21 декабря 1994 года N 68-ФЗ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера
Принят Государственной Думой 11 ноября
1994 года
Настоящий Федеральный закон определяет общие
для Российской Федерации
организационно-правовые нормы в области защиты
граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории Российской Федерации (далее -
население), всего земельного, водного, воздушного
пространства в пределах Российской Федерации
или его части, объектов производственного и
социального назначения, а также окружающей
природной среды (далее - территории) от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона
распространяется на отношения, возникающие в
процессе деятельности органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, а
также предприятий, учреждений и организаций
независимо от их организационно-правовой формы
(далее - организации) и населения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на
определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значительные
материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это
комплекс мероприятий, проводимых
заблаговременно и направленных на максимально
возможное уменьшение риска возникновения
чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение
здоровья людей, снижение размеров ущерба
окружающей природной среде и материальных
потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это
аварийно-спасательные и другие неотложные
работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на
спасение жизни и сохранение здоровья людей,
снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь, а также на
локализацию зон чрезвычайных ситуаций,
прекращение действия характерных для них
опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на
которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Законодательство Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего
Федерального закона, принимаемых в соответствии
с ним законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных
нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона
являются:
предупреждение возникновения и развития
чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба
и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация
чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой
настоящей статьи целями отношения по
восстановлению территорий, пострадавших в
результате чрезвычайных ситуаций, настоящим
Федеральным законом не регулируются.
Статья 4. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Единая государственная система предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет
органы управления, силы и средства федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и
экономических норм по обеспечению защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно-технических
программ, направленных на предупреждение
чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости
функционирования организаций, а также объектов
социального назначения в чрезвычайных
ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов
управления, сил и средств, предназначенных и
выделяемых для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и
оценка социально-экономических последствий
чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственной экспертизы,
надзора и контроля в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной
защите населения, пострадавшего от чрезвычайных
ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также
лиц, непосредственно участвующих в их
ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств,
порядок выполнения задач и взаимодействия
основных элементов, а также иные вопросы
функционирования единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций определяются
законодательством Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных
ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций
определяются назначенными в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации руководителями работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций на основе классификации
чрезвычайных ситуаций, установленной
Правительством Российской Федерации, и по
согласованию с исполнительными органами
государственной власти и органами местного
самоуправления, на территориях которых
сложились чрезвычайные ситуации.
Статья 6. Гласность и информация в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Информацию в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций составляют
сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также
сведения о радиационной, химической,
медико-биологической, взрывной, пожарной и
экологической безопасности на соответствующих
территориях.
Информация в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о
деятельности федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций в этой
области является гласной и открытой, если иное не
предусмотрено законодательством Российской
Федерации.
Федеральные органы государственной власти,
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления и администрация организаций
обязаны оперативно и достоверно информировать
население через средства массовой информации и
по иным каналам о состоянии защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых
мерах по обеспечению их безопасности, о
прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях, о приемах и способах защиты населения
от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо
представление должностными лицами заведомо
ложной информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за
собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и
организаций информацией в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
устанавливается законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение
чрезвычайных ситуаций, а также на максимально
возможное снижение размеров ущерба и потерь в
случае их возникновения, проводятся
заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по
защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных и иных характеристик, особенностей
территорий и степени реальной опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
определяются исходя из принципа необходимой
достаточности и максимально возможного
использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
осуществляется силами и средствами организаций,
органов местного самоуправления, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, на территориях которых сложилась
чрезвычайная ситуация. При недостаточности
вышеуказанных сил и средств в установленном
законодательством Российской Федерации порядке
привлекаются силы и средства федеральных
органов исполнительной власти.
Глава II. Полномочия органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Статья 8. Полномочия Президента Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Президент Российской Федерации:
а) определяет в соответствии со статьей 80
Конституции Российской Федерации и федеральными
законами основные направления государственной
политики и принимает иные решения в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности
Российской Федерации и принимает с учетом его
предложений решения по вопросам предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по
вопросам преодоления их последствий;
в) вводит при чрезвычайных ситуациях в
соответствии со статьями 56 и 88 Конституции
Российской Федерации при обстоятельствах и в
порядке, предусмотренных федеральным
конституционным законом, на территории
Российской Федерации или в отдельных ее
местностях чрезвычайное положение;
г) принимает решение о привлечении при
необходимости к ликвидации чрезвычайных
ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований.
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания
Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральное Собрание Российской Федерации:
а) обеспечивает единообразие в законодательном
регулировании в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на
финансирование деятельности и мероприятий в
указанной области;
в) проводит парламентские слушания по вопросам
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
а) издает на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных
законов и нормативных актов Президента
Российской Федерации постановления и
распоряжения в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и
обеспечивает их исполнение;
б) организует проведение научных исследований
в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку и обеспечивает
выполнение специальных федеральных программ в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
г) определяет задачи, функции, порядок
деятельности, права и обязанности федеральных
органов исполнительной власти в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществляет руководство единой
государственной системой предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) обеспечивает создание федеральных резервов
финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
определяет порядок использования указанных
резервов;
е) устанавливает и контролирует процесс
производства, режим хранения, условия перевозки
и порядок использования радиоактивных и других
особо опасных веществ, соблюдение при этом
необходимых мер безопасности;
ж) устанавливает классификацию чрезвычайных
ситуаций и
полномочия исполнительных органов
государственной власти по их ликвидации;
з) принимает решения о непосредственном
руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и
об оказании помощи в случае их возникновения;
и) определяет порядок привлечения Войск
гражданской обороны Российской Федерации к
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) определяет порядок сбора информации в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной
информацией между исполнительными органами
государственной власти, а также органами
управления, специально уполномоченными на
решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 11. Полномочия органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти субъектов
Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными
законами законы и иные нормативные правовые акты
в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в
готовности необходимых сил и средств для защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обучение населения способам защиты и действиям в
указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении
эвакуационных мероприятий в чрезвычайных
ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и
обмен информацией в области защиты населения и
территорий от
чрезвычайных ситуаций, обеспечивают
своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные
и другие неотложные работы, а также поддерживают
общественный порядок в ходе их проведения; при
недостаточности собственных сил и средств
обращаются к Правительству Российской Федерации
за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют устойчивому функционированию
организаций в чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации постоянно
действующие органы управления, специально
уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления
самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в
готовности необходимых сил и средств для защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
обучение населения способам защиты и действиям в
этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении
эвакуационных мероприятий в чрезвычайных
ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и
обмен информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивают своевременное оповещение и
информирование населения об угрозе
возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные
и другие неотложные работы, а также поддерживают
общественный порядок при их проведении; при
недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью к органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию
организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления
постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Глава III. Государственное управление в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Статья 12. Федеральный орган исполнительной
власти, специально уполномоченный на решение
задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Для осуществления государственного управления
и координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
создается специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти.
Указанный федеральный орган создает
подведомственные ему территориальные органы.
Статья 13. Обязанности федеральных органов
исполнительной власти в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Федеральные органы исполнительной власти
организуют работу в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций в своей
сфере деятельности и порученных им отраслях
экономики в соответствии с настоящим
Федеральным законом и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным
организациям:
разрабатывают и осуществляют организационные
и инженерно-технические мероприятия по
повышению устойчивости функционирования
отрасли в чрезвычайных ситуациях;
утверждают и издают в соответствии с
федеральными требованиями отраслевые нормы и
правила безопасности производства,
технологических процессов, продукции, а также
правила защиты работников организаций от
чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают разработку и реализацию
мероприятий по укреплению радиационной,
химической, медико-биологической, взрывной,
пожарной, экологической безопасности, а также
соблюдение норм и правил инженерно-технических
мероприятий гражданской обороны при
проектировании, строительстве и эксплуатации
объектов производственного и социального
назначения;
финансируют и обеспечивают мероприятия по
предупреждению чрезвычайных ситуаций и
проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
организуют и обеспечивают проведение
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, испытательных и
проектных работ по проблемам безопасности;
б) по отношению к иным организациям, входящим в
состав отрасли:
осуществляют методическое руководство при
решении вопросов защиты работников организаций
от чрезвычайных ситуаций, повышения
устойчивости и безопасности функционирования
организаций;
разрабатывают и доводят до сведения
организаций отраслевые требования, нормативные
документы по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них
работников организаций и населения.
3. Руководители федеральных органов
исполнительной власти несут предусмотренную
законодательством Российской Федерации
ответственность за ненадлежащее выполнение
указанными органами возложенных на них задач и
осуществление своих функций в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы исполнительной власти
принимают решения об образовании в пределах
выделенных им ассигнований и штатной
численности подразделений для решения задач в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы исполнительной власти,
имеющие специально подготовленные и
аттестованные в установленном порядке силы и
средства для предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках
единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Обязанности организаций в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры
в области защиты работников организаций и
подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных
ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по
повышению устойчивости функционирования
организаций и обеспечению жизнедеятельности
работников организаций в чрезвычайных
ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и
поддержание в готовности к применению сил и
средств по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обучение работников
организаций способам защиты и действиям в
чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной
готовности локальные системы оповещения о
чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ
на подведомственных объектах
производственного и социального назначения и
на прилегающих к ним территориях в соответствии
с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите
работников организаций и подведомственных
объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке
информацию в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций об угрозе
возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций.
Статья 15. Участие общественных объединений в
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в
мероприятиях в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций в
соответствии с законодательством Российской
Федерации и со своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в
ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под
руководством соответствующих органов
управления единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций. На органы управления единой
государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается
ответственность за решение вопросов, связанных с
перевозкой членов общественных объединений к
зоне чрезвычайной ситуации и обратно,
организацией размещения, питания, оплаты труда,
материально-технического, медицинского и других
видов обеспечения их деятельности в этих
условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от
общественных объединений должны иметь
соответствующую подготовку, подтвержденную в
аттестационном порядке.
Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских
формирований для ликвидации чрезвычайных
ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут
привлекаться специально подготовленные силы и
средства Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований. Порядок их
привлечения определяется Президентом
Российской Федерации в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Применение сил и средств органов
внутренних дел Российской Федерации и органов
внутренних дел субъектов Российской Федерации
при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и
средства органов внутренних дел Российской
Федерации и органов внутренних дел субъектов
Российской Федерации применяются в соответствии
с задачами, возложенными на органы внутренних
дел законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Глава IV. Права и обязанности граждан Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и
социальная защита пострадавших
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации
чрезвычайных ситуаций использовать средства
коллективной и индивидуальной защиты и другое
имущество органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и организаций,
предназначенное для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они
могут подвергнуться в определенных местах
пребывания на территории страны, и о мерах
необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в
государственные органы и органы местного
самоуправления индивидуальные и коллективные
обращения по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в
мероприятиях по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью
и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и
льготы за проживание и работу в зонах
чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное социальное
страхование, получение компенсаций и льгот за
ущерб, причиненный их здоровью при выполнении
обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери
трудоспособности в связи с увечьем или
заболеванием, полученным при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном
для работников, инвалидность которых наступила
вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери
кормильца, погибшего или умершего от увечья или
заболевания, полученного при выполнении
обязанностей по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном
для семей граждан, погибших или умерших от
увечья, полученного при выполнении гражданского
долга по спасению человеческой жизни, охране
собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия государственного
социального страхования, виды и размеры
компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам
Российской Федерации в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, устанавливаются
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и
повседневной трудовой деятельности, не
допускать нарушений производственной и
технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые могут
привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы
оказания первой медицинской помощи
пострадавшим, правила пользования коллективными
и индивидуальными средствами защиты, постоянно
совершенствовать свои знания и практические
навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в
проведении аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
Глава V. Подготовка населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
Статья 20. Подготовка населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций определяется
Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях осуществляется в
организациях, в том числе в образовательных
учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов
организаций, а также сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций для защиты от
чрезвычайных ситуаций осуществляется в
учреждениях среднего и высшего
профессионального образования, в учреждениях
повышения квалификации, на курсах, в специальных
учебно-методических центрах и непосредственно
по месту работы.
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
обеспечивается органами управления, входящими в
единую государственную систему предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с
общественными объединениями, осуществляющими
свою деятельность в области защиты и спасения
людей, федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
могут использоваться средства массовой
информации.
Глава VI. Порядок финансового и материального
обеспечения мероприятий по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 22. Финансирование целевых программ
Финансирование целевых программ по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
по обеспечению устойчивости функционирования
организаций осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской
Федерации.
Статья 23. Финансирование органов управления,
специально уполномоченных на решение задач в
области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности постоянно
действующих органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
осуществляется за счет средств соответствующих
бюджетов.
Статья 24. Финансирование мероприятий по
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации
чрезвычайных ситуаций проводится за счет
средств организаций, находящихся в зонах
чрезвычайных ситуаций, средств федеральных
органов исполнительной власти, соответствующих
бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных
средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций
выделяются средства резервного фонда
Правительства Российской Федерации в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской
Федерации.
Статья 25. Создание и использование резервов
финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются
заблаговременно в целях экстренного привлечения
необходимых средств в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы
создаются федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также органами
местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в
части первой настоящей статьи резервов и порядок
восполнения использованных средств этих
резервов определяются законодательством
Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления.
Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и
контроль в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций
Статья 26. Государственная экспертиза в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для
реализации проектов и решения по объектам
производственного и социального назначения и
процессам, которые могут быть источниками
чрезвычайных ситуаций или могут влиять на
обеспечение защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, организуется и
проводится специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в целях проверки и
выявления степени их соответствия установленным
нормам, стандартам и правилам и осуществляется в
соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В случае необходимости экспертиза
предполагаемых для реализации проектов и
решений по объектам производственного и
социального назначения и процессам, которые
могут быть источниками чрезвычайных ситуаций
или могут влиять на обеспечение защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, может
проводиться общественными объединениями и
независимыми экспертами, а также специалистами
международных экспертных организаций в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации.
Статья 27. Надзор и контроль в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций проводятся в соответствии с задачами,
возложенными на единую государственную систему
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в целях проверки полноты выполнения
мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и готовности должностных лиц, сил и
средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной
области осуществляются федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в
соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Статья 28. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном
выполнении законодательства Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, создании
условий и предпосылок к возникновению
чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите
жизни и сохранению здоровья людей и других
противоправных действиях должностные лица и
граждане Российской Федерации несут
дисциплинарную, административную,
гражданско-правовую и уголовную
ответственность, а организации административную
и гражданско-правовую ответственность в
соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.
Глава VIII. Международные договоры Российской
Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Статья 29. Международные договоры Российской
Федерации
Если международными договорами Российской
Федерации установлены иные правила, чем те,
которые содержатся в законодательстве
Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, то
применяются правила международных договоров
Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 30. Вступление настоящего Федерального
закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых
актов в соответствие с настоящим Федеральным
законом
Нормативные акты Президента Российской
Федерации, нормативные правовые акты
Правительства Российской Федерации,
ведомственные нормативные правовые акты, законы
и иные нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации, нормативные правовые акты
органов местного самоуправления приводятся в
соответствие с настоящим Федеральным законом в
течение двух месяцев со дня его вступления в
силу.
Правительство Российской Федерации в
трехмесячный срок в установленном порядке
вносит в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации предложения о
приведении законодательства Российской
Федерации в соответствие с настоящим
Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
21 декабря 1994 года.
N 68-ФЗ
|