Некоммерческое партнерство "Научно-Информационное Агентство "НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА""
Сайт открыт 01.02.1999 г.

год 2010-й - более 30.000.000 обращений

Объем нашего портала 20 Гб
Власть
Выборы
Общественные организации
Внутренняя политика
Внешняя политика
Военная политика
Терроризм
Экономика
Глобализация
Финансы. Бюджет
Персональные страницы
Счетная палата
Образование
Обозреватель
Лица России
Хроника событий
Культура
Духовное наследие
Интеллект и право
Регионы
Библиотека
Наркология и психиатрия
Магазин
Реклама на сайте
Сельскохозяйственная политика
Концепция программы финансового оздоровления предприятий АПК

Отзыв на концепцию программы финансового оздоровления предприятий АПК

Анализ современного состояния.

В настоящее время формальные признаки банкротства имеются у 80-90 % сельскохозяйственных предприятий. Около 80 % предприятий реально неплатежеспособны, то есть, в принципе, не смогут погасить всю имеющуюся просроченную задолженность из собственной прибыли.

Несмотря на то, что по итогам 1999 года число убыточных предприятий сократилось на 29% и составило всего 59%, ситуация с неплатежеспособностью практически не изменилась. То есть предприятия, получающие прибыль, практически не сократили свою просроченную кредиторскую задолженность. Расчетные счета большинства неплатежеспособных предприятий давно закрыты, и они работают наличными деньгами через подотчетных лиц.

Общая просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий составляет свыше 170 млрд. руб., что превышает объем выручки сельского хозяйства в целом.

Основными кредиторами сельскохозяйственных предприятий являются бюджеты разных уровней (12,2 %), внебюджетные фонды (41 %), поставщики, главным образом естественные монополии (30,1 %), банки и другие финансовые организации (12,1 %). Таким образом, основными кредиторами являются государство и внебюджетные фонды. Отсюда следует, что вопрос о реструктуризации долгов и восстановлении платежеспособности практически полностью зависит от выбранной государственной политики.

В период с 1994 по 1999 год Правительство предпринимало ряд попыток реструктуризации задолженности сельхозпредприятий, однако ощутимых результатов они не дали. Государству так и не удалось четко сформулировать и провести определенную политику в этом вопросе.

Основной целью программы является восстановление платежеспособности и нормальной хозяйственной деятельности подавляющего большинства предприятий АПК на основе передачи неплатежеспособных предприятий и/или их ресурсов под контроль более эффективных собственников.

Для реализации этой цели необходимо найти и реализовать разумный компромисс интересов инвесторов, становящихся собственниками санируемых предприятий, и кредиторов, желающих получить максимум по своим долгам. Следует иметь в виду, что оплата долгов и инвестиции в технологическую модернизацию неплатежеспособных предприятий будут производиться из одного источника.

Практически ставится цель реформирования большинства предприятий АПК, организации на землях неплатежеспособных хозяйств эффективно и прибыльно работающих предприятий, способных платить все надлежащие платежи, задействования имеющихся в них материальных ресурсов и увеличения реальных доходов проживающего на этих территориях сельского населения.

Решение этой ключевой проблемы открывает новый этап в реформировании АПК и превращении его в прибыльную отрасль, обеспечивающую приемлемые доходы сельскому населению.

Организационная структура программы. Поскольку программа финансового оздоровления затрагивает интересы большого числа министерств и ведомств, общее руководство разработкой и реализацией этой программы, также как и всех других комплексных программ в сфере АПК , должно осуществляться Правительственной группой по решению стратегических финансово-экономических проблем АПК под руководством Первого заместителя председателя Правительства РФ А.Л. Кудрина. В состав этой группы должны войти заместитель председателя Правительства министр сельского хозяйства А.В. Гордеев (зам. председателя), министр экономики и развития Г.О. Греф, руководитель ФСФО Г.К. Таль, а так же представители других заинтересованных министерств, ведомств и естественных монополий.

Эта группа будет обсуждать и решать ключевые стратегические экономические и финансовые проблемы АПК, в число которых входят:

  • финансовое оздоровление предприятий АПК;
  • проблема экономической безопасности в сфере АПК;
  • проблемы взаимодействия АПК с другими отраслями экономики;
  • создание финансовой инфраструктуры АПК;
  • регулирование агропродовольственных и связанных с ними рынков и др.

Разработкой механизмов решения вышеозначенных и других стратегических проблем АПК будет заниматься специальная Рабочая группа под руководством зам. министра сельского хозяйства В.Г. Логинова. В ее состав войдут ведущие специалисты заинтересованных министерств и ведомств по конкретным решаемым проблемам, а также ученые-экономисты РАН и РАСХН. Результатом деятельности рабочей группы будут программы и механизмы их осуществления по отдельным стратегическим проблемам развития АПК.

Для осуществления и контроля за выполнением выработанных и утвержденных программ образуется Правительственная комиссия по финансовому оздоровлению и реформированию АПК (далее Правительственная комиссия) под руководством заместителя председателя Правительства министра сельского хозяйства А.В. Гордеева. В ее состав войдут директор Федеральной службы финансового оздоровления Г.К. Таль (зам. председателя), а также представители Минэкономразвития, Минюста, МВД, земельного комитета, естественных монополий (РАО ЕЭС, Газпром и т.д.) и других ведомств. Аналогичные комиссии создаются на региональном и районном уровнях. Председателями региональных и районных комиссий целесообразно назначить руководителей соответствующих служб ФСФО. Таким образом, будет создана вертикаль управления программами от федерального до районного уровня, что обеспечит эффективность их осуществления.

Центральной задачей Правительственной комиссии на ближайший период станет реализация программы финансового оздоровления предприятий АПК.

Предпосылки и принципиальные положения программы. При выработке программы предлагается исходить из следующих предпосылок и принципиальных положений.

а) Простое списание долгов неплатежеспособным предприятиям будет несправедливым и неэффективным. Оно несправедливо по отношению к тем 10-15% предприятий, которые все это время исправно платили все обязательные платежи. Оно неэффективно, поскольку не устраняет причин, вызвавших неплатежеспособность, и возникшая ситуация неизбежно воспроизведется вновь и после списания долгов.

