Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Информационная политика
Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации

"Гражданский Контроль" Общественная правозащитная организация, Санкт-Петербург

РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (96) 4 О ЗАЩИТЕ ЖУРНАЛИСТОВ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТА И НАПРЯЖЕННОСТИ

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Комитет министров

Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15,б Устава Совета Европы,

Подчеркивая, что свобода средств информации и свободное и беспрепятственное осуществление журналистской профессии очень важны в демократическом обществе, в особенности в деле информирования общественности, свободного формирования, и выражения мнений и идиллий, и надзора за действиями государственной власти,

Подтверждая, что свобода средств информации и свободное и беспрепятственное осуществление журналистской профессии должны соблюдаться в ситуациях конфликта и напряженности, так как право индивидов и широкой общественности на информацию по всем вопросам, представляющим общественный интерес на возможность оценивать действия властей и других сторон, вовлеченных в конфликт, является особенно важным в подобных ситуациях,

Подчеркивая значение роли журналистов и средств информации в информировании общественности о нарушениях национального и международного права и страданиях людей в ситуациях конфликта и напряженности, а равно тот обстоятельство, что тем самым они могут помочь предотвратить дальнейшие нарушения и страдания,

Отмечая, что в подобных ситуациях свобода печати, а также свободное и беспрепятственное осуществление журналистской профессии могут оказаться под серьезной угрозой и что журналисты часто рискуют своей жизнью и здоровьем, сталкиваются с ограничениями права на свободный и независимый репортаж,

Отмечая, что покушение на физическую безопасность журналистов и ограничение на репортаж могут принимать самые разнообразные формы, начиная от изъятия средств коммуникации вплоть до запугивания, задержания и убийства,

Подтверждая важность международных пактов по правам человека во всемирном и европейском масштабе для защиты журналистов, работающих в ситуациях конфликта и напряженности, в особенности значение Всемирной декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции по правам человека,

Подтверждая также важность статьи 79 Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., принятых 8 июня 1977 г., которые исходят из того, что журналисты должны рассматриваться в качестве гражданских лиц и пользоваться защитой как таковые,

Полагая, что это обязательство применимо также к немеждународным вооруженным конфликтам,

Убеждены, что это необходимо для подтверждения уже существующих гарантий с тем, чтобы о них стало лучше известно и чтобы они полностью соблюдались с тем, чтобы усилить защиту журналистов в ситуациях конфликта и напряженности,

Подчеркивая, что любое вмешательство в работу журналистов в таких ситуациях должно носить исключительный характер, быть минимальным и строго соответствовать условиям, устанавливаемым соответствующими международно-правовыми актами о правах человека,

Отмечая, что организации средств информации, профессиональные организации и сами журналисты также могут способствовать повышению физической безопасности журналистов, а именно путем принятия и поощрения мер профилактики и самозащиты,

Учитывая, что в смысле настоящей рекомендации термин "журналист" следует понимать как распространяющийся на всех представителей средств информации, а именно всех тех, кто занят сбором, обработкой и распространением новостей и информации, включая телеоператоров и фотографов, а также персонал поддержки, как-то: водителей и переводчиков,

Рекомендует, чтобы правительства государств-членов:

I) руководствовались в своих действиях и политике основополагающими принципами, касающимися защиты журналистов, работающих в ситуациях конфликта и напряженности, которые изложены в приложении к настоящим рекомендациям, и применяли их без различия в отношении иностранных корреспондентов и местных журналистов, а также без дискриминации по каким бы то ни было основаниям;

II) широко распространили настоящую рекомендацию и в особенности довели ее до сведения организаций средств информации, журналистов и профессиональных организаций, а также органов государственной власти и их гражданских и военных должностных лиц.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАЩИТЫ ЖУРНАЛИСТОВ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТА И НАПРЯЖЕННОСТИ

Глава А. Защита физической безопасности журналистов

Принцип 1. Профилактика

1. Организации средств информации, журналисты и профессиональные организации могут предпринимать важные профилактические меры, способствующие защите физической безопасности журналистов. Следует уделить внимание следующим мерам, направленным на адекватную подготовку к опасным миссиям в ситуациях конфликта и напряженности:

a) предоставление практической информации и подготовка всех журналистов, как штатных, так и внештатных, при помощи опытных журналистов и компетентных специализированных организаций, таких как полиция или вооруженные силы;

б) широкое распространение среди журналистов "пособий по выживанию";

в) широкое распространение среди журналистов информации о наличии соответствующих средств индивидуальной защиты.

2. В то время, как эти меры в первую очередь и главным образом должны осуществляться средствами информации, журналистами и профессиональными организациями, власти и компетентные специализированные организации государств-членов должны сотрудничать с ними при обращении к ним за информацией и обучением.

Принцип 2. Страхование

1. Журналисты, работающие в ситуациях конфликта и напряженности, должны иметь соответствующую страховку, охватывающую случаи болезни, ранения, репатриации и смерти. Организации средств информации должны гарантировать ее наличие до отправки работающего у них журналиста для выполнения опасного задания. Журналисты, работающие не по найму, должны самостоятельно заключить страховое соглашение.

2. Государства-члены и организации средств информации должны рассмотреть способы обеспечения страховкой всех журналистов, направляющихся на опасные задания, как стандартным условием их профессионального контракта и коллективных договоров.

3. Организации средств информации и профессиональные организации государств-членов должны рассмотреть вопрос о создании фонда солидарности, который мог бы компенсировать журналистам или членам их семей ущерб в случаях, когда страховка оказывается недостаточной или ее нет.

Принцип 3. "Горячие линии"

1. "Горячая линия", обслуживаемая Международным Комитетом Красного Креста, доказала свою ценность в разыскивании пропавших журналистов. Другие организации, такие как Международная организация журналистов и Международная организация содействия свободе слова, создали эффективные "горячие линии", которые привлекают внимание к случаям покушения на физическую безопасность журналистов и на нарушения свобод журналистов. Организации средств информации и профессиональные организации следует поощрять, предпринимать шаги с тем, чтобы существование таких "горячих линий" стало лучше известно журналистам. Государства-члены должны поддерживать такие инициативы.

2. Журналисты, работающие в ситуациях конфликта и напряженности, должны рассмотреть вопрос о целесообразности информирования в конфиденциальном порядке полевых представителей Красного Креста о своем местонахождении, что повысит эффективность действия "горячих линий" по обнаружению журналистов и принятию мер по повышению их безопасности.

Глава Б. Права и условия работы журналистов, работающих в условиях конфликта и напряженности

Принцип 4. Информация, передвижение и переписка

Государства-члены признают, что журналисты имеют полное право свободно пользоваться правами человека и основными свободами в том объеме, как они гарантированы Европейской конвенцией по правам человека, протоколом к ней, а также международными актами о правах человека, участниками которых они являются, включая следующие права:

а) право каждого искать, передавать и получать информацию и идеи независимо от границ;

б) право каждого в соответствии с действующим законодательством на свободу передвижения и выбора местожительства на территории этого государства, а также право каждого на выезд из страны;

в) право каждого на соблюдение тайной переписки в ее различных формах.

Принцип 5. Конфиденциальность источников информации

Учитывая важность конфиденциальности источников информации, используемых журналистами в ситуациях конфликта и напряженности, государства-члены должны обеспечить соблюдение такой конфиденциальности.

Принцип 6. Средства коммуникации

Государства-члены не должны ограничивать использование журналистами средств коммуникации для международной или внутринациональной передаче новостей, мнений, идей и комментариев. Они не должны задерживать или иным образом препятствовать таким передачам.

