Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное
внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей
спецслужб. Связано это прежде всего с тем, что экономическая сфера государства
является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние
экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее.
Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению
к прочим видам безопасности.
Раньше считалось, что экономическая
безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные
органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, — важное звено обеспечения
экономической безопасности государства. Но и сама структура экономики должна
обеспечивать безопасность, реализация условий которой возможна только при
соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ
и учете существующих угроз. Среди основных национальных интересов России
в области экономических отношений можно отметить следующие:
развитие системы рыночных
отношений при государственном контроле, противодействие проявлениям монополизма;
прекращение спада производства
и снижения объема валового национального дохода;
структурная перестройка экономики
на основе целевой поддержки передовых, наукоемких, конкурентоспособных
и жизненно важных для экономического прогресса отраслей и предприятий;
защита российского производства
от иностранной экономической “интервенции”, активная поддержка национального
российского предпринимательства с приоритетом обрабатывающих отраслей и
предприятий;
конверсия военно-промышленного
комплекса до уровня обеспечения стратегической оборонной достаточности
при сохранении его кадровых, технологических и организационных возможностей
и их нарастающем использовании для модернизации гражданского производства,
увеличения его объемов и коммерческой выгоды;
повышение эффективности финансовой
системы на основе поддержания государственных расходов в соответствии с
имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов,
как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства,
усиление сдерживания инфляционных процессов, противодействие “бегству”
российского капитала за границу, стимулирование иностранных долгосрочных
капиталовложений в сферу производства;
укрепление общероссийского
рынка, противодействие развитию регионального экономического сепаратизма;
расширение внешнеэкономических
связей России, оптимизация структуры экспортно-импортных отношений в сторону
значительного увеличения в экспорте удельного веса конечной продукции промышленного
производства (включая продукцию ВПК), а в импорте — продукции и технологий,
необходимых для модернизации производственной базы страны;
создание правовой основы,
обеспечивающей эффективное формирование и функционирование системы социально
ориентированного народнохозяйственного комплекса, а также правоохранительного
механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств.
Что же угрожает сейчас
национальным интересам России в области экономических отношений?
ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ:
- приобретение экономическим
кризисом затяжного характера, возникновение необратимых или труднообратимых
последствий для развития экономики страны;
- дестабилизация регулирующей
роли государства в проведении экономических реформ, формировании современной
экономической инфраструктуры;
- cокращение используемой
ресурсной основы в сферах сырьевой, топливно-энергетической, финансово-кредитной,
инвестиционной и инновационной деятельности для выхода из экономического
кризиса;
- продолжающийся процесс
структурной деформации экономической системы страны в сторону сворачивания
высокотехнологичных, наукоемких отраслей (прежде всего в ВПК), резкого
падения производства в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности,
утрата приоритетов в развитии страны как высокоиндустриальной державы;
- углубление диспропорций
в территориальном размещении производительных сил, усиление территориального
и отраслевого монополизма и сепаратизма, разрушение традиционных производственных
связей между основными производственными центрами;
- дезорганизация финансово-кредитной
системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения
бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики,
борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания
предпосылок для развития российского предпринимательства;
- низкий уровень социальной
ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение
внутреннего рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов
экономического роста;
- техногенные аварии и катастрофы,
низкая технологическая и производственная дисциплина, отток квалифицированных
кадров, снижение уровня квалификации кадров;
- криминализация экономических
отношений, рост экономической преступности, коррупции;
- рост экономических потерь
в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности
в сфере экономических отношений.
ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ:
- утрата Россией своих внешнеэкономических
позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных
рынков;
- нарушение национальных
приоритетов России в области экономики из-за продвижения иностранными партнерами
выгодных им экономических проектов и программ;
- формирование иностранными
партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда
последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;
- блокирование доступа России
к передовым технологиям и формирование зависимости ее экономики от их импорта,
а также от импорта некоторых видов продукции;
- cтимулирование иностранными
партнерами утечки передовых технологий и квалифицированных кадров из России
в зарубежные страны;
- торговая экспансия иностранных
государств и экономических структур, направленная на завоевание российского
рынка и вытеснение с него российских предпринимателей;
- противодействие равноправному
участию России в международных структурах кредитно-финансового и торгово-экономического
регулирования;
- рост внешней финансовой
задолженности России, усиление ее зависимости от иностранных кредиторов;
превышение внешним долгом критического уровня, допустимого для суверенного
государства;
- криминализация некоторых
видов внешнеэкономических связей с Россией, контрабанда стратегических
материалов и сырья, неконтролируемый вывоз капиталов из России;
- активизация экономической
разведки и промышленного шпионажа иностранных государств и организаций.
