"Гражданский Контроль" Общественная правозащитная организация, Санкт-Петербург
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (96) 4 О ЗАЩИТЕ ЖУРНАЛИСТОВ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТА И НАПРЯЖЕННОСТИ
СОВЕТ ЕВРОПЫ
Комитет министров
Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15,б Устава Совета Европы,
Подчеркивая, что свобода средств информации и свободное и беспрепятственное осуществление журналистской профессии очень важны в демократическом обществе, в особенности в деле информирования общественности, свободного формирования, и выражения мнений и идиллий, и надзора за действиями государственной власти,
Подтверждая, что свобода средств информации и свободное и беспрепятственное осуществление журналистской профессии должны соблюдаться в ситуациях конфликта и напряженности, так как право индивидов и широкой общественности на информацию по всем вопросам, представляющим общественный интерес на возможность оценивать действия властей и других сторон, вовлеченных в конфликт, является особенно важным в подобных ситуациях,
Подчеркивая значение роли журналистов и средств информации в информировании общественности о нарушениях национального и международного права и страданиях людей в ситуациях конфликта и напряженности, а равно тот обстоятельство, что тем самым они могут помочь предотвратить дальнейшие нарушения и страдания,
Отмечая, что в подобных ситуациях свобода печати, а также свободное и беспрепятственное осуществление журналистской профессии могут оказаться под серьезной угрозой и что журналисты часто рискуют своей жизнью и здоровьем, сталкиваются с ограничениями права на свободный и независимый репортаж,
Отмечая, что покушение на физическую безопасность журналистов и ограничение на репортаж могут принимать самые разнообразные формы, начиная от изъятия средств коммуникации вплоть до запугивания, задержания и убийства,
Подтверждая важность международных пактов по правам человека во всемирном и европейском масштабе для защиты журналистов, работающих в ситуациях конфликта и напряженности, в особенности значение Всемирной декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции по правам человека,
Подтверждая также важность статьи 79 Первого дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., принятых 8 июня 1977 г., которые исходят из того, что журналисты должны рассматриваться в качестве гражданских лиц и пользоваться защитой как таковые,
Полагая, что это обязательство применимо также к немеждународным вооруженным конфликтам,
Убеждены, что это необходимо для подтверждения уже существующих гарантий с тем, чтобы о них стало лучше известно и чтобы они полностью соблюдались с тем, чтобы усилить защиту журналистов в ситуациях конфликта и напряженности,
Подчеркивая, что любое вмешательство в работу журналистов в таких ситуациях должно носить исключительный характер, быть минимальным и строго соответствовать условиям, устанавливаемым соответствующими международно-правовыми актами о правах человека,
Отмечая, что организации средств информации, профессиональные организации и сами журналисты также могут способствовать повышению физической безопасности журналистов, а именно путем принятия и поощрения мер профилактики и самозащиты,
Учитывая, что в смысле настоящей рекомендации термин "журналист" следует понимать как распространяющийся на всех представителей средств информации, а именно всех тех, кто занят сбором, обработкой и распространением новостей и информации, включая телеоператоров и фотографов, а также персонал поддержки, как-то: водителей и переводчиков,
Рекомендует, чтобы правительства государств-членов:
I) руководствовались в своих действиях и политике основополагающими принципами, касающимися защиты журналистов, работающих в ситуациях конфликта и напряженности, которые изложены в приложении к настоящим рекомендациям, и применяли их без различия в отношении иностранных корреспондентов и местных журналистов, а также без дискриминации по каким бы то ни было основаниям;
II) широко распространили настоящую рекомендацию и в особенности довели ее до сведения организаций средств информации, журналистов и профессиональных организаций, а также органов государственной власти и их гражданских и военных должностных лиц.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАЩИТЫ ЖУРНАЛИСТОВ В СИТУАЦИЯХ КОНФЛИКТА И НАПРЯЖЕННОСТИ
Глава А. Защита физической безопасности журналистов
Принцип 1. Профилактика
1. Организации средств информации, журналисты и профессиональные организации могут предпринимать важные профилактические меры, способствующие защите физической безопасности журналистов. Следует уделить внимание следующим мерам, направленным на адекватную подготовку к опасным миссиям в ситуациях конфликта и напряженности:
a) предоставление практической информации и подготовка всех журналистов, как штатных, так и внештатных, при помощи опытных журналистов и компетентных специализированных организаций, таких как полиция или вооруженные силы;
б) широкое распространение среди журналистов "пособий по выживанию";
в) широкое распространение среди журналистов информации о наличии соответствующих средств индивидуальной защиты.