Принцип 7. Сдерживание ограничений

1. Никакое ограничение, осуществление прав и свобод, охватываемых принципами 4-6, не разрешается, кроме как и в соответствии с условиями, изложенными в соответствующих международных актах о правах человека, в том виде, как такие ограничения толкуются органами, наблюдающими за их осуществлением. Любое такое вмешательство должно быть в силу этого:

  • основываться на предписаниях закона и быть сформулированным в четких и ясных терминах;
  • преследовать законную цель, как она определена в соответствующих положениях актов о правах человека в соответствии с общим правом, вытекающим из практики Европейского суда по правам человека, защитой национальной безопасности в том смысле, как это понимается Европейской конвенцией по правам человека, такая правомерная цель не может приниматься или использоваться как банкетное основание для ограничения фундаментальных прав и свобод;
  • быть необходимым в демократическом обществе, т.е. соответствовать острой социальной потребности, основываться на доводах, которые разумны, достаточны и пропорциональны преследуемой законной цели.

2. В условиях войны или другой чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и существованию нации, о чем было официально объявлено, меры, приостанавливающие действия государственных обязательств по обеспечению прав и свобод, являются допустимыми в той мере, в какой эти меры строго необходимы потребностями ситуации при условии, что они не являются несовместимыми с другими обязательствами, вытекающими из международного права, и не ведут к дискриминации исключительно по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.

3. Государства-члены должны воздерживаться от принятия каких-либо ограничительных мер против журналистов, как-то: отзыв аккредитации или высылка в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности или в связи с содержанием репортажей и информации, передаваемой направившими их средствами информации.

Принцип 8. Защита и помощь

1. Государства-члены должны предписать своим вооруженным и полицейским силам предоставлять необходимую и разумную защиту, а также помощь журналистам, когда они за ней обращаются, и обращаться с ними, как с гражданскими лицами.

2. Государства-члены не должны использовать защиту журналистов в качестве предлога для ограничения их прав.

Принцип 9. Недискриминация

Государства-члены должны обеспечить, чтобы в общении с журналистами, независимо от того, являются они местными или иностранными, власти не действовали дискриминационно или произвольно.

Принцип 10. Доступ к территории государства

1. Государства-члены должны облегчить доступ журналистов к месту назначения, быстро выдавая им визы и другие необходимые документы.

2. Государства-члены должны также облегчить условия импорта и экспорта профессионального журналистского оборудования.

Принцип 11. Использование системы аккредитации

Система аккредитации журналистов должна вводиться только в той мере, в какой это необходимо в конкретной ситуации. Когда система аккредитации установлена, аккредитация, как правило, должна предоставляться. Государства-члены должны обеспечить, чтобы:

а) аккредитация действовала так, чтобы облегчить журналистам выполнение их профессиональных обязанностей в ситуациях конфликта и напряженности;

б) осуществление профессиональной журналистской деятельности и журналистских свобод не должны зависеть от аккредитации;

в) аккредитация не должна использоваться в целях ограничения свободы передвижения журналистов или доступа их к информации; в той мере, в какой отказ в аккредитации может привести к ограничению этих прав, такие ограничения должны устанавливаться строго в соответствии с условиями, упомянутыми в Принципе 7;

г) предоставление аккредитации не должно ставиться в зависимость от уступок со стороны журналиста, которые привели бы к ограничению его прав и свобод в большей мере, чем это установлено в Принципе 7;

д) всякий отказ в аккредитации, ведущий к ограничению свободы передвижения журналиста или его доступа к информации, должен быть обоснован.

Глава В. Расследование

Принцип 12.

1. В условиях конфликта и напряженности государства-члены должны расследовать все случаи покушения на физическую безопасность журналиста, которые произошли в пределах их юрисдикции. Они должны придавать должное значение сообщениям журналистов, профессиональных организаций и организаций средств информации, которые привлекают внимание к таким действиям, и осуществлять там, где это необходимо, соответствующие мероприятия по расследованию.

2. Государства-члены должны использовать все соответствующие меры, чтобы те, кто несет ответственность за такие покушения, предстали перед судом, независимо от того, были ли они подготовлены, инспирированы или совершены лицами, принадлежащими к террористическим или другим организациям, лицам, работающим на правительство или другие органы власти, или лицами, действующими в личном качестве.

3. Государства-члены должны предоставить необходимую взаимную помощь при расследовании уголовных дел в соответствии с международными соглашениями, принятыми в Совете Европы, и другими европейскими и общими международными актами.



   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки