Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

Раньше считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, — важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Но и сама структура экономики должна обеспечивать безопасность, реализация условий которой возможна только при соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ и учете существующих угроз. Среди основных национальных интересов России в области экономических отношений можно отметить следующие:

развитие системы рыночных отношений при государственном контроле, противодействие проявлениям монополизма; прекращение спада производства и снижения объема валового национального дохода;

структурная перестройка экономики на основе целевой поддержки передовых, наукоемких, конкурентоспособных и жизненно важных для экономического прогресса отраслей и предприятий;

защита российского производства от иностранной экономической “интервенции”, активная поддержка национального российского предпринимательства с приоритетом обрабатывающих отраслей и предприятий;

конверсия военно-промышленного комплекса до уровня обеспечения стратегической оборонной достаточности при сохранении его кадровых, технологических и организационных возможностей и их нарастающем использовании для модернизации гражданского производства, увеличения его объемов и коммерческой выгоды;

повышение эффективности финансовой системы на основе поддержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства, усиление сдерживания инфляционных процессов, противодействие “бегству” российского капитала за границу, стимулирование иностранных долгосрочных капиталовложений в сферу производства;

укрепление общероссийского рынка, противодействие развитию регионального экономического сепаратизма;

расширение внешнеэкономических связей России, оптимизация структуры экспортно-импортных отношений в сторону значительного увеличения в экспорте удельного веса конечной продукции промышленного производства (включая продукцию ВПК), а в импорте — продукции и технологий, необходимых для модернизации производственной базы страны;

создание правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование системы социально ориентированного народнохозяйственного комплекса, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств.

Что же угрожает сейчас национальным интересам России в области экономических отношений?

ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ:

  • приобретение экономическим кризисом затяжного характера, возникновение необратимых или труднообратимых последствий для развития экономики страны;
  • дестабилизация регулирующей роли государства в проведении экономических реформ, формировании современной экономической инфраструктуры;
  • cокращение используемой ресурсной основы в сферах сырьевой, топливно-энергетической, финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной деятельности для выхода из экономического кризиса;
  • продолжающийся процесс структурной деформации экономической системы страны в сторону сворачивания высокотехнологичных, наукоемких отраслей (прежде всего в ВПК), резкого падения производства в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности, утрата приоритетов в развитии страны как высокоиндустриальной державы;
  • углубление диспропорций в территориальном размещении производительных сил, усиление территориального и отраслевого монополизма и сепаратизма, разрушение традиционных производственных связей между основными производственными центрами;
  • дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;
  • низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;
  • техногенные аварии и катастрофы, низкая технологическая и производственная дисциплина, отток квалифицированных кадров, снижение уровня квалификации кадров;
  • криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;
  • рост экономических потерь в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности в сфере экономических отношений.

ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ:

  • утрата Россией своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;
  • нарушение национальных приоритетов России в области экономики из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и программ;
  • формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;
  • блокирование доступа России к передовым технологиям и формирование зависимости ее экономики от их импорта, а также от импорта некоторых видов продукции;
  • cтимулирование иностранными партнерами утечки передовых технологий и квалифицированных кадров из России в зарубежные страны;
  • торговая экспансия иностранных государств и экономических структур, направленная на завоевание российского рынка и вытеснение с него российских предпринимателей;
  • противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового и торгово-экономического регулирования;
  • рост внешней финансовой задолженности России, усиление ее зависимости от иностранных кредиторов; превышение внешним долгом критического уровня, допустимого для суверенного государства;
  • криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, контрабанда стратегических материалов и сырья, неконтролируемый вывоз капиталов из России;
  • активизация экономической разведки и промышленного шпионажа иностранных государств и организаций.

Говоря об экономической безопасности следует отметить, что она имеет как собственный объект — экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими сферами: военной, информационной, экологической и др. Поэтому проблему экономической безопасности рассматривают: в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке; в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами: военно-экономическая, защиты научно-технического и интеллектуального потенциала страны; взаимодействия экономики и природы и т.д. Сложность, комплексность самого явления экономической безопасности позволяет в понятийном плане давать его лишь через системный метод, в обобщенном виде с возможным выделением важнейших элементов этой системы в конкретном выражении. В этом смысле трудно не согласиться с известным специалистом в этой сфере В.Тамбовцевым: “Понятие экономической безопасности принадлежит к числу тех, которые, с одной стороны, всем интуитивно вполне ясны, а с другой — трудно определимы в достаточно корректной и исчерпывающей форме. Не претендуя на универсальность, примем следующую “рабочую” трактовку: под экономической безопасностью той или иной системы будем понимать совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле) подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей всей системы”.

