В связи с празднованием 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей
декларации прав человека, Президент России объявил 1998 г. Годом прав человека
в Российской Федерации и поручил Комиссии по правам человека с участием заинтересованных
органов государственной власти и научно-исследовательских организаций разработать
проект Федеральной Концепции по обеспечению и защите прав человека.
Цель концепции — дать объективную характеристику существующего положения с
правами человека в посттоталитарной России и предложить меры по созданию действующих
гарантий реализации и обеспечения основных прав и свобод личности.
При подготовке этого документа Комиссия исходила из того, что одним из величайших
завоеваний человечества уходящего XX в. является создание кодекса международно-правовых
документов о правах и свободах человека и международных институтов и организаций,
призванных обеспечить реализацию их положений. Начиная с принятия в декабре 1948
г. Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации
прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование
институтов и процедур их обеспечения и защиты. Более чем полувековой опыт движения
человечества по этому пути неопровержимо доказал, что без обеспечения прав и свобод
человека невозможно достижение демократии и социально-экономического процветания,
построение правового государства.
Права человека:
- устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;
- упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе международно-признанных
норм и стандартов в области прав и свобод человека;
- очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение
государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу
государственных структур;
- определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность
последнего за свою деятельность перед личностью и обществом;
- обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, стабильность,
устойчивое развитие общества, его нормальную жизнедеятельность.
Признание, соблюдение и защита прав человека волей народа, выраженной на референдуме
в декабре 1993 г., стали конституционной обязанностью Российского государства,
одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить
положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу,
неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную
защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы
человека выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида,
социальных и этно-конфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение
являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периода
нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий против возврата
общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит
от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли
они воплощены в жизнь.
Данная Концепция призвана способствовать:
- выработке стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики
реального обеспечения прав и свобод человека, защиты его от любого произвола и
беззакония;
- привлечению внимания властных структур и общественности к неблагополучным
ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека;
- определению основных направлений развития законодательной и правоприменительной
практики в России в области прав человека, содействующей созданию комплексной
целостной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутринациональные и
международные стандарты и нормы, государственные и общественные механизмы;
- установлению тесной координации внутригосударственной (национальной) системы
защиты прав человека с международно-правовыми системами;
- развитию правового воспитания с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права
и свободы, умел ими пользоваться и защищать их.
В основу Концепции прав человека в России положены принципы взаимоотношений человека
и государства, признанные международным сообществом. Эти принципы закреплены в
Конституции Российской Федерации, вобравшей в себя мировой опыт развития прав
человека, нашедший воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном
пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека
и основных свобод и в ряде других международных актах. Данные принципы гласят:
- права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются неотъемлемыми
и неотчуждаемыми;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы
каждому, кто находится под юрисдикцией государства;
- права человека — высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита — обязанность
государства;
- права человека — средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства,
которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других
лиц;
- основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства,
их регулирование — предмет ведения федеральных органов власти, а обеспечение и
защита — совместного ведения федеральной и региональной властей;
- гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и
свободы равноценны по своей значимости, едины (неразделимы) и взаимосвязаны;
- коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить
индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности:
- права человека регулируются законом;
- основные фундаментальные права человека должны соблюдаться в любой ситуации.
Они могут быть ограничены только законом и исключительно для указанных в Конституции
РФ и в важнейших международно-правовых актах целях: защиты основ конституционного
строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
общественного порядка, обороны страны и безопасности государства. Временные ограничения
прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения должны быть соразмерны
и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться
по мере нормализации ситуации, изменения причин, вызвавших их.
Возрождение России в XXI в. возможно только в том случае, если ее величие будет
заключаться не только в экономической и даже военной мощи — этого страна на протяжении
своей многовековой истории достигала неоднократно, но каждый раз такая мощь оказывалась
непрочной, — но и в созидательной деятельности ее свободных, равноправных и процветающих
граждан. История страны, в том числе последнего десятилетия, свидетельствует,
что сила государства оказывается иллюзорной, если оно само является лишь орудием
в руках дворянско-аристократических, партийно-номенклатурных или новых элит и
олигархов. Только пользующиеся всеми правами и свободами люди обладают подлинной
гражданственностью, могут созидательно участвовать в управлении делами государства
и общества и готовы самоотверженно защищать их от внутренних и внешних угроз.
Поэтому будущее в XXI в. принадлежит тем странам, в которых главной заботой властей
является человек, его права и свободы.
Состояние дел с правам человека зависит от уважения и соблюдения указанных
выше принципов, от их воплощения в законодательстве, системе и процедурах защиты
прав человека. В свою очередь способы совершенствования законодательства и институтов
и процедур защиты прав человека, выработки комплексного и эффективного механизма
такой защиты определяются во многом состоянием этих прав, трудностями и проблемами,
стоящими на пути этого совершенствования. Исходя из этого, в Концепции специальные
разделы посвящены рассмотрению таких вопросов, как развитие политических и гражданских
прав, защита социально-экономических прав населения, обеспечение единых стандартов
осуществления прав человека на всей территории Российской Федерации и развитие
российского законодательства, совершенствование системы и процедур обеспечения
прав человека.
Особое внимание в Концепции уделяется положению групп населения, которые в
связи с изменениями, происшедшими в стране, — распадом Советского Союза, переходом
к рыночным отношениям, резким сокращением вооруженных сил, падением производства
— оказались в крайне неблагоприятном положении. Это — вынужденные переселенцы
и беженцы, военнослужащие, национальные меньшинства и коренные малочисленные народы,
дети, женщины, лица, лишенные свободы, соотечественники.
В Концепции подчеркивается, что за последние десять лет Россия совершила прорыв
в области политических и гражданских прав. Впервые за ее многовековую историю
граждане страны получили возможность на основе Конституции и федеральных законов
реально осуществлять такие демократические права, как право избирать и быть избранными
в органы государственной власти и управления, участвовать в митингах, демонстрациях,
шествиях и в других формах вовлеченности в политику, участвовать в государственном
управлении, право на свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания,
получение информации от государственных органов, право покидать свою страну и
возвращаться обратно и др. Поэтому, можно утверждать, что россияне из подданных
и политических статистов превращаются на протяжении этих лет в самостоятельных
субъектов политического управления, в полноценных граждан. Процесс этой политической
трансформации от административно-бюрократической системы властных отношений к
демократическо-правовой системе пока далеко не завершен, и на фоне заметных улучшений
особенно нетерпимы некоторые, хотя и смягченные, но сохранившиеся ограничения
и новые формы нарушений политических и гражданских прав. В Концепции формулируются
меры, направленные на предотвращение нарушений этих прав и их неуклонное воплощение
в жизнь.
Согласно Конституции Россия провозгласила себя социальным государством, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Социальное государство обязано реализовывать принципы справедливого
распределения выгод и тягот развития общества, социальной поддержки и взаимопомощи,
осуществлять такую стратегию экономических реформ, которая обеспечит достойное
существование всем его гражданам и общественное согласие в стране.
Указанные принципы социального государства в нынешних условиях остаются программой
на будущее, провозглашенными целями развития. Уровень реальных денежных доходов
населения и уровень реальной оплаты труда непрерывно снижаются. Вознаграждение
за труд в среднем по стране приближается к черте социального пособия по выживаемости.
Усилилось имущественное расслоение. В условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим
требованиям, работает сегодня почти половина трудящихся.
Все это в сочетании со значительным недофинансированием социальных программ,
недостаточным вниманием к этой сфере федеральных, региональных и местных властей
порождает незащищенность социально-экономических прав граждан: высокий уровень
безработицы, многомесячную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий
и пособий, экономические конфликты между работодателями и служащими и т.д. Именно
на сферу социально-экономических прав (трудовых, жилищных, права на социальное
обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование и т.д.) приходится
основной массив нарушений прав человека. Наиболее массовыми являются нарушения
по вопросам оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на
производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени
и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи; коллективных
договоров. Систематический и широко распространенный характер приобрели подмена
трудовых отношений гражданско-правовыми, переход на натуральную оплату труда,
принудительный перевод работников на неполное рабочее время и др.
Защита социальных и экономических прав имеет свою специфику; для обеспечения
этой категории прав недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения
нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность государства,
направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики,
повышения материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение защиты социально-экономических
прав населения — длительный и постепенный процесс преобразований, направленный
на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений
между отдельными индивидами и государством — отношений социального партнерства
и социальной интеграции. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной
необходимости создания комплексного механизма защиты социальных и экономических
прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные
средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в этой области.
Именно на формирование и эффективное функционирование такого комплекса и ориентированы
меры, предлагаемые в Концепции. Приоритетными направлениями здесь по-прежнему
являются повышение эффективности социальной политики государства, предоставление
действенных гарантий конституционных прав граждан в области труда, занятости,
социального обеспечения, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, достижения
коренного улучшения материального положения и условий жизни людей.
В целом Концепция отражает состояние прав и свобод человека в Российской Федерации,
степень соответствия законодательства страны и правоохранительной практики в важнейших
сферах общественной и государственной жизни международным нормам и стандартам.
Она является выражением трудного и противоречивого, но все же неуклонного продвижения
страны по пути превращения прав и свобод человека в основополагающую ценность
возрождающейся России, ее национальной идеи третьего тысячелетия.
Концепция содержит конкретные предложения по совершенствованию правового, политико-административного
и общественного механизмов обеспечения этих прав и свобод. На настоящем этапе
развития страны наиболее целесообразным явилась бы координация всей работы по
правам человека Президентским Советом по правам человека, возглавляемым президентом
страны, а в его отсутствие — председателем правительства. Альтернативный вариант
решения этого вопроса мог бы состоять в создании Совета по правам человека, возглавляемого
руководителем Администрации Президента Российской Федерации.
Подобные советы следует создать во всех субъектах Российской Федерации, где
они должны возглавляться главами администраций.
В круг обязанностей таких советов, состоящих из председателей различных комиссий
по правам человека и руководителей заинтересованных министерств и ведомств, мог
бы входить весь широкий спектр проблем, связанных с обеспечением и защитой основных
прав и свобод человека, укреплением политической и правовой основ российской демократической
системы.
Создание советов по правам человека будет иметь самое позитивное воздействие
на всю ситуацию, связанную с правами человека, их обеспечением и защитой.
Такое решение позволит, во-первых, привести законодательство субъектов Российской
Федерации в соответствие с Конституцией страны и федеральными законами и обеспечить
в самые кратчайшие сроки единые стандарты осуществления и защиты прав человека
на всей территории страны;
во-вторых, эта акция будет свидетельством того, что несмотря на все трудности,
права человека продолжают оставаться главным ориентиром в деятельности президента
страны, всех властных структур российского общества и должностных лиц, глав администраций
субъектов Российской Федерации;
в-третьих, она встретит активную поддержку демократической общественности в
стране как в Центре, так и, в особенности, в провинции, где правозащитные вопросы
стоят особенно остро, а российским гражданам трудно добиться удовлетворения своих
справедливых требований и восстановления нарушенных прав;
в-четвертых, создание Совета по правам человека будет свидетельствовать не
о «затухании» демократических процессов в стране, а о самых серьезных намерениях
властей добиваться соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Реализация
главой государства его функций гаранта прав и свобод гражданина во многом зависит
от эффективной и согласованной деятельности всех органов государства как на федеральном
уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Она особенно необходима для полной реализации тех предложений, которые содержатся
в Концепции. После ее утверждения Президентом Российской Федерации она будет Программой
действий для всех ветвей власти как на федеральном, так и на местном уровнях.
Только при их конструктивном взаимодействии и широкой поддержке населения и
всех институтов формирующегося гражданского общества меры, предлагаемые в Концепции,
будут успешно претворяться в жизнь.
Россия должна войти в третье тысячелетие с эффективной Программой действий
по обеспечению и защите прав и свобод человека и российских граждан.
В.Карташкин,
председатель
Комиссии по правам человека
при Президенте
Российской Федерации
15.11.1999
|