Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Борьба с коррупцией и преступностью
России нужна стратегия борьбы с коррупцией

Размах и масштабы коррупции в России общеизвестны. О необходимости принципиально нового подхода к борьбе с ней сказано также немало. В начале 1998 г. в правительственной «Российской газете» был опубликован даже проект общегосударственной программы борьбы с коррупцией1. Сейчас начался 2000 год, а воз и ныне там. Все знают, что обоснованная государственная стратегия и всем понятная политика нужна, однако ее нет и в помине.

Отсутствие государственной стратегии борьбы с коррупцией объясняется, разумеется, в первую очередь тем, что высшие эшелоны власти в стране не обнаруживают должной политической воли, т.е. готовности и желания противодействовать этому опаснейшему явлению.

Возникает и следующий закономерный вопрос: а почему же нет ее, политической воли?

Ближайшая причина уже давно ни для кого не является секретом. Даже за рубежом. Так, американские законодатели воспринимали Б. Ельцина и его ближайшее окружение как коррумпированный клан, озабоченный преимущественно проблемами собственного выживания2. Не случайно вторая половина 1999 г. была ознаменована крупнейшими скандалами, связанными с обнародованием мировой и отечественной прессой некоторых подробностей отмывания денег через крупнейший «Bank of New York» и публикацией пресловутого «Женевского списка» 23 россиян, подозреваемых в незаконных финансовых операциях3.

По результатам специальной проверки материалов, связанных со скандалом вокруг «Bank of New York» Генеральная прокуратура России в конце сентября 1999 г. возбудила уголовное дело по статье уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за незаконную банковскую деятельность4.

Российская уголовная статистика, несмотря на высокую латентность коррупционных преступлений, фиксирует их рост. Так, в 1998 г. выросло (за год) число случаев получения и дачи взятки (на 6 %), злоупотребления должностными полномочиями (на 9,8 %), незаконного участия в предпринимательской деятельности (на 32 %) и т.д. По данным МВД России за 1999 г., взяточничество в стране выросло еще на 18,3 %, а число случаев коммерческого подкупа увеличилось за год на 26,9 %.

Государственный секретарь США Мадлен Олбрайт, выступая в сентябре 1999 г. в фонде Карнеги с докладом об американской политике в отношении России, выразила крайнюю озабоченность уровнем коррупции в нашей стране и призвала российское правительство поставить борьбу с ней на первый план5.

Факт пораженности высших эшелонов власти России коррупцией может привести к выводу о полной бесполезности и безнадежности какой-либо дискуссии на тему поиска путей выхода из острейшего политического и морального кризиса в нашей стране. Однако следует учесть предстоящую смену власти в течение ближайшего года. Новый состав Госдумы и новый Президент страны в числе первоочередных мер должны обратиться к разработке общегосударственной стратегии борьбы с коррупцией. Последняя предполагает, во-первых, предварительную оценку степени инфицированности общества коррупцией, а во-вторых, адекватное представление об основных ее причинах.

Стратегия противодействия коррупции должна дифференцироваться в зависимости от степени пораженности общества данным явлением. Справедливости ради отметим, что хотя Россия, по данным различных экспертных опросов, находится в числе стран-лидеров с наиболее высоким уровнем коррупции6, последняя все больше становится глобальной мировой проблемой. Так, в Меморандуме Правового Комитета Совета Европы «О борьбе с коррупцией» (27 февраля 1998 г.) отмечалось, что это явление «как эпидемия, охватило весь континент и представляет серьезную опасность для всех стран»7. По оценке профессора А. Блока коррупция в современных США приобретает черты, напоминающие времена столетней давности8. По утверждению Дэвида Каплана, американские федеральные органы предполагают, что российские мошенники и их партнеры в Америке проникли на высшие уровни финансовой системы США. Не случайно в 1998 г. зафиксированы случаи подкупа иностранными фирмами американских должностных лиц при заключении международных контрактов почти на 30 млрд. долларов9.