Говоря об экономической безопасности
следует отметить, что она имеет как собственный объект — экономическую
систему страны, так и объекты на пересечении с другими сферами: военной,
информационной, экологической и др. Поэтому проблему экономической безопасности
рассматривают: в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические
и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке; в областях
пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами:
военно-экономическая, защиты научно-технического и интеллектуального потенциала
страны; взаимодействия экономики и природы и т.д. Сложность, комплексность
самого явления экономической безопасности позволяет в понятийном плане
давать его лишь через системный метод, в обобщенном виде с возможным выделением
важнейших элементов этой системы в конкретном выражении. В этом
смысле трудно не согласиться с известным специалистом в этой сфере В.Тамбовцевым:
“Понятие экономической безопасности принадлежит к числу тех, которые,
с одной стороны, всем интуитивно вполне ясны, а с другой — трудно определимы
в достаточно корректной и исчерпывающей форме. Не претендуя на универсальность,
примем следующую “рабочую” трактовку: под экономической безопасностью той
или иной системы будем понимать совокупность свойств состояния ее производственной
(в широком смысле) подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей
всей системы”.
В качестве ключевых можно
выделить некоторые системные свойства экономики, состояние которых рассматривается
как решающее для обеспечения экономической безопасности. В частности, в
качестве такого системного элемента можно выделить уровень материально-производственных
связей страны, предприятий, научных и финансовых учреждений с себе подобными,
позволяющий достигнуть поставленной цели, к которой относится развитие
страны и ее народов без ущерба своим
интересам и ценностям.
Экономику следует рассматривать
как систему, в которую включены как собственно производители, так и другие
подсистемы (научные и финансовые учреждения), которые взаимодействуют с
производственной подсистемой. Однако уровень связей — это только один из
элементов экономической безопасности, который не отражает ни уровня самого
производства, ни эффективности взаимодействия с другими подсистемами, которые
могут и не обеспечивать в полной мере эффективности производства. Главная
роль во всей экономической системе принадлежит производственной подсистеме,
а другие, по логике вещей, играют обеспечивающую роль. Однако с точки зрения
обеспечения экономической безопасности даже, условно говоря, блестящее,
на какой-то момент времени, состояние производственной подсистемы, может
быть разрушено в очень короткий промежуток времени, например, через кредитно-финансовую
подсистему, если последняя будет выполнять не обеспечивающую роль, а функционировать
самостоятельно с целью лишь накопления капиталов в банковских структурах,
и источником которых будет служить та же производственная подсистема. Ее
может разрушить непродуманная налоговая или таможенная политика, утрата
контроля за сырьевыми ресурсами страны и т.д.
Как раз такого рода процесс
мы и наблюдаем в настоящее время в России. Проблема экономической безопасности
— комплексная, качественно решать ее необходимо во взаимосвязи со многими
вопросами и особенно с учетом необходимости защиты ресурсов (материальных,
интеллектуальных, информационных, правовых) производственно-хозяйственных
комплексов, которые должны гарантировать стабильность функционирования
производственно-хозяйственной организации в существующих условиях. Однако
следует четко понимать, что производственно-хозяйственный комплекс может
функционировать, но весь вопрос в том, в чьих интересах. Они могут быть
не национальными, если утеряна независимость в управлении экономикой. Следует
отметить, что в настоящее время, и это очевидно, обеспечение экономической
безопасности России не может быть достигнуто без регулирующего воздействия
институтов власти. Да и практика многих стран (Германия, Япония, Южная
Корея, Китай и др.) подтверждает это. Однако, как представляется, регулирующее
воздействие государства должно быть направлено и на то, чтобы постепенно
уменьшать влияние государства на ту часть экономики (по мере того, как
создаются возможности и условия для создания относительно самостоятельной
системы защиты экономическими субъектами), которая не является каркасообразующей.
Применяемые государством
защитные, регулятивные и меры прямого воздействия должны быть направлены
на поддержание качественного состояния экономических отношений за счет
пресечения и ограничения развития кризисных явлений в сфере экономики.
Эти меры должны сопровождаться соответствующими механизмами их применения.
Причем экономическая безопасность должна обеспечиваться не каким-то одним
органом, а поддерживаться всей системой государственных органов, всеми
звеньями и структурами экономики.
Поскольку экономика является
сложной системой, то в ней можно выделить иерархию подсистем. Главной подсистемой
является производственная, которая, помимо всего прочего, должна поддерживаться
соответствующим уровнем материально-производственных связей между предприятиями.
Другой подсистемой, правда, довольно условно является сырьевая, без которой
производственная не может существовать. Технологическая подсистема обеспечивает
высокий уровень производства, перспективу его развития, эффективность и
конкурентоспособность. К одной из важнейших подсистем относится и кредитно-финансовая,
без которой также не может быть здоровой экономики.
Таковы основные подсистемы
экономики. Суть экономической безопасности с точки зрения системного подхода
заключается в том, чтобы не разрушались межсистемные связи между ними,
чтобы каждая из подсистем существовала и развивалась ради других, а не
изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны
соответствующие государственные институты через систему правовых, организационных,
политических и иных мер.
С позиций национальной безопасности
именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому
в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского
государства является одной из важнейших задач. Если попытаться сформулировать
понятие “экономическая безопасность”, то оно могло бы выглядеть
следующим образом.
Экономическая безопасность
— составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости,
эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему
критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является
производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами
(сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными
органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для
создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики,
направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном
и международном уровнях.
М.АРСЕНТЬЕВ,
полковник,
член-корреспондент Академии качества,
консультант Совета Федерации РФ 15.05.1998
|