2. В то время, как эти меры в первую очередь и главным образом должны осуществляться средствами информации, журналистами и профессиональными организациями, власти и компетентные специализированные организации государств-членов должны сотрудничать с ними при обращении к ним за информацией и обучением.
Принцип 2. Страхование
1. Журналисты, работающие в ситуациях конфликта и напряженности, должны иметь соответствующую страховку, охватывающую случаи болезни, ранения, репатриации и смерти. Организации средств информации должны гарантировать ее наличие до отправки работающего у них журналиста для выполнения опасного задания. Журналисты, работающие не по найму, должны самостоятельно заключить страховое соглашение.
2. Государства-члены и организации средств информации должны рассмотреть способы обеспечения страховкой всех журналистов, направляющихся на опасные задания, как стандартным условием их профессионального контракта и коллективных договоров.
3. Организации средств информации и профессиональные организации государств-членов должны рассмотреть вопрос о создании фонда солидарности, который мог бы компенсировать журналистам или членам их семей ущерб в случаях, когда страховка оказывается недостаточной или ее нет.
Принцип 3. "Горячие линии"
1. "Горячая линия", обслуживаемая Международным Комитетом Красного Креста, доказала свою ценность в разыскивании пропавших журналистов. Другие организации, такие как Международная организация журналистов и Международная организация содействия свободе слова, создали эффективные "горячие линии", которые привлекают внимание к случаям покушения на физическую безопасность журналистов и на нарушения свобод журналистов. Организации средств информации и профессиональные организации следует поощрять, предпринимать шаги с тем, чтобы существование таких "горячих линий" стало лучше известно журналистам. Государства-члены должны поддерживать такие инициативы.
2. Журналисты, работающие в ситуациях конфликта и напряженности, должны рассмотреть вопрос о целесообразности информирования в конфиденциальном порядке полевых представителей Красного Креста о своем местонахождении, что повысит эффективность действия "горячих линий" по обнаружению журналистов и принятию мер по повышению их безопасности.
Глава Б. Права и условия работы журналистов, работающих в условиях конфликта и напряженности
Принцип 4. Информация, передвижение и переписка
Государства-члены признают, что журналисты имеют полное право свободно пользоваться правами человека и основными свободами в том объеме, как они гарантированы Европейской конвенцией по правам человека, протоколом к ней, а также международными актами о правах человека, участниками которых они являются, включая следующие права:
а) право каждого искать, передавать и получать информацию и идеи независимо от границ;
б) право каждого в соответствии с действующим законодательством на свободу передвижения и выбора местожительства на территории этого государства, а также право каждого на выезд из страны;
в) право каждого на соблюдение тайной переписки в ее различных формах.
Принцип 5. Конфиденциальность источников информации
Учитывая важность конфиденциальности источников информации, используемых журналистами в ситуациях конфликта и напряженности, государства-члены должны обеспечить соблюдение такой конфиденциальности.
Принцип 6. Средства коммуникации
Государства-члены не должны ограничивать использование журналистами средств коммуникации для международной или внутринациональной передаче новостей, мнений, идей и комментариев. Они не должны задерживать или иным образом препятствовать таким передачам.