Коррупция, в силу необходимости использования зарубежных банков для отмывания денег, все больше превращается в транснациональное явление.

И хотя названная проблема носит универсальный характер, в России она, по всем признакам, достигает предельные пороговые значения, чреватые реальной угрозой распада государственности.

Каковы же индикаторы указанного критического состояния?

При их определении нужно исходить из социальной роли коррупции. Принято считать, что последняя выполняет роль своеобразной смазки ржавых шестеренок государственного механизма («не подмажешь - не поедешь»). На самом деле истинная роль коррупции в том, что она ведет к еще большей коррозии, деформации государственных институтов, неотвратимо и необратимо разрушая основы общества и государства.

О серьезности ситуации свидетельствуют, как представляется, многочисленные обнародованные факты коррупции на всех уровнях власти. Сравнительно же небольшое число уголовных дел, возбуждаемых в связи с этими фактами и направленных в суды, говорят не против, а за это предположение, косвенно указывая на коррумпированность правоохранительных органов.

В пользу выдвигаемого предположения говорит и неизменное блокирование антикоррупционного законодательства со стороны президентской администрации за последние пять лет.

В этом же ряду - высокий рейтинг коррумпированности, который имеет Россия по данным различных экспертных опросов.

Следует учесть и выход за пределы допустимых пороговых значений общих социально-экономических показателей страны, что создало реальную угрозу экономической безопасности государства10.

Если коррупция угрожает существованию государства, то данное явление в условиях острого кризисного состояния общества становится опасным вдвойне.

Следует принять во внимание и дополнительные источники опасности, возникшие в последнее время. Это и дефолт 17 августа 1998 г., и перманентная правительственная чехарда, и война на Кавказе.

Отметим, что обвал курса рубля произошел практически сразу вслед за выделением России очередного кредита МВФ. Не исключено, что осведомленные лица, продав накануне (или одновременно) бумаги ГКО (государственные казначейские обязательства), на вырученные деньги скупили валюту, направленную на искусственное поддержание курса рубля. В результате рубль обесценился, а валюта оказалась за границей. Все это не могло произойти без соответствующих коррупционных действий.

Согласно аудиторской проверке, за июль и август 1998 г. на поддержание курса рубля Центробанк России потратил свыше 9 миллиардов долларов. Теперь многие обвиняют главный российский банк в том, что «кто надо» скупил доллары по дешевке и успел вывезти за границу11.

Война на Кавказе по многим параметрам имела и имеет коммерческий, а не только политический характер. Это и продажа оружия и выкупы заложников и т.д.

Российские телезрители еще помнят сюжет времен войны в Чечне в 1994-1996 гг. Речь в одной из телепередач шла о том, что среди военнослужащих федеральных войск нашлись предатели, которые после дневных боев по ночам продавали чеченцам оружие. Разумеется были и другие способы незаконной поставки вооружений боевикам, которые принесли огромные доходы и торговцам, и коррумпированным чиновникам.

После той войны почти до последних дней освобождение заложников, захваченных в Чечне, нередко сопровождалось выкупами. По свидетельству печати, на Лубянке (там находится руководство ФСБ) крайне негативно отнеслись к «странной возне» Березовского с долларами вокруг главарей боевиков и выкупом заложников12. Примечательно, что в тот же день та же газета вновь упоминает известного российского олигарха. Журналист описывает один из эпизодов: прождав до ночи торговцев человечиной, Березовский уснул на кейсе с тремя миллионами долларов в плотно оцепленном милицией самолете13.

Как стало известно, нападение чеченских боевиков на Дагестан летом 1999 г. сопровождалось и было связано с предательством и подкупом ряда должностных лиц. Кроме того, как сообщил М. Термибулатов, сотрудник Северо-Кавказского Регионального управления по борьбе с организованной преступностью, зарегистрировано уже несколько случаев, когда военнослужащие частей, расположенных в Северной Осетии, продавали своих подчиненных в Чечню14.

Однако нужно подчеркнуть, что сказанное никак не относится к последнему этапу военной операции российских войск в Чечне, где армия защищает единство и целостность России. Исключение Чечни из состава Российской Федерации реально угрожало превращением этой республики в игрушку международных террористических и экстремистских религиозных сил. Об этом очень хорошо написал в большой статье Рой Медведев15. Эта оценка отражает позицию практически всех российских политиков и граждан.

Таким образом, Россия стала «обществом всеобщего риска», не способным к развитию16. В среде правящей элиты, - отмечает Сергей Глазьев, - созданы такие «правила игры», что для удержания хорошего положения влиятельным бизнесменам необходимо подкупить чиновников, уклониться от налогов, вывозить капиталы за рубеж, вступать в сговор с власть имущими для захвата ценных объектов государственной собственности17. По мнению Григория Явлинского, номенклатурно-олигархический капитализм в России превратился в хищную систему, пожирающую и саму себя, и все окружающее.

Сосредоточенные в одних руках деньги, власть и пресса делают, соответственно, деньги - криминальными, власть - коррумпированной, а прессу - продажной18.

Сергей Караганов, секретарь Совета по внешней и оборонной политике утверждает, что коррупция в России приобрела системообразующий (системный) характер. Это означает, что основные решения в государстве принимаются на коррупционной основе или для прикрытия коррупционеров, сидящих на крючке19.

Другими словами, «коррупционализм» (по выражению Юрия Щекочихина) в нашей стране достиг столь опасных масштабов, что без радикального решения проблемы государство может погибнуть или распасться на удельные княжества.

Каковы же причины коррупции?

На этот счет высказано множество мнений и объяснений. В качестве основных причин ее называются «факторы идеологического порядка», «теневая экономика», неверная ориентация экономики, недостатки правового регулирования и т.п.20 Представляется, что в сложном «многослойном» причинном комплексе этого явления можно и нужно выделить ключевые факторы - причины.

Первоисточник коррупции кроется в самом государстве, точнее, в его деформации. От состояния, параметров, «здоровья» государства в первую очередь зависят состояние и параметры экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Как известно, марксизм исходит из определяющей роли экономического базиса, который «задает» параметры политической надстройки. В последнее время в литературе все больше распространяется понимание государства не в узкополитическом смысле как только лишь политической надстройки, а в более широком, как основного системообразующего фактора общественной жизни21.

Данный вопрос, разумеется, выходит за пределы компетенции криминологии, но его решение имеет непосредственное криминологическое значение, так как позволяет определить «направление главного удара» в борьбе с коррупцией и организованной преступностью.

Но проблема заключается не только в слабости государственного механизма. Коррупция питается не только слабостью, дезорганизацией механизмов государства, но и отчужденностью государства от народа. Последняя (отчужденность) возникает в решающей степени из-за неверной стратегии, избранной руководством государства. Чем более «народной» является политика государства, чем больше государство на деле, а не на словах ориентировано на интересы граждан, тем меньше объективных стимулов для последних искать обходные пути решения своих жизненных проблем. В этом плане и т.н. шоковая терапия 1992 г. и процесс приватизации не были изначально, как выяснилось позднее, направлены на интересы большинства людей, а наоборот, «обслужили» узкий слой элиты.

Таким образом, в основе антикоррупционной стратегии России, как представляется, должны лежать следующие положения. Во-первых, речь идет о переориентации стратегии государства (экономической, социальной, идеологической) с интересов элиты на интересы большинства граждан России. Обратим внимание, что только правительству Примакова (на тот момент) удалось вернуть утраченное было доверие граждан. После этого правительство поменялось дважды за полугодие, хотя следовало бы, как я считаю, поменять Президента. Впрочем, в последний день 1999 г. это и произошло по его собственной инициативе.

Во-вторых, речь идет о законном перераспределении властных полномочий. На сегодня реальные рычаги власти в стране оказались в руках крупнейших финансово-промышленных групп (кланов), «олигархов», теневых хозяйственных и криминальных лидеров. Власть должна быть наконец-то реально передана самому народу в лице избранных лидеров и коллегиальных органов, которым действительно доверяют граждане.

В-третьих, речь идет о всемерном укреплении российского государства и его институтов: Как точно заметил нынешний российский премьер-министр и одновременно исполняющий обязанности Президента России В.В. Путин, ключ к возрождению и подъему страны находится сегодня именно в государственно-политической сфере.

Россию, если это еще возможно, нужно вернуть в русло демократического цивилизованного развития на началах социальной справедливости, свободы (для большинства, а не «избранных») и реального, а не декларируемого гуманизма.

Конкретное наполнение антикоррупционной стратегии зависит, помимо прочего, от тщательного и всестороннего изучения и учета зарубежного и международного опыта, соответствующих конструктивных рекомендаций. Так, нужно безотлагательно принимать и вводить в действие специальное антикоррупционное законодательство комплексного характера. Хорошо известно, что бывший Президент неизменно блокировал попытки законодателей на этот счет.

Недавно были опубликованы два альтернативных законопроекта «О борьбе с коррупцией». Один был внесен в Госдуму бывшим Президентом в качестве альтернативы другому, подготовленному рабочей группой Комитета Государственной Думы по безопасности22. По объему они примерно одинаковы (17-20 статей). Однако их содержание весьма различно.

В целом президентский вариант можно охарактеризовать как «мягкий», а альтернативный - как «жесткий». По отзывам депутатов Государственной Думы, президентский вариант на парламентских слушаниях был оценен как чрезмерно либеральный и как скорее имитирующий борьбу с коррупцией23. Примечательно, что на данный вариант сектором уголовного права и криминологии Института государства и права Российской Академии наук было дано отрицательное заключение. Это не помешало его разработчикам в том же неизменном виде представить его в Госдуму24.

Определение коррупции в «жестком» варианте дается более широким, оно включает не предусмотренное законом принятие как материальных, так и нематериальных благ и преимуществ, а также подкуп. Да и в целом авторы президентского варианта говорят только о «правонарушении, связанном с коррупцией». В другом же варианте речь идет как о самих коррупционных правонарушениях, так и о правонарушениях, создающих условия для коррупции, что предпочтительнее.

Еще одним существенным (и выгодным) отличием является более широкий круг субъектов правонарушений, связанных с коррупцией. В варианте проекта Госдумы в него включены и все без исключения должностные лица, занимающие высшие государственные должности (категория "А"). К числу указанных субъектов отнесены и помощники выборных лиц, получающих денежное вознаграждение из бюджетных средств или иных фондов, создаваемых органами государственной власти.

Проект Госдумы обязывает Совет Безопасности РФ ежегодно предоставлять Президенту и Федеральному Собранию доклад о состоянии борьбы с коррупцией в стране (ст. 5). Он также предусматривает специальный порядок представления деклараций в налоговые органы. Он более жесткий и более емкий, нежели в президентском проекте (ст. 7). Важным и обоснованным правоограничением представляется запрещение счетов на предъявителя и заключения гражданско-правовых сделок не под своим именем (ст. 9). Не допускается совместное прохождение службы близкими родственниками или свойственниками (ст. 11).

Еще более важным представляется специальное регулирование устранения последствий коррупционных правонарушений. Во всех случаях необоснованного обогащения коррупционеров незаконно полученные доходы взыскиваются (имущество - обращается) в доход государства (ст. 18). Противоправные акты и действия, совершенные в результате правонарушений, связанных с коррупцией, аннулируются (ст. 19).

Вероятно, было бы целесообразным провести сравнительную экспертизу двух представленных вариантов широким кругом специалистов, в том числе и зарубежных. Сравнение двух альтернативных законопроектов о борьбе с коррупцией приводит меня к выводу о предпочтительности, большей обоснованности варианта, внесенного Комитетом по безопасности Государственной Думы. Он в значительной степени больше учитывает позитивный опыт и других стран.

Представляется, что было бы целесообразно максимально учесть и так называемые «двадцать руководящих принципов в борьбе с коррупцией», которые были приняты 7 октября 1997 г. на 101-й встрече министров юстиции европейских стран25.

Речь идет о координации соответствующей уголовной политики, в частности,

1 о криминализации коррупционных деяний,

2 об обеспечении соответствующих мероприятий по аресту и лишению прав на доходы от преступной коррупции,

3 об ограничении иммунитета от розыска, преследования или осуждения за преступления, связанные с коррупцией,

4 о необходимой специализации лиц и органов, отвечающих за борьбу с коррупцией.

5 Особо хотелось бы отметить рекомендацию обеспечить соответствующие мероприятия для предотвращения использования юридических лиц в качестве ширмы для преступного извлечения незаконной выгоды, противоречащей должностным обязанностям в ущерб правам других лиц. Этот аспект в силу известных причин особенно актуален для России.

6 Важным представляется положение о создании соответствующего «Кодекса поведения» чиновников и депутатов разного ранга.

7 Верно обращается внимание на тесные связи коррупции с организованной преступностью и отмыванием денег.

8 Важный момент - формирование антикоррупционного общественного мнения.

Важную роль в борьбе с коррупцией призвана сыграть новая конвенция об уголовной ответственности за коррупционные действия, принятая Советом Европы в начале 1999 г.

Таким образом, ситуация с коррупцией в России достигла предельных критических значений. Промедление с принятием самых неотложных мер как по укреплению государства (включая избрание достойных лидеров страны), так и мер специальных, чревато серьезнейшими последствиями для России и мира в целом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февраля.

2 См., например: Никонов В. Как мы выглядим? // Известия. 1999. 24 августа.

3 См.: Седых И.В. В России деньги отмывают даже дети. // Сегодня. 1999. 4 сентября; Мы экспортируем скандалы. // Новая газета. 1999. № 33 и др.

4 См.: Комсомольская правда. 1999. 29 сентября.

5 См.: Скосырев В. США и железный занавес. // Известия. 1999. 18 сентября.

6 См., например: Bivens M. and Bernstein J. The Russia you never met. // Demokratizatsiya. 1998. Vol. 6. № 4. P. 613-647.

7 Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. М., 1998. С.5.

8 Там же. С. 48.

9 См.: Фрай Т. Непуганный взяточник вгоняет общество в нищету. // Рос. газета. 1998. 16 декабря.

10 См., подробнее: Экономическая безопасность. М., 1998. С. 32-34.

11 См.: Виркунен В. Виктор Геращенко. Вокруг рубля. // Аргументы и факты. 1999. № 39.

12 См.: Баранец В. Хаттаб уже приговорен… // Комсомольская правда. 1999. 5 октября.

13 См.: Герасименко С. От кого бегут в Россию россияне? // Комсомольская правда. 1999. 5 октября.

14 См.: Пока одни теснят территорию, другие продают солдат в Чечню. // Российская газета. 1999. 6 октября; См. также: Н. Гритчин. В такой армии работорговля будет процветать. // Известия, 1999, 23 октября.

15 См.: Медведев Р. За что воюет в Чечне российский солдат? // Российская газета. 1999, 1 декабря.

16 См.: Яницкий О.Н. Социология и рискология. // Россия: риски и опасности «переходного» общества. М., 1998. С. 26.

17 См.: Глазьев С.Ю. Геноцид. М., 1998. С. 99.

В.А. Номоконов (ЮИ ДВГУ)


   TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки