В общей иерархии институтов власти всякого государства выделяют 7 основных рычагов и механизмов. В порядке возрастания значимости - это дипломатические, политические, военные, экономические, информационные, идеологические (сила мировоззренческих установок и традиций), концептуальные (концепции государственного строительства, управленческие схемы и кадровая политика). В этом ряду особое место занимает информационная власть, которая в последнее время успешно конкурирует с концептуальными и идеологическими институтами. Актуальность известного изречения: "Кто владеет информацией, тот правит миром" особенно возрастает в настоящее время - эпоху перехода от "горячих" войн к информационным. Сегодня информация превратилась в высокоточное оружие массового поражения, которое становится все более масштабным, политически результативным и экономически высокорентабельным. "Информационная революция" в СССР (России) спровоцировала выброс на "рынок новостей" избыточной, во многом искаженной, недостоверной информации. Информационные ресурсы страны вышли из под контроля общества, власти и закона. Недооценка и даже игнорирование информационной безопасности сыграли не последнюю роль в распаде СССР, возрастании экономических, политических, национальных, экологических и других угроз на всем постсоветском пространстве. В Союзном государстве российские центральные, прежде всего "олигархические" СМИ. превратившись в самостоятельные центры власти, заменили собой по сути классические электоральные партии, взяли курс на установление тотального информационного контроля над обществом и действиями власти в двух странах, продолжают осуществлять подрыв основ государственности, экономики, культуры и вооруженных сил,. дестабилизировать общественное сознание и психику людей. В силу своей разрушительной направленности многие российские СМИ сегодня превратились в один из главных источников угроз безопасности не только Российской Федерации, по и всего Союзного государства. В этих условиях вопрос обеспечения информационной безопасности Союзного государства, общества и человека требует незамедлительного разрешения на теоретическом уровне и в практической области. В целом, интересы Союзною государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития союзных информационных структур, реализации прав и свобод человека в области получения информации, использования ее в целях обеспечения суверенитета и территориальной целостности стран-участниц союзного договора, политической, экономической и социальной стабильности, законности и правопорядка, развития равноправного и взаимовыгодного сотрудничества Беларуси и России. В настоящее время среди основных вопросов обеспечения информационной безопасности Союзного государства следует особо выделить: - определение приоритетов государственной информационной политики, координация информационной деятельности соответствующих союзных органов власти:
- отслеживание направленности и содержания информационно-пропагандистской борьбы вокруг Союза Беларуси и России:
- продвижение союзной государственной информации в СМИ, информационное обеспечение внешнеполитического курса Союзного государства;
- организация и проведение скоординированных информационных акций по реализации в жизнь решений исполнительной и законодательной властей по реализации Программы Союзного государства;
- оперативное реагирование на возникающие информационные поводы, планирование и реализация их в России и Беларуси;
- организация информационного противодействия информационным опасностям и угрозам, разрушительным информационным воздействиям на общественное сознание и психологию населения двух стран;
- поддержание информационного правопорядка в Союзном государстве, обеспечение благоприятного информационного, психологического и пропагандистского фона в интересах успешного союзного строительства;
- обеспечение информационной безопасности в области союзных государственных тайн, инициирование судебного преследования по фактам подрыва информационной безопасности Союзного государства, общества и человека в соответствии с российским и белорусским законодательствами;
- обеспечение равных прав и свобод граждан, общественных организаций в информационной сфере и на доступ к получению информации.
В интересах создания правовых основ решения вопроса обеспечения информационной безопасности Союзного государства, общества и человека необходима разработка концепции информационной безопасности. К сугубо правовым методам обеспечения информационной безопасности Союзного государства относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, а также - нормативных методологических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности в Союзном государстве. В целом, система информационной безопасности, как ключевой элемент обеспечения национальной безопасности, не сможет функционировать эффективно и политически результативно без формирования рычагов и институтов концептуальной и идеологической власти Союзного государства, реализации Программы Союзного государства в военной, экономической, социальной и других сферах.
Небренчин С.М.
Начальник ГУИАРСО Парламентского Собрания
2001 г.
|