ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.И.Фалеев (МИНЧС Россия)
В докладе рассматриваются основные положения долгосрочной (до 2005 года) федеральной целевой
программы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации до 2005 года.
Программа опирается на научно-обоснованную концепцию причин и закономерностей возникновения ЧС, их
внутренних взаимосвязей и связей с природной и социальной обстановкой и одновременно является
стимулом для развития и совершенствования Единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС) различного характера.
Программа объединит в себе элементы большинства федеральных целевых программ, разработанных
различными министерствами и ведомствами и направленных на обеспечение конституционных прав граждан
на безопасную жизнь и благоприятную окружающую среду.
Исходя из проекта программы, на первом этапе, ориентировочно до 2000 года, предполагается провести
ряд фундаментальных исследований в области теоретических основ прогнозирования ЧС и
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих:
определение прав, обязанностей и ответственности органов исполнительной власти, руководителей
предприятий и организаций за планирование и осуществление мер в области защиты населения и
территорий от ЧС в различных условиях обстановки;
реализацию системы мер по развитию и совершенствованию сил ликвидации ЧС, их техническому
перевооружению, а также развитию системы управления РСЧС;
функционирование государственных экспертных и надзорных органов, а также органов, осуществляющих
декларирование безопасности промышленных объектов и лицензирование их эксплуатационной
деятельности, сертификацию и стандартизацию выпускаемой ими продукции;
оптимизацию деятельности существующих и создание новых мониторинговых прогнозных структур местного,
ведомственного и федерального уровня;
повышение уровня подготовки сил и средств РСЧС к выполнению возложенных задач, а также
осведомленности населения о риске чрезвычайных ситуаций и мерах защиты;
формирование экономических и правовых механизмов стимулирования деятельности органов управления,
сил и средств РСЧС по снижению рисков и выполнению программ по защите населения и территорий от ЧС,
по обеспечению устойчивого функционирования предприятий и организаций производственного и
социально-бытового назначения.
В результате этих работ на первом этапе должны быть установлены:
пути и меры по преодолению неблагоприятной тенденции роста числа и масштабов последствий ЧС
природного и техногенного характера;
показатели и нормативы приемлемого природного и техногенного риска для населения и территорий от
ЧС, включая экономическое стимулирование выполнения мероприятий по предупреждению различного рода
бедствий и ответственность в случае их возникновения.
На втором этапе, ориентировочно до 2005 года, внедряя в практику результаты фундаментальных
исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предполагается обеспечить:
реализацию комплекса долгосрочных мероприятий по предупреждению, управлению природными и
техногенными рисками и смягчению последствий катастроф на территориях субъектов Российской
Федерации, для которых комплексный риск является наибольшим и превышает допустимые значения;
завершение создания и оснащения мобильных аварийно-спасательных формирований;
переход на новые безопасные, энергосберегающие технологии и снижение нагрузки на экологические системы;
снижение потерь материальных и финансовых средств как юридическими, так и физическими лицами;
существенное уменьшение ущерба окружающей природной среде.
В конечном счете, по оценкам ученых, в результате программных мероприятий показатель
индивидуального риска сможет уменьшиться до принятого мирового уровня, а также на 30-40% сократятся
потери населения от чрезвычайных ситуаций.
|