупомянутые необходимости (необходимость контроля надзора) за деятельностью хозяйствующих субъектов и необходимость защиты хозяйствующих субъектов и их прав от возможных злоупотреблений органов госконтроля (надзора) при проведении проверок) послужили причиной создания нормативно-правового опыта, призванного отразить все аспекты контроля (надзора) государства над хозяйствующими субъектами и главное, - защита прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля (надзора).
Таким нормативно-правовым актом является "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В данном законе отражены его сфера применения, основные понятия, используемые в нем, - порядок установления организационной структуры, функций, полномочий и порядка деятельности органов госконтроля (надзора);
- принципы защиты прав юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
- полномочия государственных контрольных органов в области проведения контроля (надзора), полномочия органов госвласти субъектов Федерации и местного самоуправления в области проведения контроля (надзора);
- порядок проведения контрольных мероприятий;
- режим госконтроля (надзора);
- ограничения при проведении госконтроля (надзора);
- порядок оформления контрольного мероприятия; меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольного мероприятия; ответственность органов госконтроля (надзора) при проведении контрольных мероприятий;
- права хозяйственных субъектов при проведении контрольных мероприятий, их защита;
- ответственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) за нарушение данного Федерального закона;
- порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принятие данного законопроекта повлечет изменение 26 нормативно-правовых актов, таких как, например Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Принятие законопроекта и его последующее исполнение приведены к следующим положительным факторам функционирования и развития экономики государства:
- запрет органам госконтроля (надзора) на взимание с хозяйствующих субъектов платы за проведение проверок за исключением случаев, отраженных в данном законопроекте, а также на запрет получения отчислений от сумм, поступающих в бюджет в результате проведения контрольных мероприятий;
- увеличение средств от штрафов, поступающих в бюджеты;
- формирование прозрачной схемы прохождения средств через бюджеты всех уровней, не уменьшая поступления в них;
- устранение избыточных административных барьеров в развитии предпринимательства.
Последний фактор является важнейшим направлением в развитие предпринимательства и модернизации экономики в Российской Федерации. Т.о. принятие данного законопроекта может стать весьма позитивной предпосылкой для улучшения экономической ситуации в стране.
Миронова Т.С.
Целью данного законопроекта является урегулирование отношений в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Актуальность связана с тем, что в настоящее время государственными органами осуществляется большое количество проверок, которые зачастую дублируют друг друга и тем самым препятствуют нормальной работе предприятий и ущемляют их права.
Данный закон не распространяется на налоговый, валютный, финансовый контроль, банковский и страховой надзор, транспортный контроль, таможенный, иммиграционный, лицензионный и др.виды специального государственного контроля.
Также этот закон направлен на защиту прав потребителей, т.к. в ходе контроля выявляются товары, работы или услуги, которые могут причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей.
Организационная структура, функции и порядок деятельности органа гос.контроля устанавливается нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и при нарушениях, допущенных в ходе проверок, органы гос.контроля несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон предусматривает защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос.контроля. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель усмотрел в действиях органа гос.контроля нарушение законодательства, то юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может обжаловать действие органа гос.контроля. Юридические лица (индивидуальные предприниматели) или их представители имеют право участвовать в проведении контроля, получать предусмотренную законодательством информацию, ознакомиться с результатами и в случае согласия или несогласия указать об этом в актах.
Предусмотрен учет контрольных мероприятий, проводимых органами гос.контроля. Контрольное мероприятие не должно превышать 1 месяца не более одного раза в два года. В исключительных случаях (например, при обнаружении в ходе контрольного мероприятия нарушений юридическим лицом обязательных требований или неисполнение им предписаний органа гос.контроля) устанавливается более продолжительный срок. Выделяются усиленный режим гос.контроля (6 мес.) и облегченный режим, который действует только в сферах, совпадающих со сферой профессиональной деятельности организаций саморегулирования.
В законопроекте представлены также принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые не допускают взимание платы за проведение контрольных мероприятий и получение органами государственного контроля отчислений от сумм, поступающих в соответствующие бюджеты и тем самым не позволят должностным лицам злоупотреблять властью.
Данный закон позволит мобилизовать дополнительные средства, которые будут поступать в соответствующие бюджеты от штрафов.
Кармалак К.С.
Правительством Российской Федерации был разработан законопроект "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля".
Существование большого количества проверок в настоящее время является серьезной проблемой для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вследствие дублирования функций многочисленными госконтрольными органами. В проекте указываются сферы, на которые не распространяются положения настоящего Федерального закона.
В законопроекте определяются основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым, в частности, относятся:
- возможность обжалования действий или бездействия органов госконтроля, нарушающих порядок проведения контрольных мероприятий;
- недопустимость получения органами госконтроля платы за проведение проверок, кроме случаев возмещения расходов на проведение испытаний, экспертиз;
- недопустимость получения отчислений от сумм, поступающих в бюджеты.
В проекте указываются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области осуществления госконтроля.
Порядок проведения контрольных мероприятий, указанный в законопроекте, предусматривает следующее:
Внеочередной контроль проводится при обнаружении нарушений обязательных требований. При неисполнении предписания органа госконтроля юридическое лицо переводится на усиленный режим госконтроля сроком на 6 месяцев. Продление усиленного режима еще на 6 месяцев допускается только в случае выявления нарушений.
В законопроекте указываются ограничения при проведении госконтроля:
- органы госконтроля не вправе требовать представления документов, не относящихся к предмету контроля;
- органы госконтроля не вправе распространять информацию, являющейся государственной, коммерческой тайной.
Результаты контрольного мероприятия оформляются актом установленной формы. Юридическим лицом ведется журнал учета контрольных мероприятий, который должен быть прошит и удостоверен печатью.
В проекте указываются меры, принимаемые по фактам нарушений, выявленных в ходе проверки.
Если деятельность юридического лица может причинить вред здоровью, жизни людей орган госконтроля обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре и принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе приостановление производства.
В соответствии с законопроектом органы госконтроля несут ответственность при проведении контрольных мероприятий.
Защита прав юридических лиц осуществляется в административном и(или) судебном порядке.
Лица, препятствующие проведению контрольных мероприятий подлежат ответственности.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Принятие данного закона потребует внесение изменений в ряд актов федерального законодательства.
Положения данного законопроекта способствуют упорядочению госконтроля, развитию предпринимательства, а следовательно, улучшению экономической ситуации в целом.
|