Организатор:
Комитет Государственной Думы по охране здоровья
Председательствующий:
председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Н.Ф.ГЕРАСИМЕНКО.
Состав участников:
представители Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, Минобороны, МВД, Минздрава, Минкультуры России, представители, исполнительных органов власти 7 субъектов РФ, Московской патриархии, Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ.
Количество участников:
около 100 человек.
Цели слушаний:
обсуждение наркоситуации и выработка неотложных мер по борьбе с распространением наркомании в России.
Рекомендации:
проект рекомендаций принят за основу, Комитету поручено доработать его с учетом поступивших предложений и замечаний.
Материалы слушаний: Подборка информационно-статистических материалов о наркомании и СПИДе в России. Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1995-1997 гг." Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Проект рекомендаций парламентских слушаний.
Участники слушаний констатировали, что распространение наркомании в России происходит нарастающими темпами, представляя глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. За последнее десятилетие число потребителей наркотиков увеличилось более чем в два раза. К 2000 году прогнозируется более чем двукратное увеличение этого показателя.
Особенностью сложившейся ситуации, по мнению выступающих, является прогрессирующая тенденция распространения молодежного наркотизма (76% потребителей наркотиков - это молодежь в возрасте до 30 лет). Число смертельных случаев от употребления наркотиков за последние 10 лет увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Данные статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезными заболеваниями (только 1996 год дал рост ВИЧ-инфекции в 8 раз).
Наличие широких возможностей для нелегального изготовления наркотических средств в совокупности с имеющимися условиями для контрабанды, отмечали участники ПС, приводят к резкому расширению "черного рынка" наркотиков и увеличению спроса на них. Высокий спрос на наркотики стимулирует рост наркопреступности (из каждых 10 имущественных преступлений 6 совершается наркоманами).
Вызывает обеспокоенность отсутствие антинаркотического воспитания, квалифицированной антинаркотической пропаганды, государственной системы лечения и реабилитации больных наркоманией; проводимые в ряде средств массовой информации целенаправленные кампании в поддержку легализации наркотиков с целью ослабления антинаркотического законодательства; экспансия пропаганды наркотиков через компьютерные информационные сети. Все эти факторы в итоге способствуют распространению наркотиков.
Образованная в 1994 году Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, по мнению собравшихся, работает неэффективно. Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1995-1997 гг." не получила необходимого финансирования из бюджета и осталась невыполненной.
По мнению Н. Ф. Герасименко, принятый Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" должен способствовать противодействию незаконному обороту наркотиков, однако необходимо своевременно подготовить нормативные правовые акты, разработка которых предусмотрена Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах. Необходимо также в течение 1998 года разработать федеральный закон о медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Участники ПС обратились к Правительству РФ с призывом усилить меры по организации противодействия незаконному обороту наркотиков в стране и обеспечению полного финансирования Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1995-1997 гг.", а также Федеральной целевой программы "Анти-ВИЧ/СПИД".
Госудасртвенная Дума РФ
02.03.98
|