Постановка проблемы
В настоящее время Россия, как и большинство
других стран с переходной экономикой испытывает
серьезные проблемы с коррупцией практически на
всех уровнях власти. Не лучше дело обстоит и на
региональном уровне. По данным Главного
управления по борьбе с организованной
преступностью МВД РФ практически во всех 89
регионах России выявлены серьезные финансовые
нарушения, связанные с незаконным расходованием
бюджетных средств, поступающих из Центра. Во
многих регионах эти средства разворовываются
госчиновниками совместно с преступными
сообществами. Об особой остроте проблемы
коррупции в России свидетельствует и ее место в
индексе коррупции, ежегодно публикуемом 'Transparency
Int. В 1998г. она занимала 76-е или седьмое место от
конца.
Несмотря на частое упоминание термина
«коррупция», его точное определение остается
неясным. Существуют достаточно четкие
определения взяточничества и ряда других
должностных преступлений, связанных со
злоупотреблением чиновниками своими
полномочиями. Но это уголовно-правовое ядро
коррупции имеет некий «серый ореол», в котором
находятся принимаемые должностными лицами
решения, формально укладывающиеся в рамках
закона, но имеющие «коррупционную мотивацию» и
не являющиеся в силу этого оптимальными и
эффективными.
Объективной почвой коррупции (наряду с
другими факторами) является чрезмерно широкая
дискреция должностных лиц, принимающих решения.
При этом вполне очевидно, что полностью
алгоритмизировать деятельность должностных лиц
невозможно в силу чрезвычайного многообразия
ситуаций, требующих учета в каждом конкретном
случае. Тем не менее анализ законов и нормативных
актов может помочь выявить «зоны риска», в
которых свобода усмотрения чиновника облегчает
коррупционное поведение.
Коррупция отличается латентностью. Это ее
свойство объясняется достаточно просто: «Я сам
коррупционер, и мой контрагент (т.е. лицо,
извлекающее выгоду из коррупционного акта) не
заинтересованы в предании огласке своих
действий.» Причины, побуждающие взяткодателя
пойти на нарушение закона, различны. Однако,
достаточно часто они связаны с чрезмерными
сложностями достижения желаемого (и вполне
легального) результата законным путем. В этой
связи анализ законов и подзаконных актов должен
проводиться и с точки зрения оправданности (или
неоправданности) процедуры решения того или
иного вопроса, затрагивающего интересы
физических и юридических лиц.
Слабая структурированность общества и
неразвитость его гражданских институтов
обусловливают и отсутствие надлежащего контроля
за деятельностью бюрократических структур.
Следует также иметь в виду, что реальный
гражданский контроль за деятельностью
государственных органов возможен лишь при
достаточно высоком уровне правосознания
населения и его социальности.
Одним из факторов, содействующих
сохранению и процветанию коррупции, является
укорененность в массовом сознании представлений
о том, что продажность чиновников – обычная
норма их поведения, что деньги могут решить все
проблемы и т.п. При этом в массовом сознании
отсутствует столь же ярко отрицательный образ
лица, дающего взятку. Это лицо скорее
воспринимается как жертва обстоятельств или как
«деловой» человек, способный «добиться своего».
В силу этого представляется полезным
привлечь СМИ к корректировке такого рода
«картины мира». Важно также выявить те
социально-психологические факторы, которые
побуждают людей, при возникновении той или иной
проблемы, стремиться решить ее на основе личных
связей или неформальным путем, даже если
обращение в суд достаточно доступно. Изменению
сложившейся ситуации может способствовать
повышение правовой грамотности населения,
доступность юридической помощи и т.п.
Все отмеченные направления связаны с той
сферой коррупции, которая проявляется в
отношениях «гражданин-чиновник», хотя,
разумеется, этими отношениями содержание такого
социального явления не исчерпывается. Однако,
именно в этой сфере усилия ИОО могут быть
наиболее плодотворными.
Сама по себе борьба с коррупцией и
наказание виновных не должны быть конечной
целью. Как ни важно само по себе восстановление
справедливости, для развития общества более
необходимо создание условий, при которых будут
резко сокращаться возможности и стимулы для
коррупционной деятельности. Глубокая сущностная
реформа, включающая в себя такие задачи, как
реформа системы управления, сбора налогов,
расходования бюджетных средств, а также условий,
порождающих взяточничество являются сложной и
долгосрочной задачей, содействовать решению
которой и призвана программа.
Основные направления
деятельности
Деятельность ИОО в поддержку инициатив по
борьбе с коррупцией в России в 2000 году будет
сосредоточена на следующих основных
направлениях:
1. Правовое антикоррупционное
просвещение населения, в первую очередь
молодежи, направленное на создание в России
атмосферы неприятия коррупции как явления,
абсолютно несовместимого с социальными
ценностями и нормами открытого общества.
В 1998-99 по решению Стратегического комитета
ИОО поддержал отдельную номинацию по конкурсу
студенческих работам в области борьбы с
коррупцией. Конкурс проводился Молодежным
союзом юристов Российской Федерации. В 2000 году
ИОО будет продолжать свою деятельности по работе
с молодежью. Планируется поддержка разработки и
апробации методики антикоррупционного
воспитания школьников, возможное создание
учебных фильмов, проведение семейных олимпиад по
борьбе с коррупцией в Интернет.
2. Содействие координации общественных
инициатив и деятельности СМИ, направленных на
борьбу с коррупцией, распространение
зарубежного опыта борьбы с коррупцией
1.1 Экспертиза действующего
законодательства с целью выявления норм и
институтов, создающих благоприятные условия для
коррупционного поведения чиновников.
В рамках этого направления предполагается
провести конференцию, результаты которой
помогут определить «зоны риска» в действующем
законодательстве. Это поможет определить
предмет независимой юридической экспертизы, на
основе которой будут выработаны соответствующие
предложения по совершенствованию правовой базы
функционирования государственных структур.
Указанные предложения будут преданы
гласности через СМИ, а также направлены в
законодательные органы.
1.2 С 1998 г. ИОО поддержал инициативу
«Московского клуба юристов», выпустившему в свет
журнал «Чистые руки». В 1999 г. Выйдут в свет свет
переведенные на русский язык четыре книги об
опыте борьбы с корупцией в Италии. Российское
отделение «Трансперенси интернешенал» («Ти-Ай»)
в настояще время зарегестрированное под
названием «Мир без коррупции» выпускало
переведенный и дополненный бюллетень этой
организации. В июне 1999 г. Под эгидой
«Трансперенси интернейшенал» в Москве была
проведена конференция – презентация книги
«Ти-Ай».
В 2000 г. «Мир без коррупции» при поддержке
«Ти-Ай» намеревается активизировать
деятельность по консолидации российских
инициатив, направленных на борьбу с коррупцией. С
этой целью планируется провести ряд конференций,
на которых предстоит выработать общие
методологические подходы к проблеме коррупции
как в целом, так и в конкретных областях
(медицина, таможня, местная власть и т.д.)
Важным элементом деятельности в этом
направлении должно стать создание сервера для
работы в ИНТЕРНЕТ
Деятельность СМИ в направлении
объективного освещения и просвещения
общественности должен поддержать призовой
конкурс журналистских расследований по
проблемам коррупции, обязательным условием
которого будет политический нейтралитет
лауреатов.
3. Поддержка проектов, нацеленных на
совершенствование деятельности органов власти,
в первую очередь на местном (региональном,
городском, муниципальном) уровнях. Обеспечение
прозрачности использования ресурсов,
направляемых на социальные нужды
В 1999 г. ИОО поддержал инициативу
московского правительства, по созданию опытной
системы электронных торгов. В целом проблема
открытости торгов оценивается ведущими
российскими и зарубежными специалистами как
одна из основных проблем, создающих
коррупциогенную атмосферу в органах
государственной власти.
В этой связи в 2000 ИОО планирует поддержать
проекты Института госзакупок на проведение
комплексной экспертизы процедуры торгов и
разработки и апробации усовершенствованной
системы торгов в 2-3 пилотных регионах. Кроме того
на базе проводимых исследований планируется
выработать и внедрить рекомендации по изменению
в программах подготовки сертифицированных
специалистов – организаторов торгов. Институт
госзакупок совместно с Высшей школой экономики
является головной организацией по обучению
таких специалистов. Еще один «спин-офф» от этой
программы – возможность обучения специалистов
по торгам из числа бывших военнослужащих (в
рамках программы «Социальная адаптация…»
ведутся переговоры с московским правительством
и уже заключены соглашения о направлении бывших
военнослужащих на обучение на курсы
организаторов торгов при МЭИ.
В 2000 году планируется также продолжить
сотрудничество с Институтом экономики города,
намеревающимся разработать и внедрить
антикоррупционные программы в систему
городского управления.
Ресурсы, партнеры, методы
реализации.
Программа “Будущее без коррупции” будет
реализовываться главным образом силами
партнерских организаций, с которыми ИОО уже
начал работу в этом направлении в 1998-99 гг.:
Трансперенси интернешенл - Россия
“Московский клуб юристов”
“Молодежный союз юристов Российской
Федерации”
“ Институт экономики города”
Издательское агентство “Юстицинформ”
Институт госзакупок (потенциальный партнер)
ИОО также продолжит работу по дальнейшей
координации своей деятельности с другими
фондами, работающими на территории России
(“Евразия”, фонд Форда, ТАСИС и др.) (Обмен
информацией, приглашение организаторов и
экспертов на мероприятия, организуемые по
программам)
ИОО-Россия 2000 г.
|