Методы системного анализа предполагают, чтобы разработка специальных
понятий для безопасности в сфере лицензионной деятельности начиналась с
рассмотрения надсистемного уровня существования этих понятий с дальнейшей
их конкретизацией под особенности исследуемой проблемы. В общем виде понятие
"безопасность" сформулировано в статье I Закона Российской Федерации "О
безопасности" от 5 марта 1992 г.:
"Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворе
ние которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного
развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и
свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство —
его конституционный строй, суверенитет и территориальные ценности".
Лицензия же в свою очередь является правовым актом индивидуального характера,
дающим права на определенных условиях осуществлять конкретный вид деятельности
в течение установленного срока. Действие лицензии имеет силу на территории
Российской Федерации, а также в учреждениях России, находящихся за границей.
Механизм реализации правового регулирования в сфере лицензионной деятельности
определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № 333 от
15 апреля 1995 г. Закон же о лицензионной деятельности в настоящее время
проходит обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации.
Субъекты деятельности в лицензионной сфере законодательно закреплены
в Гражданском Кодексе Российской Федерации (1995 г.).
Кроме того, из ст. 4 Закона Российской Федерации "О безопасности", гласящей,
что "безопасность достигается проведением единой государственной политики
в области обеспечения безопасности, системой мер экономическо го, политического,
организационного и иного характера, адекватного угрозам жизненно важным
интересам личности, общества и государства" можно сделать вывод, что обеспечение
безопасности в сфере лицензионной деятельности — это осуществляемая на
государственном и региональном уровнях нормативная, организационная, правоохрани
тельная, контрразведывательная и иная деятельность государственных и негосудар
ственных органов и организаций по созданию условий для действенного функциони
рования этой деятельности с целью прогрессивного развития личности, общества
и государства. В свою очередь деятельность в лицензионной сфере можно разбить
на две составляющие:
первая составляющая (лицензионная деятельность) —
это непосредственно сам механизм, осуществляющий лицензирование той
или иной деятельности, включающий в себя государственные органы, федеральные
или местные, нормативная база и т.д.;
вторая составляющая —
это сама деятельность субъектов рыночных отношений, получивших на нее
лицензию от уполномоченных органов.
Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих.
Так, содержание лицензионной деятельности определяется следующими элементами:
рассмотрение заявки о выдаче лицензии;
-
организация и проведение в необходимых случаях специальных экспертиз;
-
принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
-
осуществление контроля за соблюдением условий лицензионной деятельности;
-
принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании.
Кроме того, на уполномоченный орган возлагаются:
-
разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;
-
привлечение в случае необходимости представителей заинтересованных министерств
и ведомств для проведения экспертиз;
-
ведение реестра выданных, приостановлен ных и аннулированных лицензий.
Необходимо также рассмотреть, в каких случаях может быть отказано в выдаче
лицензии, а также аннулировано действие лицензии.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
-
наличие в документах, предоставленных заявителем, недостоверной или искаженной
информации;
-
изменение рода деятельности от задекларированного в лицензии;
-
отрицательное заключение экспертизы в ходе контроля, например, ухудшение
экологической обстановки вследствие нарушения технологий, нарушение финансовой
дисциплины, работы со сведениями, содержащими государственную тайну и др.;
-
занятие наряду с основной задеклариро ванной деятельностью запрещенным
промыслом, например, торговлей и изготовле нием наркотиков, оружия и т.д.
Рассматривая первую составляющую следует также остановиться еще на одной
важной проблеме. Так, до настоящего времени в процесс оформления лицензии
законодательно не разработано и не закреплено положение, запрещающее в
результате своей деятельности наносить ущерб безопасности Российской Федерации.
Последнее фактически безнаказанно дает возможность акционерным обществам
в энергетической сфере в одном случае отключить электроэнергию Центрального
пункта управления Ракетами стратегического назначения РФ, во втором случае
отключить электроэнергию Базы Северного Флота РФ.
Вторая составляющая — непосредственно деятельность субъектов, получивших
лицензию, охватывает фактически всю сферу человечес кой деятельности, за
исключением тех отраслей, которые функционально возложены и закреплены
за государством, например, оборона, разведка и т.д., и закреплены действующим
законодательством и международными договорами, например, производство и
распространение наркотиков.
В соответствии с I статьей Закона Российской Федерации "О безопасности"
и выведенным выше определением: "обеспечение безопасности в сфере лицензионной
деятельности" в дальнейшем будем рассматривать лишь ту деятельность, отнесенную
ко второй составляю щей, которая является жизненно важной для интересов
личности, общества и государства и которую в первую очередь нужно защищать
от внутренних и внешних угроз. Угрозы в свою очередь тесно связаны с интересами.
Наличие противоречий интересов различных сторон является причиной возникновения
угроз.
Рассмотрим основные интересы отдельных субъектов.
Иностранные спецслужбы реализуют интересы собственного государства,
которые проявляются в следующих устремлениях:
-
получение доступа к новейшим научным разработкам и технологиям, имеющим
стратегическое значение;
-
создание агентурных позиций с целью проведения разведывательно-подрывной
деятельности;
-
переманивание специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом,
на работу в собственные страны;
-
создание условий, благоприятствующих проникновению национального капитала
и товара на российский рынок на выгодных для иностранных государств условиях;
-
разрушение оборонного и мобилизацион ного потенциала России;
-
ослабление позиций России на мировом рынке;
-
иные интересы.
Для иностранных фирм и организаций можно отметить следующие интересы:
-
получение доминирующего влияния на российском рынке, приобретение в собственность
объектов, имеющих высокий научно-технический и производственный потенциал;
-
получение доступа к новейшим научным разработкам и технологиям, дающим
преимущество над конкурентами, а также к информационным ресурсам страны;
-
сдерживание российских конкурентоспо собных разработок и технологий, ослабляющих
позиции иностранных фирм на мировом и российском рынках;
-
получение доступа к сырьевым ресурсам страны;
-
ослабление позиций российского предпринимательства на мировом рынке товаров
и услуг;
-
использование российских служб безопасности и страховых фирм для обеспечения
безопасности иностранного капитала;
-
подготовка условий для быстрого свертывания ресурсов, принадлежащих иностранно
му бизнесу, и перевода их в другие страны;
-
иные интересы.
Для криминальных (международных и российских) структур:
-
создание позиций для расширения нелегального бизнеса;
-
отмывание "грязных" денег;
-
использование несовершенства российско го законодательства и правоохранительной
системы для отчуждения государственной (народной) собственности;
-
иные интересы.
Для российских предпринимателей следует упомянуть интересы, побуждающие
к нарушению антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция)
и лицензированной деятельности.
Со стороны федеральных и региональных властей также существуют угрозы
деятельнос ти в лицензионной сфере, обусловленные реально существующими
противоречиями между интересами федеральных и региональных органов власти,
отсутствием четкого разграничения полномочий, стремлением федеральных органов
к максимальному исполнению федерально го бюджета в ущерб интересам региональных
образований, а также возможной некомпетент ностью и коррумпированностью
должностных лиц.
При определенном неблагоприятном сочетании факторов и условий вышеназванные
интересы могут оформиться в реальные угрозы для безопасности России.
Основные угрозы, условно, можно объединить в две группы (внешние и внутренние)
в соответствии с субъектами угроз.
Так, внешние угрозы связаны с интересами и устремлениями: иностранных
спецслужб, иностранных фирм и организаций, международных криминальных структур.
Внутренние угрозы связаны с интересами и деятельностью: российских органов
власти, отечественных фирм и организаций, российских криминальных структур.
Как следует из вышеизложенного, безопасность деятельности в лицензионной
сфере является важнейшей составляющей общенацио нальной безопасности.
Вышеназванные угрозы в обобщенном виде изложены в Послании Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию "О национальной безопасности"
и опубликованы в "Независимой газете" 14.06.96 г.
Для решения же самой проблемы обеспечения безопасности в сфере лицензионной
деятельности необходимо провести серьезное комплексное исследование с выходом
на практические подразделения, разработать и законодательно оформить нормативную
базу, произвести необходимые организационно-штатные изменения.
М.АРСЕНТЬЕВ,
член-корреспондент Академии качества,
консультант Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической безопасности 15.02.1998
|