Проблема наркотиков в России все больше напоминает ситуацию в Европе и США. С первой сближают структура потребления, со вторыми - схожесть в расположении близи основного производителя определенного вида тяжелых наркотических средств. Система поставок кокаина из Колумбии через Мексику в США напоминает систему поставок героина из Афганистана через страны Центральной Азии в Россию. Российская наркомания - проблема прежде всего криминальная. Но - не только.
Ситуация в Восточной Европе схожа с российской по росту и структуре потребления, однако существенно отличается в политике государства по отношению к потребителям. Запретительная политика в Восточной Европе касается вопросов легализации, однако не распространяется на больных наркоманией. В тюрьмах стран Восточной Европы наркоманы практически не сидят -- за исключениям тех случаев, когда потребители наркотиков совершают криминальные преступления, которые стали лишь следствием потребления наркотиков.
Так же как и в США и большей части Европы, в России за основу взята политика запретительных мер в сфере борьбы с наркотиками. Однако они проводятся без включения в государственную политику программ реабилитации наркоманов.
Запретительная политика в России приводит к тому, что потребители наркотиков чаще имеют дело с законом, нежели с медицинскими учреждениями. Причина кроется в основном постулате о природе распространения наркотиков, который часто используют в качестве аргументации силовых и запретительных мер. Постулат гласит: "каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков от 10 до 15 человек". Из этого делается вывод о необходимости уголовной ответственности наркоманов за распространение наркомании.
Такая оценка мешает эффективной работе по противодействию распространению наркотиков и вовлечению новых социальных слоев в рынок теневого оборота наркотических средств, и кроме того, значительно ухудшает ситуацию с соблюдением прав человека в стране.
Запретительные меры в области борьбы с потреблением наркотиков были избраны без всякой альтернативы. Потребление наркотиков согласно существовавшей правовой базе относилось к разделу криминальных преступлений. Поэтому правоохранительные органы вступили в борьбу с потребителями наркотиков на тех же условиях, что и с распространителями и изготовителями наркотических средств.
Одной из причин принятия запретительных концепций было отсутствие интереса к поискам новых методов борьбы с распространением наркотиков со стороны международных организаций, которые были основными поставщиками антинаркотических концепций в страны Восточной Европы, Балтии и Россию.
Сценарий развития уровня потребления наркотиков в России по основным показателям стал отражением ситуации с потреблением наркотиков в США и странах Западной Европы. С той разницей, что уровень коррумпированности, уровень жизни и уровень подходов к профилактике и лечению больных наркоманией в России существенно хуже.
Применение методик борьбы с наркобизнесом по западным моделям лишь копирует тенденции развития потребления наркотиков на Западе, а общая ситуация ухудшается из-за более низкого уровня инфраструктуры правоохранительных органов, медицинских учреждений, социальных институтов и организаций, общего уровня жизни в России.
Из-за широко распространенного хождения наличной валюты осложняется борьба с легализацией доходов, выстроенная по модели США, денежный оборот в которых совершается главным образом в безналичной форме. Реальная экономика, таким образом, заинтересована в притоке наличных долларов, полученных в результате наркоторговли.
На долю героина в Нижегородской области приходится 70 процентов рынка. Однако в статистике преступлений, связанных с наркотиками, героин фигурирует всего лишь в четверти случаев. Значительная часть потребления героина, таким образом, даже официально находится вне поля зрения правоохранительных органов.
По мнению представителей Московской Хельсинской группы, низкая раскрываемость дел, связанных с торговлей героином, в Москве свидетельствует о том, что милиция в той или иной степени участвует в незаконном обороте наркотиков.
Падение цен на героин говорит о беспомощности Федеральной пограничной службы и ГТК, стоящих на пути следования курьеров - им явно не хватает материальных средств, чтобы усилить контроль на границе. Но не только. Хуже, чем прежде, работают правоохранительные органы - на пути следования наркотиков и в местах распространения они изымают лишь незначительную часть наркооборота. Такое положение дел подтверждают и официальные отчеты. По данным Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, из оборота изымается лишь 1 процент поступающего на рынок зелья.
Правоохранительные структуры не гарантируют победы над наркомафий, даже если будет налажено максимально возможное финансирование. Наркобизнес становится неприбыльным, если из оборота изымается 45 процентов веществ, поступающих на рынок. Однако силовые структуры даже в идеале не могут конфисковать более 10 процентов наркотических средств. Правоохранители могут предложить обществу лишь проект уменьшения темпов распространения наркотиков. Кардинально изменить ситуацию силовые методы не в состоянии.
Тем не менее основная часть финансирования борьбы с наркотиками идет правоохранительным органам, а не наркологическим клиникам. Наркологические клиники и реабилитационные центры финансируются по большей части благотворительными фондами и религиозными организациями. Это не позволяет государственным структурам объективно оценить тенденции в сфере лечения наркомании и посттерапевтического существования больных наркоманией.
При этом основная тяжесть и ответственность за положение в стране с наркотиками, как и значительный объем финансирования реализации антинаркотической политики, лежит на плечах силовых структур, главным образом, Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В ряде случаев медицинские центры вынуждены сотрудничать с милицией, сообщая сведения о пациентах, которые проходят курс лечения.
Стратегия действий правоохранительных органов должна исходить из понимания общемировой тенденции, о поддержке которой не раз заявляли как высокопоставленные офицеры из специальных служб по борьбе с наркотиками, так и рядовые оперативные работники. Она сводится к тезису "Никакие усилия правоохранительных органов не могут изменить уровень доступности наркотиков". Поэтому основные усилия - финансовые и законодательные - в поисках способов борьбы с распространением наркотиков необходимо сосредоточить на решении социальных проблем.
|