Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
О Федеральной концепции по обеспечению и защите прав и свобод человека

В связи с празднованием 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, Президент России объявил 1998 г. Годом прав человека в Российской Федерации и поручил Комиссии по правам человека с участием заинтересованных органов государственной власти и научно-исследовательских организаций разработать проект Федеральной Концепции по обеспечению и защите прав человека.

Цель концепции — дать объективную характеристику существующего положения с правами человека в посттоталитарной России и предложить меры по созданию действующих гарантий реализации и обеспечения основных прав и свобод личности.

При подготовке этого документа Комиссия исходила из того, что одним из величайших завоеваний человечества уходящего XX в. является создание кодекса международно-правовых документов о правах и свободах человека и международных институтов и организаций, призванных обеспечить реализацию их положений. Начиная с принятия в декабре 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, происходит непрерывный процесс кодификации прав человека как на международном, так и на национальном уровнях, совершенствование институтов и процедур их обеспечения и защиты. Более чем полувековой опыт движения человечества по этому пути неопровержимо доказал, что без обеспечения прав и свобод человека невозможно достижение демократии и социально-экономического процветания, построение правового государства.

Права человека:

  • устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию;
  • упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе международно-признанных норм и стандартов в области прав и свобод человека;
  • очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур;
  • определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом;
  • обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, стабильность, устойчивое развитие общества, его нормальную жизнедеятельность.
Признание, соблюдение и защита прав человека волей народа, выраженной на референдуме в декабре 1993 г., стали конституционной обязанностью Российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу, неприкосновенность личной жизни, активное участие в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию его культурного и творческого потенциала. Права и свободы человека выражают согласованные и жизненно необходимые интересы каждого индивида, социальных и этно-конфессиональных групп и слоев, всех россиян. Их защита и обеспечение являются одним из ключевых факторов решения сложных задач переходного периода нашей страны, стратегии ее устойчивого развития, создания гарантий против возврата общества к прошлому. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь.

Данная Концепция призвана способствовать:

  • выработке стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, защиты его от любого произвола и беззакония;
  • привлечению внимания властных структур и общественности к неблагополучным ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека;
  • определению основных направлений развития законодательной и правоприменительной практики в России в области прав человека, содействующей созданию комплексной целостной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутринациональные и международные стандарты и нормы, государственные и общественные механизмы;
  • установлению тесной координации внутригосударственной (национальной) системы защиты прав человека с международно-правовыми системами;
  • развитию правового воспитания с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими пользоваться и защищать их.
В основу Концепции прав человека в России положены принципы взаимоотношений человека и государства, признанные международным сообществом. Эти принципы закреплены в Конституции Российской Федерации, вобравшей в себя мировой опыт развития прав человека, нашедший воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и в ряде других международных актах. Данные принципы гласят:
  • права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
  • права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства;
  • права человека — высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита — обязанность государства;
  • права человека — средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных правами человека;
  • обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
  • осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, их регулирование — предмет ведения федеральных органов власти, а обеспечение и защита — совместного ведения федеральной и региональной властей;
  • гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны по своей значимости, едины (неразделимы) и взаимосвязаны;
  • коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности:
  • права человека регулируются законом;
  • основные фундаментальные права человека должны соблюдаться в любой ситуации. Они могут быть ограничены только законом и исключительно для указанных в Конституции РФ и в важнейших международно-правовых актах целях: защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественного порядка, обороны страны и безопасности государства. Временные ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации ситуации, изменения причин, вызвавших их.
Возрождение России в XXI в. возможно только в том случае, если ее величие будет заключаться не только в экономической и даже военной мощи — этого страна на протяжении своей многовековой истории достигала неоднократно, но каждый раз такая мощь оказывалась непрочной, — но и в созидательной деятельности ее свободных, равноправных и процветающих граждан. История страны, в том числе последнего десятилетия, свидетельствует, что сила государства оказывается иллюзорной, если оно само является лишь орудием в руках дворянско-аристократических, партийно-номенклатурных или новых элит и олигархов. Только пользующиеся всеми правами и свободами люди обладают подлинной гражданственностью, могут созидательно участвовать в управлении делами государства и общества и готовы самоотверженно защищать их от внутренних и внешних угроз. Поэтому будущее в XXI в. принадлежит тем странам, в которых главной заботой властей является человек, его права и свободы.

Состояние дел с правам человека зависит от уважения и соблюдения указанных выше принципов, от их воплощения в законодательстве, системе и процедурах защиты прав человека. В свою очередь способы совершенствования законодательства и институтов и процедур защиты прав человека, выработки комплексного и эффективного механизма такой защиты определяются во многом состоянием этих прав, трудностями и проблемами, стоящими на пути этого совершенствования. Исходя из этого, в Концепции специальные разделы посвящены рассмотрению таких вопросов, как развитие политических и гражданских прав, защита социально-экономических прав населения, обеспечение единых стандартов осуществления прав человека на всей территории Российской Федерации и развитие российского законодательства, совершенствование системы и процедур обеспечения прав человека.

Особое внимание в Концепции уделяется положению групп населения, которые в связи с изменениями, происшедшими в стране, — распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям, резким сокращением вооруженных сил, падением производства —  оказались в крайне неблагоприятном положении. Это — вынужденные переселенцы и беженцы, военнослужащие, национальные меньшинства и коренные малочисленные народы, дети, женщины, лица, лишенные свободы, соотечественники.

В Концепции подчеркивается, что за последние десять лет Россия совершила прорыв в области политических и гражданских прав. Впервые за ее многовековую историю граждане страны получили возможность на основе Конституции и федеральных законов реально осуществлять такие демократические права, как право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях и в других формах вовлеченности в политику, участвовать в государственном управлении, право на свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, получение информации от государственных органов, право покидать свою страну и возвращаться обратно и др. Поэтому, можно утверждать, что россияне из подданных и политических статистов превращаются на протяжении этих лет в самостоятельных субъектов политического управления, в полноценных граждан. Процесс этой политической трансформации от административно-бюрократической системы властных отношений к демократическо-правовой системе пока далеко не завершен, и на фоне заметных улучшений особенно нетерпимы некоторые, хотя и смягченные, но сохранившиеся ограничения и новые формы нарушений политических и гражданских прав. В Концепции формулируются меры, направленные на предотвращение нарушений этих прав и их неуклонное воплощение в жизнь.

Согласно Конституции Россия провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство обязано реализовывать принципы справедливого распределения выгод и тягот развития общества, социальной поддержки и взаимопомощи, осуществлять такую стратегию экономических реформ, которая обеспечит достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране.

Указанные принципы социального государства в нынешних условиях остаются программой на будущее, провозглашенными целями развития. Уровень реальных денежных доходов населения и уровень реальной оплаты труда непрерывно снижаются. Вознаграждение за труд в среднем по стране приближается к черте социального пособия по выживаемости. Усилилось имущественное расслоение. В условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, работает сегодня почти половина трудящихся.

Все это в сочетании со значительным недофинансированием социальных программ, недостаточным вниманием к этой сфере федеральных, региональных и местных властей порождает незащищенность социально-экономических прав граждан: высокий уровень безработицы, многомесячную задолженность по выплатам заработной платы, пенсий и пособий, экономические конфликты между работодателями и служащими и т.д. Именно на сферу социально-экономических прав (трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование и т.д.) приходится основной массив нарушений прав человека. Наиболее массовыми являются нарушения по вопросам оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени  и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи; коллективных договоров. Систематический и широко распространенный характер приобрели подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, переход на натуральную оплату труда, принудительный перевод работников на неполное рабочее время и др.

Защита социальных и экономических прав имеет свою специфику; для обеспечения этой категории прав недостаточно юридических механизмов и процедур предотвращения нарушений этих прав. Необходима разносторонняя созидательная деятельность государства, направленная на осуществление социальной политики на основе развития экономики, повышения материального уровня жизни населения. Поэтому обеспечение защиты социально-экономических прав населения — длительный и постепенный процесс преобразований, направленный на достижение социально-экономического прогресса, формирование нового типа взаимоотношений между отдельными индивидами и государством — отношений социального партнерства и социальной интеграции. Однако постепенность этого процесса не умаляет насущной необходимости создания комплексного механизма защиты социальных и экономических прав населения, сочетающего в себе экономические, политические, юридические, административные средства и позволяющего минимизировать случаи нарушения прав человека в этой области.

Именно на формирование и эффективное функционирование такого комплекса и ориентированы меры, предлагаемые в Концепции. Приоритетными направлениями здесь по-прежнему являются повышение эффективности социальной политики государства, предоставление действенных гарантий конституционных прав граждан в области труда, занятости, социального обеспечения, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, достижения коренного улучшения материального положения и условий жизни людей.

В целом Концепция отражает состояние прав и свобод человека в Российской Федерации, степень соответствия законодательства страны и правоохранительной практики в важнейших сферах общественной и государственной жизни международным нормам и стандартам. Она является выражением трудного и противоречивого, но все же неуклонного продвижения страны по пути превращения прав и свобод человека в основополагающую ценность возрождающейся России, ее национальной идеи третьего тысячелетия.

Концепция содержит конкретные предложения по совершенствованию правового, политико-административного и общественного механизмов обеспечения этих прав и свобод. На настоящем этапе развития страны наиболее целесообразным явилась бы координация всей работы по правам человека Президентским Советом по правам человека, возглавляемым президентом страны, а в его отсутствие — председателем правительства. Альтернативный вариант решения этого вопроса мог бы состоять в создании Совета по правам человека, возглавляемого руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Подобные советы следует создать во всех субъектах Российской Федерации, где они должны возглавляться главами администраций.

В круг обязанностей таких советов, состоящих из председателей различных комиссий по правам человека и руководителей заинтересованных министерств и ведомств, мог бы входить весь широкий спектр проблем, связанных с обеспечением и защитой основных прав и свобод человека, укреплением политической и правовой основ российской демократической системы.

Создание советов по правам человека будет иметь самое позитивное воздействие на всю ситуацию, связанную с правами человека, их обеспечением и защитой.

Такое решение позволит, во-первых, привести законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией страны и федеральными законами и обеспечить в самые кратчайшие сроки единые стандарты осуществления и защиты прав человека на всей территории страны;

во-вторых, эта акция будет свидетельством того, что несмотря на все трудности, права человека продолжают оставаться главным ориентиром в деятельности президента страны, всех властных структур российского общества и должностных лиц, глав администраций субъектов Российской Федерации;

в-третьих, она встретит активную поддержку демократической общественности в стране как в Центре, так и, в особенности, в провинции, где правозащитные вопросы стоят особенно остро, а российским гражданам трудно добиться удовлетворения своих справедливых требований и восстановления нарушенных прав;

в-четвертых, создание Совета по правам человека будет свидетельствовать не о «затухании» демократических процессов в стране, а о самых серьезных намерениях властей добиваться соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина. Реализация главой государства его функций гаранта прав и свобод гражданина во многом зависит от эффективной и согласованной деятельности всех органов государства как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Она особенно необходима для полной реализации тех предложений, которые содержатся в Концепции. После ее утверждения Президентом Российской Федерации она будет Программой действий для всех ветвей власти как на федеральном, так и на местном уровнях.

Только при их конструктивном взаимодействии и широкой поддержке населения и всех институтов формирующегося гражданского общества меры, предлагаемые в Концепции, будут успешно претворяться в жизнь.

Россия должна войти в третье тысячелетие с эффективной Программой действий по обеспечению и защите прав и свобод человека и российских граждан.

В.Карташкин,
председатель
Комиссии по правам человека
при Президенте
Российской Федерации
15.11.1999


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки