Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Информационная политика

   TopList         



Защита информации

Защита информации в информационно-телекоммуникационных системах органов государственной власти

В статье дается анализ возрастающих угроз национальным информационно-телекоммуникационным системам. Предлагаются организационно-правовые и организационнно-технические методы обеспечения информационной безопасности. Излагаются основные положения Федеральной программы создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения

Защита компьютерных систем от информационного оружия является новым направлением в области обеспечения информационной безопасности. Эта задача стала особенно актуальной в последнее время в связи с возрастающим количеством сведений о разработке зарубежными странами концепций ведения информационной войны Фактически информационное оружие сейчас является одной из основных угроз информационной безопасности государства

Маркоменко Владимир Игнатьевич.

Родился в 1939 г., окончил Московский инженерно-физический институт. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Действительный член Международной академии информатизации, член-корреспондент Академии криптографии Российской Федерации. Лауреат Государственной премии СССР. С 1995 г. -- Первый заместитель генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации

 

В соответствии с российским законодательством на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) возложено обеспечение комплексной защиты информационно-телекоммуникационных систем, технических средств, информационно-аналитических сетей и баз данных органов государственной власти России.

В условиях стремительного развития информационных технологий информационная безопасность играет все большую роль в обеспечении жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это положение подтверждается повышенным вниманием к данной проблеме большинства развитых стран мира, в которых защита национальной конфиденциальной информации стала одним из приоритетов государственной политики.

Так, во время состоявшихся в июне 1996 года слушаний в сенатском подкомитете Конгресса США было отмечено, что защита американских информационных и телекоммуникационных систем от информационного воздействия является одной из главных составляющих обеспечения национальной безопасности страны. С целью усиления координации проводимых работ в данном направлении бывшим директором ЦРУ Д.Дейчем было высказано предложение по созданию при Агентстве национальной безопасности США специального центра для ведения информационной войны и отражения угроз в указанной области.

Большое внимание уделяется американскими законодателями и вопросам повышения ответственности за утечку конфиденциальной информации. Согласно вынесенному на рассмотрение Конгресса США в январе прошлого года законопроекту Об экономическом шпионаже и сохранности экономической информации, предусматривается уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет или штрафа до 1 млн дол. в отношении лиц, которые путем хищения или другими незаконными способами добыли конфиденциальную коммерческую, экономическую или финансовую информацию. Указанный законопроект отражает общую тенденцию в США к усилению контроля за хранением и использованием сведений закрытого характера, к ускоренному созданию необходимой правовой базы, регламентирующей методологию их комплексной защиты.

К настоящему времени в США действует не менее шести федеральных законов, направленных на борьбу с преступностью в информационной сфере и защиту информационных и телекоммуникационных систем, в Великобритании -- пять, в Германии -- четыре.

К сожалению, в нашей стране пока еще отсутствуют необходимые законодательные акты, в полной мере регулирующие принципы надежной защиты взаимоотношений личности, общества и государства в информационной сфере.

 

Угрозы информационной безопасности в национальных информационно-телекоммуникационных системах

 

Проведенный Федеральным агентством анализ обстановки в области обеспечения комплексной информационной безопасности в национальных информационных сетях показал реальность угроз закрытым информационно-телекоммуникационным системам России и необходимость безотлагательного принятия адекватных мер по обеспечению их надежной защиты.

Все чаще средства технологической агрессии как одной из форм ведения информационной войны в мирное время используются для сбора конфиденциальной информации в различных системах связи, в том числе путем несанкционированного доступа (НСД) в компьютерные сети.

Ситуация усугубляется еще и объективной невозможностью российской промышленности удовлетворить спрос на современное компьютерное оборудование. Поэтому при создании отечественных информационно-телекоммуникационных систем приходится использовать, в основном, импортные аппаратные и программно-аппаратные комплексы. Данное обстоятельство существенно увеличивает возможности иностранных спецслужб получать важную конфиденциальную информацию из наших телекоммуникационных систем.

В настоящее время ФАПСИ располагает сведениями о так называемых скрытых функциональных возможностях программного обеспечения и других средствах и методах перехвата информации, которые могут быть заложены в телекоммуникационные системы, и предпринимает необходимые контрмеры по их нейтрализации. Актуальной проблемой в данной области является решение таких наукоемких задач, как анализ программного продукта иностранного производства для выявления в нем скрытых функциональных возможностей, в том числе средств конспиративного (негласного) съема информации, реализующих деструктивные функции в системе. Эти задачи по своей трудоемкости и сложности зачастую соизмеримы с разработкой самого программного продукта и требуют значительных материальных затрат и привлечения большого количества высококлассных специалистов.