В качестве ключевых можно выделить некоторые системные свойства экономики, состояние которых рассматривается как решающее для обеспечения экономической безопасности. В частности, в качестве такого системного элемента можно выделить уровень материально-производственных связей страны, предприятий, научных и финансовых учреждений с себе подобными, позволяющий достигнуть поставленной цели, к которой относится развитие страны и ее народов без ущерба своим интересам и ценностям.

Экономику следует рассматривать как систему, в которую включены как собственно производители, так и другие подсистемы (научные и финансовые учреждения), которые взаимодействуют с производственной подсистемой. Однако уровень связей — это только один из элементов экономической безопасности, который не отражает ни уровня самого производства, ни эффективности взаимодействия с другими подсистемами, которые могут и не обеспечивать в полной мере эффективности производства. Главная роль во всей экономической системе принадлежит производственной подсистеме, а другие, по логике вещей, играют обеспечивающую роль. Однако с точки зрения обеспечения экономической безопасности даже, условно говоря, блестящее, на какой-то момент времени, состояние производственной подсистемы, может быть разрушено в очень короткий промежуток времени, например, через кредитно-финансовую подсистему, если последняя будет выполнять не обеспечивающую роль, а функционировать самостоятельно с целью лишь накопления капиталов в банковских структурах, и источником которых будет служить та же производственная подсистема. Ее может разрушить непродуманная налоговая или таможенная политика, утрата контроля за сырьевыми ресурсами страны и т.д.

Как раз такого рода процесс мы и наблюдаем в настоящее время в России. Проблема экономической безопасности — комплексная, качественно решать ее необходимо во взаимосвязи со многими вопросами и особенно с учетом необходимости защиты ресурсов (материальных, интеллектуальных, информационных, правовых) производственно-хозяйственных комплексов, которые должны гарантировать стабильность функционирования производственно-хозяйственной организации в существующих условиях. Однако следует четко понимать, что производственно-хозяйственный комплекс может функционировать, но весь вопрос в том, в чьих интересах. Они могут быть не национальными, если утеряна независимость в управлении экономикой. Следует отметить, что в настоящее время, и это очевидно, обеспечение экономической безопасности России не может быть достигнуто без регулирующего воздействия институтов власти. Да и практика многих стран (Германия, Япония, Южная Корея, Китай и др.) подтверждает это. Однако, как представляется, регулирующее воздействие государства должно быть направлено и на то, чтобы постепенно уменьшать влияние государства на ту часть экономики (по мере того, как создаются возможности и условия для создания относительно самостоятельной системы защиты экономическими субъектами), которая не является каркасообразующей.

Применяемые государством защитные, регулятивные и меры прямого воздействия должны быть направлены на поддержание качественного состояния экономических отношений за счет пресечения и ограничения развития кризисных явлений в сфере экономики. Эти меры должны сопровождаться соответствующими механизмами их применения. Причем экономическая безопасность должна обеспечиваться не каким-то одним органом, а поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

Поскольку экономика является сложной системой, то в ней можно выделить иерархию подсистем. Главной подсистемой является производственная, которая, помимо всего прочего, должна поддерживаться соответствующим уровнем материально-производственных связей между предприятиями. Другой подсистемой, правда, довольно условно является сырьевая, без которой производственная не может существовать. Технологическая подсистема обеспечивает высокий уровень производства, перспективу его развития, эффективность и конкурентоспособность. К одной из важнейших подсистем относится и кредитно-финансовая, без которой также не может быть здоровой экономики.

Таковы основные подсистемы экономики. Суть экономической безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, чтобы не разрушались межсистемные связи между ними, чтобы каждая из подсистем существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные институты через систему правовых, организационных, политических и иных мер.

С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач. Если попытаться сформулировать понятие “экономическая безопасность”, то оно могло бы выглядеть следующим образом.

Экономическая безопасность — составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

М.АРСЕНТЬЕВ,
полковник,
член-корреспондент Академии качества,
консультант Совета Федерации РФ
15.05.1998


   TopList         



  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок
  • История одной раскопки времен полиолита
  • Чем магазин военторг хорош для вложения капитала?

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки