Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Внутренняя политика
Проблема обеспечения безопасности России в сфере лицензионной деятельности.

Методы системного анализа предполагают, чтобы разработка специальных понятий для безопасности в сфере лицензионной деятельности начиналась с рассмотрения надсистемного уровня существования этих понятий с дальнейшей их конкретизацией под особенности исследуемой проблемы. В общем виде понятие "безопасность" сформулировано в статье I Закона Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г.:

    "Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

    Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворе ние которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальные ценности".

Лицензия же в свою очередь является правовым актом индивидуального характера, дающим права на определенных условиях осуществлять конкретный вид деятельности в течение установленного срока. Действие лицензии имеет силу на территории Российской Федерации, а также в учреждениях России, находящихся за границей.

Механизм реализации правового регулирования в сфере лицензионной деятельности определяется Постановлением Правительства Российской Федерации № 333 от 15 апреля 1995 г. Закон же о лицензионной деятельности в настоящее время проходит обсуждение в Государственной Думе Российской Федерации.

Субъекты деятельности в лицензионной сфере законодательно закреплены в Гражданском Кодексе Российской Федерации (1995 г.).

Кроме того, из ст. 4 Закона Российской Федерации "О безопасности", гласящей, что "безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономическо го, политического, организационного и иного характера, адекватного угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства" можно сделать вывод, что обеспечение безопасности в сфере лицензионной деятельности — это осуществляемая на государственном и региональном уровнях нормативная, организационная, правоохрани тельная, контрразведывательная и иная деятельность государственных и негосудар ственных органов и организаций по созданию условий для действенного функциони рования этой деятельности с целью прогрессивного развития личности, общества и государства. В свою очередь деятельность в лицензионной сфере можно разбить на две составляющие:

первая составляющая (лицензионная деятельность) —

    это непосредственно сам механизм, осуществляющий лицензирование той или иной деятельности, включающий в себя государственные органы, федеральные или местные, нормативная база и т.д.;
вторая составляющая
    это сама деятельность субъектов рыночных отношений, получивших на нее лицензию от уполномоченных органов.
Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих.

Так, содержание лицензионной деятельности определяется следующими элементами:

рассмотрение заявки о выдаче лицензии;

  • организация и проведение в необходимых случаях специальных экспертиз;
  • принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;
  • осуществление контроля за соблюдением условий лицензионной деятельности;
  • принятие решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании.
Кроме того, на уполномоченный орган возлагаются:
  • разработка нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;
  • привлечение в случае необходимости представителей заинтересованных министерств и ведомств для проведения экспертиз;
  • ведение реестра выданных, приостановлен ных и аннулированных лицензий.
Необходимо также рассмотреть, в каких случаях может быть отказано в выдаче лицензии, а также аннулировано действие лицензии.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

  • наличие в документах, предоставленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
  • изменение рода деятельности от задекларированного в лицензии;
  • отрицательное заключение экспертизы в ходе контроля, например, ухудшение экологической обстановки вследствие нарушения технологий, нарушение финансовой дисциплины, работы со сведениями, содержащими государственную тайну и др.;
  • занятие наряду с основной задеклариро ванной деятельностью запрещенным промыслом, например, торговлей и изготовле нием наркотиков, оружия и т.д.
Рассматривая первую составляющую следует также остановиться еще на одной важной проблеме. Так, до настоящего времени в процесс оформления лицензии законодательно не разработано и не закреплено положение, запрещающее в результате своей деятельности наносить ущерб безопасности Российской Федерации. Последнее фактически безнаказанно дает возможность акционерным обществам в энергетической сфере в одном случае отключить электроэнергию Центрального пункта управления Ракетами стратегического назначения РФ, во втором случае отключить электроэнергию Базы Северного Флота РФ.

Вторая составляющая — непосредственно деятельность субъектов, получивших лицензию, охватывает фактически всю сферу человечес кой деятельности, за исключением тех отраслей, которые функционально возложены и закреплены за государством, например, оборона, разведка и т.д., и закреплены действующим законодательством и международными договорами, например, производство и распространение наркотиков.

В соответствии с I статьей Закона Российской Федерации "О безопасности" и выведенным выше определением: "обеспечение безопасности в сфере лицензионной деятельности" в дальнейшем будем рассматривать лишь ту деятельность, отнесенную ко второй составляю щей, которая является жизненно важной для интересов личности, общества и государства и которую в первую очередь нужно защищать от внутренних и внешних угроз. Угрозы в свою очередь тесно связаны с интересами. Наличие противоречий интересов различных сторон является причиной возникновения угроз.

Рассмотрим основные интересы отдельных субъектов.

Иностранные спецслужбы реализуют интересы собственного государства, которые проявляются в следующих устремлениях:

  • получение доступа к новейшим научным разработкам и технологиям, имеющим стратегическое значение;
  • создание агентурных позиций с целью проведения разведывательно-подрывной деятельности;
  • переманивание специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, на работу в собственные страны;
  • создание условий, благоприятствующих проникновению национального капитала и товара на российский рынок на выгодных для иностранных государств условиях;
  • разрушение оборонного и мобилизацион ного потенциала России;
  • ослабление позиций России на мировом рынке;
  • иные интересы.
Для иностранных фирм и организаций можно отметить следующие интересы:
  • получение доминирующего влияния на российском рынке, приобретение в собственность объектов, имеющих высокий научно-технический и производственный потенциал;
  • получение доступа к новейшим научным разработкам и технологиям, дающим преимущество над конкурентами, а также к информационным ресурсам страны;
  • сдерживание российских конкурентоспо собных разработок и технологий, ослабляющих позиции иностранных фирм на мировом и российском рынках;
  • получение доступа к сырьевым ресурсам страны;
  • ослабление позиций российского предпринимательства на мировом рынке товаров и услуг;
  • использование российских служб безопасности и страховых фирм для обеспечения безопасности иностранного капитала;
  • подготовка условий для быстрого свертывания ресурсов, принадлежащих иностранно му бизнесу, и перевода их в другие страны;
  • иные интересы.
Для криминальных (международных и российских) структур:
  • создание позиций для расширения нелегального бизнеса;
  • отмывание "грязных" денег;
  • использование несовершенства российско го законодательства и правоохранительной системы для отчуждения государственной (народной) собственности;
  • иные интересы.
Для российских предпринимателей следует упомянуть интересы, побуждающие к нарушению антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция) и лицензированной деятельности.

Со стороны федеральных и региональных властей также существуют угрозы деятельнос ти в лицензионной сфере, обусловленные реально существующими противоречиями между интересами федеральных и региональных органов власти, отсутствием четкого разграничения полномочий, стремлением федеральных органов к максимальному исполнению федерально го бюджета в ущерб интересам региональных образований, а также возможной некомпетент ностью и коррумпированностью должностных лиц.

При определенном неблагоприятном сочетании факторов и условий вышеназванные интересы могут оформиться в реальные угрозы для безопасности России.

Основные угрозы, условно, можно объединить в две группы (внешние и внутренние) в соответствии с субъектами угроз.

Так, внешние угрозы связаны с интересами и устремлениями: иностранных спецслужб, иностранных фирм и организаций, международных криминальных структур.

Внутренние угрозы связаны с интересами и деятельностью: российских органов власти, отечественных фирм и организаций, российских криминальных структур.

Как следует из вышеизложенного, безопасность деятельности в лицензионной сфере является важнейшей составляющей общенацио нальной безопасности.

Вышеназванные угрозы в обобщенном виде изложены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О национальной безопасности" и опубликованы в "Независимой газете" 14.06.96 г.

Для решения же самой проблемы обеспечения безопасности в сфере лицензионной деятельности необходимо провести серьезное комплексное исследование с выходом на практические подразделения, разработать и законодательно оформить нормативную базу, произвести необходимые организационно-штатные изменения.

М.АРСЕНТЬЕВ,
член-корреспондент Академии качества,
консультант Комитета Совета Федерации ФС РФ по экономической безопасности
15.02.1998


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки