Россия готова к диалогу во всем чеченским обществом
Справочный материал к встрече Совета безопасности Российской Федерации с главными редакторами ведущих российских средств массовой информации (25 мая 2000 г.)
В распоряжении "НГ" оказался любопытный документ, проливающий новый свет на ситуацию в Чеченской Республике. Редакция считает возможным его публикацию с незначительными сокращениями. Право выводов и комментариев предоставляется самим читателям
1. О политике федеральной государственной власти в отношении Чеченской Республики.
Федеральный центр в отношении Чеченской Республики строит свою политику в соответствии с Конституцией РФ и на основе:
обеспечения территориальной целостности РФ;
суверенитета государственной власти на всей территории РФ; единства системы государственной власти;
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
На сегодняшний день в Чеченской Республике не функционируют легитимные органы власти. Отсутствует республиканская правовая система. В связи с этим ключевой проблемой является преодоление "замкнутого круга" правового вакуума, когда легитимные органы власти ЧФ могут быть созданы только посредством свободных выборов на основе Конституции РФ и республиканских законов, которых нет ЧР и которые могут быть приняты только легитимными, то есть созданными в результате свободных выборов в соответствии с законом, органами законодательной (представительной) власти.
Опыт событий 1995-1996 гг. показывает, что формирование республиканских органов власти (за исключением органов местного самоуправления) при отсутствии сильного и лояльного федеральному Центру национального лидера, пользующегося поддержкой большинства населения Чеченской Республики, ведет к развертыванию в республике ожесточенной борьбы за передел собственности и сфер влияния, финансовых потоков, расхищению бюджетных средств, распаду территории на "феодальные вотчины". В результате власть оказалась в руках вооруженных преступных группировок, провозгласивших сепаратистские планы.
Чтобы не допустить повторения подобной ситуации, федеральная государственная власть должна обеспечить права и свободы человека и гражданина, создать экономические и политические условия для проведения свободных и демократических выборов в республиканские органы власти.
В связи с этим формирование органов государственной власти ЧР до окончательного разгрома незаконных вооруженных формирований представляется преждевременным и видится лишь в отдаленной перспективе.
В связи с этим осуществляется подготовка проекта федерального закона "Об осуществлении государственной власти на территории Чеченской Республики в переходный период", определяющего порядок управления на территории республики на период до восстановления конституционных органов государственной власти республики и предусматривающего меры по защите основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан. Данный законопроект в ближайшее время будет внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.
До принятия и вступления в силу указанного закона вопросы организации системы органов исполнительной власти в Чечне будут регулироваться соответствующим указом Президента Российской Федерации.
15 октября 1999 г. Указом Президента Российской Федерации был назначен полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Чеченской Республике.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1999 г. #1320 образовано Представительство Правительства РФ в Чеченской Республике.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2000 г. #891 назначен полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе.
С целью обеспечения конституционных прав граждан Указом Президента Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. #364 введена должность специального представителя Президента Российской Федерации по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в ЧР.
2. О переговорах.
Что касается мирных переговоров, то федеральный Центр от них не отказывался. Политический диалог не был прекращен. Более того, формат переговоров расширился - от переговоров только с А.Масхадовым к переговорам с каждым, кто располагает потенциалом борьбы с террористами и налаживания нормальной жизни в ЧР.
Речь идет о диалоге со всем чеченским обществом, в том числе и с полевыми командирами, которые непосредственно не задействованы в террористической деятельности. Переговорный процесс идет на уровне военного командования, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Чеченской Республике.
Все заявления А.Масхадова о готовности возобновить переговоры с федеральным Центром вызваны безвыходностью его положения, а также стремлением получить передышку любым путем.
Переговоры с А.Масхадовым сейчас не ведутся. Вместе с тем от диалога с ним не отказываемся. Условия, на которых федеральный Центр готов продолжить переговоры, А.Масхадову заявлены. Однако конкретного ответа от него не получено. Позицию А.Масхадова мы оцениваем по его заявлению о начале широкомасштабных боевых действий против федеральных сил.
3. О восстановлении экономики и социальной сферы ЧР.
По мере завершения военной фазы контртеррористических операций на первый план выступают вопросы восстановления экономики и социальной сферы.
В настоящее время разработана Программа первоочередных мер по обеспечению нормального функционирования экономики и социальной сферы в ЧР в 2000 году.
Неконтролируемый нефтяной бизнес привел к угрозе слива нефти в водоемы, созданию мертвых территорий в районах мини-заводов. В г. Грозном в результате многолетних утечек в грунтовом горизонте скопилось более 2 млн. тонн нефтепродуктов и уже происходит просачивание грунтовых вод со слоем нефтепродуктов на поверхность долины рек Сунжа и Терек.
В целях комплексного решения первоочередных экологических проблем Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2000 г. # 334 утвержден план мероприятий по ликвидации источников загрязнения и реабилитации загрязненных территорий Чеченской Республики на 2000-2001 годы.
На работы по восстановлению экологии республики в текущем году выделено около 35 млн. руб.
Основные усилия в настоящее время направляются на восстановление энергетики, газоснабжения и водоснабжения. На эти цели в текущем году предусмотрено более 2,4 млрд. руб.
Известно, что еще в 1997 г. Чечня получала до 60% потребляемой энергии из России. Отсутствие на то время твердого руководства в республике приводило к разворовыванию и приведению в негодность энергетического оборудования. В результате массовых хищений было разрушено более 2 тыс. километров линий электропередачи, 58 подстанций, несколько тыс. километров распределительных сетей. Полное восстановление энергетики потребует средств на сумму более 8 млрд. руб. Работы идут полным ходом, и на сегодняшний день уже восстановлено 50 подстанций и около 900 километров электролиний.
Природный газ в настоящее время подается в большинство освобожденных населенных пунктов.
Для проведения весенних полевых работ, в соответствии с выделенными средствами (342 млн. руб.), в республику поставлено от запланированного: семян - 93%, топлива - 100%, культиваторов -100%, сеялок - 104%, плугов - 121% и 580 тракторов. На сегодняшний день весенний сев в основном завершен.
Осуществлен большой объем работ по восстановлению системы связи. Организована междугородная связь с 10 из 15 районов республики. Связь уже восстановлена для администраций 4 районов г. Грозного.
Сегодня в Чеченской Республике работает 278 школ, в которых обучается 88 610 учащихся. Из штатных 8119 учителей работают 7044.
Действует 37 больниц, 69 фельдшерско-акушерских пунктов, 49 амбулаторий. В республике работают 2150 врачей.
В республике налажена регулярная выплата заработной платы, пенсий, пособий на детей.
В числе первоочередных мер по восстановлению ЧР предусмотрено создание первых 4 стационарных учреждений социального обслуживания на 380 мест с объемом финансирования в текущем году около 40 млн. рублей. Открыт специальный счет Фондом социального страхования Российской Федерации для обеспечения выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и социального пособия на погребение.
Население задействуется на общественных работах. Труд 11 тысяч человек уже оплачен в сумме около 3 млн. рублей. В текущем году предусмотрено дальнейшее участие в общественных работах 25 тыс. человек с объемом средств на их оплату в сумме 11,3 млн. рублей. Особое внимание уделяется проблеме вынужденных переселенцев. На сегодняшний день на территориях субъектов Российской Федерации размещено около 193,0 тыс. человек, вернулись в места постоянного проживания более 47,0 тыс. человек.
В целях решения вопросов социально-экономической сферы в Чеченской Республике налажено целенаправленное финансовое обеспечение. В 1999 г. республике было выделено 180 млн. руб., а в январе-апреле 2000 г. - 171 млн. руб. Кроме того, из Федерального фонда поддержки субъектов РФ в 2000 г. республике предусмотрено выделить трансферт в сумме 515,9 млн. руб., а также из средств Федерального дорожного фонда - 36,6 млн. руб. Эти средства перечисляются Представительству Правительства в ЧР, которое в установленном порядке открывает лицевые счета для учета операций с бюджетными средствами.
4. О внешнеполитических аспектах урегулирования чеченской проблемы.
Решая задачи стабилизации ситуации на Северном Кавказе, в том числе на территории Чечни, оказания гуманитарной помощи мирному населению, испытывающему последствия чеченского кризиса, Россия активно сотрудничает с международными организациями, такими, как ООН, Международный Комитет Красного Креста, ОВСЕ, Совет Европы и др. В частности, Россия дала согласие на деятельность в Чечне гуманитарных организаций ООН, Красный Крест получил право работать на всей территории Чеченской Республики, а ОВСЕ - открыть в республике представительство своей группы. Несмотря на напряженность, возникшую в отношениях с Советом Европы после принятия резолюции ПАСЕ, представители Совета Европы получили возможность работать в представительстве Президента РФ по правам человека и гражданина в Чеченской Республике. Таким образом, мы открыты для сотрудничества с различными зарубежными организациями, общественными деятелями и средствами массовой информации, готовы оказать позитивное содействие процессу урегулирования ситуации в Чеченской Республике.
Кроме сотрудничества с международными организациями в деле урегулирования гуманитарной ситуации в регионе, Россия продолжает проводить линию на обеспечение благоприятных внешних условий для ликвидации террористических формирований и восстановление правопорядка в ЧР. В связи с этим очень важно, чтобы и за рубежом осуществлялось противодействие попыткам интернационализировать события на Северном Кавказе, превратить этот регион в зону действий международных террористов.
Важные шаги в расширении международного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом , как на высшем государственном уровне, так и на уровне правоохранительных органов, уже сделаны. 25 января 2000 г. на совещании глав государств СНГ принято решение о создании Международного антитеррористического центра. В настоящее время разработаны положение о нем, а также Программа по борьбе с международным терроризмом государств СНГ, которые в настоящее время проходят стадию согласования.
Эта проблема также обсуждалась во время недавнего визита Президента РФ в Узбекистан и Туркмению. Активно развивается сотрудничество по этим вопросам и с Таджикистаном, находящимся в непосредственной близости к оплоту международных террористов в лице талибов в Афганистане. Борьба с международным терроризмом является темой для переговоров на высшем уровне с США, Великобританией и некоторыми другими западными странами. Вопрос стоит о прекращении всякой помощи террористическим формированиям за рубежом.
5. Об информационной войне террористов против России.
В ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе террористы развернули активную информационную войну против России с целью обеспечения международной и внутрироссийской поддержки своих преступных акций. При этом главари террористов рассчитывают на помощь международных экстремистских организаций и на поддержку ведущих стран Запада.
Информационная война террористами против России была начата задолго до вторжения на территорию Республики Дагестан банд Ш.Басаева и Э.Хаттаба. Для ее ведения в составе бандформирований было создано специальное подразделение.
Созданное М.Удуговым т. н. "Информационное агентство "Кавказ-центр", открыло одноименный сайт в сети Интернет. Это агентство занимается распространением дезинформации об успехах боевиков и больших потерях федеральных сил с целью сформировать у мировой общественности и руководства иностранных государств негативное отношение к России.
В этой информационной войне используются порядка 100 прочеченских сайтов на русском, английском, арабском, французском, немецком, японском, украинском, эстонском, литовском и других языках, организованных представителями чеченской диаспоры в США, Великобритании, Финляндии, Литве и Эстонии. Чеченские сепаратисты создали информационные центры в Азербайджане, Грузии, Украине, Литве, Финляндии, Турции и Польше, которые принимают самое активное участие в информационной войне против России. Через эти структуры распространялись заведомо ложные сведения, призванные создать в общественном сознании стран Запада мифы о "зверствах русских солдат в отношении мирного населения", "геноциде чеченского народа" и "гуманитарной катастрофе на Северном Кавказе". Сотрудники подобных информационных центров широко используют в своей деятельности фальсификации. Например, отмечались случаи, когда видеозаписи, сделанные в 1994-1996 гг., после соответствующего монтажа выдавались за недавно отснятые материалы. Необходимо отметить, что многие зарубежные СМИ пользуются услугами чеченских информационных центров без какой-либо проверки распространяемых ими сведений, что способствует формированию у иностранной аудитории ложного представления о событиях, происходящих на Северном Кавказе.
“Независимая газета”
27 мая 2000 г.