б) Анализ деятельности платежеспособных предприятий показывает, что в каждой отрасли сельского хозяйства и практически в каждом регионе имеются эффективно работающие предприятия, хорошо адаптировавшиеся к сложным рыночным условиям, там нашлись умелые руководители, сумевшие построить эффективные организационные системы хозяйств и освоившие современный менеджмент. Отсюда можно сделать важный вывод о том, что центральным моментом в восстановлении платежеспособности является постановка в неплатежеспособном хозяйстве эффективного менеджмента. А это можно сделать только одним способом - передать данное хозяйство в управление, а лучше всего, в собственность носителям этого менеджмента. Ими, как правило, являются руководители успешных сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых организаций в сфере АПК.

в) В неплатежеспособных предприятиях сосредоточены огромные земельные и материальные ресурсы. При этом, чем хуже положение хозяйства, тем больше земли и материальных ресурсов приходится на одного реального работника. Поэтому переход практически свободных и неиспользуемых ресурсов к эффективным собственникам радикально улучшит ресурсоотдачу и финансово-экономическое положение в сельском хозяйстве в целом.

д) Государство должно сознательно отодвинуть на второй план цель получения максимума средств в бюджет и во внебюджетные фонды по долгам предприятий. Если инвестор, желающий купить долги неплатежеспособного хозяйство и основать на его базе эффективно работающее, аккуратно платящее все текущие платежи предприятие, то государство должно пойти ему на встречу и способствовать проведению переговоров с кредиторами для предоставления ему значительного дисконта по всем долгам. Если заставить инвестора заплатить слишком большую сумму по долгам, то у него, вероятнее всего, не останется денег на модернизацию предприятия (если он, вообще, пойдет на покупку долгов, поскольку инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных объектов в принципе не велика).

Государство должно идти навстречу только тем предприятиям, которые готовы сменить собственника на более эффективного и тем инвесторам, которые способны внедрить новый менеджмент и вложить в техническую модернизацию хозяйств достаточные для его восстановления средства. Осуществляя дисконтирование долгов, государство фактически сознательно вкладывает часть финансовых средств, накопленных в его дебиторской задолженности, в управленческую и технологическую модернизацию неплатежеспособных предприятий.

е) Необходимой и важнейшей предпосылкой осуществления программы финансового оздоровления являются решение земельного вопроса и организация современного регулируемого рынка земель сельскохозяйственного назначения. Без рынка земли инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных предприятий останется весьма низкой, и это будет препятствовать осуществлению предлагаемой программы финансового оздоровления. В связи с этим, работа на программой финансового оздоровления должна вестись параллельно с решением земельного вопроса и принятием Земельного кодекса.

Рабочие гипотезы и их проверка. Поскольку состояние предприятий АПК известно нам лишь по данным статистики, а они не могут быть достаточно точны в условиях, когда большинство предприятий осуществляют свою хозяйственную деятельность, используя наличный и, в значительной части, теневой оборот, при выработке программы необходимо опереться на некоторые рабочие гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей экспериментальной проверке.

Первая рабочая гипотеза состоит в том, что, несмотря на финансовые трудности, испытываемые большинством сельскохозяйственных предприятий, 70-80% из них способны восстановить свою платежеспособность и работать эффективно.

Для проверки этой гипотезы в ВИАПИ был проведен анализ финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий в

Некоторых регионах России. На основе расчета сводного индекса финансового благополучия все хозяйства были условно разбиты на пять групп.

  1. Финансово благополучные.
  2. Финансово неустойчивые: временно неплатежеспособные.
  3. Финансово неустойчивые: систематически неплатежеспособные.
  4. Несостоятельные: функционирующие, но неэффективные.
  5. Несостоятельные: фактически не функционирующие (развал финансово-экономической системы).

Первая группа включает сельхозпредприятия, которые функционируют нормально и в в которой не требуется какого-либо вмешательства государственных органов и кредиторов в их деятельность.

Вторая и третья группы - это финансово неустойчивые хозяйства, в которых должны быть проведены мероприятия по восстановлению платежеспособности. Во второй группе часть хозяйств могла бы рассчитаться с просроченными долгами, однако не делает этого, так как другие тоже не платят. Эти хозяйства “фиктивно” неплатежеспособны. Они по всем формальным балансовым показателям являются неплатежеспособными, но, на самом деле, ведут вполне успешную, хотя и отчасти нелегальную хозяйственную деятельность. В них обычно имеется группа лиц, сосредоточившая в своих руках реальную власть и контролирующая теневые денежные обороты хозяйства. Если будет объявлено о банкротстве таких хозяйств и продаже их долгов с определенным дисконтом, то эта группа, желая сохранить власть и доходы, сама выкупит долги предприятия.

В таких хозяйствах обычно сохранился кадровый и, отчасти, ресурсный потенциал. Их неплатежеспособность связана, главным образом, с отсутствием современного менеджмента и нехваткой средств для технологической модернизации. Если объявить эти предприятия банкротами и предложить к продаже их долги с определенным дисконтом, то гипотетически на этапе наблюдения найдутся инвесторы, желающие приобрести долги хозяйства и, таким образом, установить над ним контроль. Эти инвесторы заключат мировые соглашения с кредиторами и станут собственниками этих предприятий. После чего они радикально изменят там систему менеджмента и проведут необходимые мероприятия по технологической модернизации.

Четвертая и пятая группы – это несостоятельные хозяйства. Восстановить их платежеспособность невозможно. Земля и имущество этих хозяйств должны быть переданы новым пользователям, так как сами хозяйства не в состоянии их использовать.

Ниже в качестве примера приведена группировка сельхозпредприятий Московской области по индексу финансового благополучия (табл. 1).

Группировка сельхозпредприятий Московской области по совокупному индексу финансового благополучия

Группы хозяйств 1996г. 1997г. 1998г. 1999г.
Кол-во хоз-в В % к итогу Кол-во хоз-в В % к итогу Кол-во хоз-в В % к итогу Кол-во хоз-в В % к итогу
1. Финансово благополучные 42 10,6 58 14,2 66 16,1 90 21,8
2. Финансово неустойчивые 158 39,8 126 30,9 108 26,5 118 28,6
3. Неплатежеспособные 132 33,2 103 25,2 79 19,3 66 16,0
4. Несостоятельные 42 10,6 60 14,7 64 15,6 55 13,3
5. Полный развал финансово-экономической сисемы 23 5,8 61 15,0 92 22,5 84 20,3
ИТОГО 397 100 408 100 409 100 413 100

Анализ результатов группировки позволяет сделать следующие выводы:

  • ежегодно увеличивается численность финансово-благополучных хозяйств. Их доля в товарной продукции возросла с 26,0 % в 1995 г. до 33,8% в 1999г.;
  • численность финансово неустойчивых хозяйств (2 и 3 группы) сокращается. Их доля уменьшилась с 73% в 1996г. до 44,6% в 1999г. Часть этих хозяйств перешла в группу финансово благополучных, часть – в группы несостоятельных хозяйств.
  • численность хозяйств - фактических банкротов (5 группа) в последние годы, кроме 1999 г. резко росла. Эти хозяйства теряли свои позиции на рынке. Их доля в товарной продукции сократилась с 14,8 % в 1995 г. до 9,1%в 1999г.;
  • площадь сельхозугодий в благополучной группе хозяйств увеличилась на 4,2 %, а в неблагополучных за пять лет лишь 13,1 % сельхозугодий были переданы другим пользователям. Как правило, такая передача осуществляется путем выделения собственниками земельных долей и передачи их в аренду успешным крестьянским хозяйствам или сельхозпредприятиям

Земельная нагрузка на одного работника увеличилась в финансово-неблагополучных хозяйствах в 1,8 раз. Использовать эффективно свою землю неблагополучные хозяйства не могут. За четыре года посевные площади в них сократились почти на 40%. Поголовье скота в них также уменьшилось почти в 2,5 раза, т.е. сенокосы и пастбища не могли использоваться в полной мере. Типичной является картина, когда неиспользуемые в течение многих лет сенокосы и пастбища зарастают кустарником и лесом.

В финансово благополучных хозяйствах посевные площади сократились лишь на 3 %, а поголовье коров уменьшилось лишь на 8,7 %;

  • основные фонды сельхозназначения также остались в распоряжении как финансово благополучных, так и неблагополучных хозяйств. Однако в связи с резким сокращением численности работников фондовооруженность труда в неблагополучных хозяйствах выросла и стала почти вдвое выше, чем в благополучных. Но эффективно использовать эти фонды оставшиеся работники уже не могут. Более того, даже обеспечить охрану имущества оставшиеся работники не в силах. Когда на ферме не остается скота, ее перестают сторожить, что в большинстве случаев ведет к постепенному ее растаскиванию;
  • Экономическая эффективность деятельности финансово благополучных хозяйств за анализируемые годы повысилась – увеличился валовой доход в 3,5 раза. В финансово неблагополучных хозяйствах результаты оказались катастрофичными: валовой доход стал отрицательным, т.е. хозяйства жили за счет растрачивания накопленного ранее капитала.

Таким образом, финансовое оздоровление несостоятельных хозяйств невозможно без передачи земли и других ресурсов этих хозяйств инвесторам, заинтересованным в развитии сельхозпроизводства.

Необходимо в ближайшее время, после уточнения методики расчета индекса финансового благополучия, провести такую работу по всем регионам Российской Федерации.

В связи с этим необходимо провести полную перепись всех предприятий АПК и по определенной методике, предложенной Рабочей группой, выяснить их реальное финансово-экономическое состояние. Здесь необходимо использовать методы выборочных поверок, монографического описания отдельных типовых предприятий и сопоставления данных этих проверок с имеющейся статистической информацией. Проведение такой переписи станет важнейшим направлением деятельности Правительственной комиссии по финансовому оздоровлению и реформированию АПК. Составленная по результатам переписи база данных предприятий АПК позволит надежно прогнозировать результаты большинства предлагаемых вариантов аграрных реформ, направлений аграрной политики и механизмов регулирования агропродовольственных рынков.

Вторая рабочая гипотеза состоит в том, что в России существует достаточное количество потенциальных инвесторов. Способных и желающих направить имеющиеся у них финансовые ресурсы в АПК.

Потенциальными инвесторами являются:

  • финансово благополучные селъхозпредприятия, расположенные рядом с несостоятельным хозяйством и заинтересованные в его земле и других ресурсах;

    В Орловской области ЗАО “Масловское” Покровского района (директор Драгайцев А.И.) взяло в аренду земли и другие ресурсы пяти соседних хозяйств. Директор успешного ТНВ Будагов С.А. сформировал в Должанском районе агрофирму “Юность”, в которую вошло 6 соседних хозяйств.

  • птицефабрики и свинокомплексы, не имеющие достаточных угодий для производства зерна, заинтересованные в землях и других ресурсах неплатежеспособных хозяйств для самообеспечения концентратами;

    За 1995 - 1998 гг. успешные птицефабрики России увеличили площадь используемых земель более чем на 200 тыс. га.

  • перерабатывающие и торговые коммерческие организации, которым нужна сельскохозяйственная продукция. В целях повышения надежности поставок, изменения ассортимента и качества продукции, сокращения затрат на сырье. Многие из них вынуждены инвестировать средства в сельскохозяйственные предприятия;
  • поставщики ресурсов в АПК. Поставщики топлива, удобрений и других ресурсов в сельское хозяйство с целью возврата кредитов или извлечения прибыли берут землю и другие ресурсы сельхозпредприятий в аренду или на других основаниях, инвестируют собственные средства и организуют современное прибыльное производство зерна, подсолнечника и других культур.

По оценкам экспертов в Ростовской области таким образом обрабатывается более 20% всех посевов.

Иностранные инвесторы.

Немецкая компания Ehrmann, голландская Campina и французская Danon открыли собственные заводы по производству йогуртов в Подмосковье. Их поставщиками являются молочные хозяйства, которые для участия в программе при помощи иностранных инвесторов провели глубокую реорганизацию хозяйств, смену менеджмента и модернизацию производства.

Способы привлечения инвесторов к финансовому оздоровлению неплатежеспособных хозяйств могут быть разными для разных регионов.

Например, в Орловской области земля и другие ресурсы неплатежеспособных хозяйств перешли к агрофирмам. Кроме успешных сельскохозяйственных коммерческих организаций, о которых упоминалось выше, к финансовому оздоровлению неплатежеспособных хозяйств были привлечены:

  • ОАО “Орловская Нива”, которая создала 19 районных агрофирм и арендовала 265 тыс. га пашни и другие ресурсы около 100 неплатежеспособных сельхозпредприятий;
  • ОАО "Орловщина", которая объединила все птицефабрики области;
  • ОАО "Орелагроснаб", который создал 29 структурных подразделений в районах области и привлек 105 тыс. га земли и другие ресурсы неплатежеспособных сельхозпредприятий;
  • ОАО “ Орловский агрокомбинат” - новая крупная агрофирма, которая при поддержке областной администрации была специально создана для привлечения земли и других ресурсов неплатежеспособных хозяйств. Дочерние агрофирмы “Орловского агрокомбината” имеются в 16 районах. Они арендовали 251 тыс. га пашни и другие ресурсы более 100 неплатежеспособных сельхозпредприятий области.

Таким образом, в Орловской области перешло к новым пользователям более половины земли и имущества сельхозпредприятий области.

Обнадеживающим фактом является укрепление финансового положения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В 1999 году количество прибыльных предприятий отрасли возросло с 2994 до 3364. Вместо убытка в 1998 году 2,4 млрд. руб. в 1999 году получена прибыль 27,7 млрд. руб. Происходит рост числа предприятий отрасли, концентрация собственности у эффективных хозяев. Например, в сахарной отрасли около 45% предприятий находится в руках крупных частных владельцев.

Для привлечения инвесторов, заинтересованных в получении сельскохозяйственной продукции для переработки и реализации целесообразно:

  • обратиться к инвесторам с объяснением сложившейся ситуации и просьбой участвовать в финансовом оздоровлении сельхозпредприятий;
  • предоставить инвесторам списки и необходимую информацию о хозяйствах, нуждающихся в финансовом оздоровлении;
  • предоставить сельхозпредприятиям списки и необходимую информацию о потенциальных инвесторах;
  • принять решения о предоставлении инвесторам налоговых льгот по платежам в областной и местный бюджеты и довести эти решения до сведений заинтересованных организаций;
  • дать инвесторам право реструктуризации долгов сельхозпредприятий в случае принятия инвестором на себя правопреемства по обязательствам неплатежеспособного хозяйства;
  • использовать административные и экономические рычаги воздействия на фискальных кредиторов, естественные монополии, которые в процессе передачи ресурсов неплатежеспособного хозяйства новым пользователям и собственникам пытаются удовлетворить собственные требования, результатом чего может быть банкротство сельхозпредприятия со всеми указанными ранее негативными последствиями.

Обе рабочие гипотезы нуждаются в более тщательной проработке. Предварительный анализ займет не более трех месяцев. После них, параллельно с продолжением исследований в этих направлениях и составлением баз данных можно приступать широкомасштабному финансовому оздоровлению предприятий АПК, то есть фактически к новому этапу аграрных реформ.

  • Механизмы финансового оздоровления
    1. После организации региональных и районных подкомиссий Правительственной комиссии по финансовому оздоровлению и реформированию АПК и предварительного краткого обследования неплатежеспособных хозяйств районов ФСФО объявляет о банкротстве всех предприятий, удовлетворяющих законодательно установленным признакам банкротства.
    2. Назначенные по рекомендации районных комиссий временныеуправляющие на этапе наблюдения проводят предварительный анализ состояния предприятий и вырабатывают структуру бизнеса, позволяющую вести эффективное производство. Исходя из этого они оценивают инвестиционную привлекательность хозяйств.
    3. Проводится инвентаризация имущества предприятия и кредиторской задолженности, а также работа по выявлению и привлечению потенциальных инвесторов, желающих купить долги и фактически приобрести данное предприятие.
    4. Если надежный инвестор находится, то районная комиссия по оздоровлению, представляющая собой фактически комитет кредиторов, ведет с ним и временным управляющим переговоры о дисконте при покупке долгов и возможных схемах реструктуризации. В своей работе районная комиссия должна руководствоваться общими правилами определения дисконтов и реструктуризации задолженности, выработанные Рабочей группой и утвержденные Правительственной комиссией. При установлении дисконта могут учитываться инвестиционные обязательства инвестора по технологической модернизации предприятия.
    5. В случае успеха переговоров о покупке и реструктуризации долгов внутренний (для хозяйств первой подгруппы третьей группы) или внешний инвестор, используя известные юридические процедуры, становится владельцем предприятия. После чего он приступает к его организационной и технологической модернизации.
    6. Если инвестор, желающий приобрести долги с устраивающимкредиторов дисконтом, не находится, то данное предприятие рассматривается как безнадежно неплатежеспособное (вторая группа) и в соответствии с Законом “О банкротстве” осуществляется конкурсное производство и продажа имущества хозяйства. В результате ликвидные ресурсы этого предприятия достаточно быстро оказываются в руках новых собственников и возвращаются в хозяйственный оборот.

    Таким образом, в результате осуществления масштабных аграрных реформ по данной программе неплатежеспособные предприятия и их ресурсы перейдут к эффективным собственникам, уже доказавшим свою способность работать в современных условиях. Это создаст основу для осуществления аграрных реформ по другим направлениям.

  • Необходимые решения Правительства и других заинтересованных организаций для осуществления программы.

    Для успешной реализации программы необходимо:

    1. Внести поправку в Федеральный закон “О бюджете”, дающую возможность производить дисконтирование и реструктуризацию долгов в соответствии с программой финансового оздоровления.
    2. Принять Постановление Правительства об организации Правительственной комиссии по финансовому оздоровлению и реформированию АПК с наделением ее необходимыми для осуществления программы полномочиями и правами по открытию ведомственной и коммерческой информации.
    3. Принять совместное решение Правительства, внебюджетных фондов и естественных монополий по участию в программе финансового оздоровления и дисконтированию долгов.
    Концепция программы финансового оздоровления предприятий АПК Совместное заседание правления координационного совета содействия отечественным товаропроизводителям (КСОТ) и президиума центрального совета Агропромышленного союза России Отзыв на концепцию программы финансового оздоровления предприятий АПК Необходимые решения Правительства и других заинтересованных организаций для осуществления программы
    Анализ современного состояния.

    В настоящее время формальные признаки банкротства имеются у 80-90 % сельскохозяйственных предприятий. Около 80 % предприятий реально неплатежеспособны, то есть, в принципе, не смогут погасить всю имеющуюся просроченную задолженность из собственной прибыли.

    Несмотря на то, что по итогам 1999 года число убыточных предприятий сократилось на 29% и составило всего 59%, ситуация с неплатежеспособностью практически не изменилась. То есть предприятия, получающие прибыль, практически не сократили свою просроченную кредиторскую задолженность. Расчетные счета большинства неплатежеспособных предприятий давно закрыты, и они работают наличными деньгами через подотчетных лиц.

    Общая просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий составляет свыше 170 млрд. руб., что превышает объем выручки сельского хозяйства в целом.

    Основными кредиторами сельскохозяйственных предприятий являются бюджеты разных уровней (12,2 %), внебюджетные фонды (41 %), поставщики, главным образом естественные монополии (30,1 %), банки и другие финансовые организации (12,1 %). Таким образом, основными кредиторами являются государство и внебюджетные фонды. Отсюда следует, что вопрос о реструктуризации долгов и восстановлении платежеспособности практически полностью зависит от выбранной государственной политики.

    В период с 1994 по 1999 год Правительство предпринимало ряд попыток реструктуризации задолженности сельхозпредприятий, однако ощутимых результатов они не дали. Государству так и не удалось четко сформулировать и провести определенную политику в этом вопросе.

    Основной целью программы является восстановление платежеспособности и нормальной хозяйственной деятельности подавляющего большинства предприятий АПК на основе передачи неплатежеспособных предприятий и/или их ресурсов под контроль более эффективных собственников.

    Для реализации этой цели необходимо найти и реализовать разумный компромисс интересов инвесторов, становящихся собственниками санируемых предприятий, и кредиторов, желающих получить максимум по своим долгам. Следует иметь в виду, что оплата долгов и инвестиции в технологическую модернизацию неплатежеспособных предприятий будут производиться из одного источника.

    Практически ставится цель реформирования большинства предприятий АПК, организации на землях неплатежеспособных хозяйств эффективно и прибыльно работающих предприятий, способных платить все надлежащие платежи, задействования имеющихся в них материальных ресурсов и увеличения реальных доходов проживающего на этих территориях сельского населения.

    Решение этой ключевой проблемы открывает новый этап в реформировании АПК и превращении его в прибыльную отрасль, обеспечивающую приемлемые доходы сельскому населению.

    Организационная структура программы. Поскольку программа финансового оздоровления затрагивает интересы большого числа министерств и ведомств, общее руководство разработкой и реализацией этой программы, также как и всех других комплексных программ в сфере АПК , должно осуществляться Правительственной группой по решению стратегических финансово-экономических проблем АПК под руководством Первого заместителя председателя Правительства РФ А.Л. Кудрина. В состав этой группы должны войти заместитель председателя Правительства министр сельского хозяйства А.В. Гордеев (зам. председателя), министр экономики и развития Г.О. Греф, руководитель ФСФО Г.К. Таль, а так же представители других заинтересованных министерств, ведомств и естественных монополий.

    Эта группа будет обсуждать и решать ключевые стратегические экономические и финансовые проблемы АПК, в число которых входят:

    • финансовое оздоровление предприятий АПК;
    • проблема экономической безопасности в сфере АПК;
    • проблемы взаимодействия АПК с другими отраслями экономики;
    • создание финансовой инфраструктуры АПК;
    • регулирование агропродовольственных и связанных с ними рынков и др.

    Разработкой механизмов решения вышеозначенных и других стратегических проблем АПК будет заниматься специальная Рабочая группа под руководством зам. министра сельского хозяйства В.Г. Логинова. В ее состав войдут ведущие специалисты заинтересованных министерств и ведомств по конкретным решаемым проблемам, а также ученые-экономисты РАН и РАСХН. Результатом деятельности рабочей группы будут программы и механизмы их осуществления по отдельным стратегическим проблемам развития АПК.

    Для осуществления и контроля за выполнением выработанных и утвержденных программ образуется Правительственная комиссия по финансовому оздоровлению и реформированию АПК (далее Правительственная комиссия) под руководством заместителя председателя Правительства министра сельского хозяйства А.В. Гордеева. В ее состав войдут директор Федеральной службы финансового оздоровления Г.К. Таль (зам. председателя), а также представители Минэкономразвития, Минюста, МВД, земельного комитета, естественных монополий (РАО ЕЭС, Газпром и т.д.) и других ведомств. Аналогичные комиссии создаются на региональном и районном уровнях. Председателями региональных и районных комиссий целесообразно назначить руководителей соответствующих служб ФСФО. Таким образом, будет создана вертикаль управления программами от федерального до районного уровня, что обеспечит эффективность их осуществления.

    Центральной задачей Правительственной комиссии на ближайший период станет реализация программы финансового оздоровления предприятий АПК.

    Предпосылки и принципиальные положения программы. При выработке программы предлагается исходить из следующих предпосылок и принципиальных положений.

    а) Простое списание долгов неплатежеспособным предприятиям будет несправедливым и неэффективным. Оно несправедливо по отношению к тем 10-15% предприятий, которые все это время исправно платили все обязательные платежи. Оно неэффективно, поскольку не устраняет причин, вызвавших неплатежеспособность, и возникшая ситуация неизбежно воспроизведется вновь и после списания долгов.

    б) Анализ деятельности платежеспособных предприятий показывает, что в каждой отрасли сельского хозяйства и практически в каждом регионе имеются эффективно работающие предприятия, хорошо адаптировавшиеся к сложным рыночным условиям, там нашлись умелые руководители, сумевшие построить эффективные организационные системы хозяйств и освоившие современный менеджмент. Отсюда можно сделать важный вывод о том, что центральным моментом в восстановлении платежеспособности является постановка в неплатежеспособном хозяйстве эффективного менеджмента. А это можно сделать только одним способом - передать данное хозяйство в управление, а лучше всего, в собственность носителям этого менеджмента. Ими, как правило, являются руководители успешных сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых организаций в сфере АПК.

    в) В неплатежеспособных предприятиях сосредоточены огромные земельные и материальные ресурсы. При этом, чем хуже положение хозяйства, тем больше земли и материальных ресурсов приходится на одного реального работника. Поэтому переход практически свободных и неиспользуемых ресурсов к эффективным собственникам радикально улучшит ресурсоотдачу и финансово-экономическое положение в сельском хозяйстве в целом.

    д) Государство должно сознательно отодвинуть на второй план цель получения максимума средств в бюджет и во внебюджетные фонды по долгам предприятий. Если инвестор, желающий купить долги неплатежеспособного хозяйство и основать на его базе эффективно работающее, аккуратно платящее все текущие платежи предприятие, то государство должно пойти ему на встречу и способствовать проведению переговоров с кредиторами для предоставления ему значительного дисконта по всем долгам. Если заставить инвестора заплатить слишком большую сумму по долгам, то у него, вероятнее всего, не останется денег на модернизацию предприятия (если он, вообще, пойдет на покупку долгов, поскольку инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных объектов в принципе не велика).

    Государство должно идти навстречу только тем предприятиям, которые готовы сменить собственника на более эффективного и тем инвесторам, которые способны внедрить новый менеджмент и вложить в техническую модернизацию хозяйств достаточные для его восстановления средства. Осуществляя дисконтирование долгов, государство фактически сознательно вкладывает часть финансовых средств, накопленных в его дебиторской задолженности, в управленческую и технологическую модернизацию неплатежеспособных предприятий.

    е) Необходимой и важнейшей предпосылкой осуществления программы финансового оздоровления являются решение земельного вопроса и организация современного регулируемого рынка земель сельскохозяйственного назначения. Без рынка земли инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных предприятий останется весьма низкой, и это будет препятствовать осуществлению предлагаемой программы финансового оздоровления. В связи с этим, работа на программой финансового оздоровления должна вестись параллельно с решением земельного вопроса и принятием Земельного кодекса.

    Рабочие гипотезы и их проверка. Поскольку состояние предприятий АПК известно нам лишь по данным статистики, а они не могут быть достаточно точны в условиях, когда большинство предприятий осуществляют свою хозяйственную деятельность, используя наличный и, в значительной части, теневой оборот, при выработке программы необходимо опереться на некоторые рабочие гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей экспериментальной проверке.

    Первая рабочая гипотеза состоит в том, что, несмотря на финансовые трудности, испытываемые большинством сельскохозяйственных предприятий, 70-80% из них способны восстановить свою платежеспособность и работать эффективно.

    Для проверки этой гипотезы в ВИАПИ был проведен анализ финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий в

    Некоторых регионах России. На основе расчета сводного индекса финансового благополучия все хозяйства были условно разбиты на пять групп.

    1. Финансово благополучные.
    2. Финансово неустойчивые: временно неплатежеспособные.
    3. Финансово неустойчивые: систематически неплатежеспособные.
    4. Несостоятельные: функционирующие, но неэффективные.
    5. Несостоятельные: фактически не функционирующие (развал финансово-экономической системы).

    Первая группа включает сельхозпредприятия, которые функционируют нормально и в в которой не требуется какого-либо вмешательства государственных органов и кредиторов в их деятельность.

    Вторая и третья группы - это финансово неустойчивые хозяйства, в которых должны быть проведены мероприятия по восстановлению платежеспособности. Во второй группе часть хозяйств могла бы рассчитаться с просроченными долгами, однако не делает этого, так как другие тоже не платят. Эти хозяйства “фиктивно” неплатежеспособны. Они по всем формальным балансовым показателям являются неплатежеспособными, но, на самом деле, ведут вполне успешную, хотя и отчасти нелегальную хозяйственную деятельность. В них обычно имеется группа лиц, сосредоточившая в своих руках реальную власть и контролирующая теневые денежные обороты хозяйства. Если будет объявлено о банкротстве таких хозяйств и продаже их долгов с определенным дисконтом, то эта группа, желая сохранить власть и доходы, сама выкупит долги предприятия.

    В таких хозяйствах обычно сохранился кадровый и, отчасти, ресурсный потенциал. Их неплатежеспособность связана, главным образом, с отсутствием современного менеджмента и нехваткой средств для технологической модернизации. Если объявить эти предприятия банкротами и предложить к продаже их долги с определенным дисконтом, то гипотетически на этапе наблюдения найдутся инвесторы, желающие приобрести долги хозяйства и, таким образом, установить над ним контроль. Эти инвесторы заключат мировые соглашения с кредиторами и станут собственниками этих предприятий. После чего они радикально изменят там систему менеджмента и проведут необходимые мероприятия по технологической модернизации.

    Четвертая и пятая группы – это несостоятельные хозяйства. Восстановить их платежеспособность невозможно. Земля и имущество этих хозяйств должны быть переданы новым пользователям, так как сами хозяйства не в состоянии их использовать.

    Ниже в качестве примера приведена группировка сельхозпредприятий Московской области по индексу финансового благополучия (табл. 1).

    Группировка сельхозпредприятий Московской области по совокупному индексу финансового благополучия

    Группы хозяйств 1996г. 1997г. 1998г. 1999г.
    Кол-во хоз-в В % к итогу Кол-во хоз-в В % к итогу Кол-во хоз-в В % к итогу Кол-во хоз-в В % к итогу
    1. Финансово благополучные 42 10,6 58 14,2 66 16,1 90 21,8
    2. Финансово неустойчивые 158 39,8 126 30,9 108 26,5 118 28,6
    3. Неплатежеспособные 132 33,2 103 25,2 79 19,3 66 16,0
    4. Несостоятельные 42 10,6 60 14,7 64 15,6 55 13,3
    5. Полный развал финансово-экономической сисемы 23 5,8 61 15,0 92 22,5 84 20,3
    ИТОГО 397 100 408 100 409 100 413 100

    Анализ результатов группировки позволяет сделать следующие выводы:

    • ежегодно увеличивается численность финансово-благополучных хозяйств. Их доля в товарной продукции возросла с 26,0 % в 1995 г. до 33,8% в 1999г.;
    • численность финансово неустойчивых хозяйств (2 и 3 группы) сокращается. Их доля уменьшилась с 73% в 1996г. до 44,6% в 1999г. Часть этих хозяйств перешла в группу финансово благополучных, часть – в группы несостоятельных хозяйств.
    • численность хозяйств - фактических банкротов (5 группа) в последние годы, кроме 1999 г. резко росла. Эти хозяйства теряли свои позиции на рынке. Их доля в товарной продукции сократилась с 14,8 % в 1995 г. до 9,1%в 1999г.;
    • площадь сельхозугодий в благополучной группе хозяйств увеличилась на 4,2 %, а в неблагополучных за пять лет лишь 13,1 % сельхозугодий были переданы другим пользователям. Как правило, такая передача осуществляется путем выделения собственниками земельных долей и передачи их в аренду успешным крестьянским хозяйствам или сельхозпредприятиям

    Земельная нагрузка на одного работника увеличилась в финансово-неблагополучных хозяйствах в 1,8 раз. Использовать эффективно свою землю неблагополучные хозяйства не могут. За четыре года посевные площади в них сократились почти на 40%. Поголовье скота в них также уменьшилось почти в 2,5 раза, т.е. сенокосы и пастбища не могли использоваться в полной мере. Типичной является картина, когда неиспользуемые в течение многих лет сенокосы и пастбища зарастают кустарником и лесом.

    В финансово благополучных хозяйствах посевные площади сократились лишь на 3 %, а поголовье коров уменьшилось лишь на 8,7 %;

    • основные фонды сельхозназначения также остались в распоряжении как финансово благополучных, так и неблагополучных хозяйств. Однако в связи с резким сокращением численности работников фондовооруженность труда в неблагополучных хозяйствах выросла и стала почти вдвое выше, чем в благополучных. Но эффективно использовать эти фонды оставшиеся работники уже не могут. Более того, даже обеспечить охрану имущества оставшиеся работники не в силах. Когда на ферме не остается скота, ее перестают сторожить, что в большинстве случаев ведет к постепенному ее растаскиванию;
    • Экономическая эффективность деятельности финансово благополучных хозяйств за анализируемые годы повысилась – увеличился валовой доход в 3,5 раза. В финансово неблагополучных хозяйствах результаты оказались катастрофичными: валовой доход стал отрицательным, т.е. хозяйства жили за счет растрачивания накопленного ранее капитала.

    Таким образом, финансовое оздоровление несостоятельных хозяйств невозможно без передачи земли и других ресурсов этих хозяйств инвесторам, заинтересованным в развитии сельхозпроизводства.

    Необходимо в ближайшее время, после уточнения методики расчета индекса финансового благополучия, провести такую работу по всем регионам Российской Федерации.

    В связи с этим необходимо провести полную перепись всех предприятий АПК и по определенной методике, предложенной Рабочей группой, выяснить их реальное финансово-экономическое состояние. Здесь необходимо использовать методы выборочных поверок, монографического описания отдельных типовых предприятий и сопоставления данных этих проверок с имеющейся статистической информацией. Проведение такой переписи станет важнейшим направлением деятельности Правительственной комиссии по финансовому оздоровлению и реформированию АПК. Составленная по результатам переписи база данных предприятий АПК позволит надежно прогнозировать результаты большинства предлагаемых вариантов аграрных реформ, направлений аграрной политики и механизмов регулирования агропродовольственных рынков.

    Вторая рабочая гипотеза состоит в том, что в России существует достаточное количество потенциальных инвесторов. Способных и желающих направить имеющиеся у них финансовые ресурсы в АПК.

    Потенциальными инвесторами являются:

    • финансово благополучные селъхозпредприятия, расположенные рядом с несостоятельным хозяйством и заинтересованные в его земле и других ресурсах;

      В Орловской области ЗАО “Масловское” Покровского района (директор Драгайцев А.И.) взяло в аренду земли и другие ресурсы пяти соседних хозяйств. Директор успешного ТНВ Будагов С.А. сформировал в Должанском районе агрофирму “Юность”, в которую вошло 6 соседних хозяйств.

    • птицефабрики и свинокомплексы, не имеющие достаточных угодий для производства зерна, заинтересованные в землях и других ресурсах неплатежеспособных хозяйств для самообеспечения концентратами;

      За 1995 - 1998 гг. успешные птицефабрики России увеличили площадь используемых земель более чем на 200 тыс. га.

    • перерабатывающие и торговые коммерческие организации, которым нужна сельскохозяйственная продукция. В целях повышения надежности поставок, изменения ассортимента и качества продукции, сокращения затрат на сырье. Многие из них вынуждены инвестировать средства в сельскохозяйственные предприятия;
    • поставщики ресурсов в АПК. Поставщики топлива, удобрений и других ресурсов в сельское хозяйство с целью возврата кредитов или извлечения прибыли берут землю и другие ресурсы сельхозпредприятий в аренду или на других основаниях, инвестируют собственные средства и организуют современное прибыльное производство зерна, подсолнечника и других культур.

    По оценкам экспертов в Ростовской области таким образом обрабатывается более 20% всех посевов.

    Иностранные инвесторы.

    Немецкая компания Ehrmann, голландская Campina и французская Danon открыли собственные заводы по производству йогуртов в Подмосковье. Их поставщиками являются молочные хозяйства, которые для участия в программе при помощи иностранных инвесторов провели глубокую реорганизацию хозяйств, смену менеджмента и модернизацию производства.

    Способы привлечения инвесторов к финансовому оздоровлению неплатежеспособных хозяйств могут быть разными для разных регионов.

    Например, в Орловской области земля и другие ресурсы неплатежеспособных хозяйств перешли к агрофирмам. Кроме успешных сельскохозяйственных коммерческих организаций, о которых упоминалось выше, к финансовому оздоровлению неплатежеспособных хозяйств были привлечены:

    • ОАО “Орловская Нива”, которая создала 19 районных агрофирм и арендовала 265 тыс. га пашни и другие ресурсы около 100 неплатежеспособных сельхозпредприятий;
    • ОАО "Орловщина", которая объединила все птицефабрики области;
    • ОАО "Орелагроснаб", который создал 29 структурных подразделений в районах области и привлек 105 тыс. га земли и другие ресурсы неплатежеспособных сельхозпредприятий;
    • ОАО “ Орловский агрокомбинат” - новая крупная агрофирма, которая при поддержке областной администрации была специально создана для привлечения земли и других ресурсов неплатежеспособных хозяйств. Дочерние агрофирмы “Орловского агрокомбината” имеются в 16 районах. Они арендовали 251 тыс. га пашни и другие ресурсы более 100 неплатежеспособных сельхозпредприятий области.

    Таким образом, в Орловской области перешло к новым пользователям более половины земли и имущества сельхозпредприятий области.

    Обнадеживающим фактом является укрепление финансового положения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В 1999 году количество прибыльных предприятий отрасли возросло с 2994 до 3364. Вместо убытка в 1998 году 2,4 млрд. руб. в 1999 году получена прибыль 27,7 млрд. руб. Происходит рост числа предприятий отрасли, концентрация собственности у эффективных хозяев. Например, в сахарной отрасли около 45% предприятий находится в руках крупных частных владельцев.

    Для привлечения инвесторов, заинтересованных в получении сельскохозяйственной продукции для переработки и реализации целесообразно:

    • обратиться к инвесторам с объяснением сложившейся ситуации и просьбой участвовать в финансовом оздоровлении сельхозпредприятий;
    • предоставить инвесторам списки и необходимую информацию о хозяйствах, нуждающихся в финансовом оздоровлении;
    • предоставить сельхозпредприятиям списки и необходимую информацию о потенциальных инвесторах;
    • принять решения о предоставлении инвесторам налоговых льгот по платежам в областной и местный бюджеты и довести эти решения до сведений заинтересованных организаций;
    • дать инвесторам право реструктуризации долгов сельхозпредприятий в случае принятия инвестором на себя правопреемства по обязательствам неплатежеспособного хозяйства;
    • использовать административные и экономические рычаги воздействия на фискальных кредиторов, естественные монополии, которые в процессе передачи ресурсов неплатежеспособного хозяйства новым пользователям и собственникам пытаются удовлетворить собственные требования, результатом чего может быть банкротство сельхозпредприятия со всеми указанными ранее негативными последствиями.

    Обе рабочие гипотезы нуждаются в более тщательной проработке. Предварительный анализ займет не более трех месяцев. После них, параллельно с продолжением исследований в этих направлениях и составлением баз данных можно приступать широкомасштабному финансовому оздоровлению предприятий АПК, то есть фактически к новому этапу аграрных реформ.

  • Механизмы финансового оздоровления
    1. После организации региональных и районных подкомиссий Правительственной комиссии по финансовому оздоровлению и реформированию АПК и предварительного краткого обследования неплатежеспособных хозяйств районов ФСФО объявляет о банкротстве всех предприятий, удовлетворяющих законодательно установленным признакам банкротства.
    2. Назначенные по рекомендации районных комиссий временныеуправляющие на этапе наблюдения проводят предварительный анализ состояния предприятий и вырабатывают структуру бизнеса, позволяющую вести эффективное производство. Исходя из этого они оценивают инвестиционную привлекательность хозяйств.
    3. Проводится инвентаризация имущества предприятия и кредиторской задолженности, а также работа по выявлению и привлечению потенциальных инвесторов, желающих купить долги и фактически приобрести данное предприятие.
    4. Если надежный инвестор находится, то районная комиссия по оздоровлению, представляющая собой фактически комитет кредиторов, ведет с ним и временным управляющим переговоры о дисконте при покупке долгов и возможных схемах реструктуризации. В своей работе районная комиссия должна руководствоваться общими правилами определения дисконтов и реструктуризации задолженности, выработанные Рабочей группой и утвержденные Правительственной комиссией. При установлении дисконта могут учитываться инвестиционные обязательства инвестора по технологической модернизации предприятия.
    5. В случае успеха переговоров о покупке и реструктуризации долгов внутренний (для хозяйств первой подгруппы третьей группы) или внешний инвестор, используя известные юридические процедуры, становится владельцем предприятия. После чего он приступает к его организационной и технологической модернизации.
    6. Если инвестор, желающий приобрести долги с устраивающимкредиторов дисконтом, не находится, то данное предприятие рассматривается как безнадежно неплатежеспособное (вторая группа) и в соответствии с Законом “О банкротстве” осуществляется конкурсное производство и продажа имущества хозяйства. В результате ликвидные ресурсы этого предприятия достаточно быстро оказываются в руках новых собственников и возвращаются в хозяйственный оборот.

    Таким образом, в результате осуществления масштабных аграрных реформ по данной программе неплатежеспособные предприятия и их ресурсы перейдут к эффективным собственникам, уже доказавшим свою способность работать в современных условиях. Это создаст основу для осуществления аграрных реформ по другим направлениям.

  • Необходимые решения Правительства и других заинтересованных организаций для осуществления программы.

    Для успешной реализации программы необходимо:

    1. Внести поправку в Федеральный закон “О бюджете”, дающую возможность производить дисконтирование и реструктуризацию долгов в соответствии с программой финансового оздоровления.
    2. Принять Постановление Правительства об организации Правительственной комиссии по финансовому оздоровлению и реформированию АПК с наделением ее необходимыми для осуществления программы полномочиями и правами по открытию ведомственной и коммерческой информации.
    3. Принять совместное решение Правительства, внебюджетных фондов и естественных монополий по участию в программе финансового оздоровления и дисконтированию долгов.

    Межрегиональная торговая система
    "Зерно"
    2000-2001 г.г.


       TopList         



  • Как выиграть в интернет казино?
  • Криптопрогнозы на пол года от Шона Уильямса
  • Применение алмазного оборудования в современном строительстве
  • Как ухаживать за окнами при алюминиевом остеклении
  • Уборка гостиниц
  • Разновидности ограждений
  • Заказать ремонт в ванной
  • Юридическая консультация: как оспорить завещание?
  • Как открыть продуктовый магазин - простой бизнес-план
  • Способы заработка и покупки биткоина
  • Ремонт квартир в городах: Орехово - Зуево, Шатура, Куроская
  • Как недорого получить права.
  • Обменять Киви на Перфект в лучшем сервере обменников
  • Как отличить подделку УГГИ от оригинала
  • Деньги тратил в казино - прямиком от производителя
  • Игровые автоматы вулкан ойлан - лицензионная верси
  • В казино Супер Слотс бесплатно можно играть в лучшие автоматы мировых производителей софта
  • Игровые автоматы онлайн на igrovye-avtomati.co
  • Исследование и объяснение шизофрении
  • Где купить ноутбук Делл
  • Брендирование фирменного салона продаж
  • Компания по грузоперевозкам: как правильно выбрать?
  • Обзор телевизоров Филипс
  • Несколько важных параметров выбора современных мотопомп
  • Обзор кофеварок

  • TopList  

     
     Адреса электронной почты:  Подберезкин А.И. |  Подберезкин И.И. |  Реклама | 
    © 1999-2007 Наследие.Ru
    Информационно-аналитический портал "Наследие"
    Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-6904 от 8 апреля 2003 года.
    При полном или частичном использовании материалов, ссылка на Наследие.Ru обязательна.
    Информацию и вопросы направляйте в службу поддержки