Предпринимаются также попытки продвижения на российский рынок зарубежных средств защиты информации. Однако практически все такие средства разработаны с учетом интересов иностранных спецслужб. При этом иностранные правительства принимают все возможные меры по пресечению экспорта новых надежных технологий по защите информации.

В связи с этим необходимо подчеркнуть особую опасность и принципиальную недопустимость использования для закрытия государственно значимой информации импортных средств шифрования.

Значительные проблемы возникают при вхождении отечественных информационных систем в международные информационные сети, в частности в Интернет. По данным Конгресса США, только в 1995 году хакеры свыше 250 тыс. раз прорывались через эту сеть в компьютеры министерства обороны, не считая остальных важных пользователей. Наметившееся интегрирование России в международные системы телекоммуникаций и информационного обмена невозможно без комплексного решения проблем информационной безопасности. Следует постоянно помнить о защите национальных информационных ресурсов и сохранении конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям. Вполне вероятно, что на современном этапе постиндустриального развития цивилизации на этой почве может возникать политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях, когда информация становится таким же стратегическим ресурсом, как нефть, газ, алмазы и пр.

Резкое обострение криминогенной обстановки в стране фактически привело к необходимости переработки ранее существовавшей модели действий злоумышленников с учетом не только внешних, но уже и внутренних угроз для безопасности информации. В последнее время в России зарегистрированы регулярные попытки проникновения хакеров в компьютерные сети органов государственной власти, факты утраты конфиденциальных сообщений, передаваемых средствами документальной электросвязи, кражи и уничтожения банковской информации и программного обеспечения систем электронных платежей, отправки фальшивых авизо с использованием кодов подтверждения достоверности межбанковских операций и возможностей локальных сетей коммерческих банков.

Применение для защиты конфиденциальной информации нестойких к дешифрованию средств криптографической защиты при постоянно возрастающей активности, квалификации и вооруженности хакеров может привести к поистине катастрофическим последствиям для экономики страны. По данным специалистов США, снятие элементов защиты информации с компьютерных систем приведет к разорению 20% средних компаний в течение нескольких часов, 48% потерпят крах через несколько дней, 33% банков лопнет через несколько часов, 50% -- через несколько дней. Суммарный ежегодный ущерб от компьютерных преступлений только в странах Западной Европы составляет порядка 30 млрд дол. В России ущерб от компьютерных преступлений до сих пор интегрально не подсчитывался, но с учетом их возможных масштабов сумма ущерба представляется весьма значительной. В связи с этим компьютерная преступность становится важнейшей проблемой как для России, так и для всего мирового сообщества.

Перечисленные внешние и внутренние угрозы применительно к обеспечению безопасности информационно-телекоммуникационных систем обобщаются понятием информационное оружие.

Защита компьютерных систем от информационного оружия является новым направлением в области обеспечения информационной безопасности. Эта задача стала особенно актуальной в последнее время в связи с возрастающим количеством сведений о разработке зарубежными странами концепций ведения информационной войны. Фактически информационное оружие сейчас является одной из основных угроз информационной безопасности государства.

 

Организационно-правовые методы обеспечения информационной безопасности

 

Складывающаяся в настоящее время ситуация в сфере информационной безопасности требует безотлагательного принятия законодательных, организационных и технических мер на высшем государственном уровне.

Президентом Российской Федерации 3 апреля 1995 года подписан Указ №334 О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации. Указом определены меры, препятствующие распространению в России криптографических средств, не обеспечивающих надежную защиту информации.

Определенный в соответствии с этим документом и другими нормативными актами порядок разработки и эксплуатации средств защиты информации позволяет надежно оградить интересы российских потребителей криптографических средств от недобросовестных производителей.

Создана инфраструктура лицензированных Федеральным агентством предприятий, организаций и фирм, активно работающих над решением задач обеспечения комплексной безопасности в информационно-телекоммуникационных системах. Аккредитованы испытательные центры. К настоящему времени выдано 46 лицензий.

Утверждена и зарегистрирована в Госстандарте Система сертификации средств криптографической защиты информации. Действуют сертификационные центры (лаборатории), которые оснащены необходимыми методическими и руководящими материалами. Сертифицированы различные типы шифровальных средств, предназначенных для защиты как конфиденциальной информации, так и коммерческой тайны. Всего выдан 161 сертификат на средства криптографической защиты информации, из них 26 -- на средства коммерческого применения. Эта работа будет продолжаться и в дальнейшем.

Применение криптографических методов и средств защиты информации при современном уровне развития криптографии и электронных технологий уже сейчас стало не только более надежным, но и экономически более предпочтительным по сравнению с другими техническими и организационными мерами обеспечения безопасности. Без применения средств криптографической защиты информации практически нереально надежно защитить компьютерные сети от НСД. В этом случае более просто решается и ряд других задач информационной безопасности в информационно-телекоммуникационных системах. Вместе с тем в последние годы ряд коммерческих фирм и государственных промышленных предприятий вышли на рынок с предложением поставки на эксплуатацию разработанных ими средств криптографической защиты информации (СКЗИ). ФАПСИ рассмотрело эти предложения. В большинстве случаев выявлены существенные слабости в разработанных ими средствах защиты информации (например, в изделиях фирм Блиц,ЛАНкрипто, Кобра Лайн, Цикламена и др.). Использование подобных нестойких СКЗИ недопустимо, поскольку это создает иллюзию обеспечения безопасности, порожденную заявленной производителем стойкостью при отсутствии реальных гарантий надежности. Такие системы можно уподобить стальному сейфу с картонной задней стенкой.

Не обладая высококвалифицированными специалистами в области криптографии, мощными измерительно-вычислительными комплексами и научно-обоснованными методиками их использования, упомянутые выше предприятия и фирмы не в состоянии создать средства, способные надежно защищать важную конфиденциальную информацию. Поскольку приобретенные средства защиты на деле могут стать потенциальными объектами информационного нападения и несанкционированного доступа со стороны стран--изготовителей этих средств, они нуждаются в постоянном контроле со стороны специализированных организаций.

Кроме того, мы исходим из того, что в нынешней сложной экономической ситуации при построении систем защиты телекоммуникационных систем должна проводиться единая и взвешенная экономическая и техническая политика для достижения интегральных целей государственной политики информационной безопасности. У России нет таких огромных средств, чтобы позволить себе неоправданную роскошь создавать разнотипные телекоммуникационные системы и обеспечивать при этом должный уровень их защищенности.

По мнению Федерального агентства, несогласованная политика в области информатизации государственных и экономически значимых структур повлечет за собой в ближайшем будущем крайне негативные с точки зрения национальной безопасности страны последствия.

Во-первых, недостаточная защищенность ведомственных систем может привести к утечке или уничтожению циркулирующей в них информации.

Во-вторых, применение несовместимых информационных технологий не позволит создать единое информационное пространство, позволяющее обеспечить эффективное управление политическими и экономическими процессами в государстве.

В результате анализа степени угроз для информационного пространства России от активных злоумышленных действий по инициативе ФАПСИ и Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации был предложен комплекс мер, направленных на предотвращение компьютерных преступлений. Меры основаны на многолетнем опыте Федерального агентства по созданию высокозащищенных систем и их конверсионного преобразования для обеспечения безопасности конфиденциальной, не содержащей государственной тайны информации. Разработаны рекомендации по развитию специальных средств обнаружения незаконного вторжения в информационные системы, выработке соответствующих процедур по своевременному устранению актов вторжения, ускорению разработки и внедрения новейших сетевых средств защиты в интересах обеспечения конфиденциальности, целостности и аутентичности информационных услуг.

Вместе с тем работа, проводимая ФАПСИ и другими правоохранительными органами, по пресечению противоправной деятельности отдельных предприятий и фирм в области защиты информации не всегда достигает конкретных результатов. Во многом это связано с несовершенством действующего в настоящее время законодательства.

Организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности

Федеральное агентство провело комплекс работ по анализу и систематизации проблем, связанных с информационным обеспечением органов государственной власти России, экономически значимых структур, субъектов финансового и фондового рынков. Итоги проведенного анализа нашли отражение в разработанной ФАПСИ Программе создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС). Указом Президента программе придан статус Президентской, а постановлением правительства она утверждена как Федеральная целевая программа.

В соответствии с Концепцией создания и развития ИТКС, информационную компоненту системы будут составлять независимые информационные ресурсы различных министерств и ведомств. При этом ИТКС не должна подменять существующие информационные системы органов государственной власти, а должна обеспечить их полноценное, эффективное использование, взаимодействие, свободный доступ к фондам (естественно, в соответствии с принятым режимом доступа к информации). Более того, ИТКС будет способна по закрытым каналам связи доводить важную информацию из различных независимых источников, расположенных в регионах России, непосредственно Президенту и Правительству Российской Федерации.

В качестве телекоммуникационной компоненты ИТКС будет использована создаваемая в настоящее время Интегрированная государственная система конфиденциальной связи России, ядром которой является высокопроизводительная защищенная сеть передачи данных с пакетной коммутацией Атлас. Сеть Атлас разрабатывается в соответствии с современными технологиями и рекомендациями МККТТ. В сети, в частности, реализуются протоколы электронной почты Х.400 и передачи данных Х.25. Это позволяет предоставить абонентам полный набор информационных услуг при обеспечении гарантированной безопасности и конфиденциальности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации.

Как уже отмечалось, принципиальным отличием создаваемой при участии ФАПСИ ИТКС от других подобных информационных систем является обеспечение в ней надежной защиты циркулирующей информации. Разработанные в Федеральном агентстве подходы позволяют создавать для ИТКС абонентские пункты, обеспечивающие гарантированную защиту конфиденциальной информации с использованием импортной вычислительной техники.

Идеологической и методической основой работ по созданию ИТКС служит разработанная ФАПСИ Концепция информационной безопасности информационно-телекоммуникационной системы специального назначения, создаваемой в интересах органов государственной власти Российской Федерации.

Сформулированные в концепции основные цели, задачи и принципы обеспечения информационной безопасности в ИТКС позволяют наметить пути их решения в рамках реализации конкретных федеральных программ и выполнения соответствующих фундаментальных научных исследований и научно-технических разработок.

Система безопасности ИТКС основана на использовании в сетях и абонентских пунктах пользователей стойких криптографических средств, которые в сочетании с применяемыми организационно-режимными, программно-техническими и специальными мерами позволяют обеспечить комплексную защиту информации. При этом средства криптографической защиты строятся на основе реализации нескольких базовых криптографических алгоритмов, прошедших всесторонние исследования с использованием последних достижений науки и техники и с участием ведущих ученых и специалистов в области шифраторостроения. Базисные ядра этих алгоритмов являются государственными криптографическими стандартами.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации базисное ядро наращивается дополнительными секретными элементами и ключевыми системами, позволяющими в случае необходимости обеспечить более высокий уровень защиты информации. Исходя из уровня криптографической защиты и разработанного для того или иного компонента ИТКС индивидуальной дифференцированной модели действий нарушителя системы для каждой конкретной подсети выбираются адекватные меры организационно-режимной, программно-технической и специальной защиты.

Комплекс вопросов информационной безопасности ИТКС решается криптографическими методами и средствами, реализованными в отечественных образцах шифртехники, разработка, производство и эксплуатация которых ведется по требованиям и под руководством ФАПСИ.

В концепции определены следующие первоочередные организационные мероприятия:

-- лицензирование деятельности предприятий в области защиты информации в ИТКС;

-- сертификация по требованиям безопасности ИТКС, средств защиты информации и контроля за их эффективностью, входящих в ИТКС технических и программных средств обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

-- создание и организация серийного производства сертифицированных по требованиям безопасности отечественных технических и программных средств обработки, хранения и передачи информации по каналам связи в защищенном исполнении;

-- разработка и внедрение перспективных сертифицированных средств комплексной защиты информации и методов контроля за их эффективностью;

-- совершенствование и стандартизация используемых в шифрсредствах специальных технических мер и средств защиты, исключающих несанкционированный доступ, перехват и дешифрование информации, передаваемой по каналам связи.

Накопленный Федеральным агентством научно-технический и кадровый потенциал позволяет России поддерживать устойчивый паритет в области защиты информации с развитыми странами мира.

Кстати говоря, Дэвиду Канну, известному американскому историку криптографии, принадлежит такое высказывание: Великая держава -- это страна, которая обладает ядерными технологиями, ракетными технологиями и криптографией.

Современная криптография базируется на последних достижениях математики, ряда фундаментальных физических и инженерных дисциплин и новейших достижениях в области компьютерных технологий. Эти работы проводятся совместно с Российской Академией наук, Академией криптографии России и рядом отраслевых академий.

На основе отечественных криптографических алгоритмов и интеллектуальных возможностей отечественных ученых и инженеров можно в сжатые сроки создавать образцы шифрсредств, не уступающие, а по ряду показателей и превосходящие лучшие зарубежные аналоги. Демонстрация последних отечественных достижений в области шифртехники на различных международных выставках выявила большой интерес к ним со стороны ведущих зарубежных фирм. Это служит подтверждением того, что нам удалось в кратчайшие сроки создать продукцию, во многом соответствующую мировому уровню шифраторостроения, и вселяет уверенность, что и в дальнейшем отечественные шифрсредства будут пользоваться спросом на международном рынке.

Журнал: Системы безопасности
Автор: В.И.Маркоменко
  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки