Nr. 1-2
ОБЩЕСТВО
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Интервью
Александра ШУШАРИНА
с Алфредом РУБИКСОМ
|
ОБЩЕСТВО
БОЕВОЕ ИСКУССТВО
КОМПРОМАТА -2
Рустам АБУЗЯРОВ
|
УГРОЗА
ТЕРРОРИЗМ В БЕЛЫХ ПЕРЧАТКАХ
Михаил НЕСТЕРОВ
|
УГРОЗА
ГЛАВНОЕ
- НЕОТВРАТИМОСТЬ ВОЗМЕЗДИЯ
Алексей ИВАНОВ
|
УГРОЗА
В ЗОНЕ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
Алексей БЛИНУШОВ
|
ВАШЕ ПРАВО
ЕСЛИ
ВАШЕГО РЕБЕНКА ОБВИНЯЮТ В ПРЕСТУПЛЕНИИ
|
ВАШЕ ПРАВО
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ!
ВСЕМ НА ПОЛ?
Дмитрий ПОПОВ
|
ЗАЩИТА
СТЕКЛЯННЫЙ ЩИТ
Сергей НОВИКОВ
|
ЗАЩИТА
КОНТРОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ДОСТУПОМ
|
МНЕНИЕ
СТАНЕТ ЛИ МОСКВА ЦЕНТРОМ ТУРИЗМА?
Николай ТИМАКОВ
|
ВНЕ ЗАКОНА
РУССКИЕ БАНДИТЫ ЗАХВАТИЛИ
"РУССКУЮ" ПРАГУ
Дмитрий ТИХОМИРОВ
|
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
КОГДА ВНУТРИ ЛЕД
Марина МАЛЫШКИНА
|
АВТО
ПРАВИЛА ДЛЯ ПЬЯНОГО ВОДИТЕЛЯ
Леонид ОЛЬХОВСКИЙ
|
АВТО
ЕЩЕ РАЗ ОБ УГОНАХ
Владимир ЕВГЕНЬЕВ
|
ОРУЖИЕ
ВЫБЕРИ ОРУЖИЕ
ЗАЩИТЫ
Владимир ЕВГЕНЬЕВ
|
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ! ВСЕМ НА ПОЛ?
В жизни любого предпринимателя вполне реальна ситуация, когда в офис, торговое помещение, склад врывается группа вооруженных людей в масках, укладывает персонал на пол и начинает производить обыск. Это не налет бандитов, просто к вам заглянули оперативники налоговой полиции.
Предпосылки к подобной радостной встрече могут быть различными — возбужденное уголовное дело, проверка, проводимая налоговой инспекцией, и т.п.
Но чаще всего “налетчики” появляются в одиночку. При этом известно, что сотрудники фирмы не находятся под следствием и, значит, не применяются положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и других нормативных актов. Тогда работа полицейских ассоциируется со словами “произвол” и “беззаконие”. Однако во всех вышеперечисленных действиях стражи налогового правопорядка руководствуются положениями Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” (Закон “О полиции”) и Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (Закон “Об ОРД”). Остановимся на возможностях, предоставляемых полицейским этими двумя законами.
*** Об основаниях вторжения Естественно, просто так вламываться к вам никто не собирается, и уж если налоговая полиция нагрянула, то вряд ли сделала это безосновательно.
Комплекс проводимых мер осуществляется в рамках оперативно-розыскной деятельности, которая в соответствии со статьей 1 Закона “Об ОРД” реализуется посредством оперативно-розыскных мероприятий.
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий содержатся в статье 7 Закона “Об ОРД”. Особого внимания заслуживают некоторые положения пункта 2 данной статьи, который предусматривает в качестве основания ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Формулировка “ставшие известными сведения” включает в себя то, что на языке сотрудников правоохранительных органов называется “оперативная информация”. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности (экономической в том числе) — одна из задач органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Источники информации могут быть самые разнообразные — от донесения внештатных сотрудников (агентов, сексотов, стукачей — кому как больше нравится) до письма бабушки из дома напротив, которой кажется, что в вашем офисе совершаются какие-то финансовые махинации.
Так что прибывшая к вам группа в обоснование своих действий вполне может сослаться на получение сведений о том, что своими действиями вы создаете угрозу экономической безопасности страны. А вот откуда получены сведения, этого вы узнать на месте не сможете.
*** Проникновение в помещение Могут ли вообще сотрудники налоговой полиции врываться в помещение в масках, с оружием?
В принципе, могут.
Правда, положение, в соответствии с которым полицейские должны вламываться как ураган, сметая все на своем пути, нигде не зафиксировано.
Право же беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), предоставлено сотрудникам органов налоговой полиции пунктом 5 статьи 11 Закона “О полиции”.
Некоторая оговорка предусмотрена для случаев проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, которые осуществляются против воли проживающих в них граждан. В данной ситуации орган налоговой полиции уведомляет прокурора о своих действиях в течение 24 часов с момента проникновения. То есть попросту сообщает в прокуратуру: мы, знаете ли, заходили в гости к такому-то, имейте в виду. Уверяю, никто не бросится сломя голову проверять законность визита.
Теперь к вопросу о масках.
Обычно в них предстают сотрудники одного из структурных подразделений, предусмотренных Законом “О полиции”, — подразделения физической защиты. Скрывать свои лица они могут из соображений обеспечения безопасности (пункт 2 статьи 10 Закона “О полиции”) и соблюдения правил конспирации. Последнее вменено в обязанность всем лицам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия пунктом 5 статьи 14 Закона “Об ОРД”.
Тем не менее среди всей этой безликой массы должен находиться хотя бы один оперативник, действующий “с открытым забралом”. Обычно это руководитель группы, который обязан представиться и предъявить служебное удостоверение. Если же этого не произошло или все без исключения присутствующие скрывают свои лица, тогда вам, а в особенности сотрудникам вашей службы безопасности, стоит всерьез задуматься, действительно ли перед вами представители правоохранительных органов.
Для деморализации “противника” используется обычно эффект внезапности — оперативники мгновенно “растекаются” по помещению, те, кто представляется, делают это скороговоркой, предъявляя удостоверение мельком. Во всей этой суматохе вам стоит постараться запомнить произнесенные звание, фамилию и конкретное подразделение. Если не получилось, переспросите, обратитесь с просьбой поближе показать удостоверение. В руки вам его никто не даст, но рассмотреть указанные там данные вы имеете право.
Наличие оружия в руках оперативников не является нарушением действующего законодательства. Хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу согласно пункту 17 части 1 статьи 11 Закона “О полиции” налоговые полицейские могут в порядке, предусмотренном Законом РСФСР “О милиции”. Статья 16 указанного закона дает право сотруднику милиции (читай — налоговой полиции) обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность в случае, когда сам сотрудник считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть предусмотренные статьей 15 того же закона основания для его применения.
Приведем пару таких оснований:
- для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
- для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Так что доказывать “физикам” — так на сленге самих полицейских называются сотрудники подразделения физзащиты, что они зря разгуливают с автоматами наперевес в вашем совершенно мирном офисе, бесполезно. Потому как они могут считать, что в данной обстановке возможно возникновение ситуации, влекущей нападение на них или на их коллег — оперативников.
Смиритесь и не теряйте головы — бряцание оружием еще не есть его применение (если не давать поводов). Это всего лишь еще одна мера психологического давления, которая должна заставить вас поменьше протестовать против вторжения и попроворнее выполнять предъявляемые требования.
*** Падать ли на пол? Очень часто визит налоговой полиции первоначально сопровождается требованием “физиков” к сотрудникам, находящимся в помещении, лечь на пол.
В соответствии с положениями части 2 статьи 14 Закона “О полиции” законные требования сотрудника налоговой полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (что дублирует положение части 2 статьи 15 Закона “Об ОРД”). Но каков критерий законности требований и каковы могут быть эти требования — этого не раскрывает ни тот, ни другой нормативный акт. Хотя очевидно, что под законными требованиями понимаются только те, которые основаны строго на нормах закона.
Между тем при реализации рассматриваемого требования сотрудникам фирмы причиняется моральный вред (унижается человеческое достоинство), а иногда и физический (помочь лечь могут и с помощью автоматного приклада).
Но как следует из части 4 статьи 14 Закона “О полиции”, сотрудники налоговой полиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных законодательством случаях физической силы, специальных средств и табельного огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.
Получается, что требование лечь на пол (с применением силы или угрозы ее применения) будет законным только при оказании оперативникам сопротивления.
Однако вряд ли сотрудники вашей фирмы будут оказывать настолько серьезное противодействие при проникновении опергруппы в помещение, что к ним придется применять силу и укладывать их на пол. Исключением могут стать сотрудники службы безопасности, но такова уж специфика их работы.
Среди принципов деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в целом и органов налоговой полиции в частности, принципы законности и уважения прав и свобод человека и гражданина указаны в первую очередь (статья 3 Закона “Об ОРД”, статья 4 Закона “О полиции”).
Мы же наблюдаем в подобных ситуациях умаление человеческого достоинства, причинение нравственных страданий — прямое нарушение статьи 21 Конституции РФ. Таким образом, налицо как неуважение прав и свобод человека и гражданина, так и нарушение принципа законности.
Если учитывать положение статьи 18, гласящей о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяя смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием, то не приходится сомневаться, что мы имеем дело с грубым нарушением конституционных норм.
Конечно, когда в твою сторону направлен ствол “Калашникова”, “Макарова” или чего бы то ни было смертоносного, мировоззрение чаще всего сужается до дула оружия, а желания направлены на скорейшее удовлетворение требований человека, это оружие держащего. Поэтому вопрос, вынесенный в название данной главы, каждому предстоит решать в индивидуальном порядке.
Но при этом не стоит забывать, что, являясь по сути своей очередной акцией психологического давления, рассматриваемая мера законных оснований под собой не имеет. Само по себе требование при отсутствии признаков противодействия уже является незаконным.
*** Производство обыска В начале нашей статьи мы упоминали, что рассмотрим ситуацию в стадии, когда уголовное дело не возбуждено. Это важно в связи с тем, что как только возбуждается уголовное дело, в действие вступают нормы уголовно-процессуального законодательства. Действиями оперативников руководит уже следователь, практически каждый шаг регламентирован УПК и протоколируется. Мы же говорим о действиях оперативно-розыскного характера, базирующихся на несколько иной правовой платформе, нежели производство предварительного следствия.
Следующими в описанной цепочке событий становятся действия сотрудников опергруппы, по своим признакам формально подпадающие под описание обыска, как они даются в действующем уголовно-процессуальном законодательстве.
Однако в соответствии с УПК обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора (часть 3 статьи 168 УПК). При его производстве обязательно присутствие понятых, должен составляться протокол и т.д. Кроме того, обыск — следственное действие и проводится только по возбужденному уголовному делу.
Полицейские же, которые методично изучают помещение, содержимое ящиков, шкафов и прочего, если они пришли с проверкой (что не является следственным действием), никаких постановлений не предъявляют и протоколов не ведут, но действия их нередко заканчиваются изъятием финансовой документации (именно ее чаще всего и изымает налоговая полиция).
При проведении проверки оперативной информации ведения протокола законодательство не требует.
Если же изучение помещения является осмотром места происшествия, то при его проведении требуются присутствие следователя и понятых, а также составление протокола. В соответствии с частью 2 статьи 178 УПК это единственное следственное действие, которое проводится до возбуждения уголовного дела.
С изъятием же документов дело может обстоять неоднозначно.
Согласно п. 2 части 1 статьи 11 Закона “О полиции” федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 года, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений. Это допускается в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
В акте об изъятии документов, согласно статье 89 НК, должна быть обоснована необходимость изъятия и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при изъятии документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогоплательщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта об изъятии документов передается налогоплательщику.
Как гласит статья 94, выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. При этом постановление подлежит утверждению руководителем (или его заместителем) соответствующего налогового органа.
Производство выемки в ночное время не допускается.
Кроме того, данные действия совершаются в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
Документы и предметы, не имеющие отношения к проверке, изъятию не подлежат.
О производстве выемки составляется протокол, изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.
В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы.
При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение 5 дней после изъятия.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Копия протокола вручается под расписку или высылается лицу, у которого производилось изъятие.
Все эти положения не новы. До вступления НК в силу они были закреплены в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и Инструкции о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений и граждан.
Согласно п.8 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 г. “О бухгалтерском учете” главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Проанализировав перечисленные положения, можно сделать вывод, что, изъяв документы без описей, протоколов и прочих перечисленных атрибутов, полицейские провели незаконное изъятие.
Но, с другой стороны, не стоит забывать п. 1 статьи 11 Закона “О полиции”, согласно которому сотрудникам органов налоговой полиции предо-ставлено право проводить в соответствии с законодательством (то есть с Законом “Об ОРД”) оперативно-розыскные мероприятия. Целью их является выявление, предупреждение и пресечение фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов.
В перечне оперативно-розыскных мероприятий, который содержится в статье 6 Закона “Об ОРД”, значатся обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также исследование предметов и документов. На вопрос о том, что включается в понятия “обследование” и “исследование” и при каких условиях они проводятся, законодательство не дает четкого ответа. Отсюда возможность провести обыск, назвав его обследованием.
При проведении оперативно-розыскных меро-приятий на основании пункта 1 части 1 статьи 15 оперативники имеют право производить изъятие предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Поэтому, если оперативники у вас что-нибудь изымают, то, скорее всего, они убеждены, что своими действиями устраняют угрозу экономической безопасности России.
Понятие “материалы” в рассмотренном пункте не расшифровано, что дает повод для самой широкой трактовки данного термина и позволяет включить сюда и финансовую документацию.
Вывод в данной ситуации следует весьма неутешительный. Двойственность правового статуса налогового полицейского (представителя налогового органа с одной стороны и сотрудника оперативного подразделения правоохранительных органов — с другой) порождает положение, при котором доказать неправомерность произведенного изъятия документов в судебном порядке практически невозможно.
*** Возможность обжалования Если вы остались недовольны посещением и действиями сотрудников Федеральной службы налоговой полиции, можете начинать жаловаться.
Органы, в которые можно подавать жалобу:
1) суд;
2) прокуратура;
3) вышестоящий орган налоговой полиции.
Часть 2 статьи 46 Конституции предоставляет всем лицам право обжалования решений и действий (или бездействий) органа государственной власти (которым является ФСНП РФ) и должностных лиц в суде.
По отношению к физическим лицам данное положение конкретизируется в Законе РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.
На основании части 4 статьи 2 указанного закона гражданин вправе обжаловать как вышена-званные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.
Юридические лица обжалуют действия налоговой полиции в арбитражном суде на основании статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса, в соответствии с которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами (организациями).
Помимо указанных нормативных актов часть 2 статьи 20 Закона “О полиции” и часть 2 статьи 5 Закона “Об ОРД” предоставляют право не только гражданам, но и юридическим лицам обжаловать действия сотрудника в суд, вышестоящие органы налоговой полиции или прокуратуру.
Как следует из статьи 10 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Ответ на обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Не стоит забывать и о существовании статьи 16 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием.
В заключение данной главы несколько слов о доказательствах. При обжаловании они — самое важное, ибо без них утверждать, что ваши визитеры вели себя противоправным образом, не имеет смысла.
Одно из важных правил: собирайте как можно больше бумаг. При любых действиях требуйте протоколирования и передачи вам копии протокола действий полицейских, при попытке изъятия чего бы то ни было — расписки с подробным описанием изъятого.
Настаивайте на своем, даже если закон не предусматривает документального оформления — пусть психологический дискомфорт испытывает ваш оппонент, рассказывая вам, на чем основано его право требования. Если бумаги составляются полицейскими, внимательно вчитывайтесь в текст. Обязательно перед тем, как подписать документ, сформулируйте в голове выводы, которые вытекают из его содержания. Если имеете замечания, обязательно укажите их рядом со своей подписью.
Неплохим доказательством служат показания свидетелей. Сотрудники вашей фирмы могут быть признаны заинтересованной стороной. Но их сведения все же имеют вес. Хотя, конечно, лучше бы было, если бы в момент визита у вас в помещении находилась пара человек “со стороны”, могущих потом подтвердить ваши слова.
В идеале было бы неплохо иметь видеозапись действий сторон. Во-первых, она признается процессуальным доказательством, а, во-вторых, трудно утверждать, что нарушений закона не было, если на экране люди в масках, лихо орудуя прикладами, укладывают ваших сотрудников, которые не оказывают сопротивления.
Оборудовать все помещения видеокамерами, конечно, дороговато, но таковы сегодняшние реалии — за безопасность бизнеса необходимо хорошо платить.
*** Получение информации об ОРД Ранее упоминалось, что информацию об источнике сведений, давших повод для проведения оперативной проверки, на месте узнать невозможно.
Такая возможность появляется в ситуации, когда виновность лица в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления. Если вы располагаете фактами проведения в отношении вас оперативно-розыскных мероприятий и полагаете, что при этом были нарушены ваши права, то в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона “Об ОРД” вы вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, все имеющиеся сведения о полученной на вас информации.
Требование может быть выполнено в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.
Если в предоставлении запрошенных сведений будет отказано или если вы полагаете, что сведения получены не в полном объеме, то отказ также можно обжаловать в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении вам сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю. Исключение составляют сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (часть 4 статьи 5 Закона “Об ОРД”).
В случае, когда решение органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю признано необоснованным, судья может обязать указанный орган предоставить заявителю требуемые сведения.
Несмотря на то, что во время производства рассмотренных нами действий никакие протоколы могли не составляться, факт проведения у вас оперативной проверки все же находит свое отражение на бумаге, а точнее — в деле оперативного учета.
Согласно статье 10 Закона “Об ОРД” дела оперативного учета заводятся при наличии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
О проведении проверки оперативной информации обычно составляется отчет, который и подшивается в дело оперативного учета.
Согласно части 6 статьи 5 Закона “Об ОРД” полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного.
За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
Таким образом, если вы решили обжаловать действия оперативников, не стоит затягивать процесс подачи жалобы.
|