Принцип 7. Сдерживание ограничений
1. Никакое ограничение, осуществление прав и свобод, охватываемых принципами 4-6, не разрешается, кроме как и в соответствии с условиями, изложенными в соответствующих международных актах о правах человека, в том виде, как такие ограничения толкуются органами, наблюдающими за их осуществлением. Любое такое вмешательство должно быть в силу этого:
- основываться на предписаниях закона и быть сформулированным в четких и ясных терминах;
- преследовать законную цель, как она определена в соответствующих положениях актов о правах человека в соответствии с общим правом, вытекающим из практики Европейского суда по правам человека, защитой национальной безопасности в том смысле, как это понимается Европейской конвенцией по правам человека, такая правомерная цель не может приниматься или использоваться как банкетное основание для ограничения фундаментальных прав и свобод;
- быть необходимым в демократическом обществе, т.е. соответствовать острой социальной потребности, основываться на доводах, которые разумны, достаточны и пропорциональны преследуемой законной цели.
2. В условиях войны или другой чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и существованию нации, о чем было официально объявлено, меры, приостанавливающие действия государственных обязательств по обеспечению прав и свобод, являются допустимыми в той мере, в какой эти меры строго необходимы потребностями ситуации при условии, что они не являются несовместимыми с другими обязательствами, вытекающими из международного права, и не ведут к дискриминации исключительно по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения.
3. Государства-члены должны воздерживаться от принятия каких-либо ограничительных мер против журналистов, как-то: отзыв аккредитации или высылка в связи с осуществлением ими своей профессиональной деятельности или в связи с содержанием репортажей и информации, передаваемой направившими их средствами информации.
Принцип 8. Защита и помощь
1. Государства-члены должны предписать своим вооруженным и полицейским силам предоставлять необходимую и разумную защиту, а также помощь журналистам, когда они за ней обращаются, и обращаться с ними, как с гражданскими лицами.
2. Государства-члены не должны использовать защиту журналистов в качестве предлога для ограничения их прав.
Принцип 9. Недискриминация
Государства-члены должны обеспечить, чтобы в общении с журналистами, независимо от того, являются они местными или иностранными, власти не действовали дискриминационно или произвольно.
Принцип 10. Доступ к территории государства
1. Государства-члены должны облегчить доступ журналистов к месту назначения, быстро выдавая им визы и другие необходимые документы.
2. Государства-члены должны также облегчить условия импорта и экспорта профессионального журналистского оборудования.
Принцип 11. Использование системы аккредитации
Система аккредитации журналистов должна вводиться только в той мере, в какой это необходимо в конкретной ситуации. Когда система аккредитации установлена, аккредитация, как правило, должна предоставляться. Государства-члены должны обеспечить, чтобы:
а) аккредитация действовала так, чтобы облегчить журналистам выполнение их профессиональных обязанностей в ситуациях конфликта и напряженности;
б) осуществление профессиональной журналистской деятельности и журналистских свобод не должны зависеть от аккредитации;
в) аккредитация не должна использоваться в целях ограничения свободы передвижения журналистов или доступа их к информации; в той мере, в какой отказ в аккредитации может привести к ограничению этих прав, такие ограничения должны устанавливаться строго в соответствии с условиями, упомянутыми в Принципе 7;
г) предоставление аккредитации не должно ставиться в зависимость от уступок со стороны журналиста, которые привели бы к ограничению его прав и свобод в большей мере, чем это установлено в Принципе 7;
д) всякий отказ в аккредитации, ведущий к ограничению свободы передвижения журналиста или его доступа к информации, должен быть обоснован.
Глава В. Расследование
Принцип 12.
1. В условиях конфликта и напряженности государства-члены должны расследовать все случаи покушения на физическую безопасность журналиста, которые произошли в пределах их юрисдикции. Они должны придавать должное значение сообщениям журналистов, профессиональных организаций и организаций средств информации, которые привлекают внимание к таким действиям, и осуществлять там, где это необходимо, соответствующие мероприятия по расследованию.
2. Государства-члены должны использовать все соответствующие меры, чтобы те, кто несет ответственность за такие покушения, предстали перед судом, независимо от того, были ли они подготовлены, инспирированы или совершены лицами, принадлежащими к террористическим или другим организациям, лицам, работающим на правительство или другие органы власти, или лицами, действующими в личном качестве.
3. Государства-члены должны предоставить необходимую взаимную помощь при расследовании уголовных дел в соответствии с международными соглашениями, принятыми в Совете Европы, и другими европейскими и общими международными актами.
|