В докладе используется термин "вынужденные переселенцы", хотя власти Российской Федерации отказываются предоставлять этот статус людям, вынужденным бежать от боевых действий в Чеченской Республике. Однако имеются случаи, когда людям удавалось добиваться получения такого статуса в судебном порядке.
Подготовка к предстоящей зиме
В течение весны и двух первых месяцев лета федеральные органы власти РФ в согласии с Временной администрацией Чеченской Республики продолжали проводить политику “выдавливания” вынужденных переселенцев из Ингушетии в Чечню, оказывая косвенное давление и на правительство Ингушетии (см. "В ожидании осени. Надвигающаяся катастрофа" доклад ПЦ "Мемориал" и комитета "Гражданское содействие" ).
Однако в августе глава Временной Администрации Чеченской Республики А-Х.Кадыров наконец-то признал тот факт, что в настоящее время на территории Чечни нет условий для приема всех вынужденных переселенцев и что значительная часть из них останется на зиму в Ингушетии. Это правильное по сути заявление слишком запоздало, так как весь летний период Ингушетии не только не помогали готовиться к зиме, но и чинили препятствия. (см. тот же доклад).
Министр по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации А.В.Блохин сообщил на слушаниях в Государственной Думе РФ 21 сентября 2000 г., что на 19 сентября на территории Республики Ингушетии находилось официально зарегистрированных 141.070 человек, покинувших Чеченскую Республику.
Правительство Ингушетии, наконец-то получив официальное согласие на начало работ по подготовке мест размещения вынужденных переселенцев к зиме, в спешном порядке начало заключать договоры с подрядчиками на проведение работ по благоустройству компактных мест размещения вынужденных переселенцев (подводка электроэнергии, газа, воды, ремонт имеющихся коммуникаций). Важно отметить, что в Ингушетии подобные договоры по сложившейся недоброй традиции заключаются в долг, т.к. документы на выделение денег в Министерстве финансов РФ оформляются со значительными задержками. Так же происходило и в этот раз.
В последние дни лета в Ингушетии ожидали визита министра РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики А.В.Блохина. Он должен был наконец-то решить вопрос о строительстве (при содействии управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН) лагеря для размещения вынужденных переселенцев из Чечни на 12 тысяч человек. Необходимо отметить, что даже при положительном решении министра работы по строительству лагеря, первоначально запланированные на июнь-июль, должны были бы осуществляться в осенний период, что, соответственно, оттягивало переезд вынужденных переселенцев в более приспособленные к холодам помещения. А.В.Блохин, в ходе визита посетивший лагеря, опять заявил о нецелесообразности строительства нового лагеря и предложил УВКБ ООН направить средства на реконструкцию уже имеющихся лагерей. И действительно, такая реконструкция тоже нужна, так как только в палаточном лагере "Барт" ("Согласие") в г.Карабулак больше половины палаточного фонда подлежит замене, в пятидесяти палатках МЧС вообще нет деревянных настилов на полу, 10 частных палаток нуждаются в зимнем укомплектовании (полы и печки).
Оставив для окончательного решения вопроса своего заместителя Павленко, Блохин уехал. В назрановском офисе УВКБ ООН состоялась встреча, на которой присутствовали Павленко, министр по чрезвычайным ситуациям Ингушетии В.П.Кукса, руководитель Миграционной службы Ингушетии М.Гиреев и представители московского офиса УВКБ ООН. В ходе долгих дискуссий и обсуждений было принято решение, что лагерь все-таки строить надо, поскольку даже полное обустройство имеющихся лагерей не даст необходимых дополнительных мест. УВКБ ООН взяло на себя поэтапную установку лагеря на 12000 мест. Первый блок, на 4 тысячи, должен быть закончен в течение 6 недель.
Однако следует признать, что даже строительство лагеря на 12 тысяч мест не решает проблему расселения вынужденных переселенцев в Ингушетии. К зиме следует переселить из неприспособленных для зимовки вагонов около 8000 вынужденных переселенцев. Оставшихся 4000 мест не достаточно, чтобы принять всех людей из неприспособленных под жилье помещений.
МЧС Ингушетии по поручению Правительства этой Республики приступило к подготовке списка:
- мест, где размещены вынужденные переселенцы, но которые абсолютно непригодны для проживания людей,
- хозяйственных и социальных объектов, где размещены вынужденные переселенцы, но которые должны быть освобождены и задействованы по их предназначению.
Такой список даст реальное число людей, нуждающихся в первую очередь в жилье. Очевидно, что это число намного превышает 4000.
Министр по чрезвычайным ситуациям Ингушетии В.П.Кукса обратился к гуманитарным организациям с просьбой взять на себя финансирование еще одного лагеря - на 4000 мест.
Однако остается вопрос: что будет с теми, кто живет в частном секторе (а таких в Ингушетии большинство)? У тех из них, кто платил хозяевам за проживание, заканчиваются средства, тем же, кого приютили бесплатно, тоже надо искать новое жилье, так как война затягивается, и хозяева не выдерживают постоянной экстремальной нагрузки. Люди буквально оказываются на улице, и деться им некуда! В Министерстве РИ по чрезвычайным ситуациям понимают катастрофичность ситуации, но не видят реальных путей выхода из нее.
В августе 2000 г. Правозащитный центр "Мемориал", публикуя доклад о положении вынужденных переселенцев в Ингушетии, назвал его "В ожидании осени. Надвигающаяся каткстрофа". И вот осень, о приходе которой давно предупреждал ПЦ "Мемориал", наступила. Люди в не отапливаемых ж/д вагонах уже жалуются на холода…
В сложившейся ситуации власти Ингушетии сами вынужденно начали оказывать "мягкое" давление на вынужденных переселенцев. Выходцы из чеченских "зон безопасности" снимаются с довольствия, что должно подтолкнуть их к возращению домой. О том, насколько иллюзорна безопасность в этих зонах "Мемориал" уже неоднократно сообщал (Зоны безопасности, Сообщение по итогам поездки представителей ПЦ “Мемориал” в Ингушетию и Чечню 12-20 января 2000 г., В ожидании осени. Надвигающаяся катастрофа, Сообщение наблюдательной миссии в зоне вооружённого конфликта в Чечне 15 февраля 2000 г.). В сегодняшней Чечне нет гарантированно безопасных мест. Именно поэтому вынужденные переселенцы не настроены на возвращение. Из тех же, кто не выдержав тягот бездомно-беженской жизни все-таки уехали в Чечню, многие возвращаются обратно. Ингушетия не регистрирует "вторичников" и они живут, не получая довольствие, у родственников и знакомых. Таким образом, сегодня на 141 000 зарегистрированных вынужденных переселенцев приходится 8 тысяч незарегистрированных, большинство из которых "вторичники" (в одном только лагере "Северный" их около 200 человек).
Приток вынужденных переселенцев в Ингушетию всегда обусловлен событиями в Чечне. Так, после распространения странной, "маечной" болезни в Старых Атагах (см. сообщение ПЦ "Мемориал" "Отравление в Старых Атагах. Несчастный случай? Вспышка заболевания? Применение оружия?"), в лагерях появились новые вынужденные переселенцы - атагинцы. Люди бегут после зачисток, обстрелов, грабежей.
Вместе с тем растет напряжение и в самой Ингушетии. Здесь усиленно муссируются слухи о якобы предстоящих "зачистках" среди вынужденных переселенцев - это следствие постоянных утверждений представителей федеральной власти и средств массовой информации о том, что в Ингушетии живут и лечатся боевики. Панические настроения переселенцев вполне оправданны даже если допустить, что "зачистка" сведется к проверке документов. У многих из них документы были утеряны во время обстрелов и бомбардировок, а новые удостоверения личности они длительное время получить не могли. ПЦ "Мемориал" неоднократно заявлял об этом на разных уровнях (по фактам нарушений прав граждан при оформлении новых документов, удостоверяющих личность, и регистрации вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, изложенным в письме ПЦ “Мемориал”, прокуратурой Ингушетии была произведена проверка. С 4 сентября 2000 г. указанием МВД РФ функции регистрации и выдачи документов, удостоверяющих личность проживающих на территории Ингушетии граждан Чеченской Республики возложены на ПВС МВД РИ)
Продовольствие
Почти все лето, поскольку отсутствовало финансирование, а поставщики прекратили работать в долг, в лагерях не было горячего питания и хлеба (см. "В ожидании осени. Надвигающаяся катастрофа" доклад ПЦ "Мемориал" и комитета "Гражданское содействие"). Наконец в августе федеральные органы выделили 40 млн. рублей в оплату июньского долга. Только благодаря этим деньгам стало возможным возобновление питания - на 1 месяц и 5 дней. В сентябре пищеблоки и пункты раздачи хлеба опять закрылись. Миграционная служба Ингушетии очередной раз стала уговаривать поставщиков работать в долг. Федеральные ведомства в очередной раз пообещали выделить деньги со дня на день, но подтверждающих бумаг, гарантийных писем нет. К привычным проблемам вечного денежного дефицита прибавились сложности передачи дел и долгов из упраздненной Федеральной миграционной службы РФ Министерству по делам Федерации, национальной и миграционной политики. В очередной раз возникает закономерный вопрос о том, было ли решение о расформировании Федеральной миграционной службы правильным.
Медицинское обслуживание
Обстановка остается сложной. Не во всех лагерях есть медицинские пункты, но даже имеющиеся могут оказать только первую помощь. Переполненные больницы Ингушетии не в состоянии вместить всех нуждающихся в госпитализации больных. Это, при большой скученности проживания, резко ухудшает эпидемиологическую обстановку в лагерях. Так, в лагере “Спутник” (ст. Слепцовская) резко увеличилось количество больных туберкулезом. Если в феврале на 12 тысяч было всего 8 больных, то в июле - уже 32 человека.
Факторы, препятствующие возвращению вынужденных переселенцев в Чечню
А.А. Акульчев, заместитель Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, на слушаниях в Государственной Думе РФ 21 сентября 2000 г. продолжал настаивать на чисто административных мерах, направленных на "выдавливание" вынужденных переселенцев из Ингушетии назад в Чечню:
"С целью ускорения процесса возвращения вынужденных переселенцев в Чечню рассмотреть возможность переноса выдачи финансовых пособий и гуманитарной помощи на территорию республики, возложив ответственность за ее распределение на Администрацию Чеченской Республики во взаимодействии с территориальными подразделениями федеральных органов власти и аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Чеченской Республике - в Южном федеральном округе.
Данный шаг может кардинально изменить ситуацию по возвращению вынужденных переселенцев. Представляется, что для этого МЧС и Минфедерации России совместно опять-таки с администрацией Кадырова необходимо согласовать и утвердить план реализации мер по возвращению вынужденных переселенцев на родину в Чечню".
Неясно, куда представители федеральных органов власти намерены возвращать вынужденных переселенцев, если в Чечне уже сегодня тысячи людей лишены крова. Так, жители разрушенного села Комсомольское, кое-как пережившие лето, накануне зимы остаются на улице.
По данным Датского комитета по беженцам, проводившего в Чечне перепись, в республике сегодня проживает около 750000 человек. Впрочем, гуманитарным организациям, работающим в Чечне, эта цифра кажется завышенной, и они говорят, ориентировочно, о 550 000 ("накручивание" численности во время регистрации могло стать результатом стремления жителей получить дополнительную гуманитарную помощь). По данным официальных чеченских властей в республике 190 000 перемещенных лиц (у которых нет никакого статуса). Министр по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации А.В.Блохин на слушаниях в Государственной Думе РФ 21 сентября 2000 г., что на 19 сентября на территории Республики говорил о 181 тысяче перемещенных лиц в Чеченской Республике
Это либо люди, дома которых разрушены, либо выходцы из зон постоянных боевых действий. В Чечне сегодня имеются Центры временного размещения для таких людей в станице Знаменской (Надтеречный район), в селах Серноводске и Ассиновской (Ачхой-Мартановский район). Несмотря на многократно декларированные намерения строительства новых центров в Чечне, к осени 2000 г. они так и не были построены.
При оценке возможности возвращения вынужденных переселенцев в Чечню следует учитывать также крайне тяжелое положение с обеспечением населения продуктами питания, сложившееся в республике. Особенно тяжелая ситуация в горных районах. Гуманитарные организации, с весны пытающиеся начать работу в Чечне, постоянно сталкиваются с противодействием военных, особенно на блок-постах. Например, организация "Движение против голода" отказалась подвезти на своих машинах российского военного, поскольку это противоречило ее уставу. Военные "обиделись" и с тех пор на посту "Кавказ-1" у этой организации возникают постоянные проблемы с документами. А.-Х. Кадыров уже давно обещает направить на пост своего постоянного представителя, однако этого до сих пор не произошло.
Российское военное командование вмешивается в работу гуманитарных организаций и требует от них полного подчинения министерству по чрезвычайным ситуациям Чечни. Дело дошло до того, что в августе временно исполняющий командующего объединенной группировкой войск генерал-лейтенант Б.Баранов и начальник штаба объединенной группировки войск генерал-майор В.Тимченко издали приказ, согласно которому вся поступающая в республику гуманитарная помощь должна вначале доставляться в базовый лагерь МЧС, расположенный в Грозном. Дальнейшая же судьба грузов должна определяться в соответствии с решением военного коменданта Чеченской Республики. Гуманитарная помощь должна обрабатываться, транспортироваться до населенных пунктов и распределяться среди населения МЧС Чечни совместно с военными. Во исполнение этого абсурдного приказа военный комендант Чечни генерал Бабичев в сентябре издал собственное аналогичное распоряжение. Подобные приказы и распоряжения дезорганизуют работу гуманитарных организаций, они не согласуется с уставами большинства международных гуманитарных организаций, однако комендант продолжал настаивать на своем, утверждая, что тем самым он "не позволит снабжать гуманитарной помощью боевиков".
Однако главным фактором, препятствующим возвращению вынужденных переселенцев из Ингушетии в Чечню, по-прежнему остается отсутствие безопасности. Хотя широкомасштабные боевые действия на территории Чеченской Республики прекратились, в предгорных и горных районах продолжают происходить столкновения частей федеральных сил с боевиками. В равнинных районах Чечни продолжается "минная война", нападения на колонны, блок-посты и места дислокации федеральных сил. В результате подобных нападений и ответных действий федеральных сил подвергаются опасности и нередко гибнут мирные жители. Обе воюющие стороны в своих действиях не желают учитывать вопрос безопасности мирных граждан.
"Зачистки" населенных пунктов сопровождаются массовыми неизбирательными задержаниями и насилием в отношении местных жителей. Все эти действия, а также введенные федеральным командованием ограничения свободы передвижения (блок-посты, комендантский час и т.п.) делают жизнь гражданского населения Чеченской Республики крайне тяжелой и небезопасной, исключая в ближайшее время возможность возвращения туда значительной части вынужденных переселенцев из Ингушетии.
Ингушетия
Август - сентябрь 2000 